Топ-100
Несколько слов:
Глава 17. ОВЛАДЕЙТЕ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ, И ВЕСЬ МИР БУДЕТ ВАШИМ

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

ОВЛАДЕЙТЕ СВОИМИ ЧУВСТВАМИ,
И ВЕСЬ МИР БУДЕТ ВАШИМ
Куда бы вы ни посмотрели, будь то здесь на Земле или на Небесах или даже в низших мирах, всё, что можно там найти, — это комбинация пяти элементов и ничего больше. Больше ничего не существует. Всё, что вы когда-либо хотели иметь, всё, что вы когда-либо использовали, всё, что вы когда-либо потеряли, — все эти мириады вещей есть не что иное, как проявления пяти элементов.
Воплощения Любви!

Всё во Вселенной — всё, что когда -либо было создано, всё, что когда-либо будет задумано — сделано из плотного и тонкого аспектов пяти элементов, а именно: эфира, воздуха, огня, воды и земли. Бесчисленные варианты этих пяти элементов с течением времени всегда изменяются и будут изменяться; они все мимолётны, они бесконечно совершают циклы перехода от одного имени и формы к другому имени и форме.

Преходящая природа всех вещей

Цветок, расцветший сегодня, назавтра засохнет. Цветок, засохший завтра, через несколько дней сгниёт. Пища, приготовленная сегодня, назавтра испортится. Через день та же пища станет ядом. Стоит ей испортиться, и невозможно вернуть первоначально свежую пищу. Красивая форма сегодня станет отталкивающей завтра. Даже атомы, составляющие материю на Луне, могут со временем оказаться здесь, на Земле, а атомы, составляющие материю здесь, на Земле, могут отправиться на Луну. Раз в семь лет все атомы, составляющие человеческое тело, подвергаются полному изменению. Действительно, было бы глупо думать, что тело и органы чувств, состоящие из пяти элементов, неизменны или что любой объект, состоящий из этих пяти элементов, имеет непреходящую ценность. Только внешние чувства могут жаждать подобных преходящих вещей.

Гита объясняет, что этот непостоянный комплекс из пяти элементов, который мы называем телом, разумом и чувствами, состоит из 24 принципов или начал. Это пять плотноматериальных чувственных органов: ухо, кожа, глаз, язык и нос, в санскрите называемых Карма-индриями; они притягиваются к объектам чувств через тонкиечувственные органы, называемые Джнана-индриями, которые включают в себя слух, осязание, зрение, вкус и обоняние. Без тонкого плотное не функционирует. Например, у вас могут быть глаза, но не быть зрения, вы можете иметь уши, но не иметь слуха, у вас может быть язык, но не быть вкуса.

24 непостоянных начала

Помимо индрий, плотных и тонких чувств, существует пять жизненных энергий, то есть оболочек или кошей, оживляющих все функции тела. Их можно себе представить как различные тела, проникающие друг в друга всё более и более тонким путём, каждая последующая оболочка тоньше, чем предыдущая. Самая плотная — это оболочка пищи, которая составляет физическое тело; затем идёт витальная (жизненная) оболочка, которая связана с дыханием жизни и с физической энергией; следующая — оболочка разума, представляющая собой тонкое тело, связанное с низшим разумом; затем идёт оболочка интеллекта, которая является ещё более тонким телом; она ассоциируется с более высоким разумом и интуицией; последняя оболочка — это оболочка блаженства, самая тонкая из всех тел, которая находится за пределами всех аспектов разума; в ней остаётся лишь тонкая вуаль неведения, скрывающая Атму.

Кроме этих 5 принципов-начал, перечисленных выше, существует также пять жизненных энергий или пран, которые дают жизнеспособность всем телесным функциям. Одна из них связана с дыханием, другая с очищением, третья с кровообращением, четвёртая с перевариванием и пятая с верхним потоком, который даёт энергию высшим центрам.

