Топ-100
Несколько слов:
Глава 7. ОБУЗДАНИЕ ЯЗЫКА В ПИЩЕ И РЕЧИ

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

ОБУЗДАНИЕ ЯЗЫКА В ПИЩЕ И РЕЧИ
Одной из самых главных дисциплин, необходимых для того, чтобы придти к единству с Богом, является контроль языка; его надо практиковать как в области пищи, так и в области речи. Гита утверждает, что без контроля над языком невозможно следовать путём преданности и войти в покои Йоги, ведущей к Богу.
Воплощения Любви!

Как большинство животных и птиц, человек обладает пятью органами чувств. Органы чувств следует использовать чрезвычайно осторожно, всегда осознавая их возможности и ограничения. Их надо контролировать так же, как вы контролируете мощные энергии и инструменты, используемые в повседневной жизни. Например, если пользоваться огнём осторожно и мудро, он во многих случаях может быть вам полезен; но когда он выходит из-под контроля, он может принести большой вред. Возьмите к примеру электричество или нож: если вы знаете, как правильно пользоваться ими, они принесут благо, в противном случае они могут быть очень опасны. Всё зависит от осторожности и от вашей разумности. Веданта обращает особое внимание на то, как правильно использовать органы чувств и как применять это знание в повседневной жизни.

Двойная сила языка

Каждый орган чувств, данный человеку, имеет только одно свойственное ему применение, но язык наделён двойной силой: он обладает силой речи и силой вкуса. В ГитеГосподь предупреждает вас о том, что язык надо применять с особой осторожностью. Он хвалит того преданного, который достиг полного контроля над своим языком, ибо у такого преданного скоро разовьётся чистое и уравновешенное сердце, и он будет чувствовать постоянное присутствие Господа. Чтобы добиться такого контроля, преданные практикуют особые дисциплины, такие как соблюдение молчания, контроль диеты или соблюдение полного поста.

Пост способствует здоровью физического тела; в ментальной области он приносит радость и блаженство. Неограниченное и нерегулируемое принятие пищи очень вредно для человека. Потворство в употреблении различных видов вкусной пищи может привести преданного к бездеятельности и инерции тамас-гуны. Думать, что можно продолжать наслаждаться удовольствиями пищи, пытаясь в то же время угодить Богу и насладиться близостью к Нему, чрезвычайно глупо. Эти две вещи: наслаждение пищей и достижение близости к Богу, — несовместимы. Поэтому с самого начала вы должны приложить все силы, чтобы держать язык под контролем. Стоит вам овладеть языком, как остальные органы чувств тоже автоматически попадут под контроль.

Контроль над языком

Сегодня преданные берут на себя всякого рода нормы и правила, чтобы жить строгой духовной жизнью; к сожалению, это недостаточно эффективно для достижения контроля над языком. В действительности нет необходимости предпринимать такие огромные усилия, чтобы контролировать различные органы чувств; если достигнут контроль над языком, то все остальные органы чувств придут в соответствие сами по себе. Человек подвержен многочисленным сомнениям, эмоциональным всплескам, противоречиям и смятению, потому что он не может добиться контроля над своим языком. Контроль языка относится не только к пище, но и к речи. Следует признать, что нет ничего более могущественного, чем сила слова. По этой причине надо держать свою речь под строгим контролем.

Вы можете наблюдать, что в жизни часто приходится жертвовать даже ради малого. Ничего нельзя получить даром. Человек готов пожертвовать своей жизнью даже ради чего-то небольшого, незначительного, ненужного. Но он не ищет самого главного, того, что включает в себя всё остальное и что лежит в основе всего. Атма — величайшее из всех сокровищ. Только отказавшись от чего-то одного, вы сможете вместо этого получить другое. Разве не стоит тогда отказаться от всего остального ради того, чтобы получить самое важное и ценное из всех приобретений? Разве вы не должны пожертвовать всем ради достижения Атмы?

Если вы хотите купить овощи на рынке, вы должны взамен заплатить деньги. Не предлагая платы, а следовательно не жертвуя частью своих денег, вы не сможете получить овощи. Отдав что-то одно, вы сможете получить другое. Таким же образом, если вы хотите приобрести какие-то добродетели, вы должны отказаться от дурных качеств. Только жертвуя своими симпатиями и антипатиями, вы сможете достигнуть невозмутимости души. Только пожертвовав дурными качествами, вы сможете достигнуть благородных качеств; только отказавшись от плохих мыслей, плохих привычек и плохого поведения, можно достигнуть добрых мыслей, добрых привычек и доброго поведения.

