ЧАКРА (санскр. cakra = “колесо, диск”), 1) энергетический центр, узел, образующийся в точках пересечения между собой трех основных энергетических каналов/надий физического тела (а также — каналов/надий двойника, имеющего свои, отличные от оригинальных, хотя и связанные с ними, Ч.); считается, что у человека существует семь главных Ч., образованных пересечением Иды и Пингалы (см. Табл. 13.), из которых две (муладхара и аджна) по принятой в Шк. Гуру Ар Сантэма классификации считаются дополнительными, а пять остальных — основными; // энергетически Ч. представляется как воронкообразное полевое завихрение с направлением вращения по часовой стрелке, потому для подпитки Ч. рекомендуется направляемую в нее энергетику “закручивать” по часовой стрелке, а для успокоения — в обратном направлении; // более детальную информацию, касающуюся топологии, характеристик, а также графического аналога каждой из названных Ч., см. в соответствующих словарных статьях и в ст. ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА; 2) диск для метания: атрибут и оружие Вишну и Кришны. (Подробнее о чакрах и всём, с ними связанном, см. в наиболее авторитетной из известных Сост. книгАвал)


№*НаименованиеУсловный знакКол-во лепестковМантраСтихия
7Сахасрара1000АУМ
6Аджна2ОМВоля
5Вишудха16ХАМЭфир
4Анахата12ЙАМВоздух
3Манипура10РАМОгонь
2Свадхистана6ВАМВода
1Муладхара4ЛАМЗемля

Табл. 13. Сводная таблица характеристик пяти основных и двух дополнительных чакр.


*   Нумерация чакр дается согласно их счёту снизу вверх.

“В древних манускриптах чакры часто изображаются в виде вихрей энергии, а не определенными образами. Однако, обычно они представляются в виде лотосов. Когда Кундалини достигает чакры, ее лотос раскрывается и поднимает свой цветок, и, как только Кундалини подходит к следующей верхней чакре, лотос первой закрывает свои лепестки и повисает, символизируя активную энергию чакры и их ассимиляцию с Кундалини. Количество лепестков лотоса, увеличивающееся в восходящем порядке, может быть мерой силы восходящей энергии или вибрационной частоты соответствующей чакры, каждая из которых работает как преобразователь мощности энергий. Санскритские буквы, обычно начертанные на лепестках, показывают звуковые вибрации, а также представляют изменяющуюся интенсивность энергий, работающих в различных чакрах. Кроме того, цвет, который каждая чакра отражает, созвучен с его частотой вибрации. Каждая чакра имеет постоянное количество лепестков и соответствующие цвета: Муладхара представлена красным лотосом с четырьмя лепестками; Свадхистхана — ярко-красным лотосом с шестью лепестками; Манипура — голубым лотосом из десяти лепестков; Анахата — двенадцатилепестковым лотосом темно-красного цвета; Вишуддха — дымчато-пурпурным шестнадцати лепестковым лотосом; Аджна — лотосом с двумя белыми лепестками и, наконец, Сахасрара — это тысячелепестковый лотос, светящийся подобно тысяче солнц.” (МукЭ)

“В эзотерической литературе обычно говорится, что у человека семь чакр (образованных при пересечении энергетических каналов Ида и Пингала). А на самом-то деле чакр больше: несколько тысяч, и основных из них не семь, а больше; а две из тех, что подаются во всех руководствах как основные, на самом деле являются дополнительными. Существует определенная символика чакр, но надо понимать и то, что чакры индивидуальны, и каждый лепесточек их индивидуален, как отпечаток пальца. Когда-нибудь криминалисты будут использовать не только отпечатки пальцев, но и рисунки лепестков чакр. Работа с чакрами сложна и опасна, поэтому не должно быть спешки и забегания вперед.” (ГАрС)

“<...> лотосы держат голову вниз, кроме того случая, когда через них проходит Кундалини, тогда они поднимают голову вверх.” (Авал)

“ЧАКРЫ

В практике сновидений мы направляем внимание на разные области тела: на чакры, которые находятся в горле, во лбу, в сердце и позади половых органов (тайная чакра). Чакра — это «колесо» энергии, центр энергетические связей. Энергетические каналы соединяются в определенных точках тела, а их соединения создают энергетические узлы — чакры. Главные чакры — это точки, где сходится множество каналов.

На самом деле чакры не похожи на то, как их изображают: на лотосы, которые раскрываются и закрываются, имеют определенное количество лепестков и определенные цвета. Эти изображения — всего лишь символическая опора ума, нечто вроде схемы, которую мы используем, чтобы сосредоточить внимание на энергетических узлах, которые существуют в местах расположения чакр. Чакры были обнаружены благодаря практике, благодаря достижениям многих практиков. Когда у этих практиков впервые возникли переживания, связанные с чакрами, еще не существовало языка, которым они могли бы описать свои достижения тем, кто не испытал подобных переживаний. Поэтому они создали образы, которые можно было использовать как зрительные метафоры и передавать другим людям. Например, разные изображения лотоса подразумевали, что энергия вокруг чакры расширяется и сужается наподобие раскрывающегося и закрывающегося цветка; ощущения, связанные с разными чакрами, отличались друг от друга, и эти различия символически выразили разными цветами; ощущение разной концентрации и сложности энергии в разных чакрах выразили разным количеством лепестков. Эта зрительная метафора стала языком, которым пользуются для передачи переживаний, связанных с разными энергетическими центрами тела. Если начинающий практик представляет нужное количество лепестков нужного цвета в нужной точке тела, энергия ума воздействует на эту конкретную энергетическую точку и сама испытывает ее воздействие. Когда это происходит, мы говорим, что в этой точке соединяются ум и прана.” (Тендзин Вангьял Ринпоче “Тибетская йога сна и сновидений”, С.-Пб., 1999.)