Топ-100
Несколько слов:

Поиск по сайту

Елена Рерих
Общая информация

Елeна Ивaновна Рeрих (урождённая Шапошникова) — русский религиозный философ (в отдельных источниках философ или эзотерический философ), писательница, общественный деятель. Утверждала, что методом яснослышания получала послания от Махатмы Мориа, которые были изданы серией книг о религиозно-философском Учении Живой Этики («Агни Йога»). Оказала особенное влияние на развитие Нью-эйдж в России. Организатор и участница культурно-просветительской деятельности, развёрнутой под руководством Н. К. Рериха в Америке в 20-е годы ХХ столетия; участница экспедиции, организованной Н. К. Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии (1924—1928); почётный Президент-основатель Института Гималайских исследований «Урусвати» в Индии; соавтор идеи Международного Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха). Перевела на русский язык 2 тома «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской, а также избранные Письма Махатм («Чаша Востока»).

Жизнь и творчество

Елена родилась в семье известного петербургского академика архитектуры Ивана Ивановича Шапошникова. Прадед её отца был бургомистром города Риги. Он преподнес Петру Великому шапку Мономаха. Довольный оказанным приёмом, император, подарив прадеду свой походный кубок и жалованную грамоту, предложил ему переехать в Россию и принять русское подданство с новой фамилией — Шапошников.

Мать Елены — Екатерина Васильевна Шапошникова — принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых, восходящему к Новгороду XIII века. Яркими представителями этого рода были полководец Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, популярный поэт конца XIX века Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов, композитор Модест Петрович Мусоргский.

Елена росла и воспитывалась в атмосфере богатых культурных традиций семьи. С детства была любознательной, самостоятельной и целеустремлённой. Очень рано начала читать книги художественного, исторического и духовно-философского характера. Она прекрасно играла на фортепиано, к семи годам читала и писала на трёх языках.

В 1895 году Елена с золотой медалью окончила Мариинскую женскую гимназию в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что столичное гимназическое образование давало знания на исключительно высоком уровне, девушка много занималась самостоятельно. Она тонко разбиралась в живописи, хорошо знала русскую и европейскую литературу, изучала историю религии и философии, увлекалась трудами индийских философов — Рамакришны, Вивекананды, Тагора.

По завершении гимназического образования Елена Шапошникова поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную частную школу. Директором школы был выпускник столичной консерватории, профессор игры на фортепиано И. А. Боровка — заметная фигура музыкальной жизни Петербурга того времени. Он лично занимался с молодой одаренной пианисткой.

После окончания школы, одной из главных задач которой было выявление наиболее талантливых претендентов на получение высшего музыкального образования, Елена собиралась продолжить обучение в Петербургской консерватории. Но родственники, опасаясь, что она увлечется революционными настроениями в студенческой среде, запретили ей поступать в консерваторию. Девушка продолжает домашнее обучение, совершенствуется в иностранных языках, много читает.

Елена часто проводила лето с матерью в Бологое Новгородской губернии у своей тёти Е. В. Путятиной, в имении её мужа — князя П. А. Путятина, известного археолога и коллекционера. В 1899 году в Бологое состоялась её встреча с художником и археологом Николаем Константиновичем Рерихом. Молодые люди полюбили друг друга и, несмотря на то, что родственники Елены были против их свадьбы, в 1901 году обвенчались в церкви Императорской Академии художеств на Васильевском острове (Санкт-Петербург). На месте их встречи в г. Бологое в 2001 году был воздвигнут памятный мемориал («Памятник любви») со словами Н. К. Рериха из очерка «Университет»: «…В Бологом, в имении князя П. А. Путятина, я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!». Это был прочный союз двух любящих людей, объединенных глубокими взаимными чувствами и общими взглядами. «Дружно проходили мы всякие препоны, — писал Н. К. Рерих о своем браке на склоне лет. — И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: „Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице“». Многие картины Н. К. Рериха являются результатом их совместного творчества. Художник, называя её в своих произведениях «Ведущей», утверждал, что на многих его полотнах по праву могут стоять две подписи: его и Елены Ивановны. «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское».

