СМЫСЛ (происх. см. МЫСЛЬ), ментальный аспект содержания: целевое наполнение явления, события, процесса, действия, деяния, а также — применительно к словам/именам и их совокупностям — наполнение сущностное. (О “смысле жизни” см. цитатную часть статьи ЖИЗНЬ.)

“<...> Смышленіе ср. помышленіе, мысли, дума; желанія, стремленія; разуменіе, понятіе, убежденья, веденья, знаніе; вымыселъ, изобретенье. Не по смышленію человеческому, по хотенію Божескому. Духъ мудрости и смышленія. Исхд. Смыслъ м. способность пониманья, постиженье, разумъ; способность правильно судить, делать заключенья. Низшая степень ума и хитрости свойствена и животнымъ, но разума и смысла нетъ ни въ одномъ. Здравый, обиходный смыслъ, толкъ, разсудительный отчетъ въ делахъ своихъ, или способность обсуждать причины и правильность действій, разсудокъ. Къ чему охота, къ тому и смыслъ. || Сила, значенье, толкъ, разумъ, суть. Смыслъ долгой речи этой тотъ, что безъ денегъ ничего не сделаешь. Въ этихъ словахъ нетъ смыслу, это наборъ словъ, безъ разумной связи и смысла. Онъ пишетъ со смысломъ, толковито. Не изворачивай смысла закона, а въ немъ прямой и ясный смысль одинъ. Смыслъ иносказательный, иноречивый, переносный или сокрытый, непрямой, въ виде притчи, обиняка или намека.” (Даль, в ст. СМЫШЛЯТЬ)

Смысл, 1) идеальное содержание, идея, конечная цель (ценность) чего-либо (С. жизни, С. истории и т. д.). Термин «С.» может обозначать целостное содержание какого-либо высказывания (научного, философского, художественного), не сводимого к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. Таково, например, понятие «С. произведения искусства» (С. художественного образа), равнозначное понятию художественной идеи. Категория С. получила особую разработку в ряде направлений идеалистической философии конца 19—20 вв., прежде всего в идущем от В. Дильтея учении о «понимании» как специфическом методе «наук о духе» (т. е. гуманитарных наук), в основе которого лежит интуитивное постижение и целостное истолкование смысловых связей различных форм человеческой культуры. 2) В логике — то же, что значение. 3) В языкознании — иногда синоним значения (например, в часто встречающемся сочетании «смысловая структура слова»), но обычно противопоставляется ему и может означать: совокупность внеязыковых характеристик содержания, в отличие от значения как обобщения его внутриязыковых характеристик, семантическую характеристику целого высказывания или текста, в отличие от значения (на уровне отдельного слова), коннотативную, а значение — денотативную сторону содержания слова (при этом в разных концепциях С. понимается либо как целое, а значение как его компонент, либо, наоборот, как компонент значения). В модели «смысл–текст» С.— понятие, описывающее глобальное содержание высказывания.” (БСЭ)

“СМЫСЛ в философии и традиц. логике, то же, что значение. В логич. семантике термины «С.» и «значение» также часто рассматриваются как синонимы, но в наиболее распространённой теории значения имён Г. Фреге–А. Чёрча, лежащей в основе большинства совр. металогич. концепций, эти понятия различают: значением (предметным значением, денотатом) нек-рого имени наз. обозначаемый (называемый) этим именем предмет или класс предметов (объём именуемого понятия), а С. имени (концепт его денотата) — содержание того же понятия, т. е. то, понимание чего является условием адекватного восприятия, усвоения данного имени. Напр., значением выражений «Вечерняя звезда» и «Утренняя звезда» является один и тот же предмет — планета Венера, в то время как их С. (мысленное содержание) — различен. С. однозначно определяет свой денотат, но не наоборот; имена (и вообще языковые выражения) наз. синонимами, если они имеют один и тот же С.” (ФЭС)

“Мальчик сорвал сухой стебелек и спросил <...>:

— Учитель, а какой в нем прок?

— Никакого, насколько я знаю.

<Мальчик> Гед некоторое время продолжал держать растение в руке, шагая рядом с <учителем> Огионом, потом отбросил его в сторону.

— Когда ты познаешь этот острец во всех его сезонных ипостасях, станешь различать его корни, листья, цветы, запах и форму семян, тогда сможешь узнать его подлинное имя: ведь понять сущность предмета гораздо важнее, чем выяснить, какая от него польза. А какова, например, польза от тебя самого? Или от меня? Приносит ли пользу гора Гонт или Открытое море? — Огион умолк и прошагал еще минут двадцать, пока наконец не договорил: — Чтобы слышать других, самому нужно молчать.” (ГуУ)