КРИШНА (санскр. Krsna = букв. “черный, темный, темно-синий”), третий аватар Вишну.

Кришна и Арджуна.
Кришна и Арджуна.
Ист. — http://www1.jyotisha.net

“Кришна — воплощение Вишну в облике человека. Очень важная и популярная аватара Вишну. В великом эпосе «Махабхарата» описан как историческое лицо вождь племени Ядавов. В эпической битве на поле Курукшетры был возничим на колеснице Арджуны (главного героя из пяти братьев Пандавов). Кришна был наставником и другом Арджуны, он ободрял его перед битвой и предсказал победу Пандавам. После обработки брахманами этого исторического предания Кришна и Арджуна получили символический смысл, отражавший основные положения религии и философии индуизма. Однако в скульптуре из металла Кришна чаще изображается не как эпический герой, а как божественный идеал любви к Радхе*, в виде прекрасного пастуха, играющего на свирели (мурали). Именно с этим его аспектом связано движение бхакти. Этот образ подразумевает идиллическую картину, которая часто воспроизводится в индийской живописи: Кришна Муралидхар («Играющий на свирели») или Венугопала («Коровий пастух»), окруженный прекрасными танцующими молочницами (гопи) из пастушеских семей, влюбленных в него, и стадом коров.


*  “Радха или Радхика – возлюбленная Кришны-Гопалы (санскр. gopala = “пастух; царь, правитель”), героиня мифических сказаний о его жизни среди пастухов во Вриндаване.” (Ист – ИнДжаСи)

Кришна, пляшущий на Змие, иллюстрирует один из подвигов юного божества (когда он называется Калийя-даман), одержавшим победу над Великим Змием Калийя, обитавшем в реке Калинди и похищавшим коров. Калийя имеет туловище человека, которое переходит в змеиное, с пятью клобуками, образующими фон позади фигуры Кришны и осеняющими его голову <ср. КАПЮШОН>. Воздавая почитание Кришне — так как по просьбе нагинь, жен Змия, он был пощажен победителем и лишь изгнан из реки, — он сложил ладони рук в приветствии анджали.

Кришна танцует, опираясь левой ногой на туловище Змия и держа левой рукой кончик змеиного хвоста, подняв его вертикально. Правая рука Кришны в положении абхайя-мудра. Поза танца, когда вся тяжесть тела опирается на одну ногу (согнутую в колене), а другая нога приподнята и тоже согнута, называется аиндра. Поза означает господство.

Излюбленным является также изображение Балакришны (Кришна-дитя), когда он ползет на коленях, держа шарик масла в руке, или Маханчора («Вор масла»), когда он танцует, похитив дома кусочек масла. Кришна одинаково популярен как танцор и музыкант, пастух, возлюбленный, герой и праведный правитель в своей столице, крепости Дварка. Но больше всего в позднем средневековье в народном представлении он связан с Радхой (как идеальные возлюбленные) и с весенним цветением природы.

<...> Раджагопала: группа, где Кришна-пастух окружен молочницами из пастушеских семей, в правой руке он держит посох, а левая покоится на плече супруги Рукмини, стоящей рядом. Если около Кришны изображена его вторая жена Сатьябхама, тогда у него четыре руки: две верхние держат диск и раковину, две нижние — свирель.

Иногда Кришна не имеет никаких атрибутов, свидетельствующих о том, что он аватара великого Вишну. В таком случае он предстает с двумя женами и поза его канонична. Он стоит с перекрещенными ногами, с тройным изгибом фигуры и держит около губ свирель. Его одежда и украшения довольно просты, головной убор скромный и не напоминает корону, в левом ухе круглая серьга, как и у его жен, Рукмини и Сатьябхамы, стоящих рядом. В таком виде Кришна также именуется Венугопала. В этом образе он приближен к человеку.

Иногда Кришна Муралидхар связывается с Вишну. Тогда он кроме свирели держит чакру и раковину, так как у него четыре руки. Его корона так же высока, как и у Вишну; от плеч до колен спускается цветочная гирлянда (ванамала); драгоценные украшения, как и ткань вокруг бедер, тщательно и изящно разработаны. Здесь подчеркивается значение Кришны Муралидхара как значительного вишнуистского божества.

Кришна изображается и как наставник Арджуны, и тогда у него четыре руки: в верхних он держит эмблемы <т. е. знаки-атрибуты> Вишну, а в одной их нижних — связку бумаг. Кришна может иметь более чем четыре руки, быть похожим на Вишну, его может сопровождать Гаруда, но тогда его легко отличить по свирели.” (ТюлС)