Топ-100
Несколько слов:
Глава 12. БУДЬТЕ ЧИСТЫ: ПУСТЬ ВАШИ ДЕЙСТВИЯ, МЫСЛИ И СЛОВА БУДУТ ЕДИНЫ

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

БУДЬТЕ ЧИСТЫ: ПУСТЬ ВАШИ ДЕЙСТВИЯ, МЫСЛИ И СЛОВА БУДУТ ЕДИНЫ
Для колеса существования разум является узловой точкой, центром, откуда исходит вся мирская деятельность. Для того, чтобы проникнуть в эту центральную точку и получить видение Атмы, бессмертной сущности, чрезвычайно важна вайрагья (непривязанность).
Воплощения Любви!

Вайрагья значит непривязанность или отречение — непривязанность разума и чувств к объектам этого мира. Разум скрывает Сущность (Самость — Есьм-ность), поэтому разум иногда описывают как вуаль; это вуаль невежества, скрывающая Атму. Сам разум повязан органами чувств, а органы чувств притягиваются чувственными объектами, они повязаны ими. Поэтому первый шаг — это контроль над органами чувств; для этого существенно важна непривязанность.

Непривязанность ведёт к самореализации
(самоосознанию)

Как только вы выработаете непривязанность к чувственным объектам, органы чувств не смогут больше связывать разум. Разум, свободный от контроля чувств, станет чистым и прозрачным; он больше не будет влиять, скрывая Атму. Когда вуаль разума растворяется, высшее “Я” получает видение Самого Себя. Тогда вы растворитесь в единстве всего сущего и сможете наслаждаться анандой, являющейся вашей истинной природой. Гита учит, что отречение, вайрагья, очень важно для осознания Атмы.

Этому учит также Патанджали в Йога-сутрах, где сказано, что непривязанность относится к разуму, на который не имеют влияния ни органы чувств, ни объекты, которые их привлекают. Такой разум, будучи свободным от рабства органов чувств и чувственных объектов, чист и не подвержен иллюзии. Вы сможете достигнуть чистого разума, когда увидите все объекты этого мира как преходящие и постоянно меняющиеся. Упанишады провозглашают, что, начиная с низших существ феноменального мира до самых высших и даже до небесных, всё эфемерно и претерпевает изменения. Зная это, вам следует отказаться от всех привязанностей к чувственным объектам, ибо любая привязанность медленно, но верно приведёт к рабству.

Если не подбрасывать дров в огонь, то он автоматически затухает; так же и чувства становятся бессильными, как только удалены чувственные объекты. Писания утверждают с большой силой, что только тот, кто считает даже Небеса, где пребывает Господь, чем-то незначительным, тот, кого ничто не интересует, кроме полного осознания Атмы, является истинным вайраджи, то есть тем, кто истинно отрёкся.

В Кат’а Упанишаде рассказывается, что когда мальчик Начикета пошёл к Яме, богу смерти. Яма сказал ему:

“Я дам тебе во владение все богатства и власть над всем миром; я дам тебе все удовольствия небесного мира”.

Начикета отвечал:

“Этот мир и все миры за его пределами — преходящи, они не длятся вечно. Мне ничего не надо из того, что приходит и уходит. Мне нужно только видение Атмы. Я хочу осознать вечную Истину, которая никогда не меняется. Этот мир с его узами и все печали, связанные с ним, существуют для тех, на кого влияют объекты чувств. Меня они не интересуют”.

Привязанность к объектам,

Предположим, что вы долгое время жили в каком-то доме. Наступил день, когда вам надо переехать на другое место жительства. Вы упаковываете всё своё имущество, кладёте его на грузовик и привозите в новый дом. Обычно вы доходите даже до того, что заворачиваете сношенные шлёпанцы и старую метлу в газету, чтобы взять с собой, потому что вы думаете, что они принадлежат вам. В чём причина такого отношения? Причина в том, что вы привязались к этим чувственным объектам. Вы проявляете такой интерес, упаковывая все эти старые вещи, чтобы взять их с собой, потому что вы привязаны к ним; вы чувствуете, что они ваши.

Теперь возьмём другой пример: директора колледжа или школы. В таком общеобразовательном учреждении обычно есть некоторое количество ценных предметов. Например, в лаборатории есть очень ценное оборудование, а также имеется много столов, стульев и другой мебели, настенные часы и так далее. Когда директор школы уходит на пенсию или переходит на другую работу, он не чувствует привязанности к этим вещам. И поэтому он уходит столь же свободно, как и пришёл. Уходя, он не волнуется и не задумывается над тем, как оставить все эти ценные вещи. Причина в том, что он прекрасно знает: ничто из этих вещей ему не принадлежит. Они принадлежат управлению, какому-нибудь попечительству или государству. Поэтому он покидает школу с чувством непривязанности и безразличия к этим предметам.

