ЙогЙогаЙога классическая восьмиступенчатая Йога-сутраЙогин


ЙОГ (происх. см. ЙОГА), человек, способный достигать состояния Самадхи. Человек может вообще ничего не знать о Йоге, ничего другого не уметь, но если он умеет входить в Самадхи — он уже йог” (ГАрС); (Шк.) четырнадцатая ступень развития на Земле. (Сравн. ЙОГИН.)

“15. Йог погибает от переедания, тяжелой физической работы, чрезмерных разговоров, соблюдения ненужных обетов*, неразборчивых компаний и неустойчивости.


*  Комментарий. К числу ненужных обетов относятся: купание в холодной воде или ранним утром, прием пищи ночью и соблюдение постов. (СваСват)

16. Йогу содействуют: жизнерадостность, настойчивость, мужество, истинное знание, твердая вера в слова Гуру и отсутствие компании.” (СваСват)

ЙОГА (санскр. yoga = “связь, союз, слияние, соединение, равновесие”), 1) “удержание энергии мысли от воплощения в образы” (ЙС1); природный образ жизни на Земле, следование 42-м (минимум — 12-ти Природным Законам, преподаваемым в просветительско-оздоровительных группах Школы Гуру Ар Сантэма); 2) одно из четырех (наряду с АБХИЧАРИКА, БХОГА и ВИРА) состояний/испостасей божеств в индийской иконографии, соответствующее медитативному, углубленному аспекту божества [“И ни с какими просьбами не следует обращаться к божеству в аспекте Йога. Вообще никому нельзя мешать, если он находится в медитации” (ГАрС)]. (См. также отдельно ХАТХА-ЙОГА.)

“Йога доступна любому человеку в здравом рассудке.” (ВасТ)

“Йога, по сути дела, это та точка нашего развития, когда мы от бесконечных витков естественной эволюции переходим к самосознательной и контролируемой эволюции — это процесс контролируемой эволюции.” (Сатпр)

“Под Йогой в Школе <Гуру Ар Сантэма> понимается способ жизни на Земле, включающий в себя по меньшей мере три основных аспекта:

а) физический, состоящий из систематических занятий определенными физическими упражнениями, объединенными в комплексы, позволяющий поддерживать необходимое для полноценной гармонической жизнедеятельности состояние всего организма;

б) психический, подразумевающий определенные методы индивидуального психического тренинга, способствующие стабилизации и здоровому функционированию мозга и психики индивидуума, а также — расширению их возможностей;

в) духовный, заключающийся в методичном расширении, углублении и усвоении индивидуального Знания, связанного с устройством Природы и Общества и теми важнейшими Законами, усвоение и соблюдение которых обеспечивает гармоничное внеконфликтное неотрицающее развитие индивидуума в любых условиях и при любых обстоятельствах” (УстШк).

“Йога там, где есть свобода, удовольствие и радость, и где нет насилия.” (ГАрС)

“Йогой нельзя заниматься как, к примеру, футболом. Мы не занимаемся — мы живем йогой. Кроме йоги есть множество других способов жизни на Земле, не все они равнозначны, но мы считаем, что наша цивилизация только выиграла бы, если бы как можно больше людей на нашей планете приняли для себя йогу как способ жизни. <...>

Трактовки йоги как пути соединения с божеством — это трактовка Кали-юги. Сливаясь с божеством, вы утрачиваете индивидуальность, все свои наработки вы вливаете в это божество и прекращаете рождаться на Земле, т. к. становитесь частицей этого божества. Душа ваша перестает существовать, навсегда исчезая из пантеона душ Космоса. Наша Школа <Гуру Ар Сантэма> практикует другой путь — путь раскрытия индивидуальности, позволяющий человеку подняться до уровня бога, тем более, что человек сам — самое высокое божество.” (ГАрС)

“В Гаруда-Пурана говорится, что ступени развития <человека> в Йоге следующие: рождение женщиной, затем шудрой, вайшьей, кшатрием, а затем — брамином, лишенным милости. Затем постепенное совершенствование, пока он не станет йогом, а затем джнани*.” (СваСват)


*  Джнани – от санскр. jna = “знать, быть осведомленным”.