В семье Рерихов было двое детей. В августе 1902 года родился старший сын Юрий, ставший в будущем ученым-востоковедом с мировым именем, а в октябре 1904-го появился на свет младший из Рерихов — Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель. Елена Ивановна уделяла большое внимание воспитанию детей — читала им книги, занималась иностранными языками и музыкой. Вместе они посещали лучшие концерты, выставки и театр. Она помогала каждому из сыновей выявить собственные интересы и склонности и создавала наиболее благоприятные условия для их развития. С ранних лет дети росли в атмосфере общения родителей с людьми искусства. В доме Рерихов часто бывали Врубель, Куинджи, Стасов, Дягилев, Стравинский, Блок, Бехтерев. Художник Серов приходил рисовать портрет Е.Рерих.

Рерихи интересовались вопросами скрытых психических сил человека, его космических функций, проблемами космической эволюции человечества. Исследуя эти вопросы, они обращались к науке. В частности, в области малоизученных вопросов человеческой психики, Н. К. Рерих консультировался у профессора А. М. Бутлерова.

Е. И. Рерих поддерживала все начинания мужа, вникала во все области его деятельности. В 1903 — 1904 годах в поисках истоков национальной истории и культуры супруги совершили путешествие по сорока древнерусским городам, во время которого Елена Ивановна профессионально фотографировала церкви, памятники архитектуры, их роспись и орнамент. Также она овладела мастерством реставратора и вместе с Николаем Константиновичем обнаружила на некоторых холстах под позднейшими слоями краски шедевры великих мастеров: Рубенса, Брейгеля, Ван Дейка, Ван Орлея. Проявилось её художественное чутье и в роли коллекционера произведений искусства и предметов старины. Рерихами была собрана превосходная семейная коллекция более чем из трехсот произведений, которую они передали позднее в Эрмитаж. Елена Ивановна была хорошо осведомлена и в археологии. Она часто выезжала с супругом на раскопки в Новгородскую и Тверскую губернии и наравне с ним участвовала в этой работе.

Муж и оба сына высоко ценили роль Елены Ивановны как наставника и хранителя устоев семьи.

В 1916 году семья Рерихов из-за тяжелой болезни легких Н. К. Рериха по настоянию врачей переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера.

В 1918 году Финляндия объявила свою независимость и закрыла границы с Россией. Рерихи оказались отрезанными от Родины. В 1919 году семья выехала в Англию и поселилась в Лондоне.

Вступает в основанное Е. П. Блаватской Теософское общество. Вместе со старшим сыном Юрием принимает углубленное участие в эзотерических опытах и работе мужа.

В светской среде Петербурга было распространено увлечение спиритизмом. С весны 1920 года вся семья Рерихов была всецело поглощена спиритическими сеансами, у них в доме часто устраивались спиритические сеансы, на которые приглашались друзья и высокопоставленные сановники. Осваивался метод «автоматического письма», под которым в оккультно-мистической практике подразумевается контакт с некоторым духом, при котором сам человек находится в медитативно-полубессознательном состоянии, а карандаш пишет сам по себе, исполняя волю духа, вышедшего на «контакт». Непосредственные записи методом автоматического письма делал главным образом Н. К. Рерих, а отчасти и его сын Юрий. Сама Е. Рерих мечтала овладеть этим методом духообщения, полагая, что таким путем могут быть получены истинные сообщения от «Владык», хотя уверяла, что «она никогда автоматически не писала».

О спиритических сеансах Рерихов известно из сообщений их приближенных, из их внутрисемейной переписки и дневниковых записей, где есть свидетельства того, что на сеансах со столом Рерихи вызывали души умерших людей. Дочку своих друзей Е.Рерих «познакомила» с духом, который представлялся как «греческий певец VI в. до Рождества Христова» и давал «ценные указания».

Во время спиритических сеансов «столоверчения», которые не были самоцелью, Рерихи пытались установить контакт с Учителями (Махатмами), что, по их представлению, им удалось сделать со второй половины 1921 года. Позже Рерихи стали запрещать своему окружению использовать спиритические сеансы, а для визуализации своих собеседников и для их слышания семье Рерихов уже не нужна была помощь стола.

