Топ-100
Несколько слов:
Глава 27. ДОБРОТА И СОСТРАДАНИЕ - ПРИЗНАК ИСТИННОГО ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

ДОБРОТА И СОСТРАДАНИЕ — ПРИЗНАК ИСТИННОГО ЧЕЛОВЕКА
Любите всех. Ни к кому не таите вражды и ненависти. В сердце каждого человека пребывает Бог во всей Его полноте. В этом основа учения Гиты.
Воплощения Любви!

Когда вы кого-то ненавидите, на самом деле вы ненавидите самого Бога, ибо Бог пребывает в каждом существе. Когда вы кого-то критикуете или делаете замечание, на самом деле вы критикуете Господа, которому вы поклоняетесь. В каждом сердце пребывает единый Бог. В этом состоит учение Вселенского Братства, которое с незапамятных времён заключено в Священных Писаниях Индии.

Единое “Я”, одна Атма наполняет всё

Б’агавад-Гита провозглашает, что Божественность присутствует везде и во всём как пронизывающая всё реальность, которую мы называем Бог. Но Гита заявляет об ещё более высокой стадии, чем эта. Она не только учит, что Бог Вездесущ, но что Истина в нас, стоящая за тем “я”, которое мы используем, когда говорим о себе, есть наша бессмертная Сущность, наше высшее “Я”, единое с Богом; и это высшее “Я” в вас то же самое, что и в любом другом. Это Атма — Божественность в вас. По сути дела, вы и любой другой человек, любое другое существо есть Бог.

Поэтому, кроме учения о единстве Бога, выраженном через Вселенское Братство, Гита даёт нам учение о единстве всего сущего, единой Атме, находящейся везде. Гитапоказывает, что Атма — ваше истинное “Я” — существует так же во всех других людях, в животных и птицах и в любых других существах. Наставляя вас относиться одинаково к счастью и несчастью, Гита так же учит вас, как осознать единую Атму, обитающую равным образом во всех существах, будь то люди, животные или растения.

Поэтому, вы должны быть убеждены, что одна и та же Божественность существует абсолютно везде, начиная от насекомых и микроорганизмов и кончая Создателем, Бра’маном. Вот почему великий поэт Т’ягараджа, молясь Раме, пел:

“О Господь, Ты живёшь в муравье, так же как и в Бра’мане. Ты явился как Кришна и Рама, но, истинно, Ты живёшь в каждой форме. Я вижу Тебя везде, в каждом существе, которое мне встречается”.

Мысли, слова и дела должны быть в гармонии

Сегодня человеческая природа такова, что, увидев муравьёв, человек с лёгкостью может их убить. В то же время, когда он видит идола в храме, представляющего определённую форму Бога, он ему поклоняется. Признак сегодняшнего человека — говорить одно, а делать другое: он действует по-разному в этих ситуациях, даже если знает, что везде присутствует единый Бог. Вот почему вместо того, чтобы достигнуть положения Махатмы, Божественного человека, он не может подняться выше своей низшей природы — положения дуратмы, злого человека. Б’агавад-Гита учит, что истинная природа человека заключается в гармонии слова, мысли и дела. Только так он может проявить свою Божественную природу в повседневной жизни. Вот что делает его Махатмой.

Углубляйте в себе веру, стараясь увидеть, что один и тот же Бог пребывает во всех живых существах. Делитесь Любовью, которая является самой сущностью вашей Божественной природы так же, как Божественной природы всех живых существ. Смотрите на каждого человека с состраданием и Любовью. Если вы не усвоите такого подхода во всех своих отношениях с другими, все ваши духовные практики будут напрасны. Поклоняться Богу, в то же время принося вред своему собрату-человеку, никогда не приведёт вас к цели. Гита учит, что сам человек есть Бог, а Бог — человек. Это единство Бога и человека подчёркивается в Гите постоянно.

