САХАСРАРА-ЧАКРА {санскр. [(sahasra = “тысяча”) + (ra = “имеющий, обладающий”) + (cakra = “чакра”)] = “чакра тысячи лепестков”}, “тысячелепестковый лотос, “венечная чакра; высшая (верхняя) из семи чакр физического тела (седьмая при счете снизу вверх); // условно С-ч. располагается в районе темени (или так называемого родничка), венчая собою всю энергетическую структуру физического тела; // С-ч. соответствует мантра АУМ [в других традициях — ВАНГ (лайя-йога), или — I = И (Уор)]; // графический аналог С-ч. (см. Илл. 44) представляет собой условное изображение тысячелепесткового лотоса, увенчанного янтрой (русск. транскр. — ОМ или АУМ).

Сахасрара-чакра.
Илл. 44. Сахасрара-чакра.
(Ист. инф. — CorMeg)

“Седьмая — венечная — чакра находится в теменной части головы и открыта небу.

Духовная энергия поступает через венец.

Это наше Я ЕСМЬ [ТАТ ТВАМ АСИ, т.е. Я ЕСТЬ ТО].

Здесь  человеческое  сообщается с высшими уров-
нями бытия, лежащими вне пределов человеческого разума.” (Уор)

“САХАСРАРА <...> —  тысячелепестковый  лотос,  лока-
лизующийся на высоте четырех поперечных пальцев над макушкой. Также называется Брахма-рандхра — место встречи Кундалини и Шивы. Лепестки ее несут все потенциальные звуки, представленные буквами санскритского алфавита по пятьдесят в каждом слое. Чакра синхронизирует все цвета, охватывает все чувства и все функции и объединяет всё в своей энергии. Форма — круг, вмещающий множество планов в восходящем порядке и, наконец, конечное состояние Маха-бинду — супраментальная и метакосмическая трансцендентальная Пустота. Перевернутый лотос символизирует поток космической радиации от тонкого тела. Сахасрара — центр квинтэссенциального сознания, где переживается интеграция всех полярностей, и парадоксальное действие трансценденции сопровождается переходом за пределы изменений (самсара) и выходом из времени и пространства. <...> Аспект Кундалини за пределами Сушумны становится сверхсознанием, собирая все формы звука и света.” (МукЭ)

“Над Аджной находится причинная область и лотос с тысячью лепестками, все буквы в котором — обитель Верховного Бинду Парашива. Хамса, Джива или Кундалини есть бесконечно малая часть Парабинду. Последний находится в Сахасраре, тысячелепестковом лотосе обители Ишвары, который есть Шива-Шакти и седалище совокупной Кундалини или Джива, и поэтому сказано, что все буквы здесь двадцатичастны (50 х 20 = 1000). В Сахасраре находится Парабинду, высшая Нирвана-Шакти, Нирвана-Кала, Ама-Кала и огонь Нибадхика. В Парабинду находится великая Пустота (Сунья), которая — высочайший Ниргуна-Шива. Другое различие находим в аспекте Шакти. В то время как космические творческие Шакти обращены наружу и вперед (Унмукхи), Шакти выше Аджны, согласно йоге, обращены назад по направлению к растворению. Ишвара Сахасрары не является творческим аспектом Ишвары. Он в Нирвана настроении и Шакти ведут его вверх, к Нирвана-Шакти, движутся вверх, к освобождению — это освобождающие силы Дживы. <...>

Внизу Висарга, которая есть верхняя часть Брахма-рандхра в положении fontanelle, и выход Санкхини-нади — Высочайший Белый (или, как некоторые называют его, разноцветный) лотос с тысячью лепестками, известный как Сахасрара, на котором — все буквы санскритского алфавита, опуская, по мнению некоторых, мозговую la и, по мнению других, — . Они (буквы) повторяются по 20 раз, что составляет 100, и читаются от начала к концу (анулома), идя вокруг лотоса справа налево. <...> Тот, кто истинно и полно познает Сахасрару, не возродится в самсаре, потому что он таким познанием разобьет все оковы, которые привязали его к ней. Его земное состояние ограничено для работы над кармой, которая уже начата и не закончена. Он — обладатель всех сиддхи, освобожденный при жизни (Дживанмукта) и достигает бестелесного освобождения (Мокша) или Видэха Кайвалья при растворении его физического тела.” (Авал)

“102. Лотос, который расположен в Брахмарандхре*, называется Сахасрара (тысячелепестковый). В пространстве в его центре пребывает луна. От треугольного места постоянно выделяется эликсир. Этот лунный флюид бессмертия непрерывно течет через Иду. Эликсир течет потоком — постоянным потоком. Идя к левой ноздре, он получил название от йогов «Ганга». <...>


*   Брахмарандхра — от санскр. [(brahma = “Брахма”) + (randhra = “щель, дыра”)] = “дыра Брамы” (т. е. родничок).

145. Я сказал раньше, что существует центр силы (йони) в середине Сахасрары. Ниже этого находится луна. Пусть мудрый созерцает это.

146. Медитируя на нее, йог становится обожаемым в этом мире и пользуется уважением богов и сиддхов.

147. В изгибе лба пусть он созерцает океан молока. От этого места пусть он медитирует на луну, которая находится в Сахасраре.

148. В изгибе лба находится содержащая нектар луна, имеющая 16 пальцев (кал, т. е. полная). Пусть он медитирует на эту безупречную. Он видит ее три дня, вследствии постоянной практики. Практикующий сжигает все грехи, только увидев это.

149. Будущее открывается для него, его ум становится чистым и, хотя он мог совершить пять великих грехов, он разрушает их за момент созерцания этого.” (ШиваС)