РЕЛИГИЯ (от лат. religio = “святыня, благочестие”), способ жизни и мировосприятия, основанный на поклонении кумиру или кумирам, чаще всего именуемых богами; // различают монотеистические (иудаизм, христианство, ислам...) и политеистические (или языческие) формы Р; // сейчас, в начале ХХI века, можно, вероятно, с большой степенью ответственности утверждать: объективное право на жизнь имеют лишь религии, жизнь не ограничивающие (см. КЕТГУТ БАХА); // с точки зр. Шк. Гуру Ар Сантэма основным признаком религиозности той или иной структуры/организации является декларируемая ею монополия на Истину. (См. также ВЕРА, РЕЛИГИИ ОТКРОВЕНИЯ; сравн. АТЕИЗМ, ИСКУССТВО, НАУКА.)


#Наименование религииВремя и место возникновения*Основатель/ПророкСвященные текстыВысшие Боги/Начала
1.Бахаизм22 мая 1844 г. Шираз (Иран)“Баха-Улла” Мирза-Хусейн-Али НуриПослания Баха-Уллы*Единый Бог
2.Брахманизм?РишиУпанишадыБрахма
3.БуддизмVII–VI или VI–V вв. до н. э. (Индия)Будда ШакьямуниСутры*
4.ДаосизмVII–VI вв. до н.э. (Китай)Хуан-ди / Лао-цзы“Даодэцзин”Дао
5.ДжайнизмVI в. до н. э. (Индия)Махавира*Агамы*
6.ЗороастризмХV–ХII вв. до н.эЗаратуштра (Зороастр)“Авеста”Ахура-Мазда
7.Индуизм~ Х в. до н. э.Риши“Веды”Тримурти
8.ИсламVII в. н. э.Мухаммед“Коран”Аллах
9.Иудаизм~ ХХ в. до н. э.Моисей“Танак”*, “Талмуд”Яхве
10.Конфуцианство (жу цзя*)VI–V вв. до н.э. (Китай)Кун Цю (Кун Фу-цзы)“У-цзин”*, “Сышу”*Традиция и Предки
11.СикхизмXV в., г. Пенджаб (Сев. Индия)Гуру Нанака“Ади-Грантх”Единый Бог
12.ХристианствоI в. н. э.Иисус Христос“Библия”Троица

Табл. 7. Свод основных данных по наиболее массовым религиям Земли.

*   Даты возникновения религий в большинстве случаев указываются предположительно.
*   В том числе послания провозвестника бахаизма “Баба” (арабск. “врата”) Сейд Али Мухаммеда и Аббаса — старшего из сыновей, а также продолжателя дела Баха-Уллы, прозванного им “Абдул-Баха” (арабск. “Служитель Господа”).
*   Собственно основателю буддизма традиционно приписываются всего три сутры-проповеди: Дхармачакраправартана-сутра (санскр. “Сутра, приводящая в движение колесо”, излагающая концепцию восьмиричного пути и четырех благородных истин), Анатмалакшана-сутра [санскр. “Сутра о сущности анатмана” (т. е. — об отсутствии души у человека)] и Пратитья-самутпада (санскр. “Закон зависимого происхождения”, посвященная колесу сансары), однако священных текстов буддизма гораздо больше. Из них необходимо назвать, вероятно, еще две, самые упоминаемые в “светской” литературе: Саддхармапундарика-сутру (санскр. “Сутра Лотоса Благого Закона” или “Лотосовая сутра”) и Ваджраччхедика-Праджняпарамита-сутру (санскр. “Алмазная сутра”).
*   Урожденный Натапутта Вардхамана (599–527 гг. до н. э.).
*   “Канон джайнских писаний (агам) начинается с молитв Махавиры, называемых Пурвы <...>. Древнейшие из них, однако, утрачены, и поэтому две джайнские общины создали различные каноны из сборников сохранившихся текстов, написанных на пракрите и санскрите.” (ВсеПис)
*   “Иудейская Библия, или Танак, состоит из Закона (Тора), Пророков (Небиим) и Писаний (Кетувим).” (ВсеПис)
*   Жу цзя (кит.) = “школа служивых (т. е. чиновников)” = конфуцианство.
*   Канонический свод конфуцианства — У-цзин (“Пятикнижие”), в основном составлен и рекомендован к изучению самим Конфуцием. Он включает в себя следующие традиционные древнекитайские тексты: И-цзин (“Книга Перемен”), Шу-цзин (“Книга Истории”), Ши-цзин (“Книга Песен”), Чуньцю (летопись “Вёсны и Осени”), а также Ли-цзи [“Книга Норм/Обрядов”, куда некогда входил и краткий базовый текст собственно конфуцианства Да Сюэ (“Великое Учение”), написанный, по преданию, одним из любимейших учеников Конфуция]. Помимо этого, позднее в канон Учения было естественно включено собрание высказываний самого Учителя Куна, записанных и обработанных его учениками: Лунь-юй (“Беседы и Суждения”).
*   Сышу (“Четверокнижие”) — еще один, более поздний, чем У-узин, канонический свод конфуцианских текстов, составленный уже вовсе без участия Учителя: те же Да Сюэ, Лунь-юй, а также Чжун-юн (“Срединное и неизменное”) и Мэн-цзы (“Книга <Учителя> Мэн <Кэ>”).

