Несколько слов:

Поиск по сайту

Шри Ауробиндо Гхош
Общая информация об ашрамах Шри Ауробиндо и Матери
Сведения о жизни основателей

Шри Ауробиндо
Символ Ауробиндо
Мать
Символ Матери
Сатпрем
Ашрам Шри Ауробиндо
Ауровиль

Ауровиль сегодня
Миссия и Хартия Ауровиля
Матримандир
Русские в Ауровиле
Как стать ауровильцем
Пондичерри
Ашрам Шри Ауробиндо в Дели
Ответы Шри Ауробиндо на вопросы учеников
О Божественной Матери в Учении Шри Ауробиндо
Мать о некоторых критериях духовной жизни
Рассказ ауровильца


Ауробиндо
Мать

«Наш Ашрам — не ортодоксального типа. В нашу йогу мы включаем жизнь, мы принимаем жизнь и вместе с ней — всё, что считаем полезным для жизни и стоящих перед ней целей, не препятствующих работе Духа.»

Шри Ауробиндо

«Земля символически олицетворяет всю вселенную, а наш Ашрам олицетворяет всю Землю ... Мы принадлежим к одной семье и работаем вместе на протяжении веков ради победы Божественного и его проявления на Земле.»

Мать

Общая информация

Название и местоположение: Шри Ауробиндо Ашрам и Ауровиль, Пондичерри, Тамил Наду.

Основатели: Шри Ауробиндо (1872–1950) и Мать (1878–1973).

Адрес: Sri Aurobindo Ashram, Rue de la Marine, Pondicherry, Tamil Nadu 605002, INDIA.

Tel.: 91-413-34836.

Адрес Ашрама Ауробиндо в Дели: Sri Aurobindo Society, Adabhchini, Near Qutab Hotel, New Mehrauli Road, New Delhi, 110017.

Tel.: 2651-2491, 2652-9022.

Сайты:

www.sriaurobindoashram.org — сайт Шри Ауробиндо Ашрама;

www.auroville.org — официальный сайт Ауровиля;

www.aurosociety.org — сайт организации Ауробиндо (Пондичерри);

www.miraura.org — центры интегральной йоги в мире;

www.purna-yoga.ru — московский центр интегральной йоги;

www.aditi.ru — сайт издательства книг Ауробиндо и Матери в России.

Просветленный Мастер и признанный Учитель, Шри Ауробиндо, наиболее известен как основатель Интегральной Йоги, призывающей каждого человека к объединению и гармонизации двух главных человеческих начал — Духа и Материи. Его ашрам находится на юге Индии в Пондичерри — городе, с которым была связана жизнь и деятельность Ауробиндо.

В 7 км к северу находится Ауровиль, город, построенный по плану Ауробиндо и Матери (Миры Альфасса, сподвижницы Ауробиндо). Здесь постоянно проживает около трех тысяч человек, Ашрам был создан Шри Ауробиндо и Матерью в конце 1926 года как первый прообраз будущего духовного сообщества и как экспериментальная лаборатория эволюции Человека и Человечества. В отличие от обычных ашрамов и монастырей, где послушники, удаляясь от мира, ищут саморастворения в медитации и безличном Духе, Ашрам Ауробиндо организовывался как модель духовного преобразования всего мира.

С момента создания в 1926 году Ашрам постоянно рос и развивался. К 1929 году число учеников увеличилось от 24 до 80-85, а в 1938 — до 200 человек. В 1942 году число обитателей Ашрама возросло до 350, а в 1962 — до 1200 человек. В настоящее время Ашрам вместе с Ауровилем представляет собой общину, насчитывающую около 2000 человек из 31 страны мира, две трети из которых иностранцы, включая и россиян. Это огромная разветвленная коммуна, включающая в себя множество отделений и служб, различные мастерские и фабрики, больницы и поликлиники, садоводческое и фермерское хозяйство, типографию, библиотеки и читальные залы, крупный образовательный центр, спортивные сооружения и многое другое.

Коммуна продолжает следовать идеалу, выдвинутому Шри Ауробиндо и Матерью, пытаясь воплотить их видение новой, божественной жизни на Земле.

Сведения о жизни основателей

ШРИ АУРОБИНДО

(1872–1950)

Ауробиндо Гхош
Ауробиндо Гхош

Ауробиндо Акройд Гхош, выдающийся йогин, революционный и общественный деятель, поэт, мыслитель и философ родился 15 августа 1872 года в Калькутте в семье доктора медицины Кришны Дхана Гхоша. С семилетнего возраста он обучается в Англии, сначала в Манчестере, потом в Кембридже, где к двадцати годам изучил семь европейских языков, включая латынь и греческий. Вернувшись в 1893 году на родину, он до 1907 года преподает французскую и английскую литературу в университете в Бароде, где становится проректором этого университета, а в 1906 году — ректором Национального Колледжа в Калькутте.

Ауробиндо одновременно глубоко изучает философию и традиции родной страны, ее историю и языки (санскрит, маратхи, гуджарати и бенгали). Он увлекается как священными древними текстами, изучая Упанишады, Бхагавадгиту, Рамаяну и другие трактаты, так и трудами общественных и религиозных деятелей и, прежде всего Вивекананды. В это время он пишет стихи, выступает с лекциями, а его ближайшими сподвижниками становятся ученица и родной брат Вивекананды — Ниведита и Бхунандранатх Дата.

