МАНИПУРА-ЧАКРА {санскр. [(mani = “жемчужина, драгоценность”) + (pura = “крепость, оплот”) + (cakra = “чакра”)] = “чакра драгоценной опоры”}, “десятилепестковый лотос”, “солярный центр, центр солнечного сплетения”; одна из семи чакр физического тела (третья при счете снизу вверх); условно М-ч. располагается: по горизонтали — в центре солнечного сплетения (на уровне пупка), по вертикали — на гипотетической оси позвоночника; М-ч. соответствуют: стихия — огонь, мантраРАМ [в других традициях — РАНГ (лайя-йога), или — О (Уор)] и — янтра, представляющая собою санскритский слог (см. Илл. 29), иногда изображаемый в центре М-ч.; // по Шк. информации графический аналог М-ч. представляет собою (см. Илл. 30) изображение десятилепесткового лотоса голубого — с потемнением к краям — цвета, в который вписан белоснежный круг, содержащий в себе обращенный вершиной вниз равнобедренный треугольник кирпичного (темно-красного) цвета с Т-образными выступами на каждой из сторон и упомянутой выше янтрой внутри; на лепестках М-ч. изображаются янтры*: , , , , , , , , , , сами же лепестки символизируют следующие стихии-состояния: “алчность, ревность, коварство, отсутствие совести, страх, ложь, заблуждение, глупость, жестокость”** (ПетНик), подлежащие отработке для обретения соответствующих им сиддх; в нижней части внутреннего обода круга М-ч. изображают овна. (См. также ЧАКРОВАЯ СИМВОЛИКА.)


*  Перечисление лепестковых янтр идет по ходу часовой стрелки, начиная с правого верхнего лепестка.
**  В указанном источнике перечислены только 9 стихий-состояний.

Янтра ram
Илл. 29. Янтра .
 
Манипура-чакра
Илл. 30. Манипура-чакра.
 

“<Иногда Манипура-> Чакра изображается в виде светло-желтого круга, в котором находится кроваво-красный треугольник. Снаружи по кругу — 10 черных лепестков. <...> Чакра манипура символизирует жизненный центр, отвечающий за зрительные функции, двигательный контроль и т. д.” (ПетНик)

“Третья чакра — центр солнечного сплетения, высший эмоциональный центр.

Здесь формируются ощущения обиды, печали и т. п.

Гнев связан с почками и печенью.

Как правило, причиной расстройства желудка или кишечника

являются именно эмоциональные переживания.” (Уор)

“<...> в центре области пупка есть лотос  Манипура (Набхипадма).

Он  называется  так  согласно  Гаутамия-мантры,  потому  что

там    присутствует    свирепый    теджас,    сверкающий     как

драгоценный  камень.  <...>  В  треугольнике  три  «Знака  Огня».

Красный биджа огня — Ram сидит на баране — носителе Агни —

Господа Огня. Здесь старый красный Рудра, испачканный белым

пеплом,    и    Шакти    Лакини,    которая    как    башня    этого

пищеварительного  центра   считается   «Любящей   животную

пищу»:    «груди   красные   от   крови   и   жира,    текущего   из

ее рта».” (Авал)

“79. Третья чакра, называемая Манипура, расположена около пупа.

Она  золотого  цвета,  имеет  десять  лепестков,  обозначенных

буквами:  ДА,  ДХА,  НА,  ТА,  ТХА,  ДА,  ДХА,  НА,  ПА,  ПХА.

80.   Ее   возглавляющее   божество   называется   Рудра   —

дарователь всех благоприятных вещей, и возглавляющая Богиня этого места называется наиболее священно — Дакини.

81. Когда йог медитирует на лотос Манипура, он получает силу, называемую патала*-сиддхи — дарователь постоянного счастья, он становится владыкой желаний, разрушает печали и болезни, обманывает смерть и может войти в тело другого.


*  Патала — возм., от санскр. patala = “ад (подземный мир, населенный змиями-нагами)”.

82. Он может делать золото и т. д., видеть Божества (ясновидение), открывать лекарства для лечения болезней и видеть спрятанные сокровища.” (ШиваС)

“МАНИПУРА — «центр-жемчужина» в области солнечного сплетения, имеет на своих голубых лепестках десять букв , , , , , , , , , . В центре лотоса — перевернутый красный треугольник, «сияющий как восходящее солнце», связанный с элементом огонь. Основная мантра — . Управляющее божество этой чакры — Рудра, красного цвета, в двух из четырех своих рук держащее огонь, четки, и с помощью Вара и Абхая мудр дарующее благо и разгоняющее страх. Рудра сидит на буйволе. Он представляет мир разума. Энергия, генерируемая им, Лакини Шакти, темно-синего цвета, с тремя лицами, имеющая по три глаза на каждом лице, держащая в руках огонь, ваджру (разряд молнии) и делающая мудры, разгоняющие страх и дарующие благо. Патанджали в Йога Сутрах (III, 29) говорит, что размышление об этой чакре ведет к познанию физического организма и его функций, потому что эта чакра жизненных сил. Чакра связана с принципом зрения, а также со светом — способностью огненного качества распространяться вверх. Животное, ассоциирующееся с чакрой — красный баран, проводник (средство передвижения) огненного бога Агни, ее жизненное дыхание — самана.” (МукЭ)