“Только тот, кто обращается со всеми одинаково, — истинный человек”, — провозгласил Кришна.

Какое бы образование вы ни получили, если в вас нет человеческой доброты, тогда все ваши знания и все достижения придут
к нулю. Доброта ко всем живым существам — одна из наиболее важных добродетелей человека. Вы должны развивать в себе различение, чтобы учиться доброте и умению применять её в своей повседневной жизни. Б’утадайа или доброта ко всему живому — это забота о людях и других живых существах, находящихся в беде, и оказание им помощи. Вы должны сделать всё необходимое, чтобы уменьшить их боль, их печаль и их беды. Нет смысла просто бесконечно повторять слово “доброта”, “доброта”, “доброта”; надо применять её на практике, сделав её частью своей жизни. Вы должны верить, что доброта — это та же Божественность. Вы должны верить, что сердце, в котором живёт доброта, — это храм Бога.

Доброта — это признак истинного человека

Из-за ряда слабостей, находящихся в человеке он теряет доброту и становится жестоким. Люди ведут себя, как дикие звери в джунглях. Кришна учил, что не в этом истинная природа человека, — это прямо противоположно человечности. Само слово “человек” или “человечность” обозначает доброту (прим. переводчика: английское слово gentleman = gentle man). Из всех различных цветов преданности с самой большой Любовью Бог принимает цветы человеческой доброты. Если вы принесёте обычные цветы и будете поклоняться Ему с обычными мыслями и намерениями, которые их сопровождают, то это не вызовет Любви Бога. Это не будет Ему угодно, и Он не примет такого подношения.

Какое же подношение Он принимает? Что Он оценит? Ему угодны цветы человеческой доброты, цветы Любви, цветы сострадания, распустившиеся в человеческом сердце. Как выразить это чувство доброты? Это значит не просто делать что-то доброе. Это требует глубоко укоренившуюся веру — это должен быть скачок веры. Вы должны буквально преобразовать своё сердце. Вы должны жить убеждением, что один и тот же Бог живёт в каждом сердце. Необходимо развивать глубокую веру в Вездесущность Бога. Тогда вы сможете осознать боль и печаль других как свою собственную. Вот небольшой рассказ.

В одной деревне жила чета; у них была маленькая дочка. Эта маленькая семья состояла всего из трёх человек и не была богатой. Фактически, это была очень бедная семья. Но хотя родители были бедны, они решили дать образование своему ребёнку. В той деревне, где они жили, не было школы, поэтому им пришлось послать свою маленькую дочку в соседнюю деревню. Чтобы добраться до деревни, где была школа, ей каждый день приходилось ходить через лес. Городские жители часто боятся идти через лес, а деревенских это не пугает, так как это часть их повседневной жизни. Так девочка и проводила время, посещая школу и приобретая знания, а вечером возвращаясь домой.

Ребёнок, наполненный нектаром доброты

В лесу у дороги стояла маленькая хижина — приют для одинокого путника. Однажды, проходя мимо, девочка увидела в хижине пожилого человека. Он, казалось, страдал от боли. Она поняла, что ему не добраться до следующей деревни, где ему могли оказать медицинскую помощь и предоставить ночлег. Из-за недостатка пищи его тело ослабело, и, проходя, девочка заметила, в каком он состоянии. Она обычно брала с собой пищу на полдник, и, начиная с этого дня, она стала отдавать эту пищу больному, лежавшему в маленькой хижине в лесу. Каждый день утром по пути в школу она оставляла пищу, а вечером, по пути домой, забирала пустую кошолку. С её помощью через десять дней силы больного стали возвращаться.

Однажды, когда маленькая девочка шла домой, незнакомец позвал её и, взяв её руки в свои, спросил:

“Дорогое дитя, всё это время ты приносила мне пищу каждый день. Скажи, пожалуйста, где ты её берёшь? Знают ли твои родители, что ты приносишь мне пищу каждый день? Или ты где-то берёшь её тайно? Или, может быть, эта пища дана тебе на полдник, а ты отдаёшь её мне? Пожалуйста, скажи мне, ответь на мой вопрос”.

