Топ-100
Несколько слов:
Глава 28. БЕССТРАШИЕ - ЭТО ВИДЕТЬ ЕДИНУЮ СУЩНОСТЬ ("Я") ВЕЗДЕ И ВО ВСЁМ

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ

БЕССТРАШИЕ — ЭТО ВИДЕТЬ ЕДИНУЮ СУЩНОСТЬ (“Я”) ВЕЗДЕ И ВО ВСЁМ
Страх возникает, когда вы видите кого-то или что-то отдельно от Бога. Но когда вы оcознаете, что в основе всего того, что вы видите, — Единый Бог, страх покинет вас навсегда. Стоит вам утвердиться в осознании того, что Бог присутствует везде и во всём, и вы навсегда освободитесь от призрака страха.
Воплощения Любви!

Только когда вы осознаете, что любое имя и любая форма, которую можно найти во Вселенной, есть не что иное как сочетание пяти элементов, и что какую бы форму эти элементы ни принимали, в их основе всегда находится Бог — когда вы утвердитесь в этой вере, тогда страх не сможет обосноваться в вас, и вы от него освободитесь навсегда.

Божественность — основа всего

Всё без исключения состоит из пяти элементов. В этом проявленном мироздании нельзя найти ничего другого; шестого фактора не существует. Вот стол, вот стул, а вот подиум; а там окно и дверь. Все эти предметы отличаются только именем и формой; содержание — в данном случае дерево — одно и то же в них во всех. Подобным образом горы состоят из камней, деревья состоят из древесины, земля состоит из ила, тело состоит из плоти, океан состоит из воды — это всё различные имена и формы, но по составу они все являются лишь различными комбинациями основных пяти элементов.

Эти пять элементов являются пятью аспектами или отражениями Единого Божества — эта Божественная основа светится через них, и благодаря ей они существуют. За исключением этих пяти отражений Божественности, во всей Вселенной ничего больше не существует. Во всех пяти элементах Божественность одна и та же. Существует Один, за его пределами нет второго. Когда вы осознаете это и у вас не будет никаких сомнений, тогда страх перестанет существовать.

Из всех великих добродетелей, бесстрашие — качество первостепенной важности. Это идеальная добродетель. Если вы не будете бесстрашными, вы никогда не сможете быть удовлетворены своей жизнью. Будь то в мирской области — в битве жизни в этом мире, или будь то усилия в царстве духа, никогда нельзя оставлять места для страха. Страх не должен иметь места в вашей жизни. Когда человека обуревает страх, он становится очень робким. Он не может выполнить даже самой маленькой задачи. Когда человек наполнен страхом, он не может стать светочем в мире. Поэтому Б’агавад-Гита учит, что необходимо стать полностью бесстрашным.

Бесстрашие — за пределами сознания тела

Бесстрашие (Аб’айа) нельзя считать просто отсутствием страха, что есть Нирб’айа. Это не одно и то же. Как страх, так и отсутствие страха ассоциируются с сознанием тела. Отсутствие страха иногда может быть неразумным, как например, когда телу угрожает телесное повреждение. Но бесстрашие, с другой стороны, находится за пределами сознания тела. Его можно испытать только, когда осознаётся Истина единого Божества, без второго, пребывающего в полной мере в каждом сердце.

Говорится, что человек, обременённый страхом, умирает на каждом шагу своего пути, тогда как бесстрашный человек умирает только один раз.

“Поэтому, — сказал Кришна Арджуне, — откажись от страха и стань бесстрашным!”

Только бесстрашный человек может добиться победы в великих начинаниях. Тот, кто истинно бесстрашен, будет обладать непривязанностью ко всем объектам мира и будет наполнен Любовью Бога. С другой стороны, тот, кто эгоистически подходит к своему телу и своим мирским достижениям, будет обременён страхом. Человека, свободного от страха, никогда не будут занимать ни объекты этого мира, ни эгоизм.

