Несколько слов:

Поиск по сайту

Айенгар Б.К.С. и его йога

«Когда я упражняюсь, я философ, когда я учу, я ученый, когда я показываю, я артист»
Б.К.С.Айенгар

Согласно индийской традиции, лишь раз в 200-300 лет рождается на земле человек, способный освоить и выполнить все позы йоги, которую называют «парипурна» - высшая форма завершенности. В Индии верят в реинкарнацию душ и считают Б.К.С.Айенгара реинкарнацией Бога Йоги, который через много веков снова явился на землю, чтобы возродить это искусство. Как бы то ни было, его называют самым известным хатха-йогом в мире.

Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар родился 14 декабря 1918 года. Он был тринадцатым ребенком в семье школьного учителя.

В детстве он много болел, и доктора предсказывали, что он не доживет до двадцати лет. В 16 лет его послали жить в Майсор, к сестре, которая была замужем за Т.Кришнамачарья, известным преподавателем йоги. Вначале Кришнамачарья отказался заниматься со своим болезненным родственником, мотивируя это тем, что для занятий необходима благоприятная карма, наработанная в прошлых рождениях. Но когда лучший ученик гуру сбежал от него ровно за неделю до того, как Кришнамачарья должен был продемонстрировать достижения своих учеников Махарадже Майсора, гуру преподал Айенгару короткий и суровый курс асан. «Он едва не сломал мне спину», - вспоминает Айенгар. Но когда через неделю интенсивных занятий Айенгар впечатляюще выступил перед махараджей, Кришнамачарья сделал его своим учеником и даже поручил вести занятия в своей школе йоги.

В 1936 году гуру послал Сундарараджу, которому тогда было 18, в Пуну, преподавать йогу. Из всех учеников Кришнамачарья выбрал именно его, потому что он хоть сколько-то знал английский. У самого Сундарараджи выбора не было: ему велели – и он повиновался. Как сам он позднее вспоминал, «со страхом и неуверенностью я повиновался его «приказанию» как благодати (аширвад) и отправился в Пуну, которая стала местом моей деятельности (кармабхуми)».

В Пуне юному Сундарарадже пришлось несладко: у него не было здесь ни друзей, ни родни, ни знакомых. Кроме того, хоть он и прожил у своего гуру два года перед тем, как отправиться в Пуну, у него не было возможности много учиться, и теперь, в Пуне, он решил заниматься самостоятельно, чтобы накопить опыт и выполнять асаны с точностью и совершенством. Сундарарадже случалось пропускать трапезу, но не практику. Чтобы вникнуть в исполнение каждой асаны, он занимался много часов. «Я относился к своему телу как к храму, а асаны были моими молитвами», - пишет он в автобиографии.

Достигнутые им точность и совершенство отражались на его учительстве, и соответственно возрастало число его студентов. Однако в те времена невозможно было прокормиться, преподавая йогу, и Сундарараджа часто не знал, на что будет есть в следующий раз.

В 1943 году братья Сундарараджи устроили его брак с 16-летней Рамамани, которая до замужества и понятия не имела о йоге. Однако вскоре она, вобрав в себя суть йоги, стала реальной помощью своему мужу. Она не только заботилась о большой семье (пять дочерей и сын), но и сама начала учить детей йоге.

После войны Б.К.С.Айенгар прославился как учитель йоги. У него занимались многие знаменитые индусы. Известность на Западе Гуруджи получил после знакомства в 1952 году со скрипачом Иегуди Менухиным, который приехал в Бомбей дать благотворительный концерт. Он оказался очень прилежным учеником, и год за годом Гуруджи покидал Индию, чтобы заниматься с ним и его семьей. К ним присоединялись многие другие люди, которые с нетерпением ожидали следующего приезда Гуруджи. Что касается Иегуди Менухина, то он оставался горячим последователем и учеником Гуруджи до самой своей смерти (в 1999 году).