Жизнь Ауробиндо после возвращения в Индию распадается на два контрастных периода — активной революционной деятельности (до 1910 года) и добровольного затворничества в созданном им ашраме в Пондичерри. Активно включившись в 1902 году в революционную борьбу за независимость Индии, Ауробиндо неизменно апеллирует к индуизму — главной духовной основе нации. Борьбу за освобождение Индии он рассматривает как религиозный долг каждого индийца. Подобно Вивекананде, он исходит из ведантистских представлений о заложенной в каждом человеке божественности, реализация которой возможна только через самопожертвование.

В 1904 году Шри Ауробиндо впервые обращается к Йоге, а в 1908 году происходит его встреча с йогином Вишну Бхаскара Леле, который показал ему, как достичь полного покоя ума. Ауробиндо успешно достигает этого состояния за трехдневный период. Их пути расходятся, но месяц или два спустя, при новой встрече Леле говорит Шри Ауробиндо, чтобы он всецело отдал себя в руки Божественности, присутствующей внутри него, доверив себя Господу в качестве инструмента Божественных деяний. С тех пор это и стало основой и принципом садханы* Шри Ауробиндо.


* Санскр. saadhana = «постижение, достижение». В йоге этим очень ёмким термином обозначают духовную практику.

В 1908 году после ареста за революционную деятельность он попадает в Алипурскую тюрьму, где проводит около года. Здесь же, пережив состояние самадхи — единения с вездесущим, Ауробиндо «обретает Бога». По освобождении из тюрьмы (его признают невиновным), он порывает с политикой и уезжает в Пондичерри, всецело посвящая себя мистике и йоге, которую позже назовет «Интегральной Йогой». В Пондичерри основывается Ашрам, и в течение шести с половиной лет издается философский ежемесячник «Арья». Здесь же в 1924 году состоится встреча Шри Ауробиндо с Миррой Ришар, известной впоследствии как Мать. Она станет сотрудницей Шри Ауробиндо и продолжательницей его дела. В это время, с 1914 по 1920 год, Шри Ауробиндо пишет самые известные свои труды: «Божественная жизнь», «Синтез йоги», «Этюды о Гите», «Тайна Вед» и др.

Ауробиндо за работой
Ауробиндо за работой

24 ноября 1926 года произошло то, что сам Шри Ауробиндо назвал позже «нисхождением Кришны в физическое». Он удаляется от внешнего мира и прекращает все контакты с людьми, чтобы полностью посвятить себя работе. С тех пор он остается в своей комнате, не встречаясь больше с учениками, но отвечая на их вопросы в письмах. Руководство Ашрамом возлагается на Мать. До последнего дня Ауробиндо работает над поэтическим эпосом «Савитри» — поэмой и символом, в котором отображено все, что он пережил на пути духовного восхождения. Весь дальнейший период жизни Ауробиндо, вплоть до его махасамадхи 5 декабря 1950 года, проходит в грандиозной духовной работе по подготовке человечества к осознанной трансформации.

Собрание произведений Шри Ауробиндо насчитывает более тридцати томов, наиболее известные из которых «Божественная жизнь», «Час Бога», «Духовная эволюция человека», «Синтез йоги», поэма «Савитри» и др.

Cимвол Шри Ауробиндо

Символ Ауробиндо
Символ Ауробиндо

Треугольник с вершиной, направленной вниз, символизирует Сат-Чит-Ананду (Истину-Сознание-Блаженство), т.е. — нисходящий в материю Божественный Дух.

Треугольник, вершина которого направлена вверх, представляет собой устремленную ввысь одухотворенную материю, принимающую форму жизни, света и любви.

Соединение того и другого (квадрат посредине) — это совершенное проявление, центром которого является Лотос — символ Божественности.

Вода внутри квадрата символизирует множественность форм и всё творение.

МАТЬ

(1878–1973)

Мирра Ришар
Мирра Ришар

Мать (Mother) — Мирра Альфасса Ришар — родилась в Париже в семье банкира. Талантливый музыкант и художник, она, будучи еще ребенком, непроизвольно входила в медитативные состояния, в одном из которых впервые «увидела» незнакомого человека, впоследствии признав в нем Ауробиндо. Так Мирра, сама того не подозревая, с пяти лет начала свою духовную практику. В 16 лет она поступает в Школу изящных искусств. С 1903 по 1905 годы ее живописные работы выставляются в Национальной Галерее Искусств. В 1905 году она уезжает в Алжир, где в течение двух лет изучает оккультизм и углубляет свой духовный опыт. Вернувшись в Париж, она выходит замуж за писателя и публициста Поля Ришара. Приехав в 1914 году в Пондичерри и увидев Ауробиндо, она признает в нем своего духовного учителя, являвшегося к ней в детстве. В 1916-20 году Мирра живет в Японии, где изучает культуру и традиции страны. В 1920 году она возвращается в Пондичерри и остается в Индии навсегда. Шри Ауробиндо, увидев в ней воплощение божественной Шакти, дает ей имя «Мать», под которым ее знают сейчас во всем мире. С 24 ноября 1926 года все руководство делами и Ашрамом ложится на ее плечи. В 1950 году Мать основывает Международный Центр Образования — после ухода Учителя она продолжает воплощать его идеи. С 1958 году Мать сама уединяется и погружается в «йогу клеток», которая привела ее к открытию «клеточного разума», способного изменить структуру тела на атомарном уровне. Ашрам в этот период быстро разрастается и получает международную известность, а в 1968 году по инициативе Матери и под эгидой ЮНЕСКО закладывается «Город Будущего» — Ауровиль, где на практике должно реализовываться духовное учение Шри Ауробиндо. Ауровиль — интернациональная коммуна, которая принимает людей из всех стран мира, желающих посвятить себя божественной трансформации человеческого сознания и духа. 17 ноября 1973 года в возрасте 95 лет Мать оставляет свое тело.

