Топ-100
Несколько слов:
Глава 1: Введение

Хорошо известно, что в любом виде человеческой деятельности для того, чтобы направлять группу людей, необходим лидер. Наиболее широко распространенным примером лидера является глава семьи. От качеств такого лидера, будь то отец или мать, зависит счастье, развитие и будущее всей семьи.
В современном обществе тысячи индивидов назначаются или избираются и берут на свои плечи роль и ответственность лидерства. Так происходит в школах и институтах (старосты групп, капитаны спортивных команд и предводители во всякого иного рода начинаниях), на фабриках и фермах, на коммерческих предприятиях, в аптеках и клиниках, в гражданских и военных органах управления государством, в общественной жизни, и во всех сферах деятельности, кратко говоря, на всех путях жизни. Если эти лидеры — мужчины и женщины — достойны, то они способствуют установлению единства, гармонии, энергии, процветания и счастья в обществе.
Цель этой книги — ознакомить завтрашних лидеров с целостным и практичным взглядом на лидерство. Однако ее истинный замысел — направить и вдохновить их на принятие действенной программы самоусовершенствования, дабы они могли укрепить свои потенциальные качества лидеров в максимально возможной степени.
Не следует забывать, что лидерству невозможно научиться в классе. И, тем не менее, каждый индивид на самом деле обладает способностью преобразить себя. Улучшение собственного характера — это один из наиболее трудных, и одновременно самых волнующих, радостных и благодарных видов человеческой деятельности. Мы увидим, каким образом каждый, кто готов приложить необходимые усилия, может стать господином своей судьбы!
Чем в более молодом возрасте начнется наше приключение, связанное с самосовершенствованием, тем выше уровень, которого мы сможем достичь. В заключительной главе мы узнаем, как много черт личности формируется в нас, пока мы находимся на руках матери. Вот почему в книгу включена глава, посвященная роли родителей и учителей.

Наставления лидеру: 5000 лет назад

Самые древние трактаты о достойных лидерах имеют возраст более 5000 лет. Если мы внимательно их прочитаем, то увидим, что они хорошо подходят и к проблемам лидерства в современном мире. Поэтому эти советы, говорящие о том, как быть искусным и успешным лидером, уместно принять к сведению с самого начала.
Итак, незадолго до 3000 года до Рождества Христова в Индии, на поле Курукшетра, расположенном неподалеку от современной столицы, города Дели1, разгорелось яростное сражение, описанное в "Махабхарате". Это была кровопролитная битва между двоюродными братьями — Пандавами и Кауравами. Пандавы одержали полную победу. На протяжении всего сражения, длящегося 14 дней, главнокомандующим сил Кауравов был человек по имени Бхишма, и хотя ему исполнилось уже 116 лет, он пользовался любовью, уважением и почтением со стороны правящих элит обеих воюющих сторон — настолько высок был статус этого выдающегося лидера. Во время сражения он был смертельно ранен и после поражения продолжал лежать при смерти на поле брани. Все его тело было пронизано сотнями стрел.
Кришна, божественный наставник и стратегический советник Пандавов, повел их, чтобы выказать уважение Бхишме. Оставив свои колесницы в отдалении, они безмолвно направились к Бхишме. Там Кришна обратился к нему со словами, подробно описывающими его доблесть и жертвенность. В конце он попросил Бхишму обучить Юдхиштхиру, старшего из Пандавов, как быть лидером, чтобы управлять таким огромным царством, которое он завоевал в битве. Медленно, но четко, великий старец Бхишма прошептал следующее:

