КУЛЬТУРА (от лат. cultura = “возделывание, обрабатывание, уход; разведение; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание”), 1) определенный уровень развития способности человека к взаимодействию с окружающим миром, а также — степень его знакомства с совокупностью “всех тех богатств, которые выработало человечество”*; 2) сама совокупность “всех тех богатств, которые выработало человечество”; 3) уровень умственнаго и экономическаго развитiя человечества” (МЭС, ст. Культурная исторiя).


*  “Коммунистом <т. е. – культурным> можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.” (В.И.Ленин)

“КУЛЬТУРА <...> образованiе, умственное и нравственное.” (Даль)

“Культурологический мир профессионален. Профессиональность, в данном случае, предполагает оригинальность, информационное (или художественное) творчество. Человек культурологического мира — это Человек Творящий, Homo Creator. Человек субкультурного мира <...> — это Человек Простой, Homo Simplex. <...>

На протяжении истории Простой Человек не выказывал претензий на мир культуры. Великая Революция началась в середине прошлого века и сложилась из двух компонентов — успешной борьбы народных масс за свои права и прогресса цивилизации. Об этой Великой Революции ярче всех писал Хосе Ортега-и-Гассет, философ, чьи пророчества пережили и Карла Маркса, и Владимира Ильича Ленина. Что же произошло? «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду» («Восстание масс»). Простой Человек наконец ощутил себя хозяином мира и стал диктовать свои условия. Отличие человека культуры от человека массы, в первую очередь, кроется в самомнении: «Массовый человек ощущает себя совершенным. Человеку незаурядному для этого требуется незаурядное самомнение, и наивная вера в собственное совершенство у него не органична, а внушена тщеславием и остается мнимой... Напротив, сегодняшней заурядности, этому новому Адаму, и в голову не взбредет усомниться в собственной избыточности». В «результате восстания» началось проникновение и доминирование Человека Простого в культурологическом мире. Так родилась массовая культура, или общеизвестная попса. <...>

Человек Простой, в отличие от Человека Культурологического, восседает на «трех слонах»:

— непризнание авторитета;

— непризнание системности знания, свойственной знанию академическому (Человек Простой — всегда Кулибин, а не Ломоносов);

— безоговорочной убежденности в собственной правоте.

<...> Вот примеры*:

— Попробуй почитать Ф.Ницше «Воля к власти» — книга о развитии нигилистических взглядов в Европе. По крайней мере, основную мысль схватишь.

— Я воспринимаю мир через призму собственных воззрений/убеждений/ценностей.

Именно так — Ницше читать не нужно, достаточно собственных взглядов. А то, что эти взгляды — банальны и примитивны, не суть важно. <...>

А вот еще:

— Я, как «идеалист», могу сказать о себе лично только следующее: хочу, чтобы моя более высокая деятельность полностью заключалась в преданном служении Верховной Личности Бога, абсолютной истине и причине всех причин. Есть просто такая идея и она мне очень нравится.

Красиво написано. Собственно, ничего плохого, что человек стремится к высотам духа и самовыражает себя в красивых словах. Плохо, что человек не хочет (или не может) усвоить простую истину: прежде чем вещать свои мысли, нужно ознакомиться с мыслями других. <...> Есть непременное право на слово, и это право нужно заслужить. Вечное Ученичество — вот главное отличие Человека Культурологического от Человек Простого.” (ГолС)


*  Здесь и далее в цитируемом тексте в качестве иллюстраций используются фрагменты оффлайновой переписки из так называемых эхоконференций альтернативной компьютерной сети FidoNet.

“Если задаться вопросами, что есть русская культура, ответы для славянофила-патриота могут оказаться весьма огорчительными. Откуда русская иконопись? Из Византии, от греков. Откуда русский балет? Из Франции. Откуда великий русский роман? Из Англии — от Диккенса. Пушкин без ошибок писал по-французски, а по-русски — с ошибками. А ведь он — самый русский из поэтов! Откуда русский театр? Русская музыка?.. Русская культура впитала в себя влияния и с Запада, и с Юго-Запада, с бассейна Средиземного моря, и с Востока. Не думаю, что одной лишь русской культуре это свойственно — впитывать разнообразные культурные модели, ассимилировать художественные стили. Но в России отзывчивость на разнородные веяния особенно велика. Именно это имел в виду Достоевский, говоря о всемирности русской литературы.” (КонАн)

“Культура — память вне нас.”(?)