Некоторые исследователи считают, что имели место реальные встречи Рерихов с Махатмами, действительное существование которых считается наукой недоказанным. Другие исследователи, анализировавшие дневники Е.Рерих, пришли к выводу, что собеседники «являлись» Е. Рерих из астрального мира и в астральных телах.

В 1920 году Н. К. Рерих получил приглашение принять участие в турне по США с выставкой своих картин. Вместе с мужем и детьми Е. И. Рерих выехала в Нью-Йорк. Там под руководством Н. К. Рериха и при непосредственном участии Елены Ивановны была развернута широкая культурно-просветительская деятельность. Её кульминацией стало создание в Америке таких культурных организаций как Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международное объединение художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца»), Международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»).

Все эти культурные центры, организованные Рерихами, оказали большое влияние на развитие культуры. Действующие во всем мире под эгидой этих организаций общества, творческие клубы и образовательные учреждения, объединяли людей во имя созидательной культурной деятельности. «Радостно видеть, — писала Елена Ивановна, — как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие».

В декабре 1923 года Е. И. Рерих вместе со своей семьёй едет в Индию. В это время принимает у мужа эстафету записи духовных посланий и наставлений «свыше», которые меняют свой обобщенный духовно-поэтический характер (книги Н. К. Рериха «Листы Сада Мории», «Цветы Мории») на более содержательный и дидактически-прикладной.

Индия вызывала у Рерихов особый интерес. Увлечение Индией и её духовной культурой не было чем-то необычным для российской интеллигенции того времени. Культурная Россия переживала в конце XIX — начале XX века неудержимую тягу к этой стране, ощущая созвучие своих нравственных исканий индийской духовной традиции.

С 1924 по 1928 год Елена Ивановна участвует в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной Н. К. Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Индии, Китая, России (Алтай), Монголии и Тибета.

В ходе экспедиции были проведены исследования по различным отраслям знания: истории, археологии, этнографии, истории философии, искусств и религий, географии и др., отмечены на карте неизвестные ранее вершины и перевалы, найдены редчайшие манускрипты, собраны богатые лингвистические материалы. Особое внимание уделено проблеме исторического единства культур разных народов.

Экспедиция проходила в очень сложных условиях, требовавших от участников мужества и терпения. Е. И. Рерих разделила с остальными все тяготы путешествия — тяжелые переходы, нападения разбойников, препятствия, чинимые английскими властями, которые чуть не привели к гибели экспедиции. «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, — писал Н. К. Рерих, — замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера».

После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Рерихи остались жить в Индии, в долине Кулу (Западные Гималаи), где в 1928 году основали Институт Гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет Утренней звезды»). Он был задуман как институт комплексного изучения обширных районов Азии, которые оказали огромное влияние на развитие мировой культуры. Также целью «Урусвати» было комплексное изучение человека, его психологических и физиологических особенностей. Е. И. Рерих становится почётным Президентом-основателем института и принимает активное участие в организации его работы. Тонкий знаток искусства, глубокий философ — она хорошо ориентировалась в научных проблемах, которыми занимался институт, и часто давала направление исследованиям как хорошо подготовленный учёный. Основная деятельность Елены Ивановны состояла в изучении древней философской мысли Востока.

Е. И. Рерих мечтала о том, что в долине Кулу когда-нибудь вырастет город Знания, который станет международным научным центром. «Мы желаем в этом Городе дать синтез достижений, поэтому все области науки должны быть впоследствии представлены в нём. И так как Знание имеет своим источником весь Космос, то и участники станции должны принадлежать всему миру, то есть всем национальностям…».

Со временем «Урусвати» становится крупным международным институтом, объединившим известных ученых из разных стран мира. С ним сотрудничают Джагадиш Чандра Бос, Рабиндранат Тагор, А. Эйнштейн, Р. Милликен, Л. Бройль, Р. Магоффин, С. Гедин, С. И. Метальников, Н. И. Вавилов и др.

В апреле 1925 года, во время пребывания экспедиции Н. К. Рериха в Гульмарге (Северо-Западная Индия), Е. И. Рерих приступает к переводу с английского языка на русский обширной выборки из вышедших в Лондоне в 1923 году «Писем Махатм», посвященной изложению восточных доктрин и истории основания Теософского Общества. Выборка составила отдельную книгу под названием «Чаша Востока» и в том же году вышла под псевдонимом Искандер Ханум.

