УЧЕНИЕ (общеслав., от ст.-слав. укъ = “учеба, учение”), 1) целостная система теоретических положений, описывающая и объясняющая устройство Природы и Социума, включающая в себя свод практических требований и рекомендаций, предлагающих последователю/ученику определенный способ существования; основой У. является философия (либо мировоззрение); // как правило, Основатель У. (т. е. Учитель) лишь проповедует, распространяет это У., т. е. постепенно открывает другим открытое ему, но сам не занят текстуальной фиксацией У., этим обычно занимаются уже Ученики, причем — после ухода Учителя с физического плана; // на определенном этапе, связанном с обожествлением Основателя У. (чаще всего это происходит, опять же, вскоре после его ухода), это У. догматизируется и вырождается в религию: увы, судьба практически всех У; 2) сознательный процесс накопления, умножения, расширения и углубления личного опыта, навыка, умения, связанный с познанием/изучением/усвоением принципов и законов той или иной сферы/области, в пределе — Природных или Духовных. (См. ПРИРОДНЫЕ ЗАКОНЫ, сравн. ПОЗНАНИЕ. См. также цитатную часть ст. УЧЕНИК.)

“Многие учения схожи с оконным стеклом. Сквозь него мы видим Истину, но оно же и отделяет нас от Неё.” (ДжебрХ)

“Учение, основанное на верховном принципе единства и прямой передачи истины в непрерывном ряду его служителей, конечно, более всего отвечает истинному духу религии; ибо он всецело сводится к идее слияния всех существующих на свете нравственных сил в одну мысль, в одно чувство, и к постепенному установлению такой социальной системы или церкви, которая должна водворить царство истины среди людей. Всякое другое учение уже самым фактом своего отпадения от первоначальной доктрины заранее отвергает действие высокого завета Спасителя: Отче святый, соблюдай их, да будут едино, якоже и мы (Иоанн XVII, II).

<...> Притом христианское сознание не терпит никакой слепоты, а национальный предрассудок является худшим видом ее, так как он всего более разъединяет людей.” (ЧаадП, I)

“— Повторяю тебе, но в последний раз: перестань притворяться сумасшедшим, разбойник, — произнес Пилат мягко и монотонно, — за тобою записано немного, но записанного достаточно, чтобы тебя повесить.

— Нет, нет, игемон, — весь напрягаясь в желании убедить, говорил арестованный <Иешуа>, — ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал.” (М. Булгаков “Мастер и Маргарита”)

“<...> Когда в школе маленький мальчик выводит буквы и слова, он делает это не по доброй воле, и он никому и ничего не желает этим сказать, к тому же он всегда стремится приблизить написанное им к недосягаемому, но влекущему идеалу: к тем прекрасным, правильным и безупречным буквам, которые учитель таинственным образом, с таким непостижимым, пугающим и восхитительным совершенством начертал на доске. Это именуется «прописью» и стоит в одном ряду с многими другими прописями морального, эстетического, философского и политического характера; наша жизнь и совесть ведут свои игры и сражения, колеблясь между следованием прописям и отказом от них, причем отказ нередко способен доставить нам радость и успех, а следование прописям, при всем усердии и муках, с ним связанных, есть всего лишь робкое и тягостное приближение к идеальному образцу, начертанному на доске.” [Г. Гессе “Письменность и письмена” (перев. Е. Маркович), цит. по ГесГ]

“Ученик после полутора лет отлучки вновь вернулся в монастырь и пришел к Наставнику.

— Учитель, еще год назад я жил в деревне, соблюдал все законы, считал себя чистым, и, когда медитировал, на меня садились птицы. Я и сейчас живу там же и так же, но теперь птицы всегда летят мимо. Почему так?

— Эти птицы вили на тебе гнезда, высиживали птенцов, учили их летать?

— Нет, Учитель! Я же не дерево...

— Ты действительно не дерево. Ты просто недостаточно медитировал. Птицы задавали тебе вопросы, но ты их не слышал. Либо не слышал и своих ответов...

— Учитель, я настолько продвинулся?..

— Либо не успевал ни того, ни другого. Но год назад после монастыря ты был действительно чистым. Настолько чистым, что торчал в деревне как больной палец, и птицы выделяли тебя. А сейчас ты стал таким же, как всё вокруг. И птицы летят мимо. Деревьев хватает и без тебя.

— Я остановился в своем продвижении?!

— Возможно... Возможно, продвинулись те птицы, раз они уже не нуждаются в твоих ответах. А ты — ты просто исцелился.

Долгая пауза.

Ученик, застыв, смотрит на Наставника широко раскрытыми глазами.

Паузу прерывает Учитель:

— Если ты спросил всё, что хотел, и услышал ответ — лети дальше. Деревьев хватает и без меня.” (Ю Кан “Письма об у-вэе”, Филдв № 10, 1995)

“Учиться — это выяснять, что ты уже знаешь.

Делать — это демонстрировать, что ты это знаешь.

Обучать — это напоминать другим, что они это знают так же хорошо, как и ты.

Мы все — учащиеся, исполнители, учителя.” (БахР)