Cимвол Матери

Символ Матери (увеличить)
Символ Матери

Окружность в центре символизирует Божественное сознание.

Четыре лепеска — это четыре силы Матери: Махасарасвати, Махакали, Махалакшми и Махешвари.

Двенадцать лепестков представляют собой двенадцать качеств Матери, проявляющие себя в Ее работе. Это — Совершенство, Мужество, Прогресс, Восприимчивость, Стремление, Настойчивость, Благодарность, Смирение, Искренность, Мир, Гармония, Великодушие.

(По клику на картинке справа можно увидеть английскую версию толкований значений элементов символа).

Сатпрем

(род. 1923)

Сатпрем
Сатпрем

Рассказывая об Ашраме Шри Ауробиндо, нельзя не упомянуть о Сатпреме. Переводы его книг были одними из первых философских книг об Индии, появившихся на рубеже 80-90-х годов на книжных лотках в распадающемся СССР. В книгах «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания», «На пути к сверхчеловечеству» и других он рассказывал об интегральной йоге и сознательной эволюции Человека, об Ауробиндо и Матери.

Сатпрем родился в Париже, а детство провел в Бретани, посвящая все свободное время путешествиям под парусами вдоль побережья. В период Второй мировой войны стал участником французского Сопротивления, был схвачен гестапо и заключен в концлагерь. В то время ему было всего 20 лет. Он пробыл полтора года в Бухенвальде и Маутхаузене и был освобожден только в 1945 году. Во время заключения Сатпрем испытал глубокие трансцендентные переживания. «Все потеряло свою ценность, не оставалось абсолютно ничего, все во мне было разрушено, разбито, уничтожено...», — вспоминает Сатпрем. В этой атмосфере «непрерывного, сплошного ужаса» ему открылись «бескрайние внутренние просторы» и «сила, которая помогла выстоять».

Не ощущая никакой реальности во всем, что окружало его в послевоенной жизни и не видя никакого смысла ни в семье, ни в работе, ни в карьере, ни в бизнесе, — «Что еще мог предложить мне Запад?» — он отправляется в путешествие. Сначала в Египет, а затем в Индию, где он впервые увидит Шри Ауробиндо, но не останется в его ашраме» ... поскольку любые стены казались мне тюрьмой». Затем он уезжает в Южную Америку, где проводит целый год в джунглях Гвианы, что послужило ему впоследствии материалом для написания первого романа «Золотоискатель». Затем — в Бразилию, оттуда — в Африку.

В 1953 году Сатпрем вернулся в Индию и стал нищенствующим саньясином (бродячим монахом), практикующим тантризм (его впечатления и переживания того времени легли в основу второго романа «Телом земли»). Встреча с Матерью, спутницей Шри Ауробиндо, в корне изменила его жизнь: «Мать покорила меня», — вспоминает Сатпрем. Он полностью отдает себя служению Матери и Ашраму. Шри Ауробиндо он посвящает свою первую работу «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания», а затем и вторую книгу, написанную в том же духе — «На пути к сверхчеловечеству».

В течение девятнадцати лет Сатпрем находится рядом с Матерью (это она дала ему имя Сатпрем, то есть «тот, кто умеет истинно любить»), став ее доверенным лицом и свидетелем многочисленных личных встреч и бесед. Впоследствии по этим записям он составит «Агенду Матери» — интереснейший документ в 13-ти томах, известный так же, как «Хроника супраментального воздействия на Землю». Длительное общение с Матерью дало толчок к написанию трилогии о ней: «Божественный материализм», «Новый вид» и «Мутация смерти», а также художественной повести «Гринго», действие которой разворачивается в джунглях. В своей последней работе «Разум клеток» Сатпрем представил суть открытия Матери: взгляд на эволюцию человека и изменение генетической программы, а также новое видение смерти.

В настоящее время Сатпрем не поддерживает активных социальных контактов, не занимается общественной или литературной деятельностью, живет в Нилгири, полностью посвятив себя продолжению той работы, которая была начата Шри Ауробиндо и Матерью.

В начале девяностых по Российскому телевидению был показан фильм-интервью с Сатпремом «Человек, а что за ним?», снятый итальянскими операторами.

Ашрам Шри Ауробиндо

Вход в Ашрам
Вход в Ашрам

Шри Ауробиндо Ашрам находится недалеко от набережной и занимает совсем незначительную территорию. Внутри Ашрама — комплекс из четырех строений, два из которых в разное время были личной резиденцией и жилищем Ауробиндо и Матери. Сейчас здесь можно приобрести памятные фотографии, сувениры и книги, переведенные на разные языки народов мира, а также посетить комнаты и кабинет Мастера.

Любой человек, стремящийся к духовному совершенствованию, может посетить ашрам, принять участие в медитации, прослушать лекцию, посмотреть фильм или слайд-шоу, посвященные методикам Ауробиндо. В книжном магазине есть книги и на русском языке.

Махасамадхи
Махасамадхи

Махасамадхи Учителя и его сподвижницы являются духовным центром Ашрама. Здесь, в тихом внутреннем дворике, окруженном оранжереей и в тени деревьев находится место, где были кремированы их тела. Оно всегда украшено цветами и гирляндами, здесь постоянно курятся благовония.

Главное, за чем приезжают сюда — общая медитация на могиле Шри Ауробиндо и Матери. И хотя сейчас их нет с нами на физическом плане, их дух и сознание постоянно присутствует в ашраме, направляя и поддерживая всех паломников. Как говорят обитатели ашрама, «просто сядьте у Самадхи и дайте возможность собственному „Я” испариться, развеяться, как благовоние — и тогда вы достигнете озарения».

