Топ-100
Несколько слов:
Глава 16. ИЗГОНИТЕ НЕВЕЖЕСТВО, И ПЕЧАЛЬ ПОКИНЕТ ВАС НАВСЕГДА

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ

ИЗГОНИТЕ НЕВЕЖЕСТВО,
И ПЕЧАЛЬ ПОКИНЕТ ВАС НАВСЕГДА
Чтобы обрести мудрость, надо заняться внутренним вопрошанием. Подобная практика полностью отделит вас
от вашего разума и мыслей. Закрепощение возникает, когда вы отождествляете себя с разумом и его нечистотой.
В этой связи Кришна сказал Арджуне:

“Робость, горе, страдание — все эти слабости и страхи связаны с разумом. В чём причина того состояния малодушия, в котором ты находишься? Я скажу тебе: нечистота твоего разума и твоё отождествление с этим нечистым разумом ответственны за печальное состояние,
в котором ты находишься”.

Воплощения Любви!

Слово Санк’йа фактически означает “мудрость”. Во второй главе Гиты под названием “Санк’йа-йога” Кришна начинает обучение Арджуны Пути Мудрости. Чтобы достигнуть мудрости, надо практиковать внутреннее исследование. Когда вы занимаетесь внутренним исследованием, вы должны отмежеваться от своего разума и мыслей.

Кришна назвал Арджуну Крипанах, что иногда переводится как “скаредный человек”, “бедный человек” или даже “скупой человек”; но эти значения не подходят для Арджуны. Арджуна не был скрягой, он также не был бедным; он не был ни жадным, ни злым. Эти значения слова Крипанах не подходят для описания Арджуны. На языке Упанишад этот термин также использовался для описания невежества. Таким образом, когда Кришна назвал Арджуну Крипанах, Он имел ввиду невежественного человека. Из-за неведения горе и страдания полностью овладели Арджуной; он почувствовал страх. Горе приходит, когда человек переживает разлуку. На жизнь можно смотреть как на поток, где существа соединяются, а затем снова разъединяются. Жизнь человека полна встреч и расставаний. Чтобы иначе подойти к пониманию этих переходных периодов, надо думать о них как о моментах санд’йа.

Ваша истинная природа — вечная радость

Санд’йа — это период соединения двух времён. Санд’йа означает момент между радостью и печалью, между днём и ночью или между встречей и расставанием. В этой точке — санд’йа — вы находитесь одновременно в радости и печали. Но долго там оставаться невозможно: либо вы пойдёте вперёд и полностью попадёте в состояние радости, либо упадёте до состояния горя. Конечно, вы стремитесь только к радости, а не к печали. Мудрость — это путь, который помогает вам оставаться в вечной радости. Санк’йа-йога учит пути вечной радости через непривязанность и Любовь к Богу. В главе Гиты о Санк’йа-йоге вы найдёте следующие два слова: хришикеша и гуд’акеша. Хришикеша это тот, кто является властителем своих чувств, а гуд’акеша тот, кто научился контролировать свои чувства. Кришна — хозяин своих чувств, а Арджуна — тот, кто сумел овладеть своими чувствами. Но сначала Арджуна был погружён в сознание тела и совершенно не мог себя контролировать.

Когда Арджуна начал думать о последствиях предстоящей битвы со своими родственниками и друзьями, он заволновался. Его очень тревожило, что последует за физическим уничтожением этих людей; другими словами, Арджуна думал только с точки зрения сознания тела.

Тело — это внешнее одеяние,
которое носит чистый дух

Тело связано с тамасом, инерцией; его можно представить себе как сосуд, контейнер или платье, которое надевает джива, индивидуальная душа. Так же, как естественно выбросить грязную или поношенную одежду и надеть новую, вы оставляете это тело и надеваете новое. Кришна показал, что смерть очень похожа на избавление от старого куска материи. Но, когда обычные люди слышат это, у них могут возникнуть некоторые сомнения.