Кроме того, известный скрипач познакомил Б.К.С.Айенгара с несколькими знаменитостями, одной из которых была бельгийская королева-мать: ей к тому времени исполнилось 82 года, но она очень хотела научиться «стоять на голове». И мистер Айенгар научил ее не только этой асане, но и многим другим. В благодарность королева-мать подарила своему учителю скульптуру собственной работы.

Однако у себя дома, в Пуне, Гуруджи не имел возможности обучать большое количество учеников, поскольку жил в небольшом домике, где мог заниматься только с одним или двумя учениками за раз. В 1968 году он купил участок, чтобы построить там домик с классом-пристройкой. Однако из-за финансовых трудностей строительство началось только в 1973 году. И 19 января 1975 года был открыт Институт Йоги, названный в честь миссис Айенгар «Рамамани Айенгар Мемориал Йога Институт».

К тому времени старшая дочь Гуруджи, Гита, и сын Прашант также начали уже преподавать йогу, работая вместе со своим отцом в Институте.

Книга Б.К.С.Айенгара «Прояснение йоги» была впервые опубликована в 1966 году и получила мировую известность: ее перевели на 18 языков и продолжают переиздавать. Эту книгу уподобляют Священному Писанию и называют иллюстрированной Библией йоги. По глубине и монументальности ее можно сравнить только с трактатом «Хатха Йога Прадипика», написанным 7 или 8 веков назад. Другие книги Б.К.С.Айенгара – «Дерево йоги», «Йога Сутра Патанджали», «Искусство йоги», «Прояснение пранаямы» - стали международными бестселлерами и по праву считаются самыми авторитетными источниками в данной области.

Поклонники йоги, познакомившиеся с этим искусством благодаря Б.К.С.Айенгару, ввели в обиход обозначение «йога Айенгара», которое указывает на уникальность метода «льва Пуны» и на отличие его от методов других гуру.

Постепенно «йога Айенгара» распространилась по всему миру, вдохновляя молодых и старых, людей всех слоев общества: они учились приспособлять йогическую практику к своему собственному стилю жизни. В настоящий момент это самый распространенный в западном мире вариант хатха-йоги.

Институт йоги Айенгара

Название: Рамамани Айенгар Мемориал Йога Институт
Основатель: Б.К.С. Айенгар (1918- )
Месторасположение: Шиваджи Нагар, Пуна

«Покуда не достигнута свобода тела, о свободе разума и говорить не приходится», - так говорит Айенгар. – «Именно посредством тела вы постигаете, что вы – искра Божественности». Соответственно, в его институте не практикуют сидячих медитаций. Вместо этого учеников ждут напряженные занятия. Цель занятий, по Айенгару, - пробудить разум в каждой клетке тела, чтобы сама кожа обрела осознание.

Названный в честь жены Айенгара, Институт расположен на тихой пригородной улице, Харе-Кришна-роуд, недалеко от сельскохозяйственного колледжа, в Шиваджинагаре. Сам город Пуна находится примерно в 190 км от Мумбая (от 3.5 до 5 часов поездом). В Пуну ходят и автобусы, туда можно долететь на самолете из многих городов Индии.

Институт невелик собой, и половина класса зарезервирована для местных студентов-индусов, соответственно, иностранцам приходится ждать по три года, пока до них дойдет очередь. Если вы хотите заниматься здесь, напишите заранее и пришлите свое «йоговское резюме», который должен включать в себя по меньшей мере год занятий по системе Айенгара. Можно записаться на месячный или двухмесячный срок, вам ответят и укажут, на какие даты вы записаны. Приехав в Институт, вы будете заниматься в 6 дней в неделю с Гитой или Прашантом. Сам Айенгар ведет два раза в неделю класс для людей с ослабленным здоровьем, который ученики могут посещать с разрешения мастера.

Студентам разрешается пользоваться залом в остальное время, а также посещать библиотеку йогической литературы. Жилья Институт не предоставляет – студенты живут либо в близлежащих отелях, либо снимают жилье.

Плата за обучение – около 150 долларов.

Ramamani Iyengar Memorial Yoga Institute
1107-B1
Shivaji Nagar
Pune 411 016
Tel.: 91-212-356134