Топ-100
Несколько слов:
Глава 31. ВСЕГДА ВЫПОЛНЯЙ СВОЙ ДОЛГ, И ПУСТЬ ВСЕ ТВОИ ДЕЙСТВИЯ БУДУТ СВЯТЫ

Часть третья - Путь Действия

Кришна и Арджуна

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ

ВСЕГДА ВЫПОЛНЯЙ СВОЙ ДОЛГ, И ПУСТЬ ВСЕ ТВОИ ДЕЙСТВИЯ БУДУТ СВЯТЫ
Кришна сказал: “Арджуна, тебе надо действовать, так действуй! Но откажись от плодов своих деяний”. Кришна не сказал, что не будет плодов: плоды наверняка будут. У всякого действия есть последствия, то есть плоды. Но плоды не должны вас интересовать, вы не должны ничего ожидать. Следовательно, сущность учения Кришны в том, что вы должны выполнять свой долг, но делать это, не думая о результатах.
Воплощения Любви!

Всякое действие имеет свои последствия, то есть результаты; другими словами, у каждого действия есть плоды. Позднее плоды становятся причиной другого действия. Этот постоянно действующий цикл действий и плодов, плодов и действий проявляется подобно циклу семени и дерева. Семя и дерево тоже следуют одно за другим: из семени вырастает дерево, а дерево даёт семена. Без семени нет дерева, а без дерева нет семени. То же верно и в отношении действия и его результатов. Это естественные циклы в этом мире. Если это так, то есть одно следует за другим, зачем вам особенно интересоваться плодами? Ваш долг и обязанность — совершать правильные действия, не заботясь о результатах. Кришна так и сказал Арджуне:

“В этой битве ты должен быть безразличен к тому, что случится с твоими людьми и что ожидает тебя. Выполняй свой долг, не позволяя своему разуму сосредоточиваться на результатах”.

Щит преданности и оружие мудрости

В битву воины брали щит и меч, что являлось для них защитой от могущественного оружия врага. В духовной битве, которую вы должны вести, вам тоже следует иметь нечто вроде щита и меча. В этом случае щит — это преданность и Любовь к Богу, а меч — это мудрость. В обычных войнах, имеющих место в мире, битва может длиться несколько дней, а иногда может затянуться на несколько месяцев и даже лет. Но духовная битва продолжается постоянно — она никогда не кончается. Она велась человечеством непрерывно с самых древних времён. С незапамятных времён существовала борьба между добром и злом, добродетелью и грехом, привязанностью и отрешённостью.

Человечество ведёт бесконечную борьбу с чувствами “я” и “моё”, с чувствами ненависти и ревности, так же как и с другими порочными качествами, которые нашли в нём своё пристанище. Эгоизм и привязанность в особенности обладают чрезвычайной силой. Они действительно ужасны. В сравнении с ними человек, который с ними борется, не очень силён: в действительности он просто слаб. Фактически негативные качества настолько овладели людьми, что они, как и Арджуна, отождествляют себя с ними. Поэтому, чтобы побороть таких могущественных врагов, как эти качества, необходимо следовать указаниям пребывающего в вас Господа, надев прочный щит и меч. Могущественный щит и меч, которые вы должны носить в этой битве, есть преданность и мудрость. Они защитят вас от таких грозных врагов.

Если в руках у вас зонтик, вас не беспокоит жаркое солнце. Если на ногах у вас сандалии или туфли, вы не побоитесь ступить на колючку. Если у вас есть щит и меч, вас не будет волновать оружие, направленное против вас.

“Поэтому, Арджуна, — сказал Кришна, — в этой внутренней борьбе ты должен надеть свой щит и меч”.

Когда Кришна освободил Арджуну от его привязанностей, Он дал Арджуне броню мудрости. Это было первое учение, которое предложил Кришна.