Она отвечала:

“Уважаемый господин, я воспитана так, что никогда не возьму ничего без разрешения, и, уверяю вас, мои родители знают, что я приношу вам поесть. Наша семья очень бедна, и у нас очень мало денег, но всё же нам удаётся прокормить себя и тех, кто нуждается в помощи. Поэтому, я приношу эту пищу из дома специально для Вас”.

Он спросил её:

“Но если у вас так мало денег, то как тебе удаётся покупать всё это?”

Она отвечала:

“За лесом есть фруктовое дерево. Утром до школы я собираю фрукты с этого дерева и продаю их. На эти деньги я и покупаю поесть. На следующее утро я готовлю пищу и приношу её вам”.

Больной был в восторге от её самопожертвования, ума и прямоты. Он далее спросил её:

“Откуда у тебя такое благородство?”

Она сказала:

“Это всё благодаря воспитанию моих родителей. С тех пор, как я себя помню, родители говорили мне, что я должна делиться с другими и служить им. Наша семья очень бедна, но мы всегда стараемся помочь другим. Я научилась добру с раннего детства; это приносит мне так много радости”.

Рассказав пожилому человеку немного о своей семье, она пошла домой.

Со временем человек набрался сил и смог пойти в деревню, где жила эта девочка со своей семьёй. Что принесла та доброта, которую эта милая маленькая девочка проявила к больному человеку? Человек рассказал её родителям, как он молился Богу:

“О Господи, дай здоровье и процветание родителям этой девочки. Когда я был болен и беспомощен, я не мог приносить никакой пользы миру. Теперь мне гораздо лучше, и я могу помогать другим. Молю тебя всем сердцем, исполненным благодарности, благослови эту семью”.

Таким образом он поделился с ними своей молитвой, чтобы Бог благословил добрые семьи, подобные этой, которые щедро помогают нуждающимся.

Бог осыпает милостями тех, кто исполнен доброты

Какое бы доброе деяние девочка ни совершала, она никогда не ждала вознаграждения за свои поступки. Не ожидая результатов или плодов от своих действий, она каждый день верно служила больному. И вот Господь осыпал её Своей щедрой Милостью. Однажды вечером Господь пришёл в их дом со свёртком золота и спросил:

“Здесь живёт девочка, которая дала пищу и воду человеку в беде? -- И продолжал: -- Это Я принял форму больного человека в хижине. Теперь Я оставляю этот дар, чтобы девочка могла вырасти и получить хорошее образование. Я жил в той хижине десять дней, чтобы испытать её. Сердце этого ребёнка священно и чисто, оно полно доброты; её сердце — место Моего пребывания, это Мой храм”.

И вручив свёрток родителям, Он велел им использовать деньги для её счастья и процветания.

Но такое большое богатство не обрадовало родителей. Они упали к ногам Божественного гостя, который благословил их своим посещением, говоря:

“О Махатма, нам нет нужды в таком большом богатстве. Богатство, превышающее положение человека, вредно; оно может лишить человека покоя души. Оно может взрастить эгоизм и привести к тому, что человек забудет Бога. Нам не надо такого богатства”.

Но благословив их, Он исчез, оставив у них сокровище. Это был не просто великий человек. Члены семьи узнали в нём Самого Господа. Вместо того, чтобы хранить деньги для своей семьи, они использовали их для благосостояния жителей своей деревни. Они просили всех вести себя так, как будто в каждом человеке присутствует полное выражение Бога. Они доказали своей жизнью, как можно достигнуть Бога — выражая Любовь и сострадание ко всем нуждающимся.

