ВИШНУ (санскр. visnu), один из трех богов — бог Охранитель Мира — в Тримурти.

Маха-Вишну
Илл. Маха-Вишну.
Ист. инф.: http://www.harekrishna

“В теологии индуизма Вишну является вторым лицом Тримурти — Охранителем Мира. В своей основной сущности он связан с Солнцем. Об этом его значении говорится в Ведах, где Вишну является младшим божеством и совершает три шага вокруг Земли и Неба, что символизирует путь Солнца: восход, зенит и закат.

Позже  для  почитателей-вишнуитов  он  превратился   в   нечто
большее, чем то, что ему приписывается в концепции Тримурти: он
олицетворяет бытие мира,  является верховным божеством,  силой,
поддерживающкей стабильность и порядок в природе.  В “Бхагава-
та-пуране” <от его имени> сказано: “Я есть то, что есть, и тот, кто должен пребывать, есть я”.

По своей природе Вишну утончен,  полон  всепрощения и нежных
мыслей к своим почитателям. Он всегда стоит на страже мирового
благого Закона.  Время от времени  (когда усиливается зло на Земле)
он воплощается в виде аватаров для помощи людям, благополучия богов и людей. Поэтому ему поклоняются в благоговейной любви и преданности (бхакти).

Культ Вишну появился на Севере Индии,  на исконной  земле  ари-
ев
. Там и теперь он распространен наиболее широко. Оттуда культ Вишну проник на Юг, где все же преобладает культ Шивы, связанный, очевидно, своим появлением с местными верованиями аборигенов дравидийского происхождения.

В изобразительном искусстве Вишну предстает как самый приятный и прекрасный из верховных существ. Это единственное, кроме Брахмы-Нарайяны, божество высокого ранга, которое может изображаться в лежачем положении, когда он почивает на Змие Вечности. В стоячей позе он предстает один или с супругой Лакшми, тоже самой прекрасной из богинь. Иногда он изображается летящим на своей вахане — Гаруде.

Как и Брахма, Вишну может быть в четырех состояниях: йога, бхога, вира и абхичарика, выражаемых обычно не столько его собственной фигурой, сколько через окружающих его младших божеств.

У статуй в стоячей позе, когда Вишну называется Стхана-камурти, обычно четыре руки. В правой верхней он держит диск (чакра), служащий метательным оружием, нижняя выражает покровительство и наделение благами (в положении варада-мудра). В одной из левых рук у него раковина (шанкха), другая бывает в разных положениях: когда Вишну в состоянии йога, она покоится на бедре, в аспектах бхога и вира кисть касается рукояти палицы или дубинки (гадха) или же в ней покоится лотос. На голове у него коническая корона, типа кирита-мукута, в ушах — серьги (макара-кундала), на шее ожерелья, куда включены и вайджайянтимала; имеется пояс, набедренная перевязь и ванамала — гирлянда цветов, свисающая почти до колен.

<...> У Вишну три супруги: главная — Лакшми, или Шридэви, вторая — менее популярная, Бхумидэви (богиня Земли), третья — Ниладэви, которая изображается совсем редко.

<...> Иногда Вишну имеет шесть рук и стоит в позе трибханга. Кроме обычных атрибутов (диск, раковина и палица-дубинка) он держит голову слона и жезл с Гарудой на конце (гарудадхваджа). Голову Вишну осеняют семь Нагараджей* (каждый с тремя головами кобры). С его шеи до самых колен свисает длинная цветочная гирлянда. По бокам стоят юноша Сударшана и карлик Панчаджания, олицетворяющие: первый — диск Вишну, второй — его раковину. <...>


*  Букв. санскр. nagaraja = “змеиный царь, повелитель”. (Сравн. КАПЮШОН.)

Согласно индийской мифологии, небо Вишну называется Вайкунтха. Оно из чистого золота, а небесные чертоги — из драгоценных камней. Вокруг течет небесный Ганг. Вишну восседает на белом лотосе на троне с Лакшми по правую руку, сияющей как непрерывное свечение молнии. Ее тело источает аромат лотоса на гигантском расстоянии.

Особенностью образа Вишну являются его многочисленные воплощения в разных формах на Земле для спасения рода человеческого от зла. Вишнуиты насчитывают десять менее значительных его проявлений и еще десять, имеющих особое значение и называемых аватарами.

Из них первые пять относятся к иным мирам: рыба (матсья), черепаха (курма), вепрь (вараха), человеко-лев (нарасимха) и карлик (вамана). Следующие четыре и были человеческими воплощениями в нашем мире: Парашурама, Рамачандра, Кришна и Будда. Последний спаситель — Калки еще придет, знаменуя конец «темного цикла» — Кали-Юги.

Все воплощения Вишну характеризуются точно установленными иконографическими чертами и признаками.

Младшие проявления Вишну, которые не считаются аватарами, следующие:

1. Манматха — человеческий образ божества любви (Камы). Он олицетворяет не возвышенную божественную любовь, как у Кришны — Радха*, получающую мистический символический характер, а обычную земную любовь, и по своему значению ближе не к Кришне, а к европейскому купидону. Кама изображается с луком и пятью цветочными стрелами в руках; по сторонам могут стоять обе его жены: Притхиви — любовь и Рати — наслаждение или страсть. У него украшения из цветов, означающие весну и любовь. В некоторых случаях предстоящий несет перед ним знамя божества любви с изображением макары. Вахана Камы — попугай.