Используйте мудрость, чтобы победить своих внутренних врагов

Кришна сказал Арджуне:

“Все привязанности, которые живут в тебе, все желания обладать чем-то ты не приобрёл вчера или позавчера; они были с тобой в течение многих твоих рождений, и они ответственны за всю ту боль, которую ты испытываешь. Тебе неизвестно, когда ты, наконец, сможешь избавиться от той боли, которую они причиняют тебе. Но прошлого изменить нельзя, поэтому не беспокойся о нём. Тебе лучше всего сосредоточиться на том, как преодолеть ту боль, которая может придти в будущем, если твои привязанности и желания будут продолжать руководить тобой.

Для битвы, в которую ты собираешься вступить, ты приготовил для себя мирское оружие. Оно поможет тебе защитить своё тело от внешних врагов. Но как ты сможешь защитить себя от внутренних врагов, которые одолевают тебя изнутри? Чтобы спастись от них, следует носить оружие мудрости. Ты боишься внешних врагов, но совсем не думаешь о врагах внутренних. Если ты поддашься внутренним врагам, ты никогда не сможешь победить внешних врагов. Следовательно, одолей сначала врагов внутренних”.

Когда вы больны и страдаете, вполне естественно обратиться к доктору, но гораздо важнее позаботиться о том, чтобы предотвратить болезнь. Считается, что унция (31 грамм) профилактики важнее, чем фунт (400 граммов) лекарства. С самых древних времён внутренние враги покоряли человека, наполняя его печалью. Пока вы полны эгоизма и привязанностей, вы не сможете освободиться от горя и печали. Вы совершаете неправильные действия — и в этом причина всех ваших страданий. Значит ли это, что вы должны воздерживаться от действий? Нет. У вас нет другого выбора, кроме как действовать. Но с этих пор вы должны действовать и можете даже наслаждаться своими действиями, если ваши действия праведны. Тогда они не вызовут для вас губительных последствий и боли в будущем. Следовательно, очень важно понять принципы, лежащие в основе правильных действий.

Можно проследить карму любого мирского опыта

Любое действие есть карма. Каждый человек рождается в карме, развивается в карме и умирает в карме. Карма ответственна за добро или зло, грехи или добродетели, приобретения или потери, радости или печали; карма истинно является причиной самого вашего рождения. Карма истинно создаёт человека. Отсюда следует, что вы не должны смотреть на действия легкомысленно. Вся ваша жизнь связана с действием. Следовательно, признайте важность действий и совершайте их должным образом и без колебаний.

Не думайте, что действие не имеет большого значения. Оно начинается с молодого деревца и вырастает в большое дерево. Прежде, чем семя станет деревом, оно должно прорваться сквозь землю, в которую было посажено. Затем, став большим деревом, оно приносит вам плоды. Принесёт вам это дерево радость или печаль зависит от семени, которое вы посадили. Чтобы получить хорошие плоды, семя действия, которое вы совершили, должно пробиться сквозь почву эгоизма. Тогда это действие преобразуется в йогу, и вы пожнёте плоды мудрости.

Эго развивается, когда вы забываете о Пребывающем в вас

В чём корень эгоизма? Почему вы испытываете эгоизм? Эгоизм появляется из-за невежества, которое заложено в человеке. Каждый человек должен решить сам, где зарождается эгоизм, откуда он появляется и где он кончается. Рассмотрим несколько фактов физической Вселенной: свет распространяется со скоростью 670 миллионов миль в час (1 миля=1,6 км). При этой скорости свет проходит триллион (триллион=1012) миль в год. Мы считаем, что Солнце находится близко от нас: расстояние между Землёй и Солнцем приблизительно 90 миллионов миль. Свет, исходящий от Солнца, кажется нам исключительно ярким. Но это свет лишь от одного Солнца. Существуют миллиарды солнц и звёзд. Расстояние до ближайшей из них примерно четыре световых года, то есть где-то от 23—24 триллионов миль.