“Религiя (лат.), особое отношенiе человека къ высшему Существу или высшимъ силамъ, кот. онъ поклоняется; причемъ это поклоненiе, будь оно чувственнымъ или духовнымъ, предполагаетъ несомненную для верующаго сознанiя реальность того высшаго Существа или техъ высшихъ силъ, кот. оно чтитъ, а также предполагаетъ и веру, т. е. религiозное настроение, выражающееся въ определенной системе культа и въ системе представленiй о божественномъ.” (МЭС)

“Молись до пупа — Богъ любитъ докуку (т. е. клади крестъ ниже).” (Фолк, Даль)

“Обычно в каждой религии большинство верующих состоит из людей, либо не умеющих ни читать, ни писать, либо таких, кому читать нечего. И необходимо считать установленным, что если только учитель религии обладает достаточной способностью суждения и определенными знаниями, чтобы отличать истинное от ложного, то этого мало — он должен не только быть способным к этому, но к этому и стремиться. Разумеется, мы должны быть прежде всего уверены, что тот, кто нам предлагает свои знания и услуги такого рода, сам не является жертвой обмана и не имеет намерения обманывать других.” (Анонимный памфлет XVI “О трех обманщиках: Моисее, Иисусе и Магомете”; цит. по АвдВ)

“Каждое из официально запатентованных ответвлений Единобожия считает себя истинным и единственным, отвечающим божественной воле. Именно поэтому религиозные распри не будут иметь конца, ведь современные монотеистические религии в прямом смысле этого слова нековентируемы, то есть нравственные категории одной религии не переводятся целиком и полностью в другую. Представители разных конфессий рассуждают о борьбе с гордыней как самым страшным из грехов и заявляют, что спасение души человека для них дороже всего. Но попробуйте уговорить этих представителей провести одновременно одну общую службу, посвященную столь благим целям. Ответ всегда будет отрицательным из-за существующих канонов.

Эти проблемы, равно как и все прочие, с лихвой решаются в рамках Многобожия <т. е. язычества>. Многобожие уже в основе своей заключает идею о высшей терпимости. Понятия «чужой», «иноверец» исчезают сами собой. Никакие религиозные каноны, табу не имеют больше той страшной силы. Каждый волен сам по своему усмотрению создавать собственные законы, религиозные ценности, систему культовых знаков, самый миф, поклоняться каким угодно Богам. Отношения между людьми регулируются лишь экономическими, юридическими и социальными рычагами.*

Мои Боги не запрещают мне, например, посещать святилища других Богов, в том числе и «вражеских», не запрещают получать религиозный восторг от прикосновения к чужим неведомым святыням. Чем многообразней и глубже мой религиозный опыт, чем независимей и свободней он, тем ближе я к Богу — вот в чем заключена магическая первозданная сила пантеизма. Я тотально свободен перед Богами, я мыслю их по собственному разумению, я обращаюсь к ним со всей силой своей неканонизированной страсти. К чему мне клише молитвы, изобретенной каким-то чинушей от религии? Я безграничен, необъятен, я шире любых догм и заповедей, я не вмещаюсь в них, ибо Я — ЧЕЛОВЕК.” (АвдВ)


*   Сост. позволит здесь напомнить о наличии также рычагов духовных (см. ПРИРОДНЫЕ ЗАКОНЫ.)

“Мы <представители Школы Гуру Ар Сантэма> с уважением относимся к религиям и их представителям. <...> Мы не видим в религии ничего плохого, если это не слепая вера, не фанатизм. Человек, практикующий йогу, может быть и христианином, и буддистом, и мусульманином, — одно другому не мешает. Но на определенном этапе религия может стать тормозом в духовном развитии. Мы уважаем все религии, но мы также и знаем, откуда они появились, где их корни. Ведь основная религия, которая должна была быть на Земле, — это Брахманизм, но эту веру очень сильно исказили и создали индуизм и иудаизм, а потом уже христианство и ислам. Сейчас наступает время, когда должна появиться новая религия, а старые будут постепенно себя изживать.” (ГАрС)

“Всякое подчинение — религиозно.” (Г. Уэллс)

“Коль скоро одна религия истинна, то и все остальные религии должны быть истинны. Так что вера индуизма настолько же ваша, насколько и моя. Мы, индусы, знаем, что все религии, начиная от поклонения силам природы до самого высокого поклонения Абсолюту, — это всего-навсего разлияные попытки человеческой души постигнуть и осознать Бесконечное. Так что мы собираем эти цветы и, связав их вместе нитями любви, создаем дивный букет поклонения. Мы, индийцы, — в конечном счете Человекопоклонники. Наш Бог — это человек! И человек должен стать Божественным через осуществление Божественного.” (Свами Вивекананда, цит. по АвдВ)

“Религия — живой организм, она рождается, учится ходить, жадно ест и пьет, постигает действительность, влюбляется, рождает детей — другие религии — или остается бесплодной, дряхлеет, стареет, учится ненавидеть и, наконец, умирает. И потому, как всё живое, она достойна не ненависти, но сожаления, что сродни горечи утраты близкого человека, независимо от того, плох он был или хорош при жизни. Он был Вам близок, и этим всё сказано.” (АвдВ)

“Религия учит тому, как взойти на Небо, а не тому, как небо вращается...” (Галилей, цит. по ТорчЕ-РМ)