НАЦИЯ [из лат. natio = “1) рождение. происхождение, род; 2) племя, народность, народ; 3) сословие, каста, разряд, слой, секта или школа; 4) порода; 5) сорт; 6) языческие народы”], условная структурная единица деления людей на планете Земля по одному из следующих признаков:

а) кровного родства (т. е. общих предков);

б) общего языка мышления (т. е. фактически — единой культуры);

в) служения одной вере/идее/идеологии (напр., советский народ);

г) общей совокупности всех перечисленных выше признаков (впрочем, возможны, и совершенно невообразимые варианты и сочетания как названных, так и любых других признаков);

// в настоящее время наибольшее распространение получила первая из перечисленных выше точек зрения*; // с точки зр. Школы Гуру Ар Сантэма, применение понятия Н. возможно только для воплощенных созданий: видимо, сущность как таковая все-таки национальности не имеет. (См. также РУССКИЕ, ЕВРЕИ.)


*  Исходя из другой, менее распространенной, но зато близкой Сост. точки зрения, утверждающей, что “синонимов в языке не существует”, Сост. рискнул бы предположить, что деление людей по этому принципу более соответствует термину племя (см. также следующее примечание).

“НАЦIЯ ж. фрн. народъ, в обширномъ знач., языкъ, племя, колено; однородцы, говорящiе однимъ общимъ языкомъ, все сословiя.” (Даль)

“На Западе идея нации возникла в государствах, уже сложившихся в своих границах, со своим утвердившимся литературным языком. Слово «нация», получившее современный смысл в XVIII веке, обозначило здесь переход от верности королю к суверенитету народа. Нации — это подданные короля, осознавшие себя сувереном. Вопроса о границах здесь не было. Другое дело — в Центральной Европе. Идея нации стала здесь призывом к войне. Объединение Германии вытолкнуло Австрию и подчинило всех северных немцев воинственной Пруссии. Неясность пределов, за которыми кончается Германия, вызвала к жизни пангерманизм. Его агрессивные планы сказались накануне первой и второй мировой войны. А в Восточной Европе идея нации, натолкнувшись на долговечные многоплеменные империи, взорвала их. Не существует ясного различия между угнетенной нацией, способной создать современное государство, и национальностью, численно незначительной, недостаточно развитой или живущей вперемешку с другими. Этническое единство создается здесь этническими чистками. Национальное вырождается в племенное, национализм — в трибализм*.” (ПомГ)


*  Трибализм — от лат. tribus = “племя (каждое из трех подразделений, на которые разделялось население Рима по происхождению: римляне, сабиняне и альбанцы или этруски)”, котор. — из tribuо = “делить, разделять”.

“<...> толстяки, больше всего боящиеся потерять власть, изо всех сил и всеми способами прививают своим народам шовинизм (это называется «любовь к родине») и уверенность в том, что свои толстяки все-таки свои родные толстяки, а вот придут чужие и начнут попирать национальное достоинство. И это неотразимо действует на людей, собственное достоинство которых заплевывается и растаптывается каждый день, отцы, деды и прадеды которых были заплеванными и затоптанными рабами и дети, внуки и правнуки которых тоже будут заплеванными и затоптанными рабами.” (БелинА)

“Национальный вопрос — это такой вопрос, где что ни скажешь, всё будет глупость...” (С. С. Аверинцев; цит. по ЧудМ)