МЕДИТАЦИЯ (лат. meditatio = “размышление, обдумывание; подготовка, приготовление, упражнение”), “единственное стоящее занятие” (Данапати); состояние, соответствующее предельной суженности поля сознания, предельной сосредоточенности его на объекте, явлении, понятии и/или состоянии; ниже приводится один из вариантов медитативного текста, практикуемый в Школе Гуру Ар Сантэма:

МЕДИТАЦИЯ НА РАСШИРЕНИЕ

(Поза лотоса. Полностью расслабленное состояние. Руки — на коленях, в джнани-мудре.
Внимание — на Третий глаз.)

Я спокоен и умиротворен.

Я становлюсь всё больше и больше, начинаю расширение.

Тело расслаблено. Мне очень приятно.

Мое тело всё больше и больше: оно больше дома, больше города, области, республики, страны, планеты...

Мое тело не имеет границ.

Космос — это я.

Я и Космос едины.

Я и Вселенная едины.

Нет ничего, что было бы во мне и чего не было бы во Вселенной.

Нет ничего, что было бы во Вселенной и чего не было бы во мне.

Я и Вселенная постоянно перетекаем друг в друга.

Я растворяюсь во Вселенной.

ПОКОЙ и УДОВЛЕТВОРЕНИЯ, КРАСОТА и ГАРМОНИЯ.

Меня охватывает состояние БЕСПРЕДЕЛЬНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ. <Повторить несколько раз.>

Меня переполняет состояние БЕСПРЕДЕЛЬНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ, я начинаю светиться.

Я — энергия, разлитая повсюду.

Я — ЛЮБОВЬ, заставляющая меня светиться.

Я — само состояние Блаженства.

<Медленный вдох, медленный выдох.>

Мое тело начинает опадать и возвращается на место <в комнату, на коврик...>.

Всё гармонично, легко, свободно, приятно.

Я энергичен, бодр, весел. Выхожу из состояния медитации.”

“МЕДИТАЦИЯ — прямое обращение к континуальным (или интуитивным) потокам сознания. Техника медитации — умение управлять континуальными потоками сознания без обращения к языковым средствам.” (АрКл)

“Существует тонкое различие между человеком, находящимся в состоянии глубокой задумчивости и озабоченности, и человеком, действительно медитирующим. Сильная озабоченность может привести ум в состояние однонаправленности, но это будет негативная однонаправленность. При медитации ум становится позитивным, однонаправленным и обращенным внутрь. Внешние признаки схожи. В состоянии глубокой тревоги и озабоченности тело становится заторможенным и напряженным, в то время как медитация делает тело расслабленным, устойчивым и спокойным. Для медитации чистота ума имеет существенно важное значение; для озабоченности она не важна. Когда умом овладевает сильная тревога, он становится вялым и бесчувственным. Но когда великий человек созерцает страдания этого мира, им владеет вовсе не чувство тревоги, а любовь и самоотверженная забота о человечестве. В этом случае индивидуальный ум расширяется и сливается с космическим умом. Когда ум поглощен лишь своими личными интересами, это называется тревогой. Когда ум приводится к осознанию страданий других, это дает начало позитивному созерцанию. В обоих случаях ум становится однонаправленным, но в последнем случае сознание расширяется.

Одна и та же сила по желанию человека может быть направлена либо в отрицательное русло, либо в положительное. Потому для ученика важное значение имеет очищение ума, перед тем как приступать к медитации. Успеха в медитации на пути просветления нельзя добиться без очищения и дисциплинирования ума. Подготовка играет важную роль. Она включает в себя контроль за своим поведением, речью, выработку в себе привычки к умеренности в отношении приема пищи и удовлетворения других нужд и желаний. Те, кто сначала дисциплинируют себя, а затем начинают медитировать, получают переживания, действительно имеющие ценность. Они вступают в контакт со скрытыми в них мощными, положительными возможностями. Эти переживания становятся путеводной нитью, указывающей путь к более глубоким уровням сознания. Нетренированный и неочищенный ум не в состоянии создать ничего ценного, в то время как медитативный и созерцательный ум всегда созидателен. Как озабоченность, так и медитация оставляют глубокий след в подсознательном уме. Озабоченность приводит к возникновению некоторых психосоматических заболеваний, в то время как медитация приводит человека к осознанию других измерений сознания. Если ученик знает, как нужно медитировать, он естественным путем освободителя от беспокоящих его привычек. Ненависть и озабоченность — таковы две негативных силы, которые держат в своей власти ум. Медитация и созерцание расширяют ум.

<...> В самадхи ум сознательно выводится на высшие уровни сознания. Ученика, пытающегося войти в самадхи без очищения ума, постигает разочарование, потому что нечистый ум препятствует достижению этого состояния. Самадхи представляет собой результат сознательного и контролируемого усилия. Это состояние трансцендентного сознания. Озабоченность сужает ум, в то время как медитация расширяет его. Расширение индивидуального сознания и его объединение с трансцендентным сознанием есть то, что называют самадхи.” (СвамиР)

“В медитации нет ничего таинственного.

Поэтому нет необходимости мистифицировать и саму технику медитации.

Сущностью медитации является Центр, ответственный за сохранение образа Единства.

Исходя из этого Центра — Центра Независимой Сущности, Независимого Бытия или Единства, — мы возвращаем всё к Единству.

Двойственное также является частью Единства.

Мы не отрицаем двойственность как таковую: она принадлежит миру двойственного.

Мы признаём, исследуем и познаём двойственность в Единстве, не отдельно.

Медитация — это пребывание в Единстве.

Единственный способ достижения Единства — погружение в медитацию.

Погружаясь в медитацию, мы приводим себя в состояние Бдительности.