Помимо этих 20-ти, существует четыре аспекта разума: низший разум или мыслящий разум, называемый манас; интуитивный интеллект или способность различения, называемая будд’и; чувство личного “я” или эго, называемое ахамкара, и место пребывания чувств и воспоминаний, называемое читта. Все они вместе, включая Атму, являющуюся основой всего этого, составляют число 25.

Бессмертная сущность за пределами
эфемерной индивидуальности

Санк’йа — Учение Мудрости — имеет дело с этими различными принципами, которые составляют индивидуальную сущность. Эта глава называется Санк’йа-йога, потому что она помогает нам осознать Атму, являющуюся единственной реальностью, лежащей в основе всех этих 24 принципов тела, которые на самом деле есть лишь проявления вашего неведения. Именно эти 24 принципа составляют иллюзию, которая побуждает вас казаться отдельным существом. Если вы будете продолжать растрачивать свою жизнь, полагаясь только на эти 24 принципа, которые постоянно подвергаются изменению, то когда вы сможете достигнуть вечного блаженства, являющегося вашей истинной природой, блаженства, которое никоим образом не подвергается воздействию всего того, что преходяще?

Вся радость, которую вы испытываете сегодня, позже принесёт вам лишь печаль. Любая радость приходит и уходит; она непостоянна. Кришна решительно подчёркивал, что нельзя полагаться на органы чувств, чтобы они вас не завели в тупик. Как бы вы ни были образованы, какую бы должность или положение ни занимали, если вы не добьётесь контроля над своими чувствами, вы не сможете добиться духовного покоя. Внутреннего покоя можно достигнуть, только контролируя органы чувств. Вы, может быть, думаете, что это очень трудная задача для вас — научиться контролировать органы чувств, но в главе о Санк’йа-йоге Кришна учит целому раду способов, которые приведут вас к успеху в овладении ими.

Благородные натуры и низкие натуры

Кришна сказал, что существует два типа людей: арийцы и не-арийцы (прим. консультанта: люди с бра’мической культурой и без неё). Арийцы — это те, кто следует путём праведности, священным путём, благородным путём. Они ищут общения с великими людьми и проводят в жизнь их учение; в результате они испытывают на практике великие духовные истины и наслаждаются внутренней духовной жизнью. В противоположность им существуют те, кто полон неправедных мыслей, чьи сердца нечисты, кто находится под чарами невежества и живёт неправедной жизнью. Это не-арийцы. Можно сказать, что их порочное поведение прямо противоположно правильному поведению арийцев так же, как тьма противоположна свету. Поэтому, можно дать описание этих двух категорий, как деятельности богов и демонов, существ света и тьмы.

Кришна сказал:

“Арджуна, до сих пор Я считал тебя арианом, но теперь я вижу, что ты ступаешь на неправильный путь. Тебя поглощает тьма; ты следуешь неправедности. Нельзя больше считать тебя арианом; твои действия доказывают, что ты становишься анарианом”.

Кришна подобным образом увещевал Арджуну, для того чтобы направить его усилия на героические действия — чтобы он оставался арианом. Кришна сказал ему:

“Главной причиной твоего нынешнего страдания являются привязанности, а основа твоих привязанностей — неведение. Из-за неведения ты позволяешь органам чувств управлять своими действиями. Если ты хочешь освободиться от привязанностей и страданий, ты должен контролировать свои чувства. Ты должен ясно понять природу органов чувств. Органы чувств важны в путешествии по жизни; они подобны лошадям твоей колесницы, которые могут привезти тебя к цели. Но только если лошади с колесницей находятся под полным контролем человека, едущий в ней будет в безопасности. Если они бесконтрольны, то колесница и тот, кто в ней находится, неизбежно попадут в беду. Поэтому, если хочешь благополучно достигнуть цели, возьми под полный контроль этих лошадей, то есть органы чувств”.