“Слово «йога» означает «связь», «соединение», «сопряжение» и родственно русскому слову «иго» (ср. новозаветное «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» — Мф. 11:28-30) и английскому yoke <...>. Здесь нужна одна оговорка. Обычно слово «йога» (кстати, по одной из версий слово «религия» также означает «связь») интерпретируется как связь человеческого духа с Абсолютом, единение души и Бога. Это совершенно неправильно, тем более что даже йога Патанджали никакого такого соединения не предполагает. Корень «юдж», к которому восходит слово «йога», означает прежде всего «запрягать коня»; поэтому «йога» скорее всего — связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания.

В индийских текстах термин «йога» употребляется в двух основных значениях и одном второстепенном, хотя, быть может, и первичном. Во-первых, йога означает психотехнику вообще, то есть тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения строго определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояния реализации религиозной прагматики учения — «освобождение» (мокша, мукти, кайвалья, нирвана и т. п.). В этом смысле йога характерна для всех религий традиционной Индии, почему и можно говорить об индуистской йоге, буддийской йоге, джайнской йоге и т, п. Во втором, узком смысле это слово употребляется для обозначения одной из даршан (религиозно-философских систем) ортодоксальной индуистской (брахманской) философии (астика). Эта система, согласно преданию, была создана мудрецом Патанджали и зафиксирована им в «Йога сутрах» («Афоризмах йоги»). <...> И наконец, в третьем, второстепенном значении слово «йога» означает колдовство, волшебство, магию и магические силы и способности (в частности — «йогини» тантрических текстов — это не женщины-йогины, а колдуньи или бесовки).” (ТорчЕ-РМ)

“Существует много путей, ведущих к просветлению, которые в широком смысле слова именуют йогой, но основных путей шесть, и бхакти йога, путь любви и преданности, является одним из них. Этот путь является путем подчинения своей воли воле Бога, и музыка является одним из его религиозных выражений. Бхакти йога основывается на самопожертвовании, почитании и сострадании. Важными добродетелями на этом пути являются смирение, доброта, чистота, простота и искренность. Бхакти йога — это путь сердца, последователи которого устремляют свою эмоциональную силу к Богу. Многие последователи этого пути начинают лить слезы, когда слышат голос Бога или когда собираются вместе для священных песнопений. С философской точки зрения, последователь этого пути не хочет поглощения своей индивидуальности в Боге, предпочитая быть отдельной сущностью и все время находиться в услужении Господа. Философия освобождения, согласно этому пути, заключается в близости к Богу. Под освобождением подразумевается достижение возможности существования на небесном плане, где человек может все время ощущать близость к Богу. Число последователей этого пути весьма велико, но следовать по нему совсем не так легко, как думают большинство людей. Бхакти йога не является путем слепого поклонения.

Джнана йога — это путь знания, который называют также путем интеллекта. Учение в этой йоге осуществляется не столько с помощью познающего интеллекта, сколько с помощью интеллекта, отточенного внимательным слушанием высказываний великих мудрецов из уст компетентного учителя и последующим их созерцанием для достижения в конечном итоге освобождения. Этот путь подобен лезвию бритвы, и, если человек следует по нему без надлежащей дисциплины, он может стать гордым и самовлюбленным. Постоянное общение с мудрецами и созерцание, осуществляемое с помощью непривязанности, являются важными требованиями на этом пути.

Карма йога <или «йога действия»> — это путь, по которому следуют те, кто верит в бескорыстное исполнение своих обязанностей. Последователи этого пути понимают, что все плоды собственных действий они должны отдавать Богу, живущему в сердце каждого человека. Бескорыстное действие, умело выполненное, освобождает человека от оков. Знание карма йоги существенно необходимо для достижения просветления. Посредством правильного выполнения действий, не создающих оков, и достижения высшего знания человек освобождается от круговорота смертей и рождений.

