УЧИТЕЛЬ (происх. см. УЧЕНИЕ), “Не тот, кто учит, но у кого учатся”; “Индивидуум, имеющий статус Учителя, хотя бы одного Ученика, которого он признал своим, и провозгласивший себя Учителем согласно определенному им самим ритуалу, не включающему в себя какие-либо формы нанесения вреда Природе и Обществу” (ЕКШ: см. Приложение 1); условно различают три т. н. цветотипа У.: “черный”, “белый” и “серый” (то же, вообще говоря, может быть применимо к Школам, Учениям и всему, связанному с понятием У.);

принципы “черного” У.:

 “Доверься мне весь. Я сделаю из тебя Мастера.”;

 “Не можешь — научим. Не хочешь — заставим.”;

принципы “белого” У.:

 “Хочешь стать Мастером? Я весь внимание.”;

 “Не можешь? — Не спеши. Не хочешь? — Твое право. Всему свое время.”;

“серый” У. сочетает в себе методы того и другого; // в России День Учителя1-я суббота октября. (См. также ГУРУ, ЭЗОТЕРИКА.)

“Главное — это служение людям, а кроме того — порядочность, честность, обязательность, умение быть всегда и везде самим собой, не подстраиваясь под других. <...> Учитель обязательно должен быть человеком высокой культуры и быть целителем. Быть хорошим целителем очень важно: если вы поможете людям, вылечив их, то они пойдут за вами, видя, что ваши слова не расходятся с делом. Надо помнить и том, что ученики видят в Учителе себя, свою энергетику, а если не видят, то уходят, поэтому Учитель должен быть адаптирован ко всем энергетикам, уметь с ними работать, чтобы каждый, кто прийдет к нему учиться, нашел в нем себя. <...>

Учитель никогда не должен позволять себе давать информацию «в лоб», напрямую <здесь, разумеется, речь идет не о “черном” Учителе, поскольку “черный” зачастую только так и дает. — Сост.>. В идеале Учитель дает всю информацию опосредованно: через сказки, притчи, легенды, анекдоты. Почему? Да потому, что если я вам полностью, до мелочей расскажу как и что делать, и вы будете делать именно так, то вы становитесь энергетически моим должником и «отстегиваете» мне энергетику, то есть становитесь моим «автоматом». А когда информация дается, например, через притчу, ученик сам до всего доходит и уже не является ничьим должником. Но такой идеальный способ подачи информации сегодня не совсем подходит, потому что если я вам буду давать материал через притчи, то понимать то, что необходимо понять, будут два-три человека из ста. А что тогда делать с остальными? Сейчас время такое, что нам необходимо помочь в эволюции нашей цивилизации на Земле, и должно быть как можно больше йогов. Поэтому сейчас на занятиях во многом материал дается напрямую. Но для того, чтобы ученики не оставались должниками, Учитель должен что-то не договаривать, оставляя ученикам возможность остальное додумать самим.

Еще один важный принцип преподавания йоги — это постепенность. В духовных школах спешить никогда нельзя; не должно быть никаких скачков в преподавании. Необходимо, чтобы развитие шло по спирали. Зачастую бывает скачкообразное преподавание из-за того, что инструктор, вследствие своей слабой подготовки, не знает, что давать на занятиях и перескакивает с одного на другое. А чем выше мастерство инструктора, тем дольше он может говорить на одну и ту же тему так, что всем будет интересно. <...>

Женщина может быть Учителем, но только в том случае, если у нее есть пара. А пара у нее есть тогда, когда она кого-то любит. Не просто живет с мужчиной или спит с ним, а именно любит.” (ГАрС)

“У Учителя могут быть недостатки. Если Ученик их не видит — он мало продвинут. Если не хочет видеть и всем объявляет их достоинствами — он «автомат». Если же видит и хочет в дальнейшем их избежать — имеет шанс стать Учителем.” (А. Нараяна)

“Учитель — это ещё и наставник, от которого вы получаете учения. В тибетской традиции говорится, что учитель важнее Будды. Почему? Потому что учитель — это непосредственный глашатай учений, тот, кто передает ученику мудрость Будды. Без учителя мы не смогли бы найти дорогу к Будде. Потому мы должны испытывать по отношению к учителю такую же преданность, какую испытали бы по отношению к Будде, появись он внезапно перед нами”. (Тендзин Вангьял Ринпоче “Тибетская йога сна и сновидений”, С.-Пб., 1999.)