Природа органов чувств

Кришна дал новое название органам чувств. Он назвал их матраха, что означает “то, что измеряет”. Что значит, когда говорят, что эти органы чувств имеют способность измерять? Например, что измеряет и определяет насколько горькая или сладкая пища? Язык измеряет это и решает вкус пищи: сладкая она или горькая. Или, например, можно описать лицо определённого человека, сказав, что все черты у него нормальные, за исключением длинного носа. Что это такое, что измеряет длину носа? Ваши глаза. Таким же образом ваши уши решают, мелодична музыка или нет. То есть все органы чувств измеряют различные качества. Есть ещё одно значение слова матраха:оно означает “ограниченный”. Как эта “ограниченность” применима к вашим органам чувств? Бог дал вам нос, чтобы вы могли использовать его для обоняния и для дыхания — вдыхая и выдыхая. Вы должны использовать нос для того, для чего он создан и быть им довольны. Если вы применяете его правильно, по назначению, вы подчиняетесь указаниям Господа.

Следя за тем, чтобы вести себя правильно, и подчиняясь указаниям Господа, вы достигнете хороших результатов. Если вместо того, чтобы применять нос для дыхания и обоняния приятных запахов, вы будете использовать его для вдыхания нюхательного табака, то вы не используете его по назначению, то есть не повинуетесь указанию Господа. Что касается языка, Господь вам мягко напоминает:

“Дитя моё, используй свой язык нежно, чтобы не обидеть сердца других. Используй те слова, которые приносят им радость”.

Есть и другая функция языка, о которой тоже надо позаботиться. Используйте свой язык для принятия здоровой саттвической пищи: принимайте пищу, которая полна витаминов и протеина. С другой стороны, когда вы используете язык и чувство вкуса для курения сигарет, для питья алкоголя, для поглощения мяса и тому подобное, этим вы злоупотребляете языком и не следуете указаниям Господа. То есть необходимо применять органы чувств для определённых целей, предписанных Господом; тогда вы будете применять их с той целью, ради которой дан каждый из этих инструментов. Регулируемое таким образом поведение поможет вам достигнуть цели вашей жизни.

Когда органы чувств входят в контакт с объектами чувств, они измеряют различные качества. Например, чувство ощущения может измерять такие качества как жара и холод; в результате этого вы испытываете радость или горе. Просто обладая органами чувств, вы не получаете ни радости, ни горя; вы их испытываете только, когда органы чувств приходят в контакт с чувственными объектами. Вы сейчас здесь, и это значит, что ваши уши тоже здесь с вами. Предположим, что-то случилось у вас в деревне: будь это что-то плохое или хорошее, вы не испытаете ни счастья, ни горя, ни радости, ни печали до тех пор, пока ваши уши не услышат новости. Но вот телефонный звонок, и вы узнаёте о том, что случилось в деревне. Если это хорошая новость, вы чувствуете радость; если это плохая новость, вы чувствуете печаль. Только если органы чувств входят в контакт с чувственными объектами, вы испытываете радость или горе.

Чувства уничтожают тех, кто ими повязан

В мире существует бесчисленное количество объектов, но вам надо следить, чтобы ваши органы чувств не входили в контакт со слишком большим их количеством. Всё это преходяще. Если вас захватывает что-то мелкое, то вся ваша жизнь становится мелкой и нечистой. Это можно наблюдать у целого ряда живых существ, которые стали жертвами одного или двух органов чувств. Например, когда олень слышит мелодичную музыку, она его зачаровывает, и его легко поймать. Поэтому олень связан звуком. Огромного слона можно контролировать прикосновением — его связывает прикосновение. Таким образом целый ряд животных можно связать и контролировать различными органами чувств. Возьмём к примеру мотылька: он видит свет, свет его привлекает, связывает и может уничтожить. Подобным же образом рыба заглатывает приманку, и вот она поймана, так как привлечена вкусом. А пчела входит в цветок, привлечённая силой обоняния, и может быть поймана на всю ночь, если цветок закроет свои лепестки.

Каждый из этих существ связан одним из своих органов чувств; но человек связан всеми пятью, он даже ниже всех этих животных. Вот маленький рассказ.