Ашрам открыт с 8.00 до 12.00 и с 14.00 до 18.00.

Многочисленные департаменты и отделения ашрама расположены в разных местах Пондичерри: великолепный гестхауз (построенный в южной части набережной, прямо на берегу океана), центральное бюро, жилые дома, бумажная, ткацкая, парфюмерная и мебельная фабрики, аюрведический центр, библиотека, турбюро, магазинчики, торгующие симпатичными изделиями ауровильцев (например, книжный магазин «Sabda», расположенный напротив входа в Ашрам) и многое другое.

Надо заметить, что в ашраме строгая дисциплина, проводятся ежедневные совместные медитации, совершаются необходимые действия, связанные с духовными практиками и праздниками, и жизнь больше похожа на монастырскую. Его работу возглавляет Ауробиндо Ашрам Траст, которым руководит правление, состоящее из пяти попечителей, большинство из которых были назначены самой Матерью. Правление Траста является законодательным и духовным органом, определяющим правила жизнедеятельности общины.

Ауровиль (Auroville) — международный город «Галактика»

История «города-рассвета»

Автопортрет
Мирра Ришар. Автопортрет

Об этой мечте Мать писала: «Где-нибудь на Земле должно быть место, которое ни одна страна не могла бы считать своей собственностью, где все люди доброй воли, искренние в своем устремлении, могли жить свободно, как граждане мира, повинуясь только одному авторитету — высшей Истине. Там должны царить мир, согласие и гармония, а все боевые инстинкты человека должны использоваться исключительно для уничтожения причин его страданий и бедствий, преодоления человеческих слабостей и невежества, для победы над его ограниченностью, несостоятельностью. Это место, в котором потребности духа и стремление к прогрессу получили бы предпочтение над удовлетворением желаний и страстей в поисках удовольствий и материального достатка.

В таком месте дети могли бы расти и развиваться, не теряя связи со своими душами; образование давалось бы не для сдач экзаменов и получения дипломов или должностей, а для обогащения и усиления уже имеющихся способностей и развития новых. Здесь титулы и социальное положение были бы заменены на возможность служить и организовывать; потребности тела были бы в равной степени удовлетворены, а интеллектуальное, моральное или духовное превосходство выражалось бы не в увеличении доступных удовольствий и материального достатка, но в увеличении обязанностей и ответственности. Красота во всех ее художественных формах — рисовании, скульптуре, музыке, литературе — была бы в равной мере доступна всем, и возможность наслаждаться ее плодами зависела бы только от духовных потребностей каждого, но не от социального или материального положения. Так как в этом идеальном месте деньги больше не были бы высшим мерилом личных достижений, индивидуальность ценилась бы намного больше, чем материальное благополучие и достижения в карьере. И работа больше не была бы средством к существованию, но стала бы способом самовыражения и создания возможностей служить обществу, которое, в свою очередь, обеспечивало бы каждого всем необходимым для жизни.

Это должно быть место, где человеческие отношения (которые пока что основываются почти исключительно на соперничестве и борьбе), заменились бы на стремление превзойти другого в способности творить добро, на сотрудничество и истинное братство».

Это было написано в 1954 году, но идея создания такого города появилась у Матери еще в ранней молодости и не раз на протяжении жизни она всерьез думала об осуществлении этой идеи. Примерно в тридцатых годах у нее было видение города, и архитектор Антонин Раймон набросал проект этого города, но до его осуществления пройдут еще годы и годы.

После ухода Шри Ауробиндо город-мечта, который должен был воплотиться на Земле, на некоторое время исчез из планов Матери. Но в начале пятидесятых ее внимание снова возвращается к этой идее. В 1952 году она написала: «Нельзя достичь единства человеческой расы ни через единообразие, ни через господство и подчинение. Только синтетическая организация всех наций, где каждая нация занимает место сообразно с собственным гением и ролью, которую она должна играть в мировом сообществе, может привести к возникновению такой формы всеобъемлющего и прогрессивного единства, у которого будут шансы на выживание. Если же этот синтез должен стать чем-то живым, то в центре его должна быть идея самая возвышенная и масштабная, в которой все тенденции, даже самые полярные, смогут найти соответствующее место. Эта идея должна обеспечить человеку такие условия жизни, которые позволили бы ему подготовиться и проявить новую силу, которая создаст расу завтрашнего дня». Эти слова абсолютно точно соответствуют доктрине Ауробиндо о том, что мировое единство является необходимым условием для мировой трансформации и обожествления Земли.

Мать за работой
Мать за работой

С 1965 года замысел нового города постепенно начинает обретать форму. Эзотерически задача состояла в том, чтобы существующий на тонком плане город воплотить в земной материи. Когда Мать спросили, где город будет располагаться, она, попросив карту и закрыв глаза, указала пальцем на место примерно в десяти километров к северу от Пондичерри. Проект города был согласован с правительством штата Тамилнаду и с центральным правительством в Дели, а также одобрен и поддержан ЮНЕСКО.

Мать уделяет много внимания воплощению идеи города и заслуженной для нее наградой становится День Рождения Ауровиля. В этот день, 28 февраля 1968 года, около пяти тысяч человек из разных стран прибыли на торжество открытия Ауровиля, и горстки земли, привезенные сюда со всех континентов, были символически смешаны в чаше, сделанной специально для этой церемонии, символизирующей единство Человечества. В то время лишь одинокое дерево — старый баньян — стояло в центре пустынного плато, которому предстояло стать «Городом-рассветом».