*  Радха — возлюбленная Кришны.

2. Варадараджа («Великий благотворитель») — наделяющий дарами и благами. В этом проявлении Вишну едет на Гаруде, имеет восемь рук с эмблемами <т. е. с атрибутами>.

3. Вайкунтханатха («Владыка неба Вайкунтха», где обитель Вишну). В этом виде Вишну едет на Гаруде и тоже имеет восемь рук и четыре головы: мужчины, женщины, льва и вепря. Этот образ представляет собой сочетание двух воплощений Вишну.

4. Хайягрива. В этом проявлении Вишну изображается с человеческим туловищем и головой лошади. Это его аспект учености, но мало популярный по сравнению с главной богиней наук Сарасвати.

5. Даттатрейя. В этом виде Вишну представляет в одном лице Тримурти, но почитается при этом как младшее божество. Как Даттатрейя он может изображаться в трех видах: в виде трех божеств Триединства, стоящих или сидящих рядом друг с другом, с их ваханами и эмблемами; как Вишну, сидящий в состоянии йога, но в головном уборе и с орнаментами Шивы; как человек с тремя головами божеств Тримурти, сопровождаемый четырьмя собаками, представляющими четыре самые древние и священные Веды.

6. Дханвантарин. В этом виде Вишну выступает как божество индийской медицины, в образе красивого человека с чашей амброзии в руках, сидящего перед щитом с эмблемами Вишну.

7. Мохини. В этом проявлении Вишну предстает в виде прекрасной женщины, распределяющей среди богов амброзию, полученную после пахтания богами молочного океана. В это время в нее влюбился Шива и стал преследовать, полный страсти. Она изображается обнаженной и почти без украшений, стоящей в подчеркнуто выразительных изгибах позы атибханга. Ее волосы расчесаны и завязаны большим узлом.

8. Адимурти. В этом проявлении Вишну сидит в позе сукх-асана на кольцах Змия Вечности, головы которого, как всегда, образуют как бы балдахин <см. также КАПЮШОН> над головой Адимурти. В его четырех руках обычные эмблемы Вишну.

9. Венкатеша (на Севере Индии известен под именем Баладжи). В этом виде правая половина божества изображена как Вишну, а левая как Шива, причем у каждой половины соответствующие этим божествам эмблемы и орнаменты. Почитается и вишнуитами и шиваитами.

10. Вишваксена — начальник небесных сил Вишну и хранитель его дворца. В этом проявлении он изображается сидящим, с четырьмя руками, в двух верхних — диск и раковина, в одной их нижних — жезл.” (ТюлС)

“В одном из вариантов мифа о потопе (Мбх. III 186-187) мудрец Маркандея, спасенный Вишну (который в облике прекрасного юноши сидит на ветвях баньянового дерева) проникает в чрево божества и видит там всю вселенную: землю, небеса, людей, богов и т. д. Таким образом, мир предстает как форма существования В. Согласно другому варианту мифа о потопе (Мбх. III 194), В. в конце каждого мирового цикла <см. ЮГА> вбирает в себя всю вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по мировому океану. Когда В. просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира. <...> Мотив торжества над злом и принятия для этой цели определенного облика составляет основное содержание мифа об аватарах В. Во всех своих проявлениях В. олицетворяет энергию, благоустрояющую космос. В различных мифологических и религиозно-философских системах (напр., в вишнуизме) эта энергия, именуемая В., предстает во множестве обликов: от неописуемого абсолюта до личностного бога, к которому человек может испытывать сильную эмоциональную привязанность (бхакти).

В Ведах В. наделен неопределенно антропоморфными чертами: он юноша большого роста, «широко ступающий». Махабхарата среди других имен В. дает: «тот, чье тело не описать», но тем не менее часто по-разному описывает его В. В сложившейся позднее иконографии В. обычно изображается возлежащим на змее Шеше или стоящим по всеоружии юношей. В одной из четырех его рук — чакра, специфическое оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъестественной силой, в другой руке — раковина, в третьей — булава (палица), в четвертой — лотос или лук. Цвет кожи В. — темно-синий, цвет одежды — желтый, как и у его аватар Рамы и Кришны, но в Махабхарате встречаются утверждения, что кожа В. принимает разный цвет в зависимости от Юги. Супруга В. — Лакшми. Сам В. иногда называется сыном Адити и Кашьяпы. Обычное местопребывание В. — вершина горы Меру. Его ездовое животное — царь птиц Гаруда.

В. имеет множество имен, связанных или с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар. В Махабхарате есть раздел под названием «Гимн тысяче имен Вишну» (XIII 149). Другие наиболее важные имена В.:

— Хари (букв. «рыжевато-коричневый», но толкуется как «избавитель»),

— Говинда («пастух»),

— Кешава («благоволосый»),

— Мадхусудана («убийца демона Мадху»),

— Мурари («враг демона Муры»),

— Пурушоттама («лучший из людей» или «высший дух»)”. (Серебряный С. Д., МНМ)