Там, где есть чувство “моё” или чувство собственности, возникнет проблема страдания. Если у вас нет чувства собственности, вы ничем не привязаны и не будете страдать. Следовательно, за все эти узы, страдания и печали ответственно чувство “я” или “моё”. Так же, как директор школы, вы можете найти применение всем предметам, которые встречаются вам в этом мире. Не отказывайтесь от самих предметов, от своих действий и от своей деятельности. Просто откажитесь от привязанности, которую вы испытываете к этим предметам, к этому миру и к вашей деятельности в нём. Эти привязанности следует преобразовать.

Откажитесь от результатов своих действий

Иначе говоря, откажитесь от плодов своих действий. Совершайте свой долг с чувством полной непривязанности, сознавая несовершенство предметов. Как только вы поймёте основные законы, управляющие этим миром, и признаете недостатки, заключённые в объектах этого мира, вы сможете преодолеть привязанности, которые вы к ним испытываете.

До того, как вы родились, кто родитель, а кто ребёнок? До свадьбы кто муж, а кто жена? Только после рождения существует родитель и ребёнок. До этого таких отношений не было, и после того, как они закончатся, их тоже не будет. Лишь в короткий переходный период между этими двумя состояниями возникает чувство собственности или привязанности. Всё это происходит из-за недостатков вашего видения и ошибок в вашем подходе. Это происходит от узости взглядов, от близорукого отношения. За все ваши печали ответственны только ваши чувства и отношения. Когда вы признаете недостатки в объектах, не будет места чувству собственности.

Постарайтесь понять принцип непривязанности. Вы должны достигнуть такого состояния, в котором у вас не будет никакого чувства привязанности или уз даже во время сна или состояния глубокого сна. Если вы будете поддерживать чувство привязанности в состоянии бодрствования, оно будет присутствовать в тонкой форме в состоянии сна и в состоянии глубокого сна. Состояние сна можно сравнить с отражением в зеркале: отражение тех впечатлений, которые вы испытываете в состоянии бодрствования, можно видеть в состоянии сна. Таким образом состояние бодрствования и сна можно сравнить с объектом и его образом. Если в состоянии бодрствования вы избираете правильную дорогу, признавая истину, и идёте в свете этой истины, тогда вы пойдёте по правильному пути даже в состоянии сна. Чтобы преуспеть в состоянии бодрствования, надо признать недостатки чувственных объектов и постепенно преодолеть их, отказываясь привязываться к ним.

Всё подвержено изменениям

Из-за движения времени всё претерпевает изменения. Свежеприготовленная пища вкусна и приятна сегодня. Пока она свежа, в ней заложена возможность давать силу и здоровье. Но та же самая пища по прошествии двух дней становится токсичной. То, что вы считаете хорошим, полезным, здоровым и благим, через некоторое время превратится во что-то плохое, что-то бесполезное, что-то нездоровое и вредное. Подобные изменения неизбежны.

В этом контексте можно видеть также четыре типа преданных: арт’и (страдающий), арт’арти (искатель материальных благ), джигнасу (искатель духовного знания) и джнани (мудрец). В определённый промежуток времени один и тот же человек проходит через все эти стадии.

Давайте рассмотрим также изменения, которые происходят в течение жизни человека. Новорождённого сразу после рождения называют младенцем; через несколько лет о нём говорят как о ребёнке; через двадцать лет того же человека считают взрослым, а ещё через тридцать лет он становится дедушкой. Это не четыре различных человека, а всё время один и тот же человек, но по прошествии определённого времени его называют по-разному в соответствии с теми стадиями жизни, через которые проходит этот индивидуум.

Человеческая жизнь, которую так трудно получить, по мере прохождения времени претерпевает много изменений. Если это истинно относительно людей, то насколько более истинно это относительно всех других существ и объектов этого мира. Если вы спросите, каков величайший недостаток человеческого существа, вы обнаружите, что это те изменения, которые происходят с физическим телом человека; будь то хорошие или плохие изменения, — их не избежать. Так как в этом феноменальном мире изменения заложены во всём, то не следует развивать к чему-либо или к кому-либо привязанности или чувство “моё” (собственничества).

Кто отец? Кто мать? Кто дети? Кто члены семьи? Кто друзья? Это всё изменяющиеся формы; нельзя ответить на эти вопросы раз и навсегда. Если вы начинаете осознавать все те изменения, которые постоянно происходят в подобных отношениях, то как можно проявлять какую-либо привязанность к ним? Гита учит, что необходимо смотреть на все изменения, которые приходят со временем, как на фундаментальные недостатки или пороки. Поэтому развивайте полную непривязанность к несовершенным формам, которые претерпевают такие изменения — в них нет постоянства.