Но, как обычно случается, когда возникает что-то новое или модное и особенно мистическое, то оно привлекает не только тех, кто услышал Зов — искренних искателей Истины, но и всякого рода авантюристов и ментально больных людей, которые мечутся по жизни в неопределенных поисках и надеются найти успокоение в смене впечатлений. Поэтому первыми ауровильцами в то время становятся самые разные люди. Учитывая, что в шестидесятые годы большой поток отправлявшихся в путешествие по Индии людей в своем большинстве представляли хиппи, то потребовалось совсем немного времени, чтобы Ауровиль наравне с Гоа стал одним из их любимых мест. Но в связи с тем, что здесь не было даже самых элементарных удобств, к которым привыкли жители западных стран, а климат не совсем благоприятный, и кроме того, надо было привыкать жить бок о бок с насекомыми самых разных видов (комарами, сколопендрами, скорпионами, змеями и пр.), то большинство прибывших уезжало, а оставались только некоторые.

Тем не менее, Мать не хотела «никаких правил, никаких законов, никаких комитетов», она говорила: «каждый имеет полную свободу». Что же касается общественного устройства, она предвидела «божественную анархию». Шри Ауробиндо также считал, что эволюция приведет к возникновению социума, в котором все индивидуумы, пребывая в Божественной Любви и в Сознании-Единстве, будут подчиняться не общественной власти, но самой Божественности, и все они будут едины. А какое-либо сопротивление этому Порядку, основанному на Божественной Гармонии и Единстве, или его нарушение станет просто невозможным. Мать дала следующую формулировку этой идеи: «Высшая и истинная анархия наступит тогда, когда каждый осознает в себе Божественное, и будет подчиняться Ему и только Ему одному». Однако существенной проблемой нового города являлось то обстоятельство, что очень немногие из ауровильцев знали, зачем, в сущности, все это нужно, и то, что они слышали, запутывало их еще больше. Возникало немало самых различных проблем, но Мать не избегала их — слушала, давала советы, разъясняла, подбадривала.

Сильным ударом и настоящим шоком для еще молодого Ауровиля стал уход Матери в 1973 году. Наступают нелегкие времена. Ауровиль подвергается нападкам недовольных (или подкупленных) жителей из близлежащих деревень, газеты печатают статьи о контрабанде, наркотиках и разврате в Ауровиле. Все это со временем дошло даже до Верховного Суда в Дели. Но все же Ауровиль и ауровильцы выстояли во всех испытаниях, в том числе, благодаря личной поддержке Индиры и Раджива Ганди, а также промышленника-мецената и пионера авиации Дж. Таты.

Несмотря ни на что, Ауровиль постепенно увеличивался и в 2003 году отметил свое 35-летие.

Ауровиль сегодня

Сегодня Ауровиль — это город, существующий как социальный эксперимент под эгидой ЮНЕСКО и Индийского правительства. Им управляет коммуна, которая принимает решения по ключевым вопросам жизни города. Ауровиль был построен на некогда неплодородном плато, где впоследствии только деревьев было посажено более двух миллионов. В географическом и духовном центре города находится «Матримандир», названный Матерью «сердцем Ауровиля» - своеобразный храм для духовной практики Супраментальной йоги. Там есть зал для медитаций и самостоятельного исследования путей достижения Истины.

Макет Ауровиля

Ауровиль, в соответствии с проектом, имеет четыре зоны, по спирали расходящиеся от Матримандира: Культурную, Международную, Индустриальную и Жилую. Каждая фокусируется на одном из важнейших аспектов сообщества. За ними расположен «зеленый пояс» ферм и лесов. В Международной зоне частично завершен Павильон Индии — Бхарат Нивас (Bharat Nivas) — где располагаются библиотеки, культурные и торговые центры и офисы администрации города. В будущем весь Ауровиль будет окружен зеленым поясом лесов и парков, а в эти зоны будут включены «зеленые коридоры» и оранжереи. Работа над благоустройством этих зон началась несколько лет назад. Однако до недавнего времени шла довольно медленно, так как из тех 25 кв. км площади, необходимых для постройки города, только треть принадлежат Ауровилю. Поэтому сегодня особое внимание уделено тому, чтобы обрести недостающие земли.

В Ауровиле около трех тысяч жителей, включая около 20 человек из Украины, Прибалтики и России. Самым известным россиянином является недавно отметивший свое столетие Дмитрий фон Мореншильд, историк и выходец из России, корнями из обрусевших немцев. Около 40 лет назад он приехал в Индию и, встретившись с Матерью, был просто покорен ею. «Я почувствовал огромную волну любви и сострадания к миру и людям, которая исходила от нее», — вспоминал он позднее. Вскоре Дмитрий приехал в Индию навсегда и поселился в Шри Ауробиндо ашраме. Дмитрий фон Мореншильд выделил значительные средства на строительство русского культурного павильона в Ауровиле и поддержание первых жителей русской общины, что явилось существенной помощью, ибо материальное положение наших соотечественников там было непростое.

В настоящее время город располагает примерно 80 поселениями — общинами, базовой социальной инфраструктурой, водо- и электроснабжением, телекоммуникациями, дорогами и т.д. Но если вы ожидаете увидеть Ауровиль суперсовременным городом из стекла и бетона, то увиденное, безусловно, вас разочарует. Можно ехать на машине по городу 5, 10, 20 минут и вообще его не увидеть. Жилые дома, школы, поликлиники, вспомогательные постройки невидны — они спрятаны в зарослях кустарника, за стволами тенистых деревьев. Люди живут в компактных общинах-садах. Все общины, а их около пятидесяти, по традиции Ауровиля носят имена духовного содержания: «Братство», «Преображение», «Милость», «Устремление» и т.д. В общине может быть от пяти до нескольких десятков человек, в среднем 30-40. В каждой общине по своей воле собрались люди разных национальностей: тамильцы, французы, немцы, бангладешцы, голландцы, русские, всего около 30 национальностей.