Однажды Дакшина Мурт’и поехал в путешествие по стране. Он считал каждую из пяти стихий своим гуру. Когда он попал на берег океана, он наслаждался волнами и различными красотами океана. Пока он наблюдал, прикатилась волна, неся с собой на берег грязь. Он заметил, что стоит грязи попасть в океан, как волны накатываются и выкидывают её обратно на берег. Дакшана Мурт’и подумал про себя:

“Почему для океана, который так глубок и огромен, необходимо выкинуть небольшой кусок грязи? Разве он не может вобрать в себя, а затем поглотить эту грязь?”

Он впал в медитацию. В медитации он понял, что, если бы океан позволил каким-то нечистотам, которые попадают в него, оставаться в его водах, то они бы накапливались с каждым днём, со временем покрыв и загрязнив весь океан. Он решил, что океан, должно быть, с самого начала не позволял никакой грязи, дебрям или нечистотам входить в него; таким образом он смог оставаться чистым и неза-грязнённым.

Точно так же вы должны следить с самого начала, чтобы неправедные мысли и идеи не проникали в ваш разум даже в самом малом. Нельзя позволять нечистоте, даже самой малой, проникать в сердце. Прежде, чем нечистота сможет обосноваться, вы должны тотчас выкинуть её из головы. Если вы отведёте ей место, думая, что, в конце концов, это что-то очень незначительное и поэтому не может нанести вам заметного вреда, она начнёт расти в вашем сердце. Поэтому, если вы поймёте, как функционируют органы чувств и научитесь их правильно использовать, вы сможете получить от них пользу, и они не будут вас беспокоить. Когда вы связаны всеми органами чувств, вы не можете получить ни радости, ни покоя души. Вот маленькая история, иллюстрирующая это.

Царь, которым управляли пять жён

Некогда жил великий царь, у которого было пять жён, но они никогда не слушались его. Он был царём для всех других, но не был господином для своих жён. И поэтому он очень страдал. У него на голове была корона, а в голове одни треволнения.

“Я стал рабом своих жён; я слишком страдаю, — думал он. — Есть ли кто-нибудь на свете, кто не боится своей жены? Если существует такой человек, то как он её контролирует? Как он умудряется избежать её господства над собой”.

Спросить об этом непосредственно каждого из жителей было бы неправильно. Поэтому он решил организовать публичное собрание и пригласить на него всех подданных мужчин. На месте собрания воздвигли два гигантских, размером со стадион, тента: первый был сооружён на одном конце поля, второй поставлен на другом.

Царь провозгласил, что первый тент — для людей, которые контролируют своих жён, а второй предполагается для тех, кого контролируют жёны. Все мужчины той страны стали прибывать огромными толпами в столицу; все они шли прямо во второй тент. Направившись туда, царь увидел, что громадный тент, предназначенный для тех, кого контролируют жёны, был переполнен. Это его немного ободрило, потому что он понял, что был не единственным человеком, которого контролирует жена. Но прежде, чем открыть собрание, он заметил одного-единственного мужчину, ожидавшего в первом тенте, предназначенном для тех, кто контролирует своих жён. Этот гигантский тент был совершенно пуст, за исключением одного человека. Царь страшно обрадовался, увидев там человека. Он подошёл к нему и сказал, как он был рад увидеть хотя бы одного человека, который обладал контролем над своей женой.

Царь задал ему такой вопрос:

“Скажи мне, пожалуйста, в чём секрет твоего контроля над женой?”

Человек, дрожа от страха, отвечал:

“Нет, сэр, это не так. Я не контролирую её. Она меня контролирует полностью”.

Царь спросил:

“Тогда почему ты пришёл в этот тент?”

Человек отвечал:

“Моя жена приказала мне придти в этот тент, а не в другой: вот почему я здесь. Моя жена во всех подробностях объяснила мне, чтобы я не входил в тент, поставленный для рабов своих жён, а пришёл сюда”.