Постоянная практика

Вайрагья (отречение) — первая важная дисциплина, которой надо заниматься. Следующая — аб’йаса или постоянная практика. Какого рода практику можно назвать аб’йасой? Один вид — это тапаc, что значит “аскетизм или суровый образ жизни”. Как только люди слышат слово тапас, они немного пугаются. Для них тапаснеизбежно ассоциируется с уходом в лес, питанием теми фруктами и кореньями, которые можно там найти, подвергаясь различного рода риску и страданиям. С точки зрения истины, это не есть тапас; люди просто подвергают своё тело каким-то внешним страданиям и наказанию.

Не тело должно проходить через страдания, а разум. Тапас означает подвергать раджас и тамас гуны в вашем разуме, то есть чувство делателя и владельца, которые держатся за ваш разум, настоящей пытке, пока они вас не отпустят. Тапас также значит избавиться от недостатков, которые присущи чувственным органам. В этом истинный тапас. Существует три типа тапаса: один — это физический тапас тела; второй — звуковой тапаc языка, а третий — ментальный тапас.

Три аскезы: физическая, звуковая и ментальная

Физический тапаc относится к использованию тела для совершения добрых деяний, включая поклонение Господу и выражение чувства благодарности служением великим душам. Если вы заслужите их благодать, то эгоистические аспекты “я” и “моё” постепенно будут уменьшаться. Когда же эти негативные качества начнут исчезать, автоматически начнут развиваться позитивные качества и действия. Вас будет привлекать хорошая компания, сатсанг. Благодаря этому вы начнёте читать и изучать Гиту, Рамаяну, Упанишады и другие великие священные тексты подобного рода.

Вдобавок к этому вы начнёте принимать участие в благотворительной деятельности, помогая в области образования, медицины и больниц, в питании для бедных и в других добрых делах. И точно так же, как различные виды благотворительности, такие как раздача денег, коров и земли, традиционно были средствами для использования тела в священной деятельности, так же и теперь вы будете использовать своё тело священным образом. Поскольку вы не будете производить никакой вредной или запрещённой деятельности, вы не попадёте под чары раджас и тамас гун. Вы освободитесь от оков этих двух гун. Всё это можно описать как телесный аскетизм или тапас.

Звуковой тапас — это использование добрых и благородных слов. Даже говоря правду, не следует быть суровым или резким, надо быть осторожным, чтобы не обидеть других. Даже если это правда, вы не должны раздражаться или наносить вреда другим. В отношении этого Гита говорит, что истина должна быть нежной и не приносить вреда. Используйте священный язык, который вам дан, чтобы приносить радость и удовольствие другим и помогать им. Не приносите страданий разуму другого. Используйте свои мысли, чтобы помочь себе сосредоточиться, размышляя о Господе. Используйте язык для описания всех прекрасных атрибутов Господа. Используйте слова в высшей степени полезные для других. Используйте беседы, чтобы указать правильную дорогу другим. Вы должны уметь объяснить другим весь огромный и благой опыт, который вы получили. Используя добрые слова и нежный язык, вы сможете поправить людей, если они идут по ложному пути. Вы должны позаботиться о том, чтобы ни капли лжи не проникло в ваше сердце или в вашу речь. Вы должны стать сведущи в истине и ненасилии.

Лучше промолчать, чем сказать неправду

Следуя тропой истины вы можете повстречать немало проблем. Некий мудрец, совершающий аскезы, взял на себя обет идти путём истины и ненасилия, что бы ни случилось. Жестокий охотник, который услышал об этом, решил попытаться склонить мудреца нарушить свою клятву. Охотник, преследуя оленя, гнал его таким образом, чтобы он прошёл около Риши (мудреца), погружённого в тапас. Мудрец увидел оленя, прятавшегося в кустах. Приблизившись, охотник спросил мудреца:

“Ты не видел пробегавшего здесь оленя?”

Риши был в большом затруднении: если он скажет правду, он причинит вред оленю; но если он скажет неправду, он нарушит свой обет. С одной стороны он согрешит, причинив вред другому существу, а с другой стороны он согрешит, произнеся ложь.

Мудрец нашёл прекрасный выход из этой дилеммы. Он ответил на вопрос охотника неким загадочным образом. Он сказал:

“Глаза, которые видят, не могут говорить, а рот, который говорит, не может видеть. Я не могу заставить то, что видит — говорить, а то, что говорит — видеть. В этом истина”.

Даже в таких трудных ситуациях не следует говорить неправду, хотя не всегда можно также сказать и правду. Когда вы занимаетесь тапасом звукового типа, могут возникнуть трудные ситуации подобного рода. Надо приложить все усилия, чтобы избежать произнесения лжи. В любых обстоятельствах не говорите неправды. Если вы не можете сказать правду, то, чем произносить ложь, лучше всего пребывать в покое и соблюдать молчание.