После 80-90 лет, когда заметно воздействие старости, тело становится похожим на поношенную материю. Согласитесь, что эту старую одежду надо сбросить. Но если человек умирает в юности или в зрелые годы до того, как наступила старость, то получается, что ему приходится оставлять новую одежду. Предположим, что кто-то оставил двадцатилетнее тело. Разве можно его назвать старой материей? Это явно новая материя. Кришна ответил на подобное сомнение следующим примером.

Предположим, вы как-то купили кусок материи, к примеру, во время длительного путешествия. Вы привезли его домой и хранили в шкафу; затем, через 5-10 лет, разбирая одежду, вы замечаете этот кусок материи и вспоминаете, что купили его много лет назад. Вы несёте эту материю к портному, чтобы сшить рубашку. И вы носите эту новую рубашку. Однажды, когда вы приходите на молитву, вы садитесь, нагибаясь, и рубашка лопается на спине. Вы думали, что это новая рубашка, но как быстро она разорвалась. Почему её хватило на такой короткий срок? Рубашка была новая, но материя — старая, из старого запаса. Когда вы “носите” тело и находитесь в нём лишь короткое время, может показаться, что вы сбросили новое тело, но на самом деле оно из старого запаса: оно пришло к вам из многих прошлых рождений.

Чтобы помочь вам понять это, возьмём к примеру двух человек — молодого и старого. Молодой, лет восемнадцати, непрерывно бьёт молотом по камню, но даже после двадцати мощных ударов, камень не раскалывается. Он садится отдыхать. Теперь подходит пожилой человек и лишь двумя ударами молота разбивает камень. В чём причина, такого удивительного результата, что камень не раскололся от 20 ударов, нанесённых молодым человеком, но быстро разбился всего от 2 ударов 80-летнего человека? Ошибка такого мышления заключается в том, что вы считали лишь несколько ударов старика, думая, что камень раскололся от воздействия этих 2 ударов, но на самом деле это случилось после 22 ударов. После 20 ударов, нанесённых молодым человеком, пожилой человек нанёс дополнительно ещё два удара — и тогда камень раскололся.

Тело, которое вы носите — одно из многих

Подобным же образом вы, может быть, занимались целым рядом методов духовной практики и добились каких-то духовных высот в предыдущей жизни, после чего вы ушли из той жизни. Теперь, в этой жизни, вы возобновляете свою духовную работу, и ещё до того, как достигнете старости, можете получить духовное свершение. Думая о подобных вещах, вы, вероятно, принимаете во внимание лишь свою настоящую жизнь, учитывая усилия и последствия своих действий с рождения; но в глазах Господа принимаются во внимание все ваши прошлые жизни, все ваши прошлые усилия и их результаты. Кришна сказал:

“Дитя моё, в конце концов каждое тело уничтожается временем; знай, что ты существовал в бесчисленных телах и прошёл бесчисленные циклы рождения и смерти в прошедшие века, насколько возможно уйти в их глубину”.

Само слово “тело” на санскрите, шарира, означает “то, что изнашивается”. Оно рождается, как комок плоти; по мере роста оно становится привлекательным, но в конце концов стареет и теряет свою силу и красоту. Тело инертно и бесчувственно; во время своей жизни оно проходит целый ряд изменений и в конечном счёте изнашивается. У вас может возникнуть вопрос: как можно назвать его инертным и бесчувственным? Оно говорит, оно ходит, оно живёт, оно полно деятельности — живое тело нельзя назвать инертным. Но когда вы заводите механизм часов, они тоже начинают работать и ходить. С этого момента стрелки часов будут двигаться, совершая круги, и каждый час будет раздаваться звон. Но этого недостаточно, чтобы назвать часы живыми. Благодаря энергии, которую они получили, когда вы их завели, часы начали функционировать. Таким же образом благодаря жизненной энергии, данной Богом, ваше тело разговаривает и производит различные действия. Без Божественного Принципа, оживляющего тело, оно не может действовать, так же, как часы не могут ходить, если их не завести.