В Ауровиле много детей, в том числе и от смешанных браков, они знают, как правило, два-три языка. В школе обязательно обучение тамильского языка. По замыслу, система детского образования в Ауровиле начинается с яслей и завершается последним классом средней школы. Все центры этой системы экспериментальные, реализующие принципы воспитания и образования, предложенные Шри Ауробиндо и Матерью.

Чтобы поближе познакомится с жизнью Ауровиля, можно принять участие в ознакомительной вводной программе, которая длится 7 дней и стоит около 1500 рупий. Программа включает в себя проживание с питанием в одной из общин Ауровиля, подробные экскурсии, участие в коллективном труде, лекции и многое другое. Записаться на участие в такой программе можно в центральном офисе Ауровиля, который находится рядом с Матримандиром.

Надо сказать, что и ашрам и Ауровиль, по сути, являются закрытыми учреждениями и вам не удастся в течение короткого визита принять полноценное участие в их жизни. Ауровильцы говорят, что их жизнь «не туристический аттракцион».

Миссия и Хартия Ауровиля

Ауровиль можно назвать коммунистическим городом, в том смысле, что он управляется коммуной. Насколько это возможно, все организационные решения принимаются коллективно, а различные рабочие группы координируют деятельность общин с минимумом авторитарного давления. Согласно закону, принятому индийским парламентом, Ауровилю предоставлен особый статус, который должен способствовать успешной реализации принципов, провозглашенных Матерью 28 февраля 1968 года, в день открытия Ауровиля, в Хартии Ауровиля:

1. Ауровиль не принадлежит никому в отдельности. Ауровиль принадлежит человечеству в целом. Но чтобы жить в Ауровиле, надо быть искренним служителем Божественного Сознания.

2. Ауровиль — это место бесконечного познания и прогресса, это обитель нестареющей юности.

3. Ауровилю назначено стать мостом между прошлым и будущим. Используя опыт всех открытий внешней и внутренней жизни, Ауровиль совершает смелый прорыв к будущему сознанию.

4. Ауровиль — это место материальных и духовных поисков и исследований для живого воплощения истинного Человеческого Единства.

Главная цель Ауровиля — реализовать единство людей. Ауровиль желает быть городом Мира, в котором мужчины и женщины из всех стран смогут жить в мире и гармонии. Ауровиль должен служить Истине вне всех социальных, политических и религиозных условностей. Все его усилия направлены к миру, истине и гармонии. Жизнь ауровильцев — это пример потрясающего единства внутреннего мира человека с природой и окружающим внешним миром. Здесь воплощаются в жизнь экспериментальные программы в области сельского хозяйства, медицины, образования, культуры и в других сферах.

Матримандир — медитация в сердце Галактики

Матримандир
Матримандир

«Сердцем» и центром Ауровиля является Матримандир (или Храм Матери), который сама Мать назвала «душой» города. Строительство этого уникального сооружения было начато в 1971 году, и в настоящее время практически завершена отделка внутреннего зала и работа по внешней облицовке.

Это огромное, высотой с девятиэтажный дом сферическое здание, специально построенное как место для медитации и концентрации. Издалека оно напоминает огромный цветок, центром которого является золотой, немного приплюснутый шар, от которого отходят лепестки кирпичного цвета. В верхней полусфере этого «храма медитации» находится главное — «внутренний Зал», цилиндрической формы и полностью облицованный белоснежным мрамором. В нем, на небольшом расстоянии от стен по окружности установлено двенадцать колонн, которые реально ничего не поддерживают — даже не достигают свода. Они символизируют освобождение сознания человека от невежества.

Кристальный шар
Сердце Матримандира

В центре Зала, на пьедестале, образованном высеченным на полу символом Матери и четырьмя символами Шри Ауробиндо, покоится самый большой в мире цельный сферический кристалл. Этот хрустальный шар, диаметром около 70 см был обработан в Германии на фирме «Карл Цейс» и подарен Ауровилю. Кроме этого в Зале ничего нет, там всегда царят полная тишина, покой и прохлада. На протяжении всего дня, на кристалле фокусируются солнечные лучи. Во время групповой (вместе с ауровильцами) медитации происходит освобождение памяти человека, и он, как правило, вспоминает свое прошлое и обретает знание о своей миссии, о своем предназначении.

Для того чтобы попасть на медитацию, необходимо пройти «знакомство» с шаром: вы должны встретиться с ним глазами, а затем удалиться, приняв для себя решение — посетите ли вы медитацию (известны случаи нежелания посещать медитацию после «знакомства»). Получить пропуск для «знакомства» с шаром можно в информационном центре до 16 часов каждый день.

Волонтеры просят, чтобы люди шли в молчании, в одну линию — по живописной дорожке длиной около 500 метров, ведущей к Матримандиру. Вдоль дорожки растут различные экзотические цветы и растения. Слева от входа высится баньян, под которым многие также совершают медитации. Справа расположен концертный зал, имеющий форму амфитеатра, и урна, установленная в день основания города.