Многие мудрецы описывают, что язык всегда жаждет наслаждаться только хорошим и как всё станет для вас легко, когда вы сможете добиться контроля над ним. Основной путь для осуществления такого контроля — соблюдение молчания. Молчание относится не только к обузданию языка. Вы должны практиковать не только молчание в речи, но также и молчание в мыслях. Ваш разум должен быть свободен от всех мыслей. В этом истинное молчание.

Развивайте чувство различения

Если вы хотите добиться контроля над пищей, которую вы принимаете, вам не следует продолжать кормить язык всем, чего бы он ни пожелал. Следует развивать Будд’и-йогу, что значит развивать разум, умеющий различать. Необходимо использовать способности различения, чтобы постоянно находить то, что неизменно, и отличать его от того, что преходяще. Это можно описать как Будд’и-йога — йога интеллекта.

Вы должны разобраться в том, относится ли пища, которую вы принимаете, к качествами cаттва-гуны, раджас-гуны или тамас-гуны, то есть чиста ли она или обеспокоит и понизит моё сознание. Если бы вы задавали себе такого рода вопросы, используя при этом различение, и принимали бы пищу рассудительно, вас не трогали бы ни критика, ни похвала; вы всегда оставались бы невозмутимыми.

Но если вы принимаете пищу без разбора, не пытаясь выяснить, чиста она или может нарушить покой вашего сознания, понизив его уровень, если вы лишь думаете о том, чтобы удовлетворить свой голод и вкусовые железы, вы не сможете контролировать свои привязанности и чувства. Вы опуститесь до того, что станете хилыми. Если кто-нибудь сделает вам замечание, критикуя или обвиняя вас, вы начнёте терять уверенность в себе и чувствовать, что весь мир против вас. Как только вас раскритикуют, ваше счастье исчезнет, вас охватит горе и чувство, что жизнь бесполезна.

С другой стороны, если кто-то похвалит вас и даст вам высокую оценку, ваше эго и гордыня станут раздуваться, и будет почти невозможно держать их в подчинении. В чём причина такой нестабильности? Одной из наиболее важных причин такого рода слабости является та пища, которую вы принимаете.

Чистота пищи, кухонных приборов и повара

Гита подчёркивает необходимость особенно тщательно выбирать пищу, которую вы едите, постоянно держа в уме важность саттвической пищи, помогающей вам поддерживать спокойствие во всех ситуациях, чтобы вы не взлетали, когда вас осыпают похвалами, и не поддавались депрессии, когда на вас обрушивается критика. Гитатакже заявляет о том, что должна соблюдаться чистота сосудов и кухонных приборов, используемых для приготовления пищи, а также чистота самого процесса приготовления пищи. Используемые сосуды должны быть абсолютно чистыми. Чистота относится не только к физической чистоте, но также и к тому, каким образом были получены посуда и пища. Вы должны разобраться, получено ли всё это надлежащим образом и честным трудом или нечестным путём. Предметы, полученные нечестным путём и используемые для приготовления пищи, не только будут способствовать плохим мыслям, но и заставят вас спуститься на ложный путь.

Следующий шаг — это выяснение чистоты самого процесса приготовления пищи: мыслей и чувств того человека, который готовил пищу. Были упомянуты три вещи, за которыми надо внимательно следить, постоянно их контролируя. Обычно вы обращаете внимание только на чистоту сосудов, а не на две другие стороны, а именно: чистоту человека, готовящего пищу, и чистоту самой пищи. Вы не знаете чувств в душе повара, и вы не знаете, честным ли путём продавец получил продукты, которые вы покупаете на рынке.

Поэтому прежде, чем приступить к еде, следует помолиться и предложить всю пищу Богу, чтобы совершить обряд её очищения. Молитва, предлагаемая перед едой, произносится не для Бога, а для вашего же собственного блага: она очищает пищу с помощью благословения Бога.

Молитва, предлагающая пищу Богу

Молитва, которую можно использовать перед едой, — это 24-й стих из 4-й главы Гиты и 14-й стих из 15-й главы Гиты:

Brahmaarpanam, Brahma Havir,
Brahmaagnau Brahmanaa Hutam,
Brahmaiva Tena Gantavyam,
Brahma Karma Samaadhinaha.
Aham Vaishvaanaro Bhutvaa,
Praaninaam Dehamaashritaha,
Praanaapaana Samaa Yuktaha,
Pachaamy Annam Chatur Vidham.

Акт приношения — Бра’ман, само приношение — Бра’ман,
предложено Бра’маном на священном огне, который является Бра’маном.
Только тот достигает Бра’мана,
кто во всех своих действиях полностью растворён в Бра’мане.