Царь очень рассердился на этого человека и приказал ему:

“Уходи отсюда немедленно! Не смей здесь оставаться! Иди и присоединись к людям во втором тенте!”

Подданный побледнел от страха; кровь сошла с его лица. Он встал на колени и стал умолять Махараджу, сложив руки в знак уважения:

“О, царь! Выслушай меня! Ты можешь наказать меня; делай со мной, что хочешь, но я не смею ослушаться жены и пойти в другой тент”.

Тогда царь понял, что в его царстве нет ни одного человека, который не был бы рабом своей жены.

Разум со своими пятью жёнами-чувствами

Этот царь — наш разум, и он никогда не может удовлетворить всех своих жён, а именно, чувства. Глаза требуют: “Возьми меня туда, где можно видеть только самое прекрасное”. Язык требует, чтобы ему была предоставлена самая вкусная пища. Ухо приказывает, чтобы ему игрались самые мелодичные звуки. Кожа желает чувствовать только самое приятное прикосновение; а нос хочет чувствовать запах самых лучших духов в мире. Кто может удовлетворить все эти желания чувств? Между ними нет ни координации, ни сотрудничества. Если вы уступите органам чувств, они принесут вам немало бед. С самого начала вы должны найти способ поставить их полностью под контроль. Тогда вы достигнете чего-то действительно стоящего. Настоящий герой в этом мире тот, кто сумел полно-стью подчинить свои чувства.

Когда органы чувств выставляют свои требования, не следует их слушать. Вместо этого ваш разум должен связаться с интеллектом. Тогда то, что решит интеллект, разум прикажет, и органам чувств придётся покориться. Вот правильный путь для обуздания чувств. Человек, основывающий свою жизнь на низшем разуме, погибнет; он станет хуже животного. Мудрый человек основывает свою жизнь на Высшем Разуме, на своём интеллекте, на своей силе распознавания, то есть умении различать, и на интуиции, то есть, Будд’и. Тот, кто следует своему Будд’и, достигает высот. Если вы будете основывать свою жизнь на Будд’и, то это приведёт вас прямым путём к конечной цели. Но если вы основываете жизнь лишь на разуме, тогда каждый момент у вас будут появляться новые изменения, и будет трудно предсказать, что с вами случится и где вы окажетесь. Это всё равно, что пересекать бушующую реку или штормовое море в маленькой лодке: вы не знаете, когда её зальет водой — когда вас постигнет беда.

Будьте бдительны, контролируя свои чувства

Некогда в древней Индии жил великий святой по имени Хазрат Мухаммад. Он был в высшей степени добродетельным, истинным мудрецом. Он полностью владел своими чувствами. Однажды стало известно, что близок его конец; все преданные собрались у его ложа. Он страдал от сильной боли в горле и делал героические усилия, чтобы её превозмочь. Казалось, он хотел что-то сказать, но не мог. Преданные очень хотели выяснить, какое напутствие учитель хочет оставить им в свои последние минуты на Земле. Пытаясь всеми силами помочь ему, они взмолились:

“Свами, ты хотел нам что-то сказать; пожалуйста, говори”.

Тогда, собрав последние силы и овладев своим голосом, Мухаммад сказал: “Мои дорогие дети, всё это время за мной следовала Майя, сила иллюзии. Майя сказала мне: “Все являются моими рабами; никому не удавалось освободиться от меня; но ты каким-то образом сумел полностью победить меня”. Тогда я ответил: “Майя, пожалуйста, не заявляй, что я полностью победил тебя, пока во мне ещё есть жизнь, пока ещё в груди осталось немного дыхания. До последнего дыхания трудно поверить, что ты побеждена”. Мои дорогие дети, до сих пор Майя была покорена мной, но не знаю, сумею ли я преуспеть в этом до последнего дыхания. В эти последние минуты, чтобы освободиться от Майи, я постоянно думаю только об Аллахе и молюсь Ему всем сердцем”.

Затем он замолк и так закончил свою жизнь.