Перед входом в Матримандир необходимо снять обувь и по спиральной лестнице подняться к верхнему залу для медитаций, в центре которого и находится хрустальный шар или «сердце Галактики». Процедура «знакомства» слегка напоминает посещение Мавзолея Ленина: такая же очередь в затылок, запрещение не только шуметь, а даже разговаривать, неоднократные проверки пропуска, инструктаж…

Для того, чтобы попасть на медитацию нужно получить персональный пропуск, которым вы сможете воспользоваться и через несколько лет. Время вечерней, на закате, медитации — с 17.00 до 18.00. Вы вновь поднимаетесь в зал. Вам предложат надеть белоснежные носочки, и вы попадаете в прохладу и полумрак этого храма медитации. Вам останется только сесть на подушечки и сконцентрироваться на солнечных бликах шара.

А дальше вас ждет озарение…

Русские в Ауровиле

Первые русские ауровильцы после Дмитрия фон Мореншильда появились здесь в начале 90-х годов. Это был цвет российской интеллигенции. Некоторые приехали, получив официальное приглашение от «Фонда Ауровиля», который решил привлечь сюда русских людей, и это было желание Матери. Она считала, что без «русских» идею Ауровиля будет сложно осуществить, что связано с особым характером русской души, ее высокой духовностью, с решающим вкладом русских людей в разгром фашизма. Другие попали сюда, движимые исключительно своими духовными устремлениями, привлеченные йогой, культурой и философским наследием Индии. Третьи, познакомившись с трудами Шри Ауробиндо и Матери, с замечательной книгой «Путешествие сознания» Сатпрема и другими. Некоторых благословил на поселение в Ауровиле Святослав Николаевич Рерих, который в это время жил в Бангалоре, сравнительно недалеко от Ауровиля. Он утверждал, что у России и Индии единые духовные ценности, единые корни, что люди на Планете должны укреплять единство и духовные связи. Интересно, что первая родившаяся в Ауровиле девочка — Аврора — правнучка Николая Константиновича Рериха. Ее прабабушка, из семьи Рерихов, уехала из России в Голландию еще в конце прошлого века. Аврора рассказывала, что в их семье гордятся родством с Рерихами и чтут их память.

Как стать ауровильцем

Не стоит заблуждаться, думая, что, если вы приедете в Ауровиль и скажете: «Я хочу здесь жить», вам расстелют ковровую дорожку. Ауровиль — это во многих смыслах закрытое сообщество, имеющее определенный регламент и конкретные правила. Поэтому каждый желающий испытать себя в Ауровиле, прежде чем выехать из страны, должен написать в Группу приема (Entry Group) о причинах своего желания приехать и стать ауровильцем.

Необходимыми и обязательными условиями являются:

а) глубокое знание английского языка — основного языка в Ауровиле;

б) необходимое количество материальных средств, как минимум на три месяца проживания в качестве гостя;

в) хорошее здоровье;

г) нужная в Ауровиле профессия.

По прибытии тот, кто желает стать ауровильцем, получает на три месяца статус гостя.

Затем, после рассмотрения его дела Группой приема, он переводится в статус «ньюкамера» — «вновь пришедшего» с испытательным сроком в 21 месяц.

В течение этого времени каждому надлежит заниматься тем или иным видом деятельности, причем бесплатно (волонтером) и влиться в одну из общин. Это накладывает серьезную ответственность на каждого искателя и иногда о такой финансовый и языковый барьер вдребезги разбиваются благостные желания многих наших соотечественников.

В конце испытательного срока искатель снова встречается с Группой приема и, если двухгодичная «проверка» прошла успешно, он становится полноправным жителем Ауровиля.

Отметим еще несколько особенностей:

1. В Ауровиле непростой, тяжелый, особенно для тех, кто приезжает из северных стран, тропический климат: +30° по Цельсию считается прохладой. Нет привычной смены времен года, а адаптация длится несколько месяцев, причем все это время организм дает сбои, чувствуешь себя разбитым и полубольным.

2. Общины в Ауровиле созданы не по национальному признаку. Поэтому не думайте, что ваш приезд из России вызовет чей-либо бурный восторг и желание обустраивать вашу ауровильскую жизнь.

3. В Ауровиле требуются учителя, врачи, архитекторы, строители разных специальностей.

Пондичерри

Восход
Набережная: восход у Пондичерри

Пондичерри (Pondicherry) — город с 500-тысячным населением, в течение 139 лет (с 1816 по 1954 год) был французской территорией. Это оставило своеобразный и экзотичный для Индии отпечаток: улицы носят французские названия, здесь много французских ресторанов и людей, говорящих по-французски. Сейчас город входит в состав союзной территории Пондичерри, имеющей свое правительство.

К достопримечательностям города можно отнести Музей Пондичерри, в котором наибольший интерес представляет коллекция скульптуры Паллавов, и Музей игрушек Джавахар, где выставлена экспозиция из 120 кукол в костюмах народов Индии.

Время работы: ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 17.00.

В Пондичерри красивая набережная, множество уютных гостиниц и недорогих ресторанов. Туристический офис, расположенный на набережной, открыт с 8.00 до 18.00.

Следует заметить, что Пондичерри и Ауровиль — это, наверное, единственные города в Индии (кроме Гоа), где женщины могут свободно обнажать ноги и носить шорты.

Как ориентироваться в Пондичерри. Город разделен на две части каналом: большую западную и меньшую восточную (до 1954 года это были индийская и французская части города). На западе от канала расположены гостиницы, магазины и офисы, а в восточной части — Ауробиндо ашрам, французский институт и рестораны.