В эпических поэмах Индии вы найдёте рассказ о царе-демоне, Хираньякашипу, который был обременён страхом, тогда как его сын Прахлада обладал полным бесстрашием. Хираньякашипу укрывался в именах и формах, он полностью верил в этот мир. Прахлада нашёл приют у Лотосных Стоп Господа; он полностью верил в Бога. Чанда и Амарка, гуру Прахлады, пришли к королю-демону и сказали:

“Ваше Величество, Ваш сын не знает страха. Сколько бы вреда мы ему ни причиняли, он никогда не жалуется и ни о чём не плачет. Вместо того, чтобы проронить хотя бы одну слезу от личной боли, он постоянно поёт хвалы Господу Нараяне, он без конца поёт о Его славе и величии”.

Почему у Прахлады не возникало страха? Потому, что у него была твёрдая вера, что в мире не существует ничего, кроме Нараяны; это убеждение наделило его неколебимым бесстрашием.

В другом индийском эпосе, Брихадараньяка-упанишаде, мы видим, как гуру Яджнавалкья дал пример бесстрашия своим ученикам. Он сказал Джанаке, великому императору и йогину:

“О Джанака, ты свободен от страха, поэтому тебе ни о чём не надо волноваться. Твоё сердце полностью погружено в Господа. Ты существуешь только как инструмент Бога в мире, служа Ему во всём, что бы ты ни делал. У тебя совсем нет привязанностей к объектам этого мира. Ты веришь, что всё в мире имеет форму Бога и насыщено Божеством. Куда ты ни взглянешь, ты видишь единство во всём многообразии; осознание этого сделало тебя бесстрашным”.

Страх смерти — самый сильный из всех страхов

Из всех страхов, которые преследуют человека, самый сильный — это страх смерти. Независимо от мужества и доблести человека, независимо от его образованности, независимо от богатства, независимо от таланта и мастерства в глубине души у него постоянно маячит страх смерти, уничтожающий все достижения человека и разрушающий его уверенность в себе. Видя умирающих, большинство людей впадает в отчаяние. Стоит им услышать о чьей-то смерти, как они, страшась этой вести, стараются заткнуть уши, чтобы не слышать. Даже в 100 лет человек чувствует страх, думая о смерти. Он всегда хочет жить хоть чуть-чуть подольше. Но сколько бы ему ни хотелось жить — смерть неизбежна.

Страх смерти не спасёт вас от смерти. Если вы постараетесь отвлечь разум, прячась в мимолётных радостях, — это тоже вас не спасёт. Ваши родственники и друзья не спасут вас, все ваши достижения не спасут вас, ибо все объекты в мире и все люди в нём равным образом смываются потоком смерти. Какой смысл искать спасение в другом человеке, когда он тоже будет смыт этим потоком? Человек, ищущий защиту и убежище, и тот, у кого он ищет убежище, — оба будут смыты потоком смерти. Только когда вы будете крепко держаться благословенных Стоп Господа, который является несмываемым берегом этого потока смерти, — только тогда вы сможете надеяться, что будете спасены. И тогда вы истинно будете спасены. Тогда вы победите страх смерти.

Бесстрашие можно сравнить с великой горой, в то время, как страх — это нечто вроде лёгкого ветерка, создаваемого вашим дыханием. Может ли этот маленький ветерок, созданный вашим дыханием, поколебать огромную гору? Конечно, нет. Легкий ветерок страха никогда не сможет поколебать великую гору бесстрашия. Когда эта прочная и непоколебимая гора вселится в ваш разум, свободный от заблуждения и погружённый в блаженство, и когда она будет пребывать в вашем сердце, чистом и непорочном, тогда вы истинно станете выражением своей Божественной Природы — и вы наверняка будете спасены. Вы станете бесстрашными, только когда Истина проникнет в святая святых вашего сердца — Истина, что существует только одна Божественная Реальность, наполняющая всё.