“Когда я вошел <...> в дом, я увидел ламу, сидящего на двух подушках, поверх которых был постлан ковер. Лама уже привел себя в порядок, хотя на лбу и у носа видны были следы пыли. Он был грузным, с выдающимся вперед животом. Узнав в нем того же человека, с которым я недавно встретился, я огляделся, ожидая увидеть другого ламу.

Тогда сидящий на подушках лама сказал: «Конечно, ты не знал, что я Марпа. Теперь ты знаешь и можешь приветствовать меня».*


*   “Ученик обязан выражать почтение учителю.”

Я тотчас же поклонился и, коснувшись лбом его ног, приложил их к моей голове. Совершив эту церемонию, я обратился к Марпе с такими словами: «О почтенный учитель, я, великий грешник с Западного Hагорья, пришел, чтобы отдать тебе мое тело, речь и мысль. Прошу тебя обеспечивать меня пищей и одеждой и обучать меня тому, что поможет мне достигнуть Освобождения в течение этой жизни».

Лама ответил: «Так как ты великий грешник, ты не имеешь ничего общего со мной. Я не посылал тебя совершать грехи от моего имени. Какие грехи ты совершил?» После того, как я подробно рассказал ему о своей жизни, лама поставил следующее условие: «Мне нравится, — сказал он, — твое предложение посвятить мне тело, речь и мысль, но я не могу обеспечивать тебя и пищей и одеждой и одновременно обучать. Или я буду содержать тебя, а учиться ты будешь в другом месте, или тебе придется самому обеспечивать себя пищей и одеждой, а я буду заниматься только твоим духовным развитием. Выбери то, что тебе предпочтительнее. Если я передам тебе Истину, достижение Освобождения будет зависеть только от тебя, от твоего усердия и целеустремленности». Я ответил: «Я пришел к тебе, мой лама, за Истиной. Я найду пищу и одежду в другом месте». Сказав так, я тут же начал раскладывать свои вещи и несколько своих книг положил на полку вблизи алтаря. Но лама сразу же запретил мне: «Убери свои старые книги; своим холодом они испортят мои священные реликвии и книги».*


*   “Объяснение этому, приведенное в следующем абзаце, соответствует взгляду тибетских адептов оккультизма, согласно которому книги так же, как люди, имеют свою ауру, поэтому Марпа не разрешил Миларепе поставить книги по черной магии рядом с книгами по белой магии и священными реликвиями.”

Я сразу подумал, что он знает, что среди моих книг были и книги по черной магии, и поэтому он запретил класть их вместе с его священными реликвиями. Я взял книги с собой и держал в отведенном мне помещении. Так я прожил несколько дней. Жена моего учителя кормила меня и снабжала всем необходимым.

Так закончился этап моей жизни, ознаменованный встречей с Учителем и первым рождающим заслугу деянием.” (“Великий Йог Тибета Миларепа”, редакция, введение и комментарии У.Й.Эванса-Вентца.)

“Временами учитель наказывал меня <юного гималайского йогина. — Сост.> тем, что отказывался разговаривать со мной. Разница между его упрекающим молчанием и доброжелательным молчанием, полным любви и понимания, очень ощутима для меня. В те годы мне было шестнадцать лет, и я обладал огромным запасом энергии. Я был очень деятелен и постоянно докучал ему. Но он часто говорил: «Это моя карма, а не твоя вина, мой мальчик. Я пожинаю плоды своих собственных дел». Обычно я огорчался и давал обещание больше не повторять того, что шло вразрез с его наставлениями, но вскоре вновь совершал проступки. Иногда я сознательно вел себя безответственно, а иногда совершал ошибочные поступки бессознательно в силу врожденных черт характера. Но этот великий человек любил меня всегда и при любых обстоятельствах, несмотря на мое недостойное поведение.” (СвамиР)

“Еще раз о роли личности в вашей истории. Ученики всегда, подчеркиваю — всегда, предавали Учителей. Разумеется, не все и не всё время: Христа — Иуда и Павел (трижды, прежде чем петух...). Но Учителя никогда не предавали учеников. Имейте это в виду, прежде чем вручать свою психику, тело и кошелек внеочередному просветленному «наставнику» с Альдебарана. Это, пожалуй, единственный и основной критерий Учителя. Интуиция, знание психотехник, личная этичность — следствие. Первична — осознанная ответственность.” (ВБо)

“Лучше всего ты учишь тому, чему тебе самому нужнее всего научиться.” (БахР)