СИДДХА (санскр. siddha = “осуществленный, выполненный; полученный, заработанный; сведущий; провидец, маг, волшебник; сверхъестественная сила”) = МАСТЕРСТВО, особое умение (например, поэтический, артистический, музыкальный, художественный талант); однако чаще всего под С. имеется в виду какая-либо из так называемых особых сверхчувственных/паранормальных либо оккультных способностей (таких, как ясновидение, яснослышание, левитация, сверхпамять и др.), обретаемых иногда еще при рождении как следствие определенных наработок в предыдущих существованиях*, либо “открывающихся” в процессе тех или иных духовных/аскетических практик; // в процессе обучения чему-либо возможна так называемая “передача” С., т. е. овладение ею учеником без усвоения соответствующего знания (при этом сам обучающий утрачивает С. и вынужден для ее повторного обретения либо забрать переданную С. назад, либо нарабатывать ее сначала); чтобы избежать передачи С., рекомендуется:

показывать, а не рассказывать;

отвечать (на вопросы), а не объяснять;

— не “разжевывать”.

См. также МАХАСИДДХИ .


*   Необходимо отметить, что открытые при рождении сиддхи ребенка впоследствии могут быть благополучно у него закрыты (как, чаще всего, — тот же ТРЕТИЙ ГЛАЗ) категоричными либо деспотичными родителями/воспитателями. Для избежания этого можно порекомендовать по возможности (тут многое, разумеется, зависит еще и от самого ребенка, т. е. от его ЦВЕТОТИПА, ВАРНы и проч.) ничего ребенку не навязывать и не запрещать: направлять его, а не подавлять; поддерживать, а не воспитывать; помогать ему самому формироваться изнутри, а не формовать его внутренний мир снаружи, и т. п. По этому поводу см. также ниже в этой же статье рекомендации для избежания передачи сиддхи.

“СИДДХИ (осуществленность, реализованность) — также вибхути, риддхи — паранормальные телесные или психич. способности, обретаемые благодаря практике йоги. Физические С. обретаются через освоение и просветление первостихий, имеющихся в теле, откуда появляется власть над первостихиями во внешнем мире. Так, господство над первостихией огня дает йогу* возможность не гореть в огне, переваривать** всё, что угодно, и пр.; господство над стихией ветра — летать по воздуху. Психические С. означают прямое ведение состояния сознания др. людей, связь с иными мирами (адским, небесным и пр.), знание своих и чужих прошлых и будущих жизней, управление процессом перевоплощения и т. д. Во всех традициях, описывающих методы получения С., подчеркивается, что не следует увлекаться ими, иначе они станут соблазном. С. являются лишь симптомом духовного прогресса, причем не непременным, а если они становятся чисто техническим умением, то сродни высшему цирковому искусству и духовно опасны.” (А. Парибок, ИнДжаСи)


*   Т. е., говоря шире, — любому, практикующему это.
*   Переваривать, видимо, только в желудке? :)

“52. Могущественный йог, достигнув, благодаря пранаяме, восьми видов психических сил и переплыв океан добродетели и порока, двигается повсюду свободно в трех мирах.

УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

53. Затем постоянно он должен делать себя свободным, практиковать в течение трех гхари (полтора часа времени: он должен быть способным сдерживать дыхание в этот период). Вследствие этого йог несомненно приобретает все многочисленные силы.

СИДДХИ ИЛИ СОВЕРШЕНСТВА

54. Йог приобретает следующие силы: вакья сиддхи (пророчество), силу переносить себя куда угодно по желанию (камачари), ясновидение (дурадришти), яснослышание (дурашрути), тонкое зрение (сукшма-дришти), силу вхождения в тело другого (паракая-правешана), превращения основы металлов в золото, натирая их своими экскрементами и мочой, и силу становления невидимым, и последняя — движения по воздуху <см. также ЛЕВИТАЦИЯ>.” (ШивС)

“Знание Самости <т.е. Высшего/Подлинного Я> только и является действительной сиддхи. Все другие сиддхи воображаемы, подобны тем, что мы пожинаем во сне со сновидениями.