Почему вы должны чего-то бояться? Что вообще может вас напугать? Смерть — это на самом деле своего рода шутка в игре жизни. Если по роли вам надо упасть и умереть на сцене, затронет ли это вас, как актёра? Почему вас потрясает смерть тела, рождённого чтобы умереть? Тело, состоящее из пяти элементов, когда-нибудь должно погибнуть. Почему вы терзаете себя из-за того, что мимолётно?

“Арджуна, ты не тот, кто будет убивать, и те, с кем ты будешь сражаться, не будут убиты. Только тело можно убить. Ты сам есть бессмертная Сущность, Атма, а не тело”.

Этой истине Кришна учил Арджуну и таким образом сделал его бесстрашным. Бесстрашие — такое же жизненно необходимое качество, как само дыхание жизни. Это самая главная из добродетелей, которым учит Гита. Господь повелел:

“Будь бесстрашен. Предайся Мне! Тогда Я позабочусь обо всём остальном”.

Бесстрашие — сама природа человека

Истинно, человек Божественен и бесстрашен по своей природе. Эта Божественная сущность человека выражена в слове манава, что на санскрите значит “человек”. Существует рассказ о человеке, который не живёт согласно своей Божественной природе, и поэтому в своих действиях он стал хуже животного.

В одном страшном лесу обитали многочисленные животные. Обычно в лесу, где обитают львы, не живут слоны, а там, где бродят слоны, не будет львов. Но в этом лесу жили самые различные животные: львы, слоны, шакалы, собаки, обезьяны — это было целое царство животных. Однажды умный Лис подумал про себя:

“Человеческие существа хвастаются, что человеческая природа какая-то особая и уникальная. Они говорят, что почти невозможно получить человеческое рождение. Но люди рождаются так же, как и мы, животные, джанту: все они рождены из чрева матери. Вопрос вот в чём: почему человека называют манава, вместо того, чтобы называть его джанту, как нас? Чем мы хуже его?”

Лис продумал все аргументы и контраргументы по этому вопросу, поставившему его в тупик, и твёрдо решил доказать, что нет различия между человеком и животным. И с этого дня он начал обсуждать эту проблему с жителям всех берлог, нор и пещер леса. Встречая животных, он им говорил:

“Почему мы должны принимать существующее положение вещей; люди считают жизнь животных ниже человеческой жизни. Мы должны предпринять шаги, чтобы исправить это ложное убеждение”.

Таким образом он начал подстрекать всех обитателей леса, выставляя перед ними свои знания. Он объяснял им, что все животные, включая даже могущественного Слона, который по своей силе несравним ни с кем, и неустрашимого Льва — царя леса, восприняли эти ложные убеждения при обучении.

Великое собрание животных

Лис решил собрать всех животных, чтобы обсудить эти вопросы и принять резолюцию, с которой бы все согласились. Было предложено назвать собрание Чатушпада Махасаб’а, что означает “Великое собрание четвероногих”. Было решено, что в определённый день и в определённое время они все соберутся вместе на большой открытой поляне.

Прежде всего, все согласились с тремя пунктами повестки дня. Во-первых, что человеческие существа, подобно животным, рождаются из чрева матери; поэтому должно быть только одно название как для людей, так и для зверей, и единственно правильным названием может быть слово джанту — “тот, кто рождён из чрева матери”. Надо либо людей называть животными, либо животных — людьми; но не должно быть двух различных названий. Это была первая резолюция, которую они хотели принять на собрании. Вторым пунктом повестки дня было то, что зверей не считают мудрыми, тогда как человеческие существа заявляют, что они наделены мудростью. Звери с этим не соглашались. Как может человек обладать высшей мудростью в сравнении с животными? Лис особенно настаивал на этом пункте. Он спросил:

“Что это за мудрость, которая есть у человека и которой у нас нет? Мы должны твёрдо решить, что звери так же мудры, как и люди”.