Кажется, что звёзды находятся очень близко друг от друга, но расстояние между двумя любыми звёздами равно десяткам триллионов миль. Они выглядят так, как будто по всему небу разлилось молоко. Звёзды, которые человек может видеть с помощью телескопов, исчисляются в миллиардах. Кроме них в небе ещё много объектов, которые человек не способен различить. Каков размер Земли в сравнении с той огромной Вселенной, в которой находятся миллиарды и миллиарды звёзд, расположенных на расстоянии триллионов и триллионов миль? И какое место занимает эта маленькая планета по отношению к огромному Солнцу, которое является лишь небольшой звездой среди бесконечных звёзд, сверкающих в небе?

Каков размер Индии на этой Земле? А каков размер штата Андра Прадеш? И в этом штате как мал район, где мы сейчас находимся! И гораздо меньше эта деревня! И наконец, вы в этой деревне ещё гораздо меньше! При таком масштабе Вселенной и вашей величины в ней, почему вы так полны эгоизма? Если бы вы могли действительно осознать бескрайность мира, у вас не было бы эгоизма. Только из-за вашего неведения величия Вселенной в сравнении с вашим крошечным размером у вас может появиться такое абсурдное самомнение.

Возможно, вы гордитесь своим телом. Но тело состоит всего лишь из пяти элементов. Наступит день, и оно умрёт. Не меняется лишь Пребывающий в нём. Он не проходит через рождение или смерть, рост или разложение. Во всей Вселенной Он является неизменной сущностью и вечно сияет лучезарным светом в море изменяющихся форм. Он стоит за каждой формой, Его великолепие оживляет каждую деталь в этой необъятной Вселенной. Он присутствует даже в полной тьме, ибо это То, что открывает вам тьму. Это всепроникающее великолепие, пребывающее в вас, и есть то вечное пламя, Парамджот’и, которое сияет в вашем инертном теле. Направьте свой взор на Того, Кто Пребывает в вашем теле, и вас не введут в заблуждение ни гордыня, ни эгоизм.

Тело инертно, оно состоит из пяти элементов

Ищите спасения в пребывающем в вас Господе. Ничего не ожидайте от тела. Не гордитесь, глядя на своё тело. Тело подвержено многочисленным болезням; оно подлежит постоянным изменениям. Оно с трудом может выжить, путешествуя по океану мирского существования. Тело — это лишь нечто инертное, не более, чем 7 вёдер воды, железо 4-х гвоздей в 2 дюйма, фосфор 1100 спичек, уголь 4-х карандашей и 2 куска мыла. Когда сложишь всё это вместе с ещё несколькими веществами, то получится тело. То есть тело состоит лишь из инертной материи, но оно может двигаться и проявлять жизнь, потому что в нём есть Пребывающий.

Рассмотрим настенные часы. У них есть три стрелки: секундная, минутная и часовая. Как только вы заведёте часы, все стрелки начнут двигаться с предписанной для каждой из них скоростью. Сколько времени они будут двигаться? Они будут двигаться до тех пор, пока есть сила в пружине, дающей им энергию. Как только эта сила истощится, они остановятся, в каком бы месте они ни находились. Ваше тело можно сравнить с настенными часами. Дыхание можно сравнить с пружиной. Ваши действия можно сравнить с секундной стрелкой, чувства — с минутной стрелкой, а радость — с часовой стрелкой. Божественная энергия внутри вас даёт силу и оживляет всё это.

В этом сравнении с часами можно получить ответ на вопрос, почему вы вообще совершаете действия. Вы знаете, что секундная стрелка, которая представляет собой ваши действия, двигается очень быстро и скоро обходит весь круг в 60 секунд. В этот момент минутная стрелка, представляющая собой ваши чувства, продвинулась на одну шестидесятую круга. И только, когда секундная стрелка сделает полные шестьдесят оборотов по шестьдесят секунд каждый, а минутная стрелка сделает один круг, тогда часовая стрелка, которая представляет собой ощущение Божественной радости и блаженства, продвинется на одно деление. Часовая стрелка двигается так медленно, что невозможно даже заметить её движение, хотя вы можете видеть движение минутной и секундной стрелок.