Как показывает эта история, вы должны быть осторожны до последнего своего дыхания, чтобы не поддаться органам чувств. Чтобы завоевать Атму, надо контролировать проявляющиеся чувства; поэтому контроль над чувствами — это неотъемлемая часть Пути Мудрости, Санк’йа-йоги, которой обучал Кришна. Стоит вам научиться полностью контролировать чувства, и вы легко сможете овладеть Б’акти-йогой, Карма-йогой, Джнана-йогой и всеми другими йогами.

Вначале вы можете подвергнуться некоторым трудностям. Когда вы учитесь водить машину, то сначала вам надо попрактиковаться на открытом поле. Только после того, как вы научитесь контролировать машину и овладеете искусством вождения, вы сможете ехать по главным улицам и узким переулкам города. Если вы до этого попробуете водить машину в потоке городского движения, то это не только будет трудно, но и опасно. Подобным образом стоит вам овладеть своими чувствами, как их притягательная сила не сможет больше на вас действовать, и вы можете лицом к лицу встречать любую ситуацию без волнений и проблем.

Победа над чувствами через самовопрошание

Чтобы овладеть чувствами, надо развить в себе широкий взгляд на вещи. Проникнитесь духом исследования и осознайте, что такое Атма и что такое анатма. После того, как вы разовьёте в себе силу различения, вы сможете безопасно двигаться в этом мире, в то же время продолжая твёрдо держать цель в поле своего зрения.

Постоянно изменяющиеся чувства никогда не смогут дать вам вечной радости. Только когда вы достигнете знания Атмы, вы испытаете истинную радость. Все остальные знания, которые даёт образование, могут лишь помочь вам зарабатывать на жизнь. Только знание Атмы есть истинное образование. С этим знанием вы сможете наслаждаться единством всего живого. Стоит вам отождествить себя с Божеством, которое есть всё, и больше не будет существовать расхождений, возникающих из чувства различия. Когда вы испытаете, что всё есть Васудева, что весь мир есть не что иное как Бог, вы оставите даже привычку делать различение, ибо когда всё видится как ОДИН, вопрос различения не возникает.

Как Свами упоминал ранее, органы чувств могут быть очень опасны; они подобны диким лошадям. Если не использовать поводья для их обуздания, они унесутся с колесницей, куда захотят. Направляйте чувства с помощью разума. Пусть ваш вкус, обоняние, зрение, слух, осязание — различные чувственные восприятия — будут под вашим контролем. Свами не раз говорил вам не смотреть и не слушать слишком много. Только когда вы что-то видите или слышите, вы начинаете об этом думать. А начав думать об этом, в вас развивается привязанность к этому, и тогда вы хотите этим владеть. Стоит начать говорить о какой-то вещи, как вы думаете о её форме. Поэтому, каков бы ни был объект, первое, о чём вы должны спросить себя, это: “Есть ли в нём какие-то дефекты или недостатки?” Когда вы найдёте дефекты, в вас не разовьётся привязанности к этому предмету. Если вы хотите достигнуть Бога, вы должны освободиться от дефектного зрения, дефектного осязания, дефектной речи, дефектного слуха.

Контроль языка — первый шаг контроля
над чувствами

Духовная практика начинается с контроля языка. Причина этого в том, что язык выполняет две функции. Глаза обладают только одной способностью — видеть. Уши тоже обладают одной способностью — слышать; нос тоже обладает одной способностью — нюхать. Но у языка — две способности: он может говорить, и он может чувствовать вкус. Поэтому надо сделать особое усилие, чтобы его контролировать. Вы не имеете никакого права критиковать других, вы не имеете никакого права думать плохо о других; гораздо лучше думать о своих собственных недостатках. Усматривайте добро в других и устраняйте плохое в себе. Если вы ещё не развили в себе способности исследовать своё собственное “Я”, то как вы можете брать на себя способность вмешиваться в дела других? Прежде добейтесь осуществления своей жизни. Только после того, как вы спасёте себя, вы сможете стать инструментом для спасения других. Поэтому не следует использовать плохие слова, плохо смотреть на других или держать в голове плохие мысли по отношению к кому-то другому. Проводите время лишь в хороших мыслях, слушая хорошее и беседуя о хорошем.