Третьим пунктом повестки дня, который предложил Лис, было то, что “человек считается говорящим животным, тогда как мы немы; это считается нашим большим недостатком — причиной различия между нами. Хотя мы и немы, но чего нам не хватает? Обладая способностью говорить, получил ли человек от этого какое-то особое счастье? Давайте примем резолюцию, что говорить и быть немым — это почти одно и то же”.

“Есть ещё и четвёртый пункт, который нам надо рассмотреть, — добавил Лис. — Люди считают нас раджасическими существами по природе, в то время как себя они считают саттвическими. Но никто из нас не должен соглашаться с этим. Даже человек не обладает такой саттвической природой, как мы. Мы заслуживаем репутацию и признание, что по своей саттвической природе мы гораздо выше, чем люди”.

Все звери решили, что надо обсудить эти четыре пункта на собрании. Но они не могли решить, кому предложить председательствовать.

Лис отметил, что в лесу есть немало Риши и Махатм — великих святых-мудрецов, занимающихся аскезой (прим. консультанта: практика отречения от внешнего мира ради духовных благ).

“Нам надо выбрать святого, достигшего высот, который бы председательствовал на собрании”, — предложил он. Все согласились и приняли решение послать Лиса найти Махариши и попросить его председательствовать на собрании. После долгих поисков Лис подошёл к пещере и увидел там святого, выполняющего аскезу. Он почтительно приблизился к святому:

“Свами, в царстве зверей мы решили устроить очень важное собрание, Чатушапада Махасаб’а. Просим тебя председательствовать на нём”.

Махариши осознавал всё как животворящее Божество. Он сказал:

“Хорошо, я с удовольствием буду председательствовать на вашем собрании”.

И вот на большой открытой поляне началось собрание.

Каждый зверь в том лесу, от самого малого до самого большого, пришёл на собрание со всеми своими детьми, а многие даже привели своих внуков. Все они были в приподнятом настроении, будучи счастливы, что принимают участие в таком грандиозном мероприятии. И все они проявили большое уважение к своему президенту: ему была предоставлена высокая трибуна. Рядом со стулом президента поставили стул для Льва. Махариши, председательствовавший на этом мероприятии, тоже был в очень хорошем настроении и не чувствовал ни малейшего страха перед Львом, сидевшим рядом с ним. Поскольку Махариши осознал присутствие Бога во всём живом, он был бесстрашен. Когда все животные расселись, надо было соответствующим образом поприветствовать Махариши, находившегося среди них. Секретарём этого грандиозного собрания был избран Лис. Он начал приветственную речь.

“Высокочтимый президент, Ваше Величество, уважаемые министры, дорогие братья и сёстры! Сегодня великий день, который будет вписан золотыми буквами в анналы этого великого леса и его обитателей. Это незабываемый день — его никогда не забудут во всём зверином царстве, ибо сегодня мы достигнем успеха в решении самых важных вопросов, ради чего мы и собрались. Собравшись здесь, все вы многое принесли в жертву: вы отказались от своей деятельности и нашли немного свободного времени в своей активной жизни, чтобы принять участие в этом собрании. Итак, прежде всего позвольте мне выразить мою глубочайшую благодарность всем вам”.

Затем секретарь объяснил пункты повестки дня. После представления программы встал Лев и обратился к большому собранию.

Чем человек лучше животного?

Лев сказал:

“Все вы слышали, что сказал мой брат. Я хочу, чтобы вы знали, что человек не обладает такими великими качествами, как доблесть и мужество, которыми обладаете вы. Я сам являюсь прямым доказательством этого. Если принять в расчёт мужество и доблесть, великолепную отвагу и силу, которыми я обладаю, то разве можно найти человека, равного мне? Хотя я царь животных, я никогда не совершаю неправильных или неоправданных действий. Я не убиваю животных без причины. Я ем только, когда голоден. Я не убиваю животных ради спортивного интереса и никогда не трачу пищу впустую. Посмотрите на наше мужество, наш моральный кодекс, наш высокий уровень морали; разве можно найти такие великие качества в человеческих существах? Нет! У них их нет вовсе. Поэтому зачем нам бояться человека? Почему нас считают ниже человека? Давайте сегодня решительно сотрём это пятно с нашей репутации”.