Кундалини йога является одним из аспектов йоги, практикуемым лицами, хорошо разбирающимися в человеческом теле, его нервной системе и различных энергетических каналах. Важное место отводится специальным дисциплинам, помогающим человеку контролировать свои телесные функции и внутренние состояния. Первичная сила, спящая в основании позвоночника, сознательно пробуждается и проводится через сушумну к высшей из чакр, где принцип Шакти объединяется с принципом Шивы.

Раджа йога — это систематизированный путь покорения себя, ведущий ученика вверх по восьмиступенчатой лестнице к состоянию самадхи, или объединения с Абсолютной Реальностью. Этот путь является наиболее всесторонним и представляет собой систематизированную и детально разработанную науку, в которой карма, бхакти, кундалини и джнана йоги сочетаются между собой. Философия раджа йоги базируется на философии санкхьи.

Шри Видьяпуть, связанный с доскональным пониманием микрокосма и макрокосма, является высшим из путей, практикуемым очень немногими достаточно подготовленными для этого людьми. Это практический путь, который однако требует выработки твердой философской платформы, прежде чем вступать на него. Практика, основанная лишь на информации, почерпнутой из книг, может быть очень расточительной по времени, равно как и опасной. На этом духовном пути ученику необходим компетентный учитель, и кроме того он должен тщательно изучить принципы тантры и других философских систем, прежде чем приниматься за столь рискованное дело. Этому крайне редкому пути следуют очень немногие достигшие высокой степени совершенства мудрецы.” (СвамиР)

“И что такое вообще йоги и что это за властвование их над своим организмом? Они могут только поставить себе клизму, и то — так изощренно, что она им не помогает.” (Ероф)

ЙОГА КЛАССИЧЕСКАЯ ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ; детально учение Й.к.в. изложено в “Йога-Сутре” Патанджали, где, в частности, сказано:

“Восемь частей <ступеней*> йоги таковы:

— <яма> самоконтроль,

— <нияма> строгое соблюдение предписаний <обетов>,

— <асана> овладение телом,

— <пранаяма> контроль дыхания,

— <пратьяхара> отвлечение (чувств),

— <дхарана> сосредоточение,

— <дхьяна> медитация,

— <самадхи> растворение.” (ЙС3 II, 29);


*  В оригинальном (санскритском) тексте они названы yoganga, т. е. букв. “средства йоги”.

при этом в принятой системе классификации первые пять частей Й.к.в. именуются внутренними, а три завершающих — внешними.

ЙОГА-СУТРА (санскр. yoga-sutra, где yoga — см. ЙОГА, sutra = “нить, шнур, волокно; изречение, афоризм; свод изречений, наставлений”), также — ПАТАНДЖАЛИ-СУТРА: первотекст, излагающий основы Йоги как Учения и образа жизни (см. также ЙОГА КЛАССИЧЕСКАЯ ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ), датируемый официально достаточно неопределенно: от II в. до н. э. до IV в. н. э. (ист. инф. — ЙС4) и приписываемый перу легендарного индийского философа и языковеда Патанджали; // несколько архивов с электронными версиями переводов Й.-с. на русский представлено в разделе «Йога/Адвайта/Брахманизм» ЭзоСервера.

“Несколько слов о датировке «Йога сутр» Патанджали. Если мы вслед за традицией будем отождествлять личность их автора с личностью знаменитого грамматиста Патанджали, то их следует датировать II в. до н. э. Однако, по мнению такого авторитета, как Дж. Вудс, текст сутр написан в IV в. н. э. Большинство же исследователей считают, что сутры не могли быть написаны позднее III в. н. э., поскольку в это время их цитирует джайнский философ Умасвати в своем трактате «Таттвартха адхигама сутра».

Что касается авторитетнейшего комментария Вьясы, то он обычно датируется IV в. н. э., однако, как показали В. И. Рудой и Е. П. Островская, его содержание свидетельствует о детальном знакомстве автора с важнейшим буддийским трактатом «Абхидхармакоша» Васубандху и, следовательно, не мог быть написан ранее времени создания «Абхкдхармакоши» (V в.).” (ТорчЕ-РМ)

ЙОГИН (санскр. yogin = “связанный, совпадающий с чем.-л.; сторонник системы йога; аскет”), практикующий йогу. (Сравн. ЙОГ.)