Я есть Вайшванаро — всепроникающая космическая энергия,
пребывающая в телах живых существ.
Будучи выражением дыхания жизни (вдох и выдох),
Я поглощаю различные виды пищи.

До того, как вы предложили эту молитву, пища есть не что иное, как просто пища, но как только вы предложили её Господу, она становится прасадом — освящённой пищей. Эта молитва удаляет все недостатки и несовершенства в сосудах и предметах пищи так же, как и удаляет все негативные влияния, возникшие во время процесса приготовления пищи. В соответствии с Гитой осуществлять контроль языка, принимая саттвическую пищу в ограниченных количествах, чрезвычайно важно для преданного.

Роль языка в речи

Второй аспект языка — разговор. Как уже упоминалось, речь имеет могущественное воздействие на разум и весь ментальный процесс. Она имеет огромную силу. Она может запутать разум. Она может разбить сердце. Она может даже убить вас. Она может также помочь вам достигнуть вашей цели в жизни. Вот два противоположных и противоречивых результата, оба они достигаются произнесённым словом.

Используя соответствующие слова, можно преобразовать весь разум человека. К сожалению, многие учёные не верят в это. Они думают:

“Как можно преобразовать разум только одними словами? Какие эксперименты были проведены, чтобы доказать, что существует подобная сила дара речи? Слова — лишь грубые звуки, которые слышит ухо. Но разум — очень тонкая вещь. Как могут простые звуки трансформировать то, что столь неуловимо и утончённо? Это невозможно”.

Они обычно спорят таким образом, говоря, что невозможно произвести ментального преобразования с помощью слов. Приведу небольшой пример.

Рассказ о служащем и наставнике

Некий служащий индийской административной службы верил во всё так же, как эти учёные, о которых шла речь. Работая секретарём в системе образования одного из районов, он однажды посетил школу, где наставник учил детей Ведам. Этот духовный учитель беспрерывно говорил в течение нескольких часов. Сидя там и слушая всё это, у служащего разболелась голова. Наконец он сказал учителю:

“Дорогой друг, это же маленькие дети. Нельзя часами без перерыва нагружать их такими длинными лекциями. Для них это совершенно бесполезно. Такие маленькие дети не могут усвоить и понять духовных истин и глубоких ведических концепций”.

Учитель ответил, что только, когда дети находятся в столь нежном и впечатлительном возрасте, их можно привести на правильную дорогу. Он считал, что если их обучать таким благородным истинам с самого начала, это очистит их сердца от сомнений и поставит их на правильный путь в жизни. Служащий сказал:

“Я не верю во все эти слова. Как могут одни слова преобразовать разум? В любом случае я не думаю, что это возможно”.

Учитель пытался различными путями, разными объяснениями и аргументами убедить его, но служащий не хотел и слушать, не позволяя мудрости учителя проникнуть в себя. Это был тот случай, когда разум закрыт. Результатом слишком большого образования иногда становится нечто вроде психического расстройства — быстро возникающие сомнения и следующие за ними умствования; через короткое время исчезают все добродетели, и логика ослабевает. Когда учитель понял, что, как бы он ни старался, он не сможет объяснить свою точку зрения служащему, он решил доказать свою мысль практическим уроком, который служащий мог бы действительно понять. Он попросил младшего из учеников встать и сказал этому маленькому мальчику:

“Дитя, иди и физически выброси этого служащего из комнаты. Сделай это немедленно!”

Как только служащий услышал это, он пришёл в ярость. Он начал кричать:

“Ты кем себя считаешь? Я служащий индийской администрации, секретарь системы образования этого района, а ты просишь малыша вы–гнать меня! Как ты смеешь это делать?”

Тогда учитель сказал служащему:

“Видите, сэр, я не побил вас, не нанёс вам удара и даже не коснулся вас. Я ничего вам не сделал. Но просто услышав слова, вы, как видно, очень огорчились. В чём причина того, что вы так рассердились? Это от того, что я произнёс эти несколько слов, не правда ли?”

Вот как учитель продемонстрировал ему, что слова очень могущественны: они обладают огромной способностью приносить как большой вред, так и большое добро, в зависимости от того, как их используют. После такого личного урока служащий ушёл, но теперь более разумным благодаря полученному опыту.

Сила слова

В Писании тоже можно найти утверждения, указывающие на то, что слова чрезвычайно могущественны и могут даже уничтожить этот мир. Там сказано, что если вы срубите дерево, оно может снова пустить ростки; или если кусок железа расколется на два, кузнец может снова соединить эти два куска, раскаливая и расплющивая их, пока они не соединятся. Но если вы разобьёте сердце ядовитыми словами, его никогда нельзя будет восстановить. Слова могут не только причинять бесконечные страдания, но и дарить безграничную радость. Следовательно, вы должны быть очень осторожны, чтобы слова, которые вы произносите, не обидели и не причинили боль другим.