Когда Лев закончил свою речь, послышался гром аплодисментов, гулом пронёсшийся по лесу.

Когда все успокоились, Слон, сидевший около Льва, встал и сказал:

“Человек даже меньше, чем пол моей ноги. По своей форме я без сомнения могуч и величественен. По интеллекту я достиг высот. Короли, цари, императоры, выдающиеся лидеры — все уважают меня. Когда надо провести церемонию коронации, без меня её приходится откладывать. Если я так велик, то как можно сказать, что человек выше меня? Я обладаю выдающимся интеллектом. Поэтому, если рассмотреть хотя бы эти два качества, мой разум и мою физическую форму, то можно сделать заключение, что человек никогда не сможет стать равным мне”.

Теперь встал Лис; он сказал:

“Лев, наш Махараджа, только что выступил с речью; огромный Слон, наш выдающийся министр, тоже высказал свои мысли. Теперь мы бы хотели пригласить представителя зверей поменьше выступить перед нами”.

И вот попросили выступить маленькую бездомную Собаку, которая заблудилась в лесу: у неё был большой опыт общения с людьми. Смиренно поприветствовав президента, царя, министров, секретаря и всех собравшихся, она сказала:

“Хотя я очень мала и слаба, никто не может сравниться со мной в преданности. Я обладаю неколебимой верой и безграничной преданностью к тому человеку, который меня воспитал и заботится обо мне. Я всегда буду благодарна и верна, даже если из-за этого потеряю свою жизнь. Если мой хозяин причинит мне боль или вред, я никогда не отвечу ему тем же. Всем известно, что у людей нет такого чувства верности, как у собак. Человек часто приносит боль тому, кто с любовью заботиться о нём и направляет его, как например, его учитель или родители. Человеку ничего не стоит сделать зло в ответ на полученное добро. Он будет критиковать и заниматься интригами, чтобы обмануть и навредить тому, кто ухаживает за ним с такой заботой. У человека совсем нет чувства благодарности. У него нет верности. Он будет притворяться послушным лишь постольку, поскольку это служит его интересам. Как только он получает то, что удовлетворяет его эгоистические интересы, он начинает причинять вред своему учителю. Если человек таков, то как можно считать нас ниже людей?”

Все члены собрания полностью с этим согласились; они кивали головами, поддакивая:

“Правильно! Правильно!” — в знак согласия с преданной Собакой.

И так один за другим звери вставали в соответствии со своим положением и опытом и выступали с речами, превознося многие прекрасные качества, которые они применяют на практике и которые человек игнорирует. В конце концов, пришло время выступления президента.

Приложив усилия, человек может преобразовать свою низшую природу

Мудрец так обратился к собравшимся:

“Дорогие звери, всё, о чём вы сейчас говорили, — правда. Когда духовный учитель что-то делает для нас или говорит нам, это делается для нашего же блага. Это предназначается для нашего внутреннего развития, а также для того, чтобы способствовать дружбе и взаимопониманию между нами. Но как только дружба и понимание расцветают, человек становится подозрительным, думая, что ему наносится какое-то зло. В глаза он будет приветствовать вас, а за глаза — критиковать. В глаза он произнесёт слова похвалы, а за глаза будет вас осмеивать. Наполняя себя противоположностями и низкой деятельностью подобного рода, он понапрасну тратит свой интеллект и свою жизнь. Все недостатки, которые здесь упоминались, без сомнения присущи человеку. Что касается пищи, сна, дыхания и тому подобного, то нет абсолютно никакого различия между человеческими существами и животными”.