Здесь скрыта тайна. Каждый час все три стрелки встречаются. Когда действия, которые связаны с телом и природой, чувства, которые связаны с тем, что заключено внутри человека, и радость, которая связана с Божественностью, соединяются, тогда происходит единение человека, природы и Бога.

От священных действий к блаженству и чувству преданности

Природа часто описывается как поле действия; она даёт возможность человеку сделать свою деятельность священной и достигнуть цели. Когда вы совершите 60 добрых дел, возникнет одно хорошее чувство. Следовательно, чтобы получить одно хорошее чувство, необходимо совершить столько добрых деяний! И только когда у вас появится 60 таких добрых чувств, часовая стрелка сделает маленькое движение, и вы испытаете несказанную радость. Вот почему Кришна велел Арджуне совершать добрые деяния. Когда вы начнёте совершать бесчисленное количество добрых дел, вы сможете один-два раза испытать длительное доброе чувство, приносящее глубокое удовлетворение. И лишь только тогда, когда у вас разовьются бесчисленные добрые чувства, вы сможете достигнуть блаженства, являющегося вечным состоянием Атмы. Следовательно надо начать с совершения добрых дел.

Именно для этой цели вам дано тело. В бездействии нельзя находиться ни секунды. Вот почему совершению священных действий (Карма-канда), включающих в себя церемониальное и ритуальное поклонение, придаётся такое важное значение в Ведах — Священных Писаниях Индии. Но священные действия относятся не только к совершению ритуальных церемоний, аскез (покаяния) и к благотворительной деятельности. Можно заниматься самой разнообразной деятельностью, не ожидая для себя никаких плодов. Это и есть Карма-йога, когда вы совершаете действия, не заботясь о личной выгоде.

Когда действия совершаются без желаний и без чувства эгоизма, их можно назвать Карма-йогой. Это высочайшая форма деятельности — самая священная, и ей надо следовать во всём, что вы делаете в жизни. Удалите свой эгоизм. Избавьтесь от него. Не допускайте желания плодов. Когда вы совершаете действие с таким отношением, оно становится йаджной, то есть совершается в духе истинного пожертвования, оно становится аскезой, оно становится йогой. Всякое действие, совершаемое человеком, должно освящаться таким образом. Даже вдох и выдох — действия; они тоже являются кармой. Человек не может прожить и секунды в этом мире, не совершая кармы. Но карма, связанная с эго, всегда будет ограниченной и вредной.

Мысли, чувства и действия возникают благодаря пище

Поэтому всегда совершайте действия только с чувством пожертвования в сердце, а не с эгоистическим чувством служения себе. Результаты будут хорошими или плохими, благотворными или вредными в зависимости от совершаемых вами действий. Сами же действия зависят от чувств, которые вы испытываете. А чувства, в свою очередь, зависят от мыслей, которым вы даёте прибежище. Мысли же зависят от пищи, которую вы употребляете. Таким образом от пищи зависят мысли, от мыслей — чувства, от чувств — действия, которые в конечном итоге приводят к результатам. В этом контексте вы можете видеть, как важно принимать саттвическую пищу. Вот ещё один пример.

Предположим, святой, совершая ведический ритуал, развёл небольшой костёр. Количество появившегося дыма будет зависеть от типа разведённого огня. В результате поднявшегося вверх дыма образуется облако. Из облака конденсируются водяные пары, и появляются капельки дождя. Урожай на земле зависит от дождя, а потребляемые продукты зависят от урожая. В итоге ваше тело, будучи таким же, как пища, зависит от потребляемой вами пищи. Таким образом можно проследить даже влияние пищи на ваши действия, приведшие в данном случае к огню и к пожертвованию — йаджне.

Обращайте внимание на действие, а не на его плоды

Если вы совершали добрые дела, то и рождение ваше будет хорошим. Ваши действия — это первопричина, а ваше рождение — конечный результат. В этой связи Кришна сказал:

“Сосредоточивай всё своё внимание на совершении добрых деяний; не проявляй заинтересованности в их плодах”.

Плоды последуют сами собой, но всё внимание должно быть сосредоточено на действиях.

В прошлом вы были связаны с рядом хороших или плохих поступков, и в результате сейчас вы наслаждаетесь или страдаете от их последствий, испытывая радость или печаль. Как вам избавиться от печали, являющейся результатом прошлых плохих действий? Это можно сделать, только совершая добрые поступки. Вот почему в Ведахдействиям придаётся первостепенное значение. Плохие поступки надо заменить хорошими, которые затем приведут к полностью бескорыстным действиям без личной заинтересованности в их плодах. Такие действия становятся Карма-йогой, что ведёт к единству с Богом.

Если вы беззаботны в своих действиях или попусту их расточаете, вся ваша жизнь станет пустой. Жизнь вам дана для того, чтобы совершать добрую карму, то есть совершенные деяния. Карма не значит просто совершение действий с помощью тела. Карма — это название самого тела. Так как тело появилось как результат действий, совершённых ранее, одним из значений кармы является тело.

Тело является последствием действий; оно связано со временем, обстоятельствами и причинностью. Но это относится только к состоянию бодрствования. В состоянии сна тело неактивно, поэтому там не может быть вообще никакого действия, там только иллюзия действия, то есть Майя. Во сне все чувства успокаиваются. В состоянии глубокого сна, называемого казуальным состоянием, нет даже разума. За пределами этого состояния находится высший источник, называемый Великой ПервопричинойМахакарана, которая поднимается над казуальным состоянием. Эта первопричина и есть Божественность. Вот небольшой пример, чтобы проиллюстрировать эти состояния.

Среди тех, кто находится здесь, есть студенты, которые приходят сюда из общежития, находящегося в километре отсюда. В 4.15 дня вы уходите из общежития и к 4.30 доходите до Ашрама. То есть для вашего тела требуется 15 минут, чтобы дойти из общежития до Прашант’и Нилайама (место расположения Ашрама). Целью вашего прихода является услышать речь Свами. Во всякой производимой вами деятельности, есть четыре фактора: время, действие, причина или цель и результат. Времени, как вы видите, потребовалось 15 минут. Действием было пройти от общежития до зала для молитв. Причиной — послушать лекцию о Б’агавад-Гите. Результатом будет то, что вы этим освящаете свою жизнь. Таким образом, состояние пробуждения можно использовать для духовного продвижения.

Время, действие, цель и результат применимы только к телу.

Посмотрим дальше. После того, как лекция закончилась, вы снова возвращаетесь в общежитие. После ужина вы ложитесь отдыхать и, задремав, засыпаете и видите сон. Во сне оказывается, что вы бродите по главной улице Мадраса. Когда вы уехали из общежития, чтобы путешествовать по Мадрасу, и сколько времени у вас ушло на это? На этот вопрос нельзя ответить. Здесь нет определённого времени. Как вы туда доехали? На машине, на автобусе или на самолёте? На это тоже нет ответа. Вы не предпринимали никаких действий, чтобы попасть туда. Почему вы отправились в Мадрас? Вы не знаете. Нет никакой причины быть там. Что вам там понравилось? Каков результат вашей поездки? Даже на этот вопрос вы не можете ответить. Нет какого-то особого результата ваших действий, понятного вам. Таким образом, в состоянии сна нет ни времени, ни действия, ни цели, ни радости от результатов. Ничего этого там нет.

Теперь представьте, что вскоре после того, как вы уснули, кто-то пришёл и разбудил вас. Вы проснулись и поняли, что спали всего пять минут. В течение этих пяти минут вы видели сон и побывали в Мадрасе. Как это возможно? Это невозможно. Это было лишь на ментальном плане. Вы не совершали подобного действия ни с помощью своего тела, ни с помощью чувств. Это ментальное путешествие связано с вашим тонким телом. Только плотное тело обладает четырьмя факторами: временем, действием, причинностью и обстоятельствами. Как видите, всё это не связано с тем, что происходит в тонком или ментальном теле в состоянии сна. Лишь благодаря ухищрениям разума вы смогли создать там новый мир.

Разум создал определённое количество людей на главной дороге к Мадрасу, какой-то транспорт и какие-то предметы. Разум обладает этой исключительной силой. Он обладает выдающейся способностью создавать всё, что угодно, и разрушать всё, что угодно, и не только во сне, но и в состоянии пробуждения. Только ваш разум ответственен за все ваши действия. Когда вы предлагаете такой могущественный разум Господу, вы таким образом предлагаете Ему все свои действия. Когда вы используете разум, думая только о Нём, все ваши действия становятся священными.

Для достижения Божественного света пусть вашим желанием станет мудрость

Один великий мудрец обычно говорил:

“Если вы поёте гимны-хвалы Господу и предлагаете Ему свет, тогда весь мир будет светить лучезарностью этого света”.

Поклоняясь Господу, вы зажигаете лампаду, предлагая Ему её свет. Ваш разум, состоящий из множества желаний, можно сравнить с маслом, а фитиль — со священной мудростью, которую вы приобрели. Когда вы соединяете их вместе, используя мудрость для того, чтобы обратить свои желания к Богу, тогда вы получаете сияние Божественного света, исходящее от их единения.

Масло и фитиль должны находиться в каком-то сосуде. Тело можно считать тем контейнером, в котором находится масло желаний и фитиль мудрости. Блаженство радости, которое вы чувствуете, — это сияние света, исходящего из этой священной лампады. Если же вы станете зажигать фитиль без масла, он не загорится, как бы вы ни старались. Или если вы захотите разжечь масло без фитиля, вы тоже не сможете этого сделать. Но когда фитиль взаимодействует с маслом, тогда он загорается, и у вас появляется свет.

Действия можно также сравнить с маслом: они связаны с разумом и его желаниями; а Будд’и или интуитивный разум, можно считать фитилём. Когда вы соедините действие и Будд’и, другими словами, когда все ваши действия станут священными, следуя указаниям вашей высшей внутренней мотивации, вас озарит свет единой бессмертной Сущности. Это свет вечной Атмы.

Пламя может иметь различные качества. При ветре пламя дрожит. Когда на него попадает вода, оно начинает шипеть. Если масло недостаточно чистое, появляется дым. От него исходит жар: если до него дотронуться, оно вас обожжёт. Эти характеристики относятся к пламени, но они не связаны со светом, исходящим из него.

Но сияние Атмы имеет только одно качество: оно озаряет всё вокруг великолепием своей лучезарности. Это сияние называется Атмаджйот’и — негасимый внутренний свет. Он даётся всем в равной степени. Однако у пламени жизни существует много индивидуальных характеристик, в нём происходит много изменений и возникает много проблем.

Существует три вида деятельности, исходящей из различных аспектов этого пламени жизни. Они называются карма, викарма и акарма. Карма подобна устойчивому пламени. Когда пламя полыхает и трепещет — это викарма. Чистый свет, сияние Атмаджйот’и, есть акарма.

Акарма не приносит плодов. Слово акарма значит “нет кармы”, но это не значит, что нет деятельности. Когда вы совершаете действия, одинаково относясь ко всем людям, когда вы не ожидаете плодов от своих действий и когда всё, что вы делаете, вы предлагаете Богу, тогда вы совершаете акарму. Это относится как к мирским обязанностям, так и к соблюдению религиозных обрядов, таких как приношения (йаджна).

Веды утверждают, что различные церемониальные действия, совершаемые с заинтересованностью в их результатах, не могут поднять вас выше Небес. Не думайте, что Небеса подарят вам бессмертие. Те же Веды заявляют, что когда заслуги ваших деяний иссякнут, вы снова должны будете спуститься на Землю. Вы можете не согласиться полностью с этой доктриной Веды о карме, но не следует вступать в споры и контраргументы по этому поводу. Надо просто понять, что, когда вы заинтересованы только в плодах, они скоро иссякнут и придётся снова и снова предпринимать новые действия в бесконечном цикле.

Возьмите к примеру члена Законодательной Ассамблеи, который принимает участие в выборной компании. Если он победит на выборах, он сможет работать в Ассамблее в течение 5 лет. По истечении этого времени срок его работы в этом учреждении кончается, и через 5 лет ему придётся вернуться домой. Таким же образом все заслуги, которых вы добились благодаря своей деятельности, можно сравнить с такого рода ограниченным сроком; по окончании этого периода вы должны вернуться обратно.

Пока длятся ваши заслуги, вы наслаждаетесь Небесами, но как только они иссякнут, вам снова придётся спуститься на Землю — получить рождение. Поэтому, объясняя доктрину кармы Арджуне, Кришна сказал:

“Вместо того, чтобы стремиться к временному результату действия, которое привязывает тебя к циклу рождения и смерти, стремись достигнуть той высшей космической личности, которая есть твоё собственное “Я” и после осознания которой тебе никогда не придётся возвращаться назад. Если твоя жизнь состоит в том, чтобы постоянно приходить и уходить, то когда ты достигнешь вечной цели?”

Вот небольшой рассказ, иллюстрирующий это.

Стремитесь достигнуть Высшего и никогда не возвращайтесь к старому

Одного вора поймали в момент кражи и посадили в тюрьму. Он был приговорён судом к тюремному заключению на шесть месяцев. Вскоре это время прошло, и наступил день его освобождения. Тюремщик сказал вору:

“Завтра вечером твой срок заканчивается — ты отбыл срок своего наказания. Приготовься выйти из тюрьмы. Забери своё личное имущество, которое хранится у нас, и будь наготове”.

Вор не очень-то рад был услышать это, но и несчастным себя он не чувствовал. Ему было просто безразлично, так как он знал, что будет дальше.

“Пусть моё имущество останется здесь”, — сказал он.

Тюремщик спросил его:

“Почему ты не хочешь взять с собой свои вещи?”

Вор ответил:

“Нет смысла брать их с собой. Через день-другой я снова вернусь сюда. Очень скоро вы снова увидите меня в этой тюрьме. А раз это произойдёт через несколько дней, зачем мне лишнее беспокойство?”

То есть этот вор уже знал, что он снова начнёт воровать, что его поймают и снова накажут, и он опять окажется в тюрьме.

Ваши действия тоже можно сравнить с заключением и освобождением вора. В своей жизни здесь на Земле вы стараетесь совершать добрые деяния, которые приносят хорошие результаты. После этого вы идёте на Небеса. Затем, когда срок пребывания там кончается, вы снова возвращаетесь на Землю. Давая ответ Арджуне в Священном Учении Гиты, Кришна сказал:

“В этом процессе восхождения и падения нет ничего хорошего”.

Он предложил Арджуне найти место вечной Истины и пребывать там. Стоит вам утвердиться в вечной Истине, пребывающей в вашем бессмертном “Я”, и действия не будут вас больше связывать. Тогда не возникнет необходимости снова возвращаться, ибо вы будете пребывать в вечном блаженстве Атмы. По сравнению с этим возвышенным состоянием, земные и небесные радости подобны атомам в бесконечной Вселенной.

Кришна и Арджуна