Если вы физически поскользнётесь и упадёте, это может принести вам небольшую травму, которая на некоторое время причинит вам неудобства; но результатом этого не будут серьёзные последствия. Но если с языка сорвётся резкое слово, и этим вы причините боль уму или сердцу другого человека, у него может появиться такая рана, которую не излечит ни один доктор в мире. Поэтому никогда не применяйте слов, которые могут задеть чувства другого человека. Наступит день, и слова, которые вы использовали, вернутся обратно к вам. Поэтому всегда используйте нежные и добрые слова.

Сказано, что язык имеет пристрастие к сладкому; вы можете обратиться к нему и сказать:

“О язык, ты так любишь сладкое, почему бы тебе не задержаться на сладком имени Господа? О язык, ты знаешь, что значит истинная жертва; ты само воплощение жертвы. Используй себя только для пения имени Господа. Пой о Нарайане, Говинде, Мад’аве и таким образом стань святым и безгрешным”.

Самопожертвование и долготерпение

Итак, почему мы говорим, что язык знает истинное значение жертвы и абсолютно бескорыстен? В действительности это происходит каждый день. Например, когда вы даёте сладости языку, он пробует их, и обнаружив, что они очень вкусны, говорит себе: “О, я хочу передать эти чудесные сладости в желудок, чтобы он тоже мог насладиться ими”. Но предположим язык получил что-то горькое; тогда он не передаст этого в желудок, а немедленно выплюнет горечь изо рта, чтобы не огорчить желудок. Хорошее или плохое, сладкое или горькое — язык ничего не пытается удержать для себя, ради своего собственного удовольствия. Он живёт бескорыстно и с достоинством, хорошо зная свои собственные ограничения. В течение любого количества лет он с удовольствием остаётся закрытым во рту. Появляется ли он снаружи хоть один раз? Нет. Какую бы работу он ни выполнял, он делает её безропотно во рту.

Однако есть ещё одна немаловажная черта языка: он обладает чрезвычайной выдержкой. Каковы бы ни были его трудности и проблемы и какие неприятности ни приносили бы ему другие, он всегда остаётся сфокусированным на себе, никогда не переходит границ и всегда сохраняет выдержку. Он живёт среди чрезвычайно вредного окружения: в присутствии очень острых и сильных зубов. Требуется большое искусство, чтобы умудриться остаться неукушенным и неповреждённым этими агрессивными собратьями-постояльцами, которые разделяют его тесное жилище. С необычайным искусством и терпением он отлично сосуществует в соседстве с такими ужасными существами, никогда не попадая в беду.

Таким образом, язык может дать много очень важных уроков, которые будут весьма полезны для вас. Например, он учит вас, что вы можете жить среди людей, с которыми очень трудно жить;
с заботой, терпимостью и умением вы можете наслаждаться счастливой жизнью, несмотря на трудно переносимые обстоятельства. Но в сегодняшнем мире очень мало людей, которые следуют таким добрым примерам. В большинстве случаев, как только они попадают в контакт с плохими людьми, они тоже склонны стать плохими. Все добрые чувства, добрые качества, добрые мысли, доброе поведение исчезают в один миг, и люди теряют все свои заслуги и добродетели. Чтобы вы не пострадали от таких плохих последствий, вам необходимо добиться полного контроля над своим языком.

Разговоры — это трата духовной энергии

Свами очень часто говорит студентам:

“Дорогие студенты, не следует разговаривать слишком много. Божественная энергия, находящаяся в вас, растрачивается в этом процессе. Если вы будете слишком много предаваться разговорам, вы потеряете силу памяти, и в теле разовьётся слабость. Конечным результатом станет преждевременное старение. Кроме того, вы получите плохое имя”.

Представьте себе радио. Вы можете включить его, чтобы послушать новости или религиозные песнопения; но если вы забыли его выключить, оно продолжает работать без цели. Сколько электричества оно потратит, продолжая транслировать передачи без перерыва целый день, попусту используя дорогостоящую энергию? Наше тело можно сравнить с этим радио, а интеллект можно считать выключателем, который включил радио, но не сумел его снова выключить. В этом сравнении ваш разум и будет бесполезным звуком в форме слов и разговоров беспрерывной болтовни, непрекращающейся целый день. Священная Божественная энергия в вас тратится попусту из-за такого рода бесконечных разговоров.