Махариши продолжал:

“Однако, я хочу заметить, что есть одна особенность, уникальная для человеческих существ, которая не входит ни в какое сравнение с животными. Животные могут унаследовать черту жестокости; как только они её приобрели, они не могут от неё избавиться. Как бы голоден ни был тигр, он не будет есть рис с карри (прим. переводчика: острая приправа). Он всегда домогается баранины. Его не устроит чай с печеньем. Как бы он ни старался изменить свои привычки, он этого сделать не может. С другой стороны, если человек приложит достаточно усилий, он может изменить свою жестокую природу, так же как и любую другую плохую привычку”.

Лис встал и сказал:

“Свами, мы признаём, что у человеческих существ есть особые способности менять себя, но если они не используют эти способности, разве они заслуживают того высокого положения, которым пользуются сейчас?”

Президент заявил:

“Если у кого-то есть возможность изменить себя, но он её не использует, то он гораздо хуже животного”.

При этом все звери разразились громкими аплодисментами. Махариши повторил основную особенность, которую он только что отметил, что любое человеческое существо, которое имеет возможность делать добро, чтобы улучшить своё собственное поведение и развить в себе доброту, но не делает этого, без сомнения хуже животного. Затем он добавил:

“Какая польза от всех знаний, которыми владеет человек? Разве они меняют его веру? Как только у него в голове появляются злые мысли, он становится тупым, он становится глупым. Человеческие существа добились высокого статуса в приобретении знаний и мастерстве... Но всё это обучение им нужно лишь для того, чтобы заработать кусок хлеба; они его используют лишь для того, чтобы наполнять животы и как-то сводить концы с концами”.

В этот момент встал Лис и добавил к тому, что сказал президент:

“Стараясь свести концы с концами, человек использует всякого рода неэтичные средства. Ясно, что в этом мы, животные, гораздо лучше человеческих существ”.

Лѕса захватила его собственная риторика; он продолжал некоторое время говорить на эту тему.

“Мы всегда справедливо добываем себе пропитание. По сравнению с человеком, мы гораздо лучше во всех отношениях. Право же, мы просто лучше всех!”

Это ему принесло восторженную, почти безудержную овацию со стороны всего четвероногого собрания. Все полностью согласились с этой похвалой, прося Лиса продолжать. Но поскольку восторг превзошёл всякие пределы, президент ударом молотка призвал к порядку. И тогда Махариши объяснил второе главное отличие, делающее человеческие существа уникальными. Он сказал:

“Человек может победить Майю, то есть иллюзию. Как только он это сделает, он сможет испытать Атму, свою истинную Сущность и достигнуть состояния Нирваны, возвышенного состояния вечного блаженства. В этом самое существенное отличие человека от животного”.

Существенное различие между человеком
и животным

“У людей есть сила и воля победить Майю. Если человек возьмёт на себя труд и сделает усилие, он сможет непосредственно испытать Атму. Таких качеств у вас, животных, нет”.

Махариши добавил: “Дорогие дети, человеческие существа коллективно зовутся человечеством, а их родовое название по-английски — ман (man). То же самое даётся в санскрите как Манава (Manava). Внутреннее значение слова МАН заключается в том, что человеческие существа могут отделить и удалить иллюзию, Майю; они могут получить видение Атмы и погрузиться в мудрость и блаженство, в состоянии так называемой Нирваны. В этом состоит значение, передаваемое буквами МАН. “М” означает “Майа побеждена”, “А” — “Атма проявлена”, а “Н” — “Нирвана достигнута”. Достижение Нирваны означает, что человек становится единым с радостью и блаженством. То есть истинное человеческое существо, истинный человек — это тот, кто удалил невежество Майи, кто получил видение Атмы, и кто погрузился в высшее состояние блаженства”.

Когда Риши закончил, все звери, опустив головы, согласились, что этих трёх вещей они достигнуть не могут. Но смелая Утка задала следующий вопрос:

“Все ли человеческие существа смогли этого достигнуть?”

Ответом было:

“Нет! Лишь очень немногие”.