В 1926 году в Монголии, в Урге (Улан-Батор), где в это время находилась экспедиция, была издана рукопись Е. И. Рерих «Основы буддизма», в которой трактуются фундаментальные философские понятия учения Будды, такие как перевоплощение, закон кармы, Нирвана. В книге также говорится о глубочайшей нравственной основе этого учения и опровергается один из основных стереотипов западного мышления того времени о человеке в буддизме как о ничтожном, забытом Богом существе.

Там же в Монголии в 1927 году, вышла в свет одна из книг Живой Этики — «Община».

В Кулу Елена Ивановна продолжает работу над книгами Живой Этики, основным трудом своей жизни. В 1929 году в Париже под псевдонимом Жозефина Сент-Илер на русском языке была издана её работа «Криптограммы Востока». Она содержит апокрифические сказания, легенды и притчи из жизни Великих подвижников и Учителей человечества — Будды, Христа, Аполлония Тианского, правителя Индии Акбара, Сергия Радонежского. Образу Хранителя и Заступника земли русской Е. И. Рерих посвящает отдельный очерк «Преподобный Сергий Радонежский», в котором соединяет отличное знание истории и богословия с глубокой и трепетной любовью к подвижнику. Эта работа входит в книгу «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», которая была издана под псевдонимом Н. Яровская в 1934 году.

В первой половине 1930-х годов Е. И. Рерих перевела на русский язык два тома фундаментального труда Е. П. Блаватской «Тайная Доктрина». Целые абзацы этого объемного трактата были даны на разных, чаще всего древних языках. Блестящее владение иностранными языками и глубокое знание философии позволило Елене Ивановне справиться с этой работой за рекордно быстрые сроки (менее двух лет). Известно, что Ю. Н. Рерих, мировой авторитет в востоковедении, в затруднительных случаях истолкования тех или иных символов, легенд, преданий обращался за помощью к матери.

Во время Маньчжурской экспедиции Н. К. Рериха (1934—1935 гг.) Елена Ивановна вела всю деловую переписку с международными культурно-просветительскими организациями и координировала их деятельность в поддержку Пакта Рериха — Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Итогом этого труда стало подписание Пакта Рериха 15 апреля 1935 года главами 22 стран, включая США.

После смерти мужа, в январе 1948 года Е. И. Рерих вместе со старшим сыном переехала в Дели, а затем в Кхандалу (пригород Бомбея), где они ожидали прибытия парохода из России, который должен был привезти им въездные визы на Родину. Но в визах им было отказано. Они поселились в Калимпонге (Восточные Гималаи). Елена Ивановна продолжала надеяться, что им удастся вернуться домой, передать в дар российскому народу труды всей своей жизни и потрудиться на благо «Страны Лучшей» — так она называла Россию. Е. И. Рерих, как и Николай Константинович, никогда не меняла российского гражданства. Но все многочисленные прошения оставались без ответа.

5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни. На месте её кремации ламы воздвигли белую ступу, на которой была высечена надпись: «Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии».

Живая этика

По утверждению Елены Рерих книги Живой Этики (Агни-Йоги), религиозно-философского учения, претендующего на синтез всех йог и религий, были написаны в результате «бесед» с Махатмой Мориа. Это сотрудничество продолжалось в 1920—1940 годы. Елена Рерих утверждала, что методом яснослышания получала от Махатмы Мориа послания, которые были изданы серией из 14 книг, составляющих учение. Философия Агни-Йоги основана на идеях эзотеризма. Рериховское движение почитателей Агни-Йоги, возникшее в 1990-е годы, оказало особенное влияние на развитие движения Нью-эйдж в России.

Существует критическое мнение Русской православной церкви о философском наследии Рерихов, в котором учение Живой Этики считается несовместимым с христианством. Данная точка зрения отражена в Определении Архиерейского Собора 1994 года.

В Агни-Йоге можно выделить 10 основных учений:

I

Согласно Живой Этике, космос содержит проявленные и непроявленные миры. Он беспределен в пространстве и вечен во времени.