Как добираться

Схема перелета в Пондичерри

Пондичерри находится на побережье Бенгальского залива в 160 км к югу от Мадраса (Ченная). Поэтому необходимо следовать по маршруту Дели-Мадрас-Пондичерри. Вначале нужно добраться поездом или самолетом до Мадраса. Расстояние от Дели до Мадраса, составляющее около 2200 км, самолет преодолевает за 2,5 часа, а поезд — за 35-40 часов. Ежедневно по маршруту Дели-Мадрас авиакомпании осуществляют 5 рейсов, стоимость билета в одну сторону $270.

Например, можно доехать от вокзала Нью-Дели поездом Madras express (стоимость: 2SL — $12, 2AC — $40). Далее в Мадрасе добраться до автовокзала TTC Bus Stand — на моторикше (20 рупий), а оттуда — на рейсовом автобусе до Пондичерри (160 км и 3,5 часа, стоимость 30 рупий). Автобусы отходят каждые полчаса.

Стоимость такси от Мадраса до Пондичерри — порядка 1300–1500, время в пути — около трех часов.

Автобусом до Пондичерри можно доехать не только из Мадраса, но и из Бангалора, Мадурая и некоторых других городов южной Индии.

Ауровиль находится в 7 км от Пондичерри и до него можно доехать на автобусе, такси, авторикше, или взять напрокат велосипед или мотоцикл (от 20 или 100 рупий в день, соответственно).

Где остановиться

Пондичерри. Ашрам перестал принимать новых членов в 1960-х годах, и здесь нет какой-либо отдельной программы или практики для посетителей. Однако вы можете на две недели остановиться в гестхаузах рядом с ашрамом. Служба приема обеспечивает гостей всем необходимым, предоставляет им жилье в гостиницах ашрама: Cottage Guest House, Sea View Guest House (100-200 рупий) и др. Можем также рекомендовать гостиницу Palace Hotel (200-600 рупий).

Ауровиль. Предполагается, что все посетители приезжают в Visitors Centre, который предоставляет полную информацию об Ауровиле. Центр открыт ежедневно с 9.30 до 17.30 и дает возможность познакомиться с публикациями, посетить выставку, видеосеанс, кафе и магазины.

Если вы хотите провести в Ауровиле некоторое время, можно остановиться в одной из гостиниц. Временами мест не хватает, поэтому желательно их заранее зарезервировать (за 2-3 месяца), особенно в течение пиковых сезонов: декабрь-февраль и август-сентябрь. Забронировать номер в гостинице можно через Auroville Guest Programme или написав непосредственно в ту гостиницу, которую вы выбрали. Ежедневная плата за человека — от 120 до 450 рупий. Вы также можете принять участие в деятельности внутри общины.

Рядом с пляжем Aurobeach, принадлежащем Ауровилю, расположены недорогие гостиницы, где можно снять номер (от 150 рупий) или даже бунгало за небольшую плату. Рекомендуем взять напрокат велосипед или мопед.

Ашрам Шри Ауробиндо в Дели

Адрес: Shri Aurobino Ashram, Shri Aurobindo Marg, New Delhi — 16 India

Тел.: 26567863; 26524810, Факс: 26857449

Сайт: www.collaboration.org

У главной святыни...
У главной святыни ашрама

Делийское отделение ашрама Шри Ауробиндо было открыто в феврале 1956 года. Во время его открытия Мать передала сюда священные реликвии Ауробиндо. С тех пор делийское отделение, принимает всех людей, чье сердце воспламенено идеями Мастера, кто стремится посвятить жизнь высшим, божественным целям. Мать однажды назвала Ашрам в Пондичерри «подлинной лабораторией для создания будущего общества», а делийское отделение «местом расширения центра садханы». Главные святыни — это место поклонения и зал для медитации. Они продолжает быть центром жизни и познания, любви и благословения Шри Ауробиндо и Матери, всегда пребывающими здесь.

Ашрам расположен на большой (около 10 га) территории, здесь очень светло, чисто — строения и дома утопают в цветах и зелени, и это действительно настоящий оазис в 12-миллионном мегаполисе — Дели. В общеобразовательной школе ашрама занимаются сотни детей — это одно из самых престижных учебных учреждений Дели. В течении всего дня здесь кипит жизнь — на занятиях йогой и на стадионе, на беговых дорожках и в школе. Ашрам предлагает несколько программ обучения, но главное, в соответствии с идеей Мастера, считавшего, что «вся жизнь есть Йога», — это жить так, чтобы любые детали и события жизни стали божественными.

Ашрам располагает небольшой гостиницей-гестхаузом «Тапасья», где можно снять комнату. Для этого следует обратиться в главный офис (с 8 утра до 20 часов вечера).

Стоимость комнаты для одного человека — 400 рупий, для двоих — 600 рупий, включая питание.

Обстановка в комнате скромная — на мраморном полу стоит кровать (всегда чистое белье), стенной шкаф, небольшой стол и над ним книжная полка, где всегда находится несколько книг с трудами Шри Ауробиндо и Матери. В каждом номере есть душ с горячей водой, а вот кондиционеров нет, и летом используют только вентиляторы.

Еда. В столовой Ашрама предлагаются блюда южноиндийской кухни с умеренным количеством специй, а после трапезы вам следует вымыть посуду и поставить ее на место.

Расписание работы столовой:

— завтрак: 07.30–8.00;

— обед: 11.30–12.30;

— полдник (чай): 16.30–17.00;

— ужин: 19.30–располагает около 20.00.

В Ашраме есть несколько магазинов, где можно приобрести книги, тематика которых связана со Шри Ауробиндо и Матерью, ароматические палочки, продукты питания и средства личной гигиены.

Ашрам открыт с 06.00 до 22.00.

Дорога от аэропорта на машине занимает 30–40 минут и стоит 150–200 рупий.