ЗнаниеВысшее/сокровенное Знание Профаническое знание


ЗНАНИЕ (из общеслав. индоевр. знати = “знать”; сравн. санскр. janati = “знает” и jnana = "знание, понимание"), “то, что в карман не положить, но и за плечами не носить: единственное, что подлинно необходимо для продвижения”; 1) объективная часть динамичного, постоянно расширяющегося и углубляющегося представления человека об Истине и ее проявлениях в Природе и Социуме; З. можно в наиболее общем виде разделить на ВЫСШЕЕ (или — Сокровенное, соответствующее эзотерике) и Обыденное (или — Профаническое*, соответствующее экзотерике); // по мере удаления от Истины снижается, если можно так выразиться, целостность З. и, соответственно, возрастает его фрагментарность: так, к примеру, на низших уровнях З. невозможно не только осмысленно описать структуру (либо предложить функциональную модель) Мира, но хотя бы просто поименовать его составные части**; 2) состояние сознания, соответствующее определенному опыту, навыку либо умению, т. е. усвоению [или — определенной проработанности (см. также ОТРАБОТКА)] им того или иного объема информации. (См. также цитатн. часть ст. ЭВОЛЮЦИЯ.)


*  Из лат. profanus = “лишенный святости; непосвященный; непросвещенный, темный”.
**  Здесь Сост. хотел бы чуть более пространно сформулировать свою приватную точку зрения на целостность и фрагментарность Знания применительно к развитию человечества в целом, а именно: древние обладали неизмеримо более цельным и широким представлением о Мире и Космосе, нежели мы, нынешние. Вероятно, неизбежным следствием развития любой земной цивилизации является углубление представлений Человека о всё более множественных и дробных частностях и деталях Мироздания при параллельной утрате целостности восприятия. (В этом смысле Человечество в целом/среднем исправно повторяет путь, проходимый нормальным — средним — человеком: от волшебного, таинственного и всегда прекрасного Мира детства до, зачастую, нудного, назойливого, мелочного и непочтительного мирка старости, когда, кажется, повидал и знаешь столько... а кому и как это поведать? кому оно, это твоё “всё”, надо?)

“Знание всегда автократично... Оно никогда не приходит снизу, но только сверху.” (Шри Раджнеш)

“Ценность любого знания состоит не в накоплении фактов, но в новых мыслительных средствах.” (АвдВ)

“Подлинное знание есть то, благодаря чему осуществляется действие; если нет действия, то нет и основания говорить о знании.” (Ван Янмин, цит. по Кобз)

“Трудно нечто знать и поступать так, как если бы этого не знал.” (ВитгЛ)

“Если строго проанализировать сущность объективного знания, мы увидим, что оно состоит из субъективных элементов.” (Усп)

“В топографии разума можно было бы определить знание, как невежество в оболочке из смеха.” (Чарльз Г. Форт)

“То, что человек много знает — это еще не говорит о том, что это «человек знания». «Человек знания» САМ создает новые знания на основе имеющегося у него опыта, навыка и умения. <...>

Знания <в смысле — информация. — Сост.> без опыта, навыка и умения — обыкновенный хлам, который отягощает продвижение человека в йоге, поэтому любую полученную информацию необходимо тотчас же делать опытом, навыком и умением. Не откладывайте это на потом, на «черный день». Этот «черный день» уже наступил. Если вы не прорабатываете какую-то информацию, то через год-другой вам ее «срезают» и вы о ней уже не вспомните, так что живите настоящим и делайте сейчас, а не в будущем.” (ГАрС)

“Знание — Сила.” (Ф. Бэкон)

“Есть вещи, которых лучше не знать.” (А. Солженицын)

“Тот, кто полагает, что нельзя ничего знать, не знает и того, можно ли знать, почему он утверждает, что он ничего не знает.” (Лат. фолк)

“Знаем мы вас...” (Фолк)

“Жажда знаний — скрытое стремление к власти.” (ЗСН)

“Величайшая цель образования — не знания, а действие.” (Г. Спенсер)

“Если ты знаешь всё о пианино, но не пытаешься играть на нем, ты так и не научишься играть. <...> Истинное знание обретается не столько путем ознакомления с ним, сколько путем бытия.” (СвамиР)

ВЫСШЕЕ/СОКРОВЕННОЕ ЗНАНИЕ (В. — от ст.-слав. высъ = “высокий”, родств. греч. upsos = “высота” / С. — собств.-русск. — от сокровище = “кладовая, хранилище”, котор. — от съкровъ = “запрятывание, утаивание” // З. — происх. см. ЗНАНИЕ), часть Знания, достигающая вершин* Истины: касающаяся, в первую очередь, основополагающих принципов и законов Природы (см., в частн., ПРИРОДНЫЕ, ПОНЯТИЙНЫЕ ЗАКОНЫ), Мироздания, Галактики, Вселенной..., а также — высших уровней власти и способов правления/управления как отдельными сущностями, так и их совокупностями; В.з. делится на эзотерическое (или эзотерику) и экзотерическое (или экзотерику). (См. также ОНТОЛОГИЯ.)


*  Здесь Сост. шепотом должен признаться, что сам он обычно представляет себе Истину (вопреки собственному же не вполне уклюжему определению) чем-то вроде шара, т. е. ни вершин, ни низин не имеющей (cм. ДАО). И тем не менее...

НА СОХРАНЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ЗНАНИЯ

Ом!

 Трижды семерых коловратных

облеченных во все обличья

силы их мне Владыка Речи

сути их мне даруй сегодня.

Вновь прииди Владыка Речи

совокупно с бессмертной мыслью

да пребудет Владыка Блага

откровенье во мне со мною.

Съедини, сопряги сегодня

тетивой оба рога лука

да хранишь ты Владыка Речи

откровенье во мне со мною.

Призываем Владыку Речи

призови нас Владыка Речи

да сольемся мы с сокровенным

откровенье да не утратим.”        (ДаУслыМе)

ПРОФАНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ (происх. и о нём см. в ст. ЗНАНИЕ).