Но тогда возникает другой вопрос: часы работают, но они не меняют своей формы и размера, тогда как тело растёт. Как это объяснить? Если оно просто инертно, то как оно может расти? Инертные вещи не растут. Но если вы, например, подметёте пол и соберёте пыль в мусорный ящик, то даже эта кучка пыли будет расти. Поскольку вы кормите тело самой разнообразной пищей, оно тоже растёт. По мере того, как пища накапливается внутри, тело растёт. Куча пыли может расти, но это не значит, что в ней жизнь. Подобным образом из того, что ваше тело растёт, нельзя сделать вывод, что оно живо. Само по себе тело инертно, но оно наполнено сознанием, потому что в его основе — Божество. Всегда помните об этой основе: Божественное сознание является принципом жизни, поддерживающим и приводящим в движение все существа. Знайте это и выполняйте свой долг.

Невежество значит не осознавать
своей истинной природы

Когда Кришна назвал Арджуну невежественным, означало ли это, что Арджуна не получил образования? Совсем нет. Арджуна был искусен во многом: он был очень хорошо обучен военному искусству, искусству управления и многому другому. Но в области духовности он образован не был. Каждый человек использует свой дар и способности, чтобы специализироваться в какой-то определённой области и развивать в ней умение. Одни используют свои способности для овладения музыкой, другие пишут поэзию, третьи развивают умение в искусстве написания картин и создания скульптуры. Возьмите наш собственный университет: здесь преподаёт ряд профессоров. Один человек достиг мастерства в области физики, другой в области химии, третий в математике, а четвёртый в биологии. Таким образом, они, может быть, добились выдающихся достижений каждый в своей области, но они не обладают достаточными знаниями в других академических областях. Возьмём, например, изучение Священных Писаний или Вед; некоторые люди вкладывают все свои способности в изучение Вед и мастерски овладевают быстрым и искусным цитированием их наизусть. Наш Камальд’ани уникален в этом отношении. Нет никого равного ему в этой области; он достиг выдающейся эрудиции в Ведах. Но если его спросить: “Кто такая Сита?”, он ответит: “Это жена Кришны”. Причина этого в том, что каждый человек использует все свои способности в одной определённой области знания, в которой он специализируется. Таким же образом Арджуна, царственный принц, достиг выдающихся высот в искусстве стрельбы из лука, но в других областях он не обладал такими глубокими знаниями.

Единственно, кто обладает полным мастерством и глубочайшими знаниями во всех областях, — это Бог. Вот почему Его называют Всеведущим. Тот, Кто Всеведущ, Он и Всемогущ, и Вездесущ. Только Бог обладает этими тремя качествами: Всезнанием, Всемогуществом и Вездесущностью. Зная прошлое, настоящее и будущее Арджуны, зная, что он готов, Кришна взялся обучить Арджуну великой духовной истине. Он сказал Арджуне:

“Осознай преходящую природу тела и всегда помни её основу; имея эту Божественную основу в фокусе своего поля зрения, исполняй свой долг. Для начала ты должен освободиться от всех привязанностей. Тебя губит отождествление с телом. Эта привязанность очень опасна, она может разрушить всю силу твоего различения”.

Возьмём маленький рассказ для иллюстрации.

Опасность привязанности к телу

Однажды на Индру, Господа небожителей, было наложено проклятие: он будет рождён на земле в виде борова. Рождённый таким образом, он проводил всё время, живя семейной жизнью в грязной, мутной воде. Мудрец Нарада, проходя мимо и заметив борова с семейством, узнал Индру, заключённого в эту форму. Нараде стало очень жаль его. Нарада обратился к борову:

“Индра, посмотри до какого состояния ты опустился. Как это случилось? Но не волнуйся, я вытащу тебя оттуда. Я могу применить всю свою силу, полученную через аскезы, чтобы помочь тебе”.