Рассмотрим третий ментальный тапас. В этом типе тапаса надо развивать хорошие качества и добродетели. Те мысли, которые проносятся в вашем разуме, отражаются на вашем лице. Вот почему говорится, что лицо — зеркало ума. На вашем лице отражаются все мысли. Если вы убиты горем, ваше лицо будет отражать это состояние. Если в вашем уме пребывают священные мысли, ваше лицо будет радостным. Таким образом можно легко видеть результат влияния разума и мыслей.

Только когда в вашем разуме будут пребывать священные мысли, священные чувства и священные идеи, вы сможете жить счастливой и радостной жизнью. Если вас терзают дурные мысли, то кто бы ни подошёл и ни заговорил с вами, даже если вы постараетесь улыбнуться, ваша улыбка будет искусственной, она выдаст взволнованность внутреннего состояния вашего сердца. Нельзя впадать в такое состояние; всегда умственно держите себя в состоянии счастья. Когда вы будете в счастье и радости? Только когда ваши мысли будут добрыми и священными. Для того, чтобы иметь в уме такие добрые и священные мысли в наибольшей степени, следует практиковать контроль над своими мыслями.

Каждый день соблюдайте период молчания

Надо соблюдать молчание хотя бы несколько часов в день; тогда разум получит отдых от слов и мысленных волн. Чтобы дать отдых разуму, можно также практиковать повторение священного имени и сосредоточение мыслей на Господе. Повторение имени Господа и размышление о Господе вносят как внутреннюю, так и внешнюю чистоту. Так же, как вы каждый день омываете тело и превращаете его во внешне чистый инструмент, так же и разуму необходимо давать регулярные очистительные ванны, чтобы обновить его свежесть и святость. Сейчас вы более заняты физической чистотой, но надо также заниматься и умственной чистотой, которая в одинаковой степени существенна для жизни. Добрые мысли, добрые чувства и добрые поступки в большой мере приносят внутреннюю чистоту.

Тапас (аскетизм) в действительности значит создание физического, звукового и ментального единства, дающего возможность действиям, словам и мыслям быть в гармонии. В этом заключается истинный тапас. Махатма, великая душа, — это тот, кто может наслаждаться единством всех трёх атрибутов. Если мысли, слова и действия различны, то человека нельзя считать великим. Тапас связан с разрушением раджас и тамас гун, страстной и ленивой природы, растворяя их в гармоничной саттва-гуне. Этого можно добиться, контролируя тамас-гуну с помощью раджас-гуны, а затем контролируя раджас-гуну с помощью саттва-гуны; таким путём вы сможете наслаждаться гармонией этих трёх гун, соединённых вместе. В конечном итоге надо преодолеть даже влияние саттва-гуны.

Предположим, вы наступили на колючку. Если вы хотите удалить колючку со своей ступни, вам не нужно искать специального инструмента. Другой колючки достаточно, чтобы удалить первую. Затем вы можете выбросить обе колючки. Таким же образом две низшие гуны, которые приносят вам столько неприятностей, можно удалить с помощью шипа саттва-гуны. Пока вы не удалите эти две гуны, вам нужна саттва-гуна. Саттва-гуну можно описать как золотую цепь, раджас-гуну — как медную цепь, атамас-гуну — как железную цепь. Все три цепи связывают вас в одинаковой мере. Ценность металла каждой цепи может быть различной, но тем не менее все они вас связывают.

Освободитесь от цепей рабства

Если человек связан золотой цепью, будет ли он счастлив в такой ситуации? Нет! Цепи рабства остаются цепями, независимо от того, золотые они, медные или железные. Поэтому даже саттва-гуна связывает вас, и в конце концов вам надо освободиться также и от неё. Вам надо освободиться от всех уз; но пока вы не достигнете Божества, вам нужна саттва-гуна. Стоит слиться с Господом, и саттва-гуны уже нет. В таком состоянии вопрос о трёх гунах не возникает вообще. Только когда вы предложите все три атрибута Господу и окажетесь за пределами их, вы освободитесь от цепей рабства.

Гита учит, что для того, чтобы контролировать разум, существенно важны аб’йаса и вайрагья, постоянная практика и отречение. Эта практика не ограничена простым соблюдением ежедневных религиозных ритуалов. Использование тела, использование разума и использование языка таким образом, чтобы не развивалась привязанность, — вот что подразумевается под практикой. Практика означает ориентировать всю свою жизнь на единственную цель — достижение Божества. Каждое слово, произносимое вами, каждая мысль, проходящая у вас в голове, и каждый поступок, совершаемый вами, должны быть чисты и соотноситься с истиной. Истина и чистота — настоящие инструменты для совершения тапаса. Моё желание — чтобы вы развили эти благородные качества и таким образом сделали свою жизнь священной.

Кришна и Арджуна