От самой зари, когда вы встаёте, и до темна, когда вы ложитесь спать, вы говорите и говорите, если не вслух, то про себя. Даже если убавить громкость, тем не менее разговор продолжается без конца. Радио продолжает играть безостановочно, и бесценная энергия Атмы, находящаяся в вас, тратится попусту точно так же, как поглощается электричество в случае с радио, независимо от того, звучит оно громко или тихо. Энергия просто исчезает.

Самой распространённой причиной преждевременного старения и дряхления является такая болтовня. В ней нет ничего хорошего. Надо соблюдать молчание. С рождения вы так и не развили привычку молчать. Развивайте её теперь. Фактически две функции языка тесно связаны. Слишком большие разговоры ведут к неестественному голоду. Когда тот, кто говорит, чувствует себя голодным, он, конечно, больше ест. Из-за принятия излишней пищи появляются чувства, которые выражаются в ещё большем стремлении говорить. В этом процессе контролировать чувства становится почти невозможной задачей.

Если бы вы дали лошади очень калорийную пищу, а потом привязали бы её к столбу, она стала бы вести себя нервно и неспокойно и не могла бы стоять на месте. Если вы даёте калорийную пищу лошади, то надо дать ей также и физическую нагрузку. Таким же образом, если вы будете употреблять питательную пищу, не работая усиленно и с физическими нагрузками, вы станете нервными и беспокойными, у вас также появятся себялюбивые чувства эго и гордыни. Соответствующие нагрузки укрепят ваше здоровье и помогут контролировать эти негативные тенденции.

Одна из главных целей духовной практики заключается в том, чтобы пища, которую вы принимаете, использовалась для служения обществу. Вы должны быть тверды в том, чтобы делать только добро. Перед лицом несчастья вы не должны дрожать как пламя на ветру. Надо иметь твёрдую уверенность в себе.

Уверенность в себе

Возьмём маленькую птичку, которая прилетела, села на ветку и продолжает на ней сидеть некоторое время. Теперь предположим, что налетел ветер, и ветка начинает качаться взад-вперёд. Такое движение ветки не испугает птичку. Почему? Потому что для своей опоры она зависит не только от ветки. Она полагается на свои крылья и поэтому уверена в том, что никакие движения ветки ей не страшны и не заставят её упасть. Но сегодня малейшие трудности повседневной жизни могут с лёгкостью напугать человека. У него нет той уверенности в себе, которая есть даже у птички.

В чём причина этого? Причина в слишком большом количестве пищи — пищи, которая полна тамаса, полна шлаков и вызывает чувства насыщенные раджасом, стимулирующие страсти и гнев. В результате невозможно испытать истинную природу человека, уравновешенную и саттвическую.

У современной молодёжи много сомнений. Они смотрят на животных и птиц, имеющих различные отношения друг с другом, в большой мере обладающих свободой, и удивляются, почему они не имеют такой же свободы и независимости, какой наслаждаются животные. Правильный ответ на этот вопрос таков:

“Вы тоже имеете право на свободу, но это свобода, присущая человеку, а не животному”.

Животные пользуются свободой, которая естественна для животных. Вам следует наслаждаться человеческой свободой — свободой, которая является естественной для человека.

Живите, как истинный человек; развивайте качества, свойственные человеку. Неправильно называть себя человеком, а стараться пользоваться свободой животного. Человеческие качества — это самопожертвование, любовь, сострадание, щедрость, милосердие, ненасилие и другие благородные качества. Не развивайте качеств, связанных
с животными, таких как эгоизм, гнев, жадность, ненависть, ревность и им подобных. Эти животные качества не имеют места в человеке.

Изгоните эгоизм, гордость и ревность

Никогда не позволяйте эгоизму, гордости и ревности поселиться в себе. Это три наихудших качества, которые атакуют человека. Если вы хотите приобрести только хорошие качества, человеческие качества, вместо животных, вы должны контролировать язык как в речи, так и в пище. Это царственная дорога для человека. Б’акти-йога, дорога преданности, требует, чтобы вы использовали язык правильно; это означает, что вы должны правильно использовать пищу и правильно использовать слова.

Особенно в этот век Кали язык можно легко освятить, повторяя священное имя. Вместо того, чтобы тратить попусту драгоценную Божественную энергию и драгоценное время в пустых разговорах, пусть язык постоянно поёт хвалы Богу и повторяет Его имя. Пойте имя Господа! Вот надлежащий путь прожить свою жизнь, наполняя всё своё существование славой и святостью Его присутствия.

Кришна и Арджуна