Для того, чтобы упражняться в самоконтроле, необходимо делать кое-какие духовные упражнения. Для достижения контроля над чувствами необходима постоянная практика непривязанности. Когда вы поймёте, что всё мимолётно, вы сможете держать под контролем органы чувств и развивать непривязанность. Вы все арийцы, а не варвары (не-арийцы). Ступайте на путь добра и развивайте в себе внутреннюю святость. Только когда вы приобретёте свет мудрости, который будет в вас неугасим, вы сможете помочь другим своими добрыми мыслями, добрым взглядом на жизнь и добрым советом. Те, кто так поступает, — истинно Боги. Те, кто проявляет противоположные черты, — демоны. Демоны ищут только тьму. Откажитесь от тьмы и наполните себя светом. Если вы изберёте путь света, тогда, каким бы ни было ваше прошлое, Господь вас не отринет, а осыпет вас Своей Милостью.

Благой брат нечистого царя демонов

Виб’ишана, брат повелителя демонов, сдался Раме и пал у Его ног. Видя это, Сугрива, генералиссимус армии, сражающейся на стороне Рамы, предупредил Раму:

“Он брат Раваны. Он демон. Он любит тьму. Ты не должен ему доверять просто потому, что он поссорился со своим братом и ушёл от него. Опасно верить младшему брату, ставшему врагом старшего”.

Рама, приятно улыбнувшись Сугриве, сказал:

“Сугрива, разве ты сам не стал врагом своего брата Вали? Прежде, чем критиковать других, подумай о своих собственных недостатках”.

Затем Рама заявил:

“Я возьму под защиту каждого, кто придёт ко Мне, подчинится Мне и скажет: “Я Твой”. Мне неважно знать, кто он”.

На это Сугрива возразил:

“Свами, ты дал ему Свою защиту и уверил его, что, когда война закончится и Равана будет низвержен, Ты сделаешь его царём Ланки. Но предположим сам Равана сейчас пришёл бы к Тебе и пал у Твоих Ног. Какое царство Ты дал бы ему?”

Рама отвечал:

“Если бы у Раваны были добрые идеи и он бы подчинился Мне, Я попросил бы Моего брата Б’арата отказаться от престола и сделал бы Равану царём вместо него. Я никогда никого ни о чём не просил. Просить об одолжениях не в Моём характере. Но если у Раваны появятся хорошие мысли, Я буду готов попросить Б’арата отказаться от престола”.

Все Аватары во все века провозглашают такие священные мысли и широкие идеи, и таким образом дают пример всему миру. Смысл этого рассказа в том, что каким бы ни было ваше прошлое, в каком бы нечистом и далёком от святости окружении вы ни были воспитаны, если вы чисты в своей решимости и полностью отдаётесь Господу, Он вас примет. Начните с овладения своими чувствами.

Главное качество, являющееся основой всех священных деяний и радостной беззаботной жизни, — это контроль над чувствами. Кришна сказал:

“Для тебя не будет ничего невозможного, если ты будешь владеть своими чувствами. Ты сам сможешь сотворить мир. Но если ты являешься рабом своих чувств и повязан желаниями, ты становишься рабом этого мира. Поэтому, Арджуна, пусть чувства станут твоими рабами; только тогда ты сможешь быть инструментом в Моей Миссии. Восстань, Арджуна! Возьми свои чувства под контроль! Пусть радость тебя не возносит, а горе не удручает. Первопричина горя заключена в твоём неведении: ты не знаешь разницы между истинным и кажущимся, между Атмой и анатмой; но начинай сейчас учиться их различать. Тогда ты сможешь владеть своими чувствами, и весь мир станет твоим”.

Кришна и Арджуна