Он с большой симпатией говорил с Индрой, удивляясь, что тот, кто должен бы наслаждаться роскошью небес, попал в такое жалкое состояние. Какой несчастной стала его жизнь!

Но Индра в образе борова отвечал:

“Нарада, почему ты стоишь на пути моего счастья? Радость, которую я испытываю в этой грязной воде, я не смогу получить нигде. Ту чудесную жизнь, которой я наслаждаюсь со своей женой и детьми здесь, в этой грязной воде, я не могу получить даже на Небесах. Пожалуйста, не вмешивайся в мою жизнь и не вставай на пути той радости, которую я сполна испытываю здесь. Иди, пожалуйста, своей дорогой”.

Индра, будучи околдован иллюзией привязанности, не мог понять, в каком жалком состоянии он находится. Нараде пришлось применить оружие самого Индры — небесный удар молнии —, чтобы оторвать от него тело борова и освободить Индру, который был рад получить облегчение от тюрьмы привязанности и сознания тела.

Когда вы под чарами мохи или привязанности, вы находитесь полностью в иллюзии. Эта иллюзия — результат непреодолимой силы Майи. Если вы хотите разрушить силу Майи, вы должны развить в себе силу Атмы. Поэтому Кришна взял на себя обучение Арджуны, посвящая его в Атма Видью, знание Себя. Без этого знания невозможно правильно понять даже повседневные обязанности, связанные с этим миром.

Просто слушать о духовном учении может помочь лишь в небольшой степени. Но когда вы слушаете Гиту, вы чувствуете такое огромное счастье и радость; всё звучит так просто. Но этот восторг — лишь временное явление; когда вы займётесь применением учения на практике, то возникнет много реальных проблем и трудностей. Однако вы должны быть упорными в своих усилиях. Учение мало чем вам поможет, если вы не будете применять его на практике; что бы вы ни слышали и ни читали, это должно стать полностью вашим. Тогда вы получите нечто истинно стоящее из этого учения.

Применяйте учение на практике

Великий святой Кришна Чайтанья, странствуя паломником, добрался до Шрирангапутны, деревни на юге страны. В деревенском храме собралось небольшое количество людей. Какой-то учёный пандит толковал Гиту. Пандит читал текст, ученики повторяли стихи, а затем пандит давал соответствующие разъяснения. Один из учеников сидел в углу и горько плакал. Все остальные люди держали книгу Гиты и повторяли строки, очень внимательно слушая слова пандита. Выражения их лиц постоянно менялось по мере толкования текста: иногда они были счастливыми, иногда серьёзными. Но ученик, сидевший в углу, не испытывал ничего подобного; выражение его лица не менялось. Он только лил слёзы.

Чайтанья наблюдал за всем этим. Обратившись к этому человеку, он спросил:

“Почему ты плачешь, когда Гита толкуется таким радостным образом? В чём причина твоей печали?”

Человек отвечал:

“Свами, я не знаю, кто ты. Я не знаю санскрита. Я не могу произнести стихов. Поскольку я не знаю санскрита, я не хочу произносить эти строки неправильно, чтобы таким образом не совершить греха. Поэтому я просто представлял в своём сердце, как Кришна преподаёт Гиту Арджуне, повернув голову назад и обращаясь к Арджуне, сидящему позади Него в колеснице. Я плачу, потому что представляю картину, как Кришна, убеждая Арджуну, держит голову таким образом так долго, что, наверняка, испытывает сильную боль. Если бы только Арджуна сидел впереди, а Кришна сзади, то Господь не испытывал бы этого. Думая об этом, мне так больно за Господа. Вот почему я плачу”.

Чайтанья понял, что этот человек — истинно преданный. Он испытывал такую глубокую Любовь к Кришне и настолько отождествил себя с Кришной во время эпизода, когда Кришна обучал Гите Арджуну, что стал частью Самого Кришны. Чайтанья пришёл к выводу, что испытывать такие чувства гораздо важнее, чем просто слушать и повторять стихи из Гиты.