“Те люди, которые не делают никаких усилий в этом направлении, — такие же, как мы, и нет абсолютно никакой причины делать различие между ними и животными”,— решили они.

Махариши согласился. Он сказал:

“Хотя у людей есть эта великая способность к мудрости и блаженству, они не развивают себя в этом отношении и поэтому не видят радости в жизни. Только очень немногих людей интересуют эти выдающиеся сокровища, которые принадлежат им по праву. Большинство людей попусту тратят свою жизнь, никогда не проявляя стремления получить эту бесценную возможность человеческой жизни. То, за чем они гоняются, пахнет эгоизмом, и они обращаются друг с другом гораздо хуже, чем животные”.

Большинство людей ведёт себя хуже животных

Затем президент на собственном примере объяснил, почему он пришёл жить в лес. Он сказал:

“Животные приносят неприятности только тем, кто приносит неприятности им; друг с другом они в основном живут мирно. Но человеческие существа приносят боль тем, кто их совсем не трогает. Без всякой причины они начинают бросать обвинения, нанося вред невинным людям. Кроме того, человек занимается отрицательной деятельностью, на что он не имеет никакого права”.

В заключение он сказал:

“Именно поэтому Риши отказались от компании людей и ушли жить в лес. Человек становится всё более эгоистичным во всём, что он говорит, делает и думает. У животных нет такого эгоизма. Животные не приносят боли другим животным и не накапливают богатств. Так что во многом человек ведёт себя хуже животного”.

Вот что Кришна сказал об этом:

“Арджуна! Будь истинным человеком, а не тем, кто хуже даже животного. Поднимись над животной природой к своей истинно человеческой природе. Существует два животных качества, которых у тебя не должно быть: ты не овца, робкая и боязливая, но ты и не тигр, жестокий к другим. Ты человек! Ты достоин более высокой судьбы. Будь бесстрашен! На самом деле ты есть выражение Бога. Не позволяй себе поддаваться страху или печали”.

Тогда Арджуна, сложив руки в знак покорности ладонями вместе, сказал:

“Дорогой Господь, Я безоговорочно повинуюсь Твоему наказу”.

Обладая твёрдой верой в Бога, вы будете бесстрашными

Человеческому сердцу свойственна безграничная сила. Но несмотря на это, у человека нет веры в себя. В чём причина этого? Причина в том, что он чувствует себя отдельно от всего остального мира; он верит, что отличается от Бога, который на самом деле всегда находится в нём самом, в его сердце. Вся Вселенная проникнута одной и той же Божественностью. Когда вы разовьёте в себе твёрдую веру в Бога, вы никогда не испытаете страха; вы осознаете, что Бог, которому вы поклоняетесь, присутствует везде, во всём и во всех, также как в вас самих. Эта уверенность удалит остатки страха из вашего сердца.

Но если у вас нет такой веры, тогда вы будете скованы страхом. Вы будете бояться каждую минуту, каждый шаг. Вы будете бояться, идя на экзамен. Летя на самолёте, вы будете в страхе. Вы будете бояться встречной машины. Вы будете бояться с того момента, как утром встаёте с постели, до того момента, когда ложитесь спать. И даже в кровати вы будете бояться, что в дом залезут воры и украдут ваши пожитки. В страхе вы будете проводить всё своё время. Вы должны быть уверены, что Бог присутствует везде, и таким образом достигнуть полного бесстрашия.

Ваша вера в Вездесущего — это ключ к развитию бесстрашия. Только если вы потеряете веру, в вас разовьётся страх; только если вы забудете своё истинное “Я”, у вас появится страх. Вы забыли свою истинную природу, вы забыли Атму. Вы считаете себя этим телом в пять с половиной футов, но истина заключается в том, что вы бесконечны по форме и что ваша сила неограничена. Когда вы сделаете усилие, чтобы удалить заблуждения и получить видение Атмы, вы окунётесь в Нирвану — и тогда вы сможете называть себя истинным человеком.