Мироздание — это целостная энергетическая структура. Все ее части, включая и человека, взаимодействуют между собой в энергоинформационном обмене, который рассматривается как одна из движущих сил космической эволюции. В основе Мироздания лежит материя, в понятие которой включены как формы, изучаемые современной наукой, так и более тонкие, науке пока не известные.

Множественные миры в космосе образуются за счет существования и развития разных состояний материи с различным числом измерений.

Вселенная развивается по космическим законам. В ее развитии принимает участие Космический Разум, частью которого является человечество Земли. Поэтому изучение космических законов является важнейшей задачей человечества.

В Живой Этике утверждается, что «человек является самым мощным претворителем космических сил», что он есть «часть космической энергии, часть стихий, часть Космического разума, часть сознания высшей материи».

II

Главная задача эволюции — одухотворение (создание более высоких форм) материи через утончение ее энергетики. Одухотворяет материю дух, который является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой. Материя есть кристаллизованный дух, дух есть сублимированная материя. Он занимает в Мироздании главенствующее положение и выступает в качестве основы космического творчества.

Человек как энергетическая структура не только является частью космоса, но и несет его в своем внутреннем мире. Это дает возможность человеку посредством энергетики своего духа влиять на эволюционное творчество космоса.

Совершенствуя свою материальную и духовную природу, отношения между людьми и отношение с природой, человек выступает активным субъектом эволюции. Основным средством такого совершенствования является психическая энергия — субстанциальная основа всех психических проявлений человека, которая носит универсальный характер.

Всеначальная энергия неисчерпаема по своим запасам, ее формы многообразны. Для человека она не является ни «доброй», ни «злой», это человек может использовать ее на добро или зло.

III

Живая Этика рассматривает воздействие энергии мысли человека на окружающее пространство. Это воздействие определяется нравственными мотивами деятельности человека и степенью их соответствия идее общего блага. Оно может быть как положительным, конструктивным, творческим, так и отрицательным, деструктивным, антикультурным.

Любое земное явление Живая Этика рассматривает с точки зрения взаимодействия духа и материи, энергетики этого взаимодействия. Это позволяет выявить реальный смысл явления и установить его причинные связи. Человек сам своими мыслями, желаниями и действиями предопределяет основные вехи своей будущей жизни. Согласно Живой Этике, нарушение человечеством законов космоса завело его в тупик. Это грозит разрушением планеты.

IV

В Живой Этике широко поставлена проблема Культуры как средства спасения планеты от грядущих катаклизмов. Культура трактуется как самоорганизующаяся система духа, которая связана с тонко-энергетической (духовной) составляющей человека. Возникающие в пространстве Культуры Любовь и Красота, согласно Живой Этике, являются устоями эволюции и определяют ее качество. Отсутствие какого-либо из этих устоев прерывает космическую эволюцию и уводит процесс в инволюцию. Поэтому человечеству необходимо стремиться к духовному самосовершенствованию, расширению сознания и созиданию культуры. Важно сохранять и преумножать культурное богатство всех народов Земли.

V

С процессом расширения сознания и эволюции человечества тесно связано одно из важнейших положений системы познания Живой Этики — «Учитель — ученик» — принцип, который известен еще из пространства культуры и философии Древнего Востока. В методологии Живой Этики этот важнейший принцип расширен до универсальных масштабов и рассматривается как космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества. Если в древности Учитель выступал в качестве мифологического культурного героя, то в современной теории познания он представлен как один из космических Иерархов, влияющих на эволюционные процессы. Эта Иерархическая цепь «Учитель — ученик» состоит из многочисленных звеньев, переходящих одно в другое и уходящих в Беспредельность, но она имеет и свою земную часть — земных Учителей и земных учеников. Человек же включен в цепь космической Иерархии, без духовного творчества которой была бы невозможна ни эволюция Космоса, ни развитие человечества.

VI

Придавая большое значение религии в истории человеческого общества, Живая Этика на современном этапе отводит основную роль такой форме познания как наука.