Не следует ограничивать свою веру в Бога, полагая, что Он пребывает только в каком-то определённом месте. Вы должны чувствовать присутствие Бога везде. Как можно развить в себе это осознание? Несколько минут назад студенты в своей молитве произнесли: Бог существует как внутри, так и снаружи. Если бы Бог существовал только внутри, то внутренней чистоты было бы достаточно. Поскольку Бог существует также и снаружи, то нужна и внешняя чистота. То есть поскольку Бог находится внутри и снаружи, необходимо иметь как внутреннюю, так и внешнюю чистоту — только тогда вы сможете достигнуть полного осознания Вездесущности Бога.

Внешняя и внутренняя чистота

Каково значение внешней чистоты? Конечно, внешняя чистота значит содержать в чистоте тело и одежду. Но это также означает нечто гораздо большее. Надо содержать в чистоте место, где вы живёте. Книги, которые вы читаете, надо тоже содержать в чистоте. Будь то ваше тело или ваш разум, вы не должны позволять им быть нечистыми и накапливать отрицательные качества. Когда говорят, что надо дважды в день принимать душ, это значит, что надо очиститься от всего отрицательного в теле и разуме. Там, где грязно, собираются микробы и возникают болезни. Поэтому не позволяйте нечистоте проникать в вас.

Каждый день по утрам надо чистить зубы зубной щёткой и пастой, а также чистить язык. Пусть главный вход будет чистым. В грязной воде появляются москиты, черви и нежелательные бактерии. Таким же образом все микробы и насекомые скорее всего скапливаются в той части вашего тела, которая нечиста. И это ещё не всё; вы должны держать в чистоте всё вокруг своего дома. В штате Анд’ра есть такая поговорка:

“Посмотри на дом, и ты познаешь его обитателей”.

Другими словами, чистоплотность в доме отражает опрятность того, кто в нём живёт. Принцип чистоплотности предназначен для вашего же блага. Будь то дом или его окружение, если всё содержится в чистоте, вы будете испытывать удовольствие. Чтобы обладать хорошим здоровьем, необходимо содержать себя и всё вокруг в чистоте и порядке, а имея хорошее здоровье, вы будете наслаждаться счастьем.

У вас может быть лишь две смены одежды, но пока вы носите одну, надо содержать другую в чистоте. А пока вы носите другую смену одежду, надо выстирать первую. На самом деле даже нет необходимости иметь две смены одежды: можно носить одну и ту же одежду каждый день, если содержать её в чистоте. Всё, что у вас есть, надо содержать в чистоте; не позволяйте себе стать грязнулями. Но даже содержать себя в чистоте и носить чистую одежду бесполезно, если сердце нечисто. Надо стремиться к достижению также и внутренней чистоты. Для этого необходимо, чтобы все ваши мысли и чувства были священными. Пусть ваши мысли будут направлены на служение другим. Не позволяйте зависти или ненависти проникать в вас. Старайтесь всегда чувствовать в себе радость.

Нет необходимости напрасно беспокоить себя делами других. Думайте всегда хорошо о других. В этом контексте Веды провозглашают:

“Пусть весь мир будет счастлив”.

Способствовать всеобщей радости и благополучию — вот в чём основа веры, о которой говорится в Ведах, а также цель Ведической практики. Таким образом для того, чтобы очистить своё сердце, надо постоянно размышлять о священном имени Бога. Только если вы будете постоянно заботиться о внутренней и внешней чистоте, вы сможете предотвратить вторжение таких вредных качеств, как зависть и ненависть.

Победите своих внутренних врагов

Прахлада, великий преданный Господа, заявил, что великим может считаться только тот, кто победил шесть внутренних врагов. Он сказал своему отцу, царю-демону:

“Сейчас ты лишь царь, но если ты сможешь преодолеть шесть внутренних врагов, которые вторглись в тебя, тогда ты станешь великим императором”.

