САМСАРА (вар. прочтения/транскрибирования санскр. samsara) = САНСАРА.

САНСАРА (санскр. samsara = “блуждание, круговорот, переход через различные состояния”), “цепь перерождений, “кругооборот существ в Природе; всё событийное пространство Мироздания, связанное с бытием сущностей; // что до точки зрения Школы Гуру Ар Сантэма, признающей концепцию сансаричности бытия, то в силу того, что пространство Познания и Эволюции беспредельно, возможен единственный “выход” из колеса С.: путем слияния с одним из божеств Мироздания, что, однако, сопровождается утратой (рас-творением) индивидуальности, либо — рас-творением в Изначальном (см. АБСОЛЮТ); // в буддизме антитеза С. — нирвана. (См. также МОКША.)

“САНСАРА <...>, одна из основных концепций индийской философии и религии, в т. ч. буддизма, джайнизма. Восходит к добрахманистическо-ведийским представлениям и к первонач. анимистич. верованиям. <...> Концепция С. заключает в себе идею родственности всего живого и перехода между его формами (перерождение возможно не только в образе человека, но и бога, и животного). Определяющей при этом является мысль о неуничтожимости: «возникновение» и «уничтожение» не затрагивают действительной сущности вещей, происходят лишь колебания внешней оболочки*. В концепции С., т. о., смерть не несет в себе сознания чего-то противостоящего жизни, она — лишь неоднократный переход к ее продолжению.


*   Т. е. телесные изменения и преображения.

С концепцией С. связано понятие об идеале, обязательной частью к-рого в инд. философии становится освобождение от пут перерождений, с одной стороны, и отрицание значимости материальных благ — с другой.” (ФЭС)

“Во всех направлениях буддизма нирвана рассматривается как высший смысл или конечная цель сансарического бытия всех живых существ.

Первоначально в хинаяне (см. в ст. БУДДИЗМ) эта цель ставилась перед всеми — и монахами, и мирянами. Об этом свидетельствует содержание картины «Колесо сансары», которая, согласно тибетским источникам, использовалась еще самим Буддой. Эта картина сохранилась и в ламаизме, где она является обязательной деталью интерьера храмов. Сансара здесь изображена в виде круга, который держит в лапах чудовище под именем «Хозяин смерти». Символика образа проста: всё, что находится в сансаре, подвластно смерти. В секторах, отделенных радиальными линиями, нарисованы шесть разрядов живых существ: небожители <суры>, люди, асуры, преты, животные, существа из ада*. Центральной силой, которая удерживает их в сансаре, являются три яда — три порока нравственной природы:

— злоба (гнев, несдержанность, вспыльчивость, недоброжелательность, грубость, агрессивность, жестокость);

— невежество (неведение, необразованность, тупость, глупость);

страсть (чувственная привязанность, любовь, желание, похоть, скупость, жадность)

представлены в центре круга аллегорически в виде змеи, свиньи, петуха. Положение небожителей кажется несколько лучшим, чем остальных обитателей сансары, но если учесть, что они находятся в состоянии бесконечных и кровопролитных войн с асурами (на картине видно, как летят во все стороны отрубленные головы и конечности небожителей, падают убитые и раненые) и что после смерти небожители, согласно своей карме, могут попасть в другие плохие перерождения, то окажется, что и в их судьбе также мало завидного.” (ДашиД)


*   Сравн. с аналогичной, но более детальной классификацией, приведенной в цитатн. части ст. БУДДИЗМ.

“Идея С. и ее преодоления, выхода из цепи существований занимает центральное место в ряде этико-религиознах систем, созданных в Индии (в индуизме, джайнизме, буддизме). <...> В натурфилософском аспекте идея С. связана с представлением о периодическом возникновении и уничтожении миров (см. КАЛЬПА, ЮГА).

В буддийских религиозно-мифологических представлениях С. обозначает бытие, которое неизбежно связано со страданиями и перерождениями живых существ. <...> Мифологический аспект понятия С. таков: в безначально существующей С. есть шесть видов существ — боги, асуры, люди, животные, преты <санскр. preta = «ушедший вперед; умерший, покойник; привидение, призрак, злой дух»> и обитатели нараки <санскр. naraka = «подземный мир, ад»>. Хотя способ существования в этих шести воплощениях по внешним проявлениям неодинаковый (первые три считаются относительно благоприятными, последние три — неблагоприятными), суть всех их одинакова — страдание. <...> Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым и служит нирвана.” (МНМ)