Если вы не делаете никаких усилий на этом пути, а унижаете своё достоинство, преследуя эгоистические интересы и ведя себя недостойным образом, то вы не man(человек), а nam (демон), — вы только называетесь человеком. Не падайте так низко.

Когда у человека есть уверенность в себе, когда он пробудился к своей Божественности, его называют сакшара. Такой человек имеет полный контроль над своими чувствами; таково значение слова сакшара. Сакшара состоит из трёх санскритских слогов: са-кша-ра. В отличие от благородных душ есть люди, которые не владеют своими чувствами; такой человек называется ракшаса (ра-кша-са), другими словами — демон.

Если прочитать эти слова в обратном направлении, то вы увидите два разных типа людей: те, кто наполнен Шант’и (Миром) и те, в ком нет ничего кроме а-шант’и(беспокойство, отсутствие мира); тот, кто по праву называет себя человеком, и тот, кто ведёт себя, как демон, неистинный человек, который только использует это название. Живите так, чтобы вы могли называть себя человеком, — по тем высшим идеалам, которые вы унаследовали, получив это священное человеческое рождение.

Развивайте в себе добрые качества,
чтобы получить Милость Бога.

Одним из имён, которым Кришна называл Арджуну, было Курунандана, что означает — “тот, кто находит радость в работе”. Большинству людей работа быстро надоедает. Когда наступает воскресенье, день отдыха от работы, вы страшно рады. Но если бы такой день наступил для Арджуны, то есть ему нечего было бы делать, это не принесло бы ему счастья. Арджуна всегда чувствовал огромную радость, трудясь. Ему было дано имя Курунандана, потому что он находил огромное удовольствие в работе. Различные имена, которыми Кришна называл Арджуну в Гите, ассоциируются с различными благородными качествами и добродетелями. Вы сможете понять истинную природу Бога, если каждый день будете включать одну из добродетелей в свою жизнь.

Терпение, сдержанность, сострадание, ненасилие — вот некоторые качества, которые мы разбирали в этих лекциях. Теперь вы узнали также о бесстрашии. Есть ещё ряд других важных качеств. Только когда в своей повседневной деятельности вы разовьёте в себе эти качества, вы сможете заслужить Милость Бога. Не развив этих благородных качеств, вы не сможете получить место в обители Бога, несмотря на высокое образование, положение и богатство. Человеку не разрешается поехать в другую страну без паспорта; подобным образом ваши добрые качества служат вам паспортом, чтобы заслужить Милость Бога. Вы должны развивать в себе эти качества. Помимо образования, вы должны приобрести хорошие привычки и идеальный характер. Без них всё ваше образование будет бесполезно. Те знания, за которыми вы сейчас гоняетесь, полезны лишь в физическом мире; они не приведут вас к Богу. Сегодня в мире учёные сумели собрать по мелочам секреты природы. Но смогли ли они приобрести покой души? Смогли ли они получить радость и счастье от тех изобретений, которые разработали? Всё это не приводит к счастью и миру. Мир можно получить только от Бога.

Мирское счастье и покой, которые вы получаете, мимолётны и преходящи. Они не могут привести вас в состояние вечного блаженства. В Гите, в главе о Санк’йа-йоге, говорится, что слово Санк’йа означает “мудрость”. Санк’йа-йога относится к достижению Бога через мудрость. Санк’йа — это принцип, который помогает вам осознать всеохватывающее единое Божество, находящееся всегда рядом с вами. Глава Санк’йа очень большая, в ней 72 стиха. Но вы не сможете избавиться от своей печали, лишь выучив наизусть эти стихи и просто повторяя их каждый день; это принесёт вам мало пользы. Вам надо сделать большие усилия, чтобы постоянно применять на практике внутреннее значение этих стихов в своих жизненных испытаниях. Только если вы станете практиковать их в повседневной жизни и они станут вашим собственным опытом, вы сможете приобрести Милость Бога и навсегда соединиться с Ним.

Кришна и Арджуна