Топ-100
Несколько слов:
Глава 24. ДОЛГОТЕРПЕНИЕ И CДЕРЖАННОСТЬ - СЕРДЦЕ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

ДОЛГОТЕРПЕНИЕ И CДЕРЖАННОСТЬ — СЕРДЦЕ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ
Из всех благородных качеств, которые должен развивать преданный, нет ничего важнее Кшамы или долготерпения, мирного всепрощающего характера, который остаётся спокойным при любых обстоятельствах и всегда несёт добро другим, ничего не ожидая взамен.
Воплощения Любви!

Кшама или долготерпение — основа всякой духовной практики. Это единственное качество, которого каждый человек должен добиться в своей жизни. Для истинных мудрецов, для великих святых и великих душ долготерпение — это само их величие, их покаяние, их самопожертвование, их праведность. В этом их мудрость, их необъятная Любовь. Долготерпение — суть их ненасилия, их сострадания, глубины их счастья. Долготерпение — признак всех великих людей. Истинно, долготерпение — это всё. Без терпимости невозможно осознать Истину Атмы, вечного, неизменно сияющего Божественного Присутствия внутри вас.

Осознайте Атму через свой
непосредственный опыт

Если вы думаете, что тело реально, а Бог нереален, вы никогда не сможете понять принципа Атмы. До тех пор, пока вы отождествляете себя с телом, а не с Атмой, вы не сможете испытать Божественность в себе. Атму объясняют по-разному, но истинно осознать её можно, только испытав её непосредственно.

Можно красноречиво, искусно и с большим энтузиазмом описать вам восхитительную сладость нектара манго, но пока вы не попробуете этот нектар, непосредственно его испытав, вы не сможете оценить его уникальной сладости. Только когда нектар у вас на языке и вы наслаждаетесь его вкусом, вы поймёте, что такое его сладость. Подобным образом, если вы хотите непосредственно испытать присутствие Господа, если вы занимаетесь духовными практиками и развиваете в себе благородные качества, которые дороги Господу, вы сможете наслаждаться Божественной сладостью, исходящей из Атмы.

Каков путь к бессмертию? Избавление от аморальности — вот путь к бессмертию (прим. переводчика: игра слов immortalityimmorality). Только когда вы избавитесь от присущих вам слабостей, таких как ревность, ненависть, гнев, гордость и тому подобное зло, вы сможете осознать Бога. Только поняв хотя бы две или три добродетели из 26, которые упоминаются в Гите, изучив их значение, практикуя их и сделав их частью своей жизни, вы сможете постигнуть бессмертие Атмы. Из всех этих качеств терпимость — особенно важный атрибут.

Терпимости можно добиться только, оказавшись в трудных обстоятельствах

Долготерпение нельзя постичь, изучая книги. Его нельзя приобрести даже через учение гуру (духовного учителя). Это не то, что можно купить на базаре. Только преданно держась духовной практики, когда вы оказываетесь в трудных обстоятельствах, можно научиться долготерпению. Терпимость развивается только тогда, когда вы проходите через испытания, в ситуациях полных проблем и трудностей. В человеке скрыт целый ряд слабостей. В испытаниях эти скрытые слабости проявляются в виде гнева, страха, высокомерия и ненависти. Именно в такой период вам необходимо учиться практиковать терпимость.

Если вы не научились терпению, вам придётся пережить много неприятностей, вы будете лишены покоя в жизни. Без терпения вы можете пойти неправильными путями, принося зло. Поэтому необходимо осознать важность терпимости. Любое образование, сила и известность, которых вы добились, будут для вас бесполезны, если вы не обладаете долготерпением. Целый ряд высокообразованных людей, которые овладели особыми силами с помощью аскез (суровый образ жизни для покаяния), не смогли наслаждаться результатами этих аскез, потому что у них не было терпимости. Причина того, что цари и императоры теряют царства и империи, чаще всего в недостатке долготерпения. Отсутствие терпимости привело великих учёных к потери своего престижа. Долготерпение можно сравнить с огромным сверкающим бриллиантом, который вас украшает. Если такое важное качество, как терпимость, утрачено, вы будете страдать от бесчисленных проблем и бедствий. Поэтому развивайте в себе терпимость; она необходима для вашего духовного прогресса. Если это качество не будет сиять в большинстве людей, то всё человечество придёт к погибели.

Необходимо развивать в себе это важное качество долготерпения, испытывая себя в различного рода трудностях. Долготерпение можно считать жизненно важной защитой. Если вы обладаете этим качеством, тогда никакие трудности, горе, проблемы — никакие неблагоприятные ситуации вас не коснутся. Нет ничего необычного в том, что люди платят добром за добро, но платить добром за зло — это выдающееся качество, и применение в жизни такой добродетели требует большого умения.