Живая Этика в своем понимании мира и человека предполагает научное объяснение в будущем всем явлениям Мироздания. Феномены, не поддающиеся пока научному объяснению, обязательно получат научную интерпретацию, и их сущность будет раскрыта в процессе познания. Согласно Живой Этике, область науки не может ограничиваться изучением только биологических объектов, она должна исследовать психические и духовные явления, такие как душа (психея), сознание, мысль, психическая энергия, проблема бессмертия и смысла жизни, которые относились ранее к сфере религии. «Наука пусть шире ведет к познанию неограниченному». Эти идеи Живой Этики схожи с программой Тейяра де Шардена, который считал, что «удовлетворительное истолкование универсума, даже позитивистское, должно охватывать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. Истинная физика та, которая сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире». Живая Этика утверждает, что для выполнения своей роли наука должна претерпеть существенные изменения, отбросив устаревшие догмы, став более открытой и более одухотворенной. Также она должна быть этической, непредубежденной и принимать различные формы знания. Новой науке необходимо использовать духовные наработки человеческой культуры. Она должна выйти на новый уровень изучения тонких явлений, которые требуют научных объяснений и научной практики. В качестве основного научного метода Живая Этика видит опытное познание.

VII

Согласно Живой Этике, важнейшей задачей эволюции на современном этапе является переход от вражды, конфронтации и разъединения к согласию, единению и сотрудничеству. Человечеству необходимо стремиться к равенству всех людей независимо от пола, национальных, расовых или социальных различий. Во всех сферах деятельности должно преобладать нравственное начало. Без искоренения несовершенства и невежества невозможно установить справедливую жизнь на Земле. Поэтому каждый человек должен стремиться к совершенствованию: изживать самость, эгоизм (во всех его видах), утверждать и развивать самоотверженность и терпимость в отношениях между людьми. В этом процессе человеку необходимо выполнять свой долг перед семьей, страной и всем человечеством и действовать во имя общего блага. Нет необходимости отдаляться от мира, уходить от людей, замыкаться в себе. Живая Этика утверждает активную жизненную позицию каждого члена общества.

VIII

Живая Этика называет наступающую эпоху Эпохой Женщины. Женщине предстоит сыграть важную роль в процессе становления высококультурного общества. Она должна осознать свое космическое предназначение, восстановить свои попранные права, внести в мир начала любви, согласия и высокой духовности.

IX

Согласно Живой Этике, важнейшими средствами совершенствования являются непрерывное обучение и труд. Человеку необходимо знать культуру прошлого и настоящего, достижения науки, изучать окружающий мир и самого себя. Труд должен быть добровольным, творческим, напряженным, но посильным. Важная роль отводится качеству труда. В процессе осознанного, устремленного труда, при его высоком качестве, развивается психическая энергия человека, овладение которой ведет к развитию высших форм сознания, таких как чувствознание и духоразумение. Их частичными проявлениями являются интуиция и озарение. В живой Этике указывается естественный путь развития психической энергии. Это путь сердца, любви и труда. На этом пути человеку необходимо очищать свое мышление, развивать возвышенные чувства и мысли через приобщение к искусству и постоянное сердечное устремление к Свету.

X

Живая Этика открыта для всех, но не навязывается никому. Она выступает против всех форм миссионерства. «Двери к Знанию широко открыты, но желающий может войти только сам».

Эпистолярное наследие

Особое место в творчестве Е. И. Рерих занимает её эпистолярное наследие. Она вела переписку более чем со 140 корреспондентами. География писем охватывает несколько континентов — Северную и Южную Америку, Западную и Восточную Европу, много стран. Люди различного возраста и профессий, социального положения делились с ней своими размышлениями, просили совета, рассказывали о своей судьбе. Среди корреспондентов Елены Ивановны — друзья, ученики, деятели культуры, политические лидеры. В письмах Е. И. Рерих дает ответы на многочисленные вопросы, разъясняет самые сложные философские и научные проблемы, основы Живой Этики. Она пишет о великих Космических Законах, о смысле человеческого существования, о значении культуры в эволюции человечества, о Великих Учителях.

В 1940 году в Риге впервые вышел двухтомник «Писем Елены Рерих», который неоднократно переиздавался. Полное собрание писем Е. И. Рерих издается Международным Центром Рерихов, где находится её эпистолярное наследие, переданное Центру в 1990 году С. Н. Рерихом.

Контакты


Международный центр-музей Рерихов
http://www.icr.su/

Международный мемориальный трест Рерихов
http://roerichtrust.org/home.htm