  • Ты хочешь обучиться искусству быть лидером, чтобы хорошо управлять своим царством. Я скажу тебе все, мое дитя. Меня этому научил великий Учитель, и я все это передам тебе.
  • Хорошо править нелегко, но единственная мирская обязанность царя — это доброе правление. Это дело, которое формирует судьбу, и никак иначе.
  • Высочайший долг государя — перед богами; следующей и столь же важной является Истина; Истина — высочайшее пристанище; весь мир покоится на Истине.
  • Поведение царя должно быть безупречным. Сдержанность, скромность, добродетельность, прямота незаменимы для его успеха. Он должен держать свои страсти под строгим контролем.
  • Мягкость опасна. Царь не должен быть слишком мягким, иначе его не будут уважать. У людей не будет необходимого почтения ни к нему, ни к его словам. Но он должен избегать и другой крайности, быть слишком жестким, ибо в этом случае люди будут его бояться, а это очень вредно для дела.
  • Сострадание должно быть частью его умонастроения, но он должен остерегаться демонстрации всепрощения, ибо в этом случае низкие люди посчитают его слабым и тем самым обретут над ним преимущество.
  • Необходима бдительность. Он все время должен изучать своих друзей и врагов.
  • Его первый долг — перед народом. Он должен заботиться о нем безо всякой мысли о собственных удовольствиях, подчиняя свои желания желаниям народа. Он должен беречь его, как мать бережет свое дитя.
  • Царю необходимо быть осторожным и не выказывать безоговорочного доверия ни к кому. Он должен скрывать свои глубочайшие замыслы даже от самых близких и дорогих.
  • Тебе необходимо знать, когда твоя позиция слаба и искать укрытия в крепости. Ты должен быть готов заключить мир с врагом, который сильнее тебя.
  • Речь твоя должна быть приятной.
  • Окружай себя людьми сходной природы, то есть теми, кто обладает благородными качествами. Единственным различием между тобой и твоими военачальниками должен быть белый зонтик, обозначающий твой более высокий ранг.
  • Народ должен жить в счастьи и свободе, как живет человек в отеческом доме. Самая существенная твоя задача — защитить людей и их счастье. Это очень нелегко — сберечь людское счастье. Для этого тебе необходимо пользоваться различными методами. Мастерство, находчивость и правда — важны все три.
  • Уделяй внимание состоянию царства. Старые и ветхие строения — символ небрежения. Обновляй их, чтобы заслужить доброе мнение.
  • Знай, как пользоваться силой наказания, и не колеблясь используй его в отношении злодеев. Нередко людей убеждает порка. Поэтому усвой науку наказаний.
  • Собственный интерес — могущественный фактор в жизни каждого человека. Никто никому не дорог, если только в этом нет какой-нибудь выгоды.
  • Казна должна быть полна всегда.
  • Сам проверяй работу своих подчиненных.
  • Никогда не доверяй охрану города или крепости безоговорочно.
  • Делай свои дела в тайне от врагов. Простотой и искренностью царства не защитишь. Будь прям и хитер.
  • Царь, почитаемый своими подданными, естественно, будет уважаться и врагами; они даже будут его бояться.
  • Ничто, даже самое незначительное дело, не должно исполняться каким-то одним человеком. У него должен быть помощник.
  • Осмотрительность для царя никогда не будет чрезмерной. Злые люди могут казаться честными, а честные люди могут показаться бесчестными. Честный человек может стать бесчестным, ибо никто не может все время придерживаться одних и тех же взглядов.
  • Никому не следует доверять полностью. Но и недостаток доверия тоже плох. Поэтому доверяй, но проверяй.
  • В своем сердце не давай приюта ни малейшей злобе, абсолютно никакой.
  • Праведность (дхарма) — вот царский пароль. Нет ничего сильнее! В той степени, в которой убывает твоя дхарма, в той же степени нарастает распад.
  • Смерть с каждым мгновением приближается к каждому существу. Что ты намеревался сделать завтра, делай сегодня с утра! Смерть безжалостна. Она никогда не станет ждать и считаться с тем, воплотились ли твои замыслы. Важно быть готовым к ней. Мир — это скоротечный карнавал.
  • Человек рождается один и умирает один. У него нет ни единого истинного спутника на пути через эти случайности, именуемые жизнью. Супруг, отец, мать, сыновья, близкие, друзья, все отвернутся от твоего тела и отправятся вершить свои дела дальше. Только дхарма последует за телом. Только она — терпеливый друг человека, только к ней он должен стремиться.

  • Сказав все, что он хотел сказать, Бхишма едва заметно улыбнулся и закрыл глаза. Это был сигнал, чтобы Пандавы удалились.
    Чтобы обрести необходимую силу характера и следовать советам Бхишмы, требуется долгая и тщательная подготовка. Мы должны на практике усвоить смысл лидерства, процесс лидерства, основные задачи лидера; главнейшие компоненты облика достойного лидера и то, как развить и усилить эти компоненты.
    Прежде, чем мы приступим к обсуждению указанных граней лидерства, важно прояснить некоторые существенные особенности этого дара. Они