Обретение сиддхи невозможно иначе как с помощью и деятельностью ума. С другой стороны, мукти, или Освобождение, достигается только при абсолютном спокойствии или угасании ума”. (Шри Рамана Махарши “Весть Истины и прямой путь к себе”, Л.–Тиpyваннамалай, 1991.)

“Сиддхи

Общие (мирские):

— чудотворные способности;

— ясновидение;

— яснослышание;

— телепатия;

— знание прошлых жизней;

— познание прекращения загрязнений;

Буддийские (немирские):

— достижение Буддства.”

(Цонкапа “Ламpим ченмо/Этапы пyти”, т. 2, пpим. 103)

“Ни вращающийся атом, ни человек, работающий в силу своей биологической привычки или работающий на своей ментальной фабрике, не имеют власти над своей ментальной, читальной или атомной силой — просто они кружатся вновь и вновь. Но на сознательной стадии мы, наоборот, свободны и становимся хозяевами своих действий; мы убеждаемся на конкретном опыте, что сознание — это сила, субстанция, с которой можно манипулировать, как манипулируют с гидроокисями или электрическими полями: «Когда человек начинает осознавать внутреннее сознание, — писал Шри Ауробиндо, — он может проделывать с ним самые разные вещи: посылать его, как поток силы, создавать вокруг себя круг или стену сознания, направить мысль так, чтобы она вошла в голову кому-нибудь в Америке, и т. д. и т. д.» Далее он поясняет: «Невидимая Сила, производящая ощутимые результаты как внутри, так и вовне, и составляет весь смысл йогического сознания... Если бы мы не имели тысяч опытов, показывающих, что эта Сила внутри может изменить разум, развить его способности и прибавить новые, привести к новым сферам познания, овладеть витальными движениями, изменить характер, оказывать влияние на людей и на предметы, управлять условиями и работой тела, воздействовать, как конкретная динамическая Сила, на другие силы, изменять события, ... то мы бы не говорили о ней так, как говорим. Более того, эта Сила является осязаемой и конкретной не только по своим результатам, но и в своих движениях. Когда я говорю об ощущении Силы или энергии, я не имею в виду лишь смутное ее ощущение, но ощущение конкретное, а, следовательно, способность направлять ее, манипулировать ею, наблюдать ее движения, осознавать ее массу и интенсивность и подобным же образом поступать с другими, противоположными силами.

<...>

Наряду с красотой озаренного разума нам открываются и его ограничения: поэзия озаренного разума льется потоками образов и слов откровения (потому что на этом плане часто открываются способности видения и слышания), чуть ли не лавиной богатых, пышных, иногда бессвязных образов, как будто сознание с трудом вмещает в себя такой поток света и такую непривычную интенсивность: это слишком много для него, это переполняет его. Восторг часто переходит в возбуждение, и если остальные части существа недостаточно подготовлены и очищены, то любая из низших частей может завладеть нисходящими силой и светом и использовать их для собственных целей; очень многие попадаются в эту ловушку. Когда низшие части существа, в особенности витальное, завладевают светящимся потоком, они делают его жестким, «драматизируют» и мучают его — сила еще присутствует, но является уже подчиненной и при этом становится жесткой, тогда как сущность озаренного разума — это радость. Здесь мы могли бы назвать имена многих поэтов и творческих натур. )

<...>

День за днем Шри Ауробиндо спокойно заполнял страницы своих сочинений. Любой другой был бы утомлен до изнеможения, но он не «думал» о том, что писал: «Я не принуждал себя писать, — объясняет он ученику, — я просто предоставлял высшей Силе работать, и когда она не работала, я не предпринимал абсолютно никаких усилий. Это в прежние «интеллектуальные» дни я пытался иногда форсировать события, но не после того, как я начал развивать свои способности в поэзии и прозе с помощью Йоги. Позвольте также напомнить вам, что и когда я писал для «Арьи», и когда пишу эти письма или ответы, я никогда не размышляю. ... Я пишу в безмолвии разума и пишу лишь то, что приходит свыше, причем уже в законченной форме»”. (Сатпрем “Шpи Аypобиндо, или Путешествие сознания”, Л.: 1970)

