ЛАКШМИ (санскр. laksmi = “признак, добрый знак; счастье; красота"), “лотосовая богиня богатства” (В.Н.Топоров, МНМ); богиня счастья, богатства и красоты; второе имя Л. — Шри (по сути, Л. и Шри — две ипостаси одной богини); Л. — супруга Вишну; иногда Л. отождествляют с Сарасвати, но известны тексты, где Сарасвати и Л. — две соперничающие между собой супруги Брахмы.

“Существует несколько мифов о рождении Л. Согласно одному из них, Л. — дочь Бхригу и Кхьяти. Согласно другому, когда боги и асуры пахтали океан, Л. появилась из него с лотосом в руках (или сидя на лотосе). По иным представлениям, Л. возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда такие ее имена, как Падма или Камала («лотосная»). В числе других ее имен Индира («прекрасная» или «могущественная»), Чанчала и Лола («непостоянная»), Локамата («мать мира»). Вишну и Л. олицетворяют основные начала и стихии бытия. В некоторых течениях индуизма Л. — шакти Вишну. Считается, что она сопровождает Вишну во всех его аватарах, воплощаясь в Ситу, супругу Рамы, в Рукмини, супругу Кришны (или в Радху, его возлюбленную) и т. д.” (МНМ)

Нараяна и Лакшми.
Нараяна и Лакшми.
Ист. — yoga.oum.ru.

“Ярчайшим примером вайрагъя пуруши (того, кто постиг высшую вайрагъи*) является бог Вишну. В индийском эпосе это проиллюстрировано эпизодом, относящимся к Шримад Бхагаватам, описывающим, как дэвы и асуры вспенили океан молока. Из этого океана, подобно потоку света появилась грациозная фигура Лакшми. Вся природа захотела оказать ей свое почтение. Реки принесли свою воду в золотых кувшинах, мать Земля дала ей драгоценные ароматические пряности для купания. Васантха, бог весны, заставил пахучие цветы расцвести для нее, а облака изливать музыку. Даже боги начали соперничать друг с другом, превознося ее прелести.


*   Санскр. vairagya = “отвращение, отрешение <от соблазнов>”.

Лакшми огляделась вокруг в поисках будущего мужа. Якши, гандхарвы, сиддхи, чараны и дэвы – все собрались тут. Они обладали великими качествами, но у каждого в характере был изъян. Там, где было богатство, не был преодолен гнев; где была мудрость, не было отрешения; где была красота, не была преодолена страсть. У каждого из собравшихся здесь богов был тот или иной недостаток. Никто не был совершенен, кроме бога Нараяны. Она подумала: «Он совершенен; а поскольку так, он меня не желает». Она посмотрела на Нараяну, преодолевшего воздействие трех гун: саттвы, раджаса и тамаса и не тронутого очарованием, охватившим иных. Он походил на озеро, не взволнованное пролетевшим бризом. Она подошла к нему, возложила ему на шею венок из лотосов и встала рядом. И бог взял ее и поместил у себя на груди, и сверкали они подобно грозовой туче, освещаемой вспышками молний.” (yoga.oum.ru)