ПЕРВОТЕКСТ (происх. см. ТЕКСТ) см. в ст. ТЕКСТ.

ТЕКСТ (от лат. textus = “сплетение, строение; ткань; связь, связное изложение”), обработанная словесная либо знаковая форма запечатления, отстранения и превращения определенного знания в информацию либо — в произведение искусства; // особый класс Т. представляют собою так называемые Первотексты, т. е. Т. сочинений, послуживших в той или иной степени основой того или иного религиозного Учения (напр., — Авеста, Библия, Веды, Даодэцзин, Коран, Лунь-юй, Талмуд и др.) и впоследствии признанные в этом Учении священными либо — в той или иной степени — боговдохновенными; // по форме большинство из ПервоТ. представляют собою как минимум ритмически организованные (а порой — и рифмованные) поэтические произведения, насыщенные образами и поэтическими тропами, что связано с многовековой традицией устной передачи и внеписьменного сохранения таких Т.; списки ПервоТ., как правило, представляют собою так называемый “монолит”, т. е. ряды/колонки знаков/символов без каких-либо признаков деления на книги, разделы, главы, строфы или стихи (всё это — более позднего происхождения и связано, как правило, с “научным” осмыслением Т., неизменно сопровождающимся омертвением, окостенением некогда живого, гибкого и постоянно обогащающегося организма-Т.: его догматической канонизацией).

“Мы принимаем следующее разделение речи и текста: речь — это результат спонтанного говорения, текст в узком понимании — это обработанная речь.” (И. Р. Гальперин; цит. по БелянВ)

“Я даже не уверен, что текст состоит из слов: мне кажется, что текст состоит, в основном, из энергии.” (БитАн)