Даже сейчас, когда даётся разъяснение Гиты, некоторые из вас с благоговением записывают всё в тетради, в то время как другие, держа книгу Гиты в руках, следуют стихам, пытаясь запомнить их. Но всё это лишь внешняя форма, которая не вызовет глубокого чувства преданности. Если вы хотите, чтобы ваши сердца полностью прониклись сущностью этого учения, вы должны искать истинно внутреннего переживания. Делайте это, применяя учение Гиты на практике в своей повседневной жизни; даже если вы примените на практике один из стихов Гиты, этого будет более, чем достаточно. Какой смысл записывать сотни стихов? Если вы наполните свою голову всем содержанием этой книги, ваша голова станет ещё одной книгой. Важно то, что отпечатывается в книге вашего сердца. Если хотя бы одно из учений отпечаталось в вашем сердце, — это всё, что нужно. Пусть ваше сердце пропитается Любовью — этого достаточно. Вместо того, чтобы заполнять голову эрудицией и книжными знаниями, гораздо лучше наполнить его Любовью.

Следует полностью рассеять невежество

Кришна сказал Арджуне:

“Нет никакого смысла в твоих страданиях и плаче, когда ты основываешь всё своё мышление на телесных привязанностях и взаимоотношениях. Пусть твой разум идёт в себя; тогда ты сможешь понять всё, что я тебе открываю. Ты горюешь о людях, о которых горевать нет нужды. Ты делаешь себя несчастным без причины. Не надо так страдать. Ты переживаешь все несчастья, потому что твоё сердце полно невежества. Навсегда изгони это неведение из своего сердца. Только когда в нём не останется и следа невежества, ты сможешь понять мудрость”.

Неведение подобно пожару. Если пожар потушен почти полно-стью, за исключением лишь нескольких тлеющих угольков, то с ветром искры от углей могут перейти в большое пожарище. Поэтому нельзя оставлять никакого следа от пожара. Невежество также подобно болезни. Предположим, ваша болезнь почти излечена, остался лишь небольшой след. Если, возвратившись из больницы, вы нарушите правильную диету, то болезнь может быстро развиться и снова овладеть вами. Нельзя оставлять абсолютно никакого следа от болезни.

Невежество также можно сравнить с тем, когда вы в долгу: предположим, вы отдали все свои долги, осталась лишь небольшая ссуда в тысячу рупий. Но если вы позволите процентам накапливаться, то что произойдёт? Долг снова станет расти. Поэтому вы должны полностью расплатиться с долгами. Таким же образом, если в вашем сердце имеются скрытые остатки привязанностей и желаний, ваши страдания легко вспыхнут и запылают. Вот почему Кришна предостерегал Арджуну:

“Если ты сохранишь даже самую незначительную привязанность в своём сердце, то всё, чему Я тебя учу, будет бесполезно. Ты должен полностью уничтожить все привязанности, которые столько лет питались неведением, заволакивающим твоё сердце. Чтобы помочь тебе в этом, Я обучаю тебя Санк’йа-йоге”.

Глава о Санк’йа-йоге, Пути Мудрости — вторая глава, — особенно важная часть Гиты. Стоит понять разницу между Атмой и Анатмой, между истинным “Я” и ложным “я”, ассоциируемым со всем мирским, и будет легко понять все другие главы Гиты. Поэтому вам следует разобраться в этой главе строфа за строфой, и провести, если надо, два-три дня, сосредоточившись на ней, чтобы понимание Санк’йа-йоги шло из самого центра вашего сердца.

Каждое слово каждого стиха в этой главе, начиная с учения Кришны, можно считать редким сокровищем. Только когда вы полностью поймёте природу Санк’йа-йоги, вы сможете понять всю Гиту.

Кришна и Арджуна