“Третья глава <«Йогасутр» Патанджали> рассказывает о божественных воздействиях йогической садханы. Говорят, что садхака, пребывающий в этом состоянии, наделен полнотой знания о прошлом, настоящем и будущем, а также о солнечном системе. Он читает в умах других. Он получает восемь сверхъестественных способностей или сиддхи: способность становиться маленьким и большим, легким и тяжелым, исполнить любое свое желание, добиться верховной власти и господства над предметами. Эти достижения опасны. Садхаку предупреждают, что он должен отвергнуть их искушения и последовать дальше по духовному пути.

Комментарий сутр мудреца Вьясы приводит примеры тех, кто попал в ловушку этих способностей, и тех, кто остался свободен. Нахуша, принадлежавший миру смертных, стал Владыкой неба, но использовал свою мощь неправильно, отпал от милости и был послан обратно на землю в образе змея. Урваши, знаменитая мифическая нимфа, дочь Нара Нараяна (сына Дхармы и внyка Брахмы), превратилась в ползучее растение. Агалья, поддавшись чувственному искушению, был проклят Гаутамой и стал камнем. С другой стороны, Нанди, бык, дошел до Господа Шивы. Матсия, рыба, стал Мансиендранатом, величайшим хатха-йогом земли.

Если садхака поддастся соблазну сиддх, он уподобится человеку, убегающему от бури, чтобы попасть в смерч. Если он устоит и будет крепок на духовном пути, то испытает кайвалью, неделимое, неопределимое, неразличимое состояние существования.” (Б. К. С. Айенгар “Свет йога-сyтp”)

“Если говорить серьезно, то какой-то «сиддхой» обладает каждый человек. Каждый что-то наработал: кто-то умеет одним словом увлечь за собой массы; другой никогда не будет пойман за воровство; третий — любимец женщин; четвертый — манипулирует окружающими, зная все их явные и потайные «кнопки»; пятый — пьет, но никогда не спивается; в присутствии шестого люди начинают себя лучше чувствовать или просто радуются; седьмой, наоборот, — вгоняет всех в тоску...

Имея небольшой опыт Практики, а то и просто будучи внимательным к себе, человек свою «сиддху» начинает замечать и ею пользоваться, становясь, в некотором смысле, магом. Задача же настоящего Практика в отношении «сиддх» иная, чем у «обычного человека» или самодеятельного мага. Задача Практика — вовремя заметить очередную «сиддху», на которую он «подсел» и «слезть» с нее. С опытом таких «сиддх» становится все больше, а «глаз на них, наоборот, замыливается». Бывает, иногда замечаешь, что уже десяток лет тащишься от какой-нибудь магической штучки. А «слезать» с нее ой как неохота! Но если не «слезешь» — застрял, и никакого тебе дальше Пути: тупичок!” (В. Лебедько “Хpоники pоссийской Саньясы”)

“<...> большинство феноменов такого рода являются фокусами. А в тех случаях, когда они подлинны, — это не что иное, как черная магия. Духовность не имеет ничего общего с подобными чудесами. В третьей главе Йога Сутр разъясняются многие методы достижения сиддх, но эти сиддхи являются камнем преткновения на пути к просветлению. Лишь один человек из миллионов действительно обладает сиддхами, но, как свидетельствует мой опыт, зачастую такие люди отличаются жадностью, эгоизмом и невежеством. Путь просветления не связан с намеренным развитием сверхъестественных сил. Чудеса, которые творили Будда, Христос и другие великие мудрецы, происходили спонтанно и преследовали добрую цель. Они не совершались из эгоистических побуждений или ради сенсации.

На пути йоги человек иногда раскрывает в себе потенциальные возможности овладения сиддхами. Йог, не имеющий желания сиддх, может воспользоваться этими возможностями, но при этом, осознавая цель своей жизни, он никогда не будет злоупотреблять такого рода силами.” (СвамиР)