Эти шесть врагов, включая такие злые качества как желание, гнев, жадность, обман, гордость и зависть, составляют иллюзию (заблуждение), которая не даёт покоя человеку. Вы никогда не должны позволять этим шести врагам вторгаться в своё сердце; если вы изгоните их, вы будете свободны от трудностей и проблем. Чтобы этого добиться, надо относиться к радости и печали, прибыли и убытку, жаре и холоду одинаково. Когда вы разовьёте в себе такое самообладание, тогда эти шесть врагов не смогут вас коснуться.

Но будет трудно относиться к радости и горю, счастью и несча-
стью одинаково, если вы не утвердитесь в вере, что Бог пребывает в каждом сердце. Когда вы это осознаете, тогда все пары противоположностей будут побеждены и не смогут больше нарушить вашего самообладания. Тогда вы будете пребывать в Божественной Милости, и, каким бы неблагоприятным ни был ваш удел, рука судьбы не сможет вас коснуться.

Если вы твёрдо верите, что одно и то же Божество пребывает в каждом сердце, вы сможете преодолеть любые препятствия. Если вы полностью уверены, что в вас пребывает Бог, тогда абсолютно всё становится вашим. Такая вера — это ключ, это самый корень духовной жизни. Крепко держитесь этой веры. В этом состоит цель вашей жизни. Если вы хотите повалить дерево, вам не надо срубать все ветви и листья. Если срубить его под корень, то упадёт всё дерево. Если вы будете твёрдо держаться Бога, вы сможете контролировать всё. А чтобы добиться этого, вам следует практиковать Сад’ану — развивать в себе сострадание ко всему живому, пока забота о благосостоянии других не заполнит всё, что вы делаете в жизни. Вам также необходимо развивать как внутреннюю, так и внешнюю чистоту, чтобы тело и разум сияли чистотой. Только тогда вы сможете осознать Бога, присутствующего везде и всегда.

Вам надо осознать, что когда в своей преданности вы молитесь Богу, выражая Ему почтение, — это тот же самый Бог, который обитает в каждом сердце. Поэтому надо остерегаться критиковать других. Необходимо развить в себе твёрдое убеждение, что любая критика, которую вы направляете на другого, попадёт прямо к Богу, обитающему в сердце этого существа.

Два берега реки жизни

Жизнь можно сравнить с рекой: если вы позволите этой реке жизни течь бесконтрольно и без всяких границ, то очень вероятно, что много деревень будет разрушено. Вы должны принять необходимые меры, чтобы река достигла океана, не выходя из берегов. Только океан может вобрать в себя эту реку и поглотить её. Что надо сделать, чтобы река жизни достигла океана? В Гите сказано, что у реки должно быть два берега. Когда у реки есть два берега, она может благополучно течь, пока не достигнет океана.

Что это за два берега реки жизни? Их описывают, как две могучие мантры. Одна мантра гласит:

“Тот, кто сомневается, погибнет”.

Другая мантра гласит:

“Тот, у кого есть вера, приобретёт мудрость”.

То есть, два берега реки жизни связаны с отказом от сомнений и с расцветом веры. Если у вас есть эти два берега, направляющие вашу жизнь, тогда вы достигнете цели и сольётесь с океаном. В этом Учении, данном Кришной, заключена сущность преданности; оно даёт вам возможность достигнуть океана Ануграхи — океана безграничной Милости.

Три принципа, которые приведут
вас к Божественной цели

Кришна сказал:

“Дитя Моё, целью человечества является достижение океана Божественной Милости. В этом высшая цель жизни. Не забывай эту цель. Не верь в этот мир и не бойся смерти, но всегда помни Божество, которое является той причиной, по которой ты избрал родиться в этом мире. Я даю тебе три принципа:

Никогда не забывай Бога.
Никогда не верь в мир.
Никогда не бойся смерти.
Прими эти принципы и впиши их в своё сердце. Помни их всегда, ибо они освятят твою жизнь и приведут тебя ко Мне”.

Кришна и Арджуна