Мы становимся неизмеримо более бдительными, нежели бодрствуя с открытыми глазами, что, впрочем, вообще к бдительности отношения не имеет в силу того, что «бодрствующее» сознание суетно.

Бодрствуя с открытыми глазами, мы остаемся в плоскости разума.

Медитируя, мы наблюдаем эту плоскость отстраненно.

Мы становимся наблюдающими, знающими, охраняющими.

Наблюдая за приходящими и уходящими мыслями, мы следим за игрой разума. <...>

Конечной целью любой техники погружения, описанной людьми (буддистами, даосами, йогами и т. д.), является достижение именно этого состояния.

Это состояние Единства, Бдительности, Знания.

Мы можем безболезненно забыть все методики, если знаем, что цель любой из них — быть Бдительным.

Медитацией является вся жизнь Бдительного — пребыванием в состоянии Бдительности.

Медитировать не означает просто прикрыть глаза и «всматриваться» в космос.

Медитирующий остается бдительным в любое время суток.

Его/её жизнь представляет собой непрерывное пребывание в состоянии полной осознанности, полной осведомленности.

Каждый из нас в большей или меньшей степени прибегает к помощи медитации, зачастую даже не подозревая об этом.

Ежедневно, засыпая и просыпаясь, мы находимся в этом состоянии.

Иначе мы не выжили бы. <...>

То, на что стоит обратить внимание применительно к состоянию сознательной медитации, это простота его применения.

Мы совершенствуем свою нервную систему, пробуждая нашего внутреннего гения и обретая способность выдерживать значительно большие нагрузки.

От сеанса к сеансу возрастает воспринимаемый нами поток космической энергии.

Всё чаще и чаще мы обнаруживаем, как изменяется и преображается вся наша нервная система.

Это должно стать таким же естественным и регулярным, как чистка зубов или приём пищи.

Это, возможно, наиболее важный аспект нашей работы.

Сохраняйте спокойствие и следите за движением мыслей.

Учитесь не «зацикливаться» на мыслях, с которыми вам, возможно, трудно расстаться.

Учитесь отстраняться от потока мышления.

Медитация является тем, чему все мы должны посвящать как можно больше времени, превращая ее в неотъемлемую часть нашей жизни.

Для достижения состояния сознательной медитации вам, возможно, понадобится ключ — ключевое утверждение.

Используйте любое, подходящее вам: «Всё есть Бог», «Я есть вечное Присутствие» и т. п.

Вы можете прибегнуть также к отождествлению себя с Иисусом, Буддой или любой другой личностью, способной вас вдохновить.

Если хотите сосредоточиться на какой-либо частной категории — здоровье, процветании, любви, отношениях, — используйте ключ, отождествляющий вас с нею.

«Я бесконечно удачлив» или «Процветание для всех» пробудят в вас присущее вам благополучие.

«Я — Божественная Сущность», «Я — неувядаемая Красота», «вечное Здоровье» или что угодно другое, способное вызвать в вас те же ощущения.

«Я — Божественная жизнь», «Я — дочь Любви».

Работайте с ключом до тех пор, пока не возникнут необходимые ощущения, после чего слова становятся уже не нужны.” (Уор)

“Всегда поступает мудро тот ученик, который бдителен и тверд в своей практике медитации, но при этом не ожидает многого вначале. Мне говорили, что нет ускоренного метода медитации. Современные ученики ждут немедленных результатов от медитации, и это ожидание побуждает их фантазировать, создавать в своем воображении мысленные образы и видеть галлюцинации, которые по их мнению являются духовными переживаниями, в то время как, на самом деле, представляют собой продукты их подсознательного ума. Возникающее в результате этого разочарование выводит их из равновесия, и они либо прекращают медитацию, либо начинают следовать странным методам, наносящим вред их духовному росту.” (СвамиР)

“Есть одна очень распространенная и почти неустранимая ловушка, поджидающая западных исследователей и последователей йоги: пытаясь понять, объяснить или практиковать ее, они рассматривают йогу через призму западного мировоззрения, в которой она неузнаваемо изменяется. Еще в 50х гг. нашего века находились крайне невежественные и столь же нетерпимые «ученые мужи», которые объявляли всю тысячелетнюю традицию йоги творением сумасшедших, асаны — состоянием каталепсии, а пранайаму сопоставляли с гипервентиляцией, ведущей к состоянию ауры при эпилепсии*. В наше время таких «тиранозавров» уже не осталось, но, например, даже симпатизирующие восточным учениям философы и психологи, видящие в их практике великие возможности для гармонизации и совершенствования личности, продолжают писать об «измененных» (относительно нормального) состояниях сознания, «нарушенного снами, употреблением наркотиков или медитацией»**. В индийском же мировоззрении именно состояние, называемое на Западе медитацией, и является самым разумным и истинным и более «нормальным», естественным, чем изменчивое обычное.” (УпаЙТ, Предисл.)


*   См. напр. Парамедицина. — М., 1971. — Прим. автора цит. текста.
**   Годфруа Ж. Что такое психология? — М., 1993. — С. 22. — Прим. автора цит. текста.

“В погожий солнечный денек ежик выбрал себе полянку в лесу, уселся в самом ее центре, чуть притоптав траву, и приступил к медитации: «Я — сильный. Я — очень сильный. Я самый сильный на этой полянке. Я самый сильный в лесу. Я...»

Пробегающий через полянку лось невзначай задевает ежика копытом и тот отлетает в кусты. Отряхнувшись и чуть переждав, ежик выглядывает на полянку: тихо, спокойно, лось уже убежал.

Он опять выбирается на прежнее место в центре полянки и, вздохнув, продолжает медитацию: «Я — сильный. Я очень сильный. Я самый сильный в мире. Я просто легкий».” (Фолк)