Как бы люди ни критиковали вас, какие бы замечания в ваш адрес ни делали, как бы ни осуждали, вы никогда не должны терять терпения; вы должны оставаться невозмутимыми и продолжать наслаждаться внутренним покоем. Что вы потеряете, если кто-то сделает вам замечание? Но если случайно из-за своей слабости вы потеряете сдержанность и терпение, тогда вы потеряете всё. Поэтому вы должны научиться использовать долготерпение и применять его на практике при любых обстоятельствах.

Дерево, река и корова

В природе существует три важных аспекта, которые очень полезны для человека. Один — это дерево, второй — река, а третий — корова. Без деревьев, рек и коров человечество не могло бы функционировать достаточно хорошо. Какой бы жестокости дерево ни подвергалось, сколько бы бед ему ни приносили, отрезая его ветви и беря часть его древесины, дерево продолжает давать защиту от дождя и от солнца любому человеку, который ищет под ним приют, всегда принося человеку радость. Деревья приносят людям добро, давая фрукты, цветы и топливо, даже если люди в ответ наносят им вред.

Так же и в случае с реками: как бы люди ни загрязняли их, какими бы путями ни использовали, не выражая им никакой благодарности, всё равно реки продолжают служить человечеству; но служа, они всё же стремятся достигнуть океана, который является их домом и целью. Вода даёт жизнь человечеству. Для неё неважно, используете ли вы её для добра или во зло. Она продолжает служить.

Коровы тоже, отказывая своим телятам в молоке, снабжают им человечество, давая бесплатно такой прекрасный питательный продукт. Какие бы трудности вы ни приносили корове, она всё равно будет давать вам сладкое молоко. Таким образом, коровы тоже делают человечеству лишь добро, тогда как человечество приносит коровам много зла. Эти трое — дерево, река и корова — являются хорошими примерами терпимости.

Иногда терпимость следует не проявлять

Но иногда надо сдерживать внешние признаки терпимости, чтобы соответственно отреагировать в определённой ситуации. Хотя терпимость должна пребывать в вашем сердце при любых обстоятельствах, не всегда следует её проявлять. Практикуя терпимость, необходимо внимательно рассмотреть соответствующие условия и правильно разобраться в обстоятельствах.

В истории Индии хорошо известно, что Мухаммад Г’ори, злобный захватчик, угрожавший северному царству, принёс много неприятностей добродетельному царю Прит’вираджу. Мухаммад вторгался в страну Прит’вираджа 17 раз, каждый раз производя огромные разрушения. Он награбил огромные богатства и подверг всю страну бесчисленным трудностям и страданиям. Не имея достаточного различения, добрый царь Прит’вирадж, несмотря на всё это, захватив Мухаммада Гори, по щедрости своего сердца простил своего безжалостного врага. Каждый раз, когда царь одерживал победу над ним, злодей просил пощады и защиты, и царь прощал его и без всякого наказания отправлял обратно домой. Но захватчик не проявлял ни благодарности, ни раскаяния, продолжая испытывать ненависть к царю и жадно пытаясь захватить его царство. Получив освобождение и вернувшись в свою страну, захватчик нападал снова и снова. В конце концов обманом ему удалось взять в плен благородного царя. Мухаммад Гори безжалостно выколол ему глаза. Нельзя проявлять терпимости к людям, которые столь неблагодарны, к тем, кто мстителен, как змея. Надо использовать дискриминацию и реагировать соответственно.

В каких случаях следует использовать различение

Великая эпическая поэма Махаб’арата — хроника праведной войны между братьями Пандавами и их злыми кузенами Кауравами — повествует о том, как Арджуна привёл Ашваттаму к Драупади, жене пяти братьев Пандавов, после того, как Ашваттама убил всех её детей. Драупади перечислила Арджуне обстоятельства, при которых следует простить порочного человека. Драупади сказала, что неправильно убивать человека в страхе, человека, который смиренен и раскаивается в своём поступке, человека, потерявшего сознание, человека в опьянении, человека, действия которого вызваны неутешным горем, человека, который просит пощады, а также женщин и детей в целом, даже если они заслуживают наказания.

К таким людям следует проявлять терпимость и оказывать им милосердие.

Но к людям, которые неоднократно проявляют неблагодарность и действуют злоумышленно, кто никогда не раскаивается и кому нельзя доверять, — к ним не следует проявлять терпимости. С ними надо обращаться твёрдо, согласно обстоятельствам. На языке телугу говорится, что не следует давать воды тернистому кусту или молока змее. Но помните, что все эти действия касаются только внешней мирской жизни. В глубине сердца никогда нельзя терять спокойного внутреннего состояния терпимости. В вашей духовной жизни долготерпение является существенным качеством для достижения Божественного состояния, и его надо неутомимо практиковать.

В случае с Иисусом Христом также можно видеть насколько высоко у Него было развито качество долготерпения. Двенадцать Его учеников жили и везде ходили с Иисусом. Иисус проявлял к ним огромную Любовь и сострадание, давая им защиту и кров. Но один из них, Иуда, оказался неблагодарным, его соблазнили деньги, и он предал своего Учителя. Несмотря на его неверность, Иисус простил его и продолжал проявлять к нему Любовь. Нет необходимости молиться Богу, прося Его наказать таких людей. Как и в случае с Иудой, собственные действия таких людей будут для них пагубны. Какие бы порочные действия ни совершал человек, ему самому придётся расплачиваться за результаты этих действий. Вы не можете предсказать, когда и при каких обстоятельствах человеку придётся страдать за их последствия, но страдание неизбежно.

В великих эпических поэмах Индии, Рамаяне и Махаб’арате, описан целый ряд случаев, когда люди в конце концов страдают, если не применяют в жизни долготерпения. Возьмите большие страдания, которым подверглись братья Пандавы, когда они вынуждены были уйти в лес и жить, питаясь кореньями и листьями, из-за поспешных действий старшего брата Д’армараджи, который согласился играть в кости. Д’армараджа, будучи царём, счёл своим долгом принять вызов, и даже понимая, что карты подтасованы, так спешил защитить свою честь, что пренебрёг указаниями Кришны и советом, данным ему братьями. С решимостью быть верным своим принципам он поспешил принять участие в азартной игре, и последствием этого стали страдания. В результате он и его братья потеряли царство и были изгнаны в лес на четырнадцать лет, подвергаясь там несказанным лишениям и трудностям. Всё это произошло только из-за поспешности Д’армараджи и отсутствия терпения.

Вы, может быть, заметили, что даже у такой великой души, как Рама, временами не было достаточно терпения. Он плакал, как обычный человек, когда Равана выкрал Ситу. В конце Рамаяны есть эпизод, когда Рама, выслушав критику и замечания какого-то никчёмного уборщика, тотчас решил выдворить Ситу из королевства; впоследствии он страдал от боли расставания. Но Рама был Аватаром века, выражением всех Божественных Принципов. Конечно, в случае с Божеством все Его действия будут иметь более глубокое значение и смысл. Однако если попытаться понять действия Рамы с мирской точки зрения, то ясно, что из-за того, что у Рамы не хватило терпения, Он выдворил Ситу и в результате страдал.

Однако когда люди, делающие добро и живущие только ради благополучия других, проходят через разного рода трудности и переносят их, оставаясь добрыми, они становятся примером миру — примером, который учит сдержанности и долготерпению в тяжёлых испытаниях.

Чрезмерная торопливость и медлительность — две крайности, которых следует избегать

Качества терпения и сдержанности следует применять в зависимости от обстоятельств и условий. У всех есть терпение в какой-то мере, но когда проблема переходит всякие границы, вы его теряете. Бывают обстоятельства, когда у вас есть все основания действовать быстро. Надо всегда обдумывать вперёд свои действия и сознавать их последствия. При определённых обстоятельствах проявление полной терпимости может позже привести к большим неприятностям. Спешка чаще всего приводит к проблемам. Но если вы чрезмерно медлительны, это тоже может привести к проблемам. Поговорка гласит, что чрезмерная медлительность обращает нектар в яд.

Медлительность и спешка — это две крайности. С одной стороны, если вы поспешите, то ваши действия могут стать губительными, но слишком большое промедление может тоже сделать их вредными. То есть вы должны применять свои способности различения и проявлять терпение в зависимости от обстоятельств. Когда надо оказать первую помощь или когда вы ухаживаете за человеком настолько больным, что он может потерять жизнь через несколько минут, если не дать лекарства, в таких обстоятельствах медлить нельзя; медлительность была бы губительна; надо действовать быстро и делать всё, что необходимо.

В других обстоятельствах, когда вы встречаетесь лицом к лицу со злыми людьми, которые идут неправильным путём, тогда для того, чтобы их предупредить, поправить или как-то иначе разрешить ситуацию, лучшим выходом из положения может быть такое действие, которое бы выглядело, как будто вы потеряли терпение. В таком случае часто достаточно просто немного изменить тон голоса. Это не значит, что вы на самом деле теряете терпение; вы можете сохранять святость своего сердца, даже если измените тон голоса, не теряя внутреннего покоя. Как уже говорилось, для людей, следующих путём Истины, сама Истина есть терпение.

Следовать Истине — это то же, что практиковать терпимость

В Махаб’арате есть очень известный рассказ об Ашваттаме. Ашваттама — сын учителя как Пандавов, так и Кауравов, и один из трёх оставшихся в живых воинов — в последнюю ночь Махаб’аратской войны торжественно поклялся, что применит всю свою силу, полученную в результате покаяния, чтобы уничтожить всех Пандавов прежде, чем взойдёт солнце.

Кришна, конечно, зная об этом намерении убийства, предпринял шаги, чтобы защитить Пандавов. Время приближалось к полуночи, и Ашваттама не мог найти Пандавов. Кришна знал, что он пойдёт к всезнающему мудрецу Дурвасе, чтобы спросить его, где находятся Пандавы. Великий мудрец, подобный Дурвасе, никогда не говорил неправды. Он был известен своим гневом, но гнев он использовал только для того, чтобы защитить Д’арму и погасить огонь злых поступков; даже в гневе он придерживался Истины, но иногда, провозглашая Истину, он повышал голос, изменяя тон.

Произнося Истину, можно немного
повысить голос...

В тот вечер Кришна пошёл навестить Дурвасу. Дурваса был очень счастлив видеть Кришну. Дурваса сказал Кришне, какое великое благословение он получил от того, что Кришна почтил его Своим присутствием. Он спросил Кришну:

“Свами, скажи, пожалуйста, в чём цель Твоего визита”.

Кришна отвечал:

“Дурваса, мне нужна твоя помощь”.

В глубине сердца Дурваса был вне себя от радости, что Кришна, защитник и владыка всех миров, пришёл к нему за помощью. Но у него даже здесь был предел. Дурваса, обладая высоким интеллектом и зная абсолютно всё, сказал Кришне:

“Свами, я готов сделать всё, что Ты попросить, но не могу сказать неправду”.

Кришна отвечал Дурвасе:

“Я пребываю в сердцах всех живых существ; Я рождаюсь снова и снова, чтобы защитить Д’арму. Разве Я когда-нибудь могу просить тебя произнести неправду? Д’арма означает “праведное поведение”; её основание — Истина. Я, конечно, никогда бы не попросил тебя сказать неправду”.

Тогда Дурваса сказал:

“В таком случае я готов сделать всё, что Ты скажешь. Каков Твой план, Свами? Я его выполню”.

Кришна попросил вырыть глубокую яму, где бы поместилось пять человек. Затем Кришна сказал Пандавам сесть в эту яму. Яму полностью покрыли досками. На доски положили ковёр, а затем на ковёр поставили стул Дурвасы. Кришна попросил Дурвасу сесть на стул. Он сказал Дурвасе:

“Скоро придёт Ашваттама и спросит, где Пандавы. Ты скажешь правду; но, говоря правду, ты можешь немного изменить тон своего голоса”.

Как и предсказал Кришна, вскоре пришёл Ашваттама. Выразив почтение мудрецу, он спросил Дурвасу:

“Свами, тебе известно всё во всех трёх мирах. Скажи мне, пожалуйста, где мне найти Пандавов?”

Дурваса сделал так, как научил его Кришна. Он сказал правду. Он сказал Ашваттаме:

“Пандавы?! Пандавы?! Да они здесь! Конечно, они здесь! Они у меня прямо под ногами!”

Когда Дурваса, притворяясь очень сердитым, сказал Ашваттаме, что Пандавы находятся “прямо у него под ногами”, Ашваттама очень испугался. Гнев Дурвасы был хорошо известен, его очень боялись, и Ашваттама решил, что вместо того, чтобы убить Пандавов в ту ночь, он сам может быть убит Дурвасой; поэтому в страхе он поспешно удалился. Придерживаясь истины, оправдывая своё положение Махариши и следуя указаниям Господа, чтобы защитить добрых людей, Дурваса произнёс слова истины; но он немного изменил впечатление, повысив голос.

Только искоренив негативные качества,
можно их уничтожить

Вы должны обладать терпением и сдержанностью, но в то же время знать при каких обстоятельствах и каким образом их использовать. Следует использовать терпение и сдержанность в духовной практике и контролировать свои слова, когда вы чувствуете, что начинаете использовать их без разбора против людей.

Терпение и сдержанность указывают на ваше внутреннее состояние. Это инструменты, которые надо использовать для того, чтобы контролировать отрицательные качества, которые стоят на пути осознания Божественной Истины в вас. Смотрите на способность проявлять терпение в трудных обстоятельствах, как на данное вам испытание. Для преданных терпение и сдержанность являются жизненно важными качествами. Только после того, как вы приобретёте долготерпение и сдержанность, вы сможете понять истинные принципы духовности и Божественности.

Существует много негативных качеств, которых преданным необходимо избегать. В вас не должно быть никакой привязанности, никакой ненависти или зависти. Если в вас есть привязанность, ненависть или зависть даже в самой малой степени, вы не сможете развиваться духовно. Поскольку долготерпение и сдержанность — это добродетели, необходимые для каждого преданного, в следующий раз мы обсудим врагов терпения и сдержанности, а именно, гнев, ненависть и зависть, чтобы научиться как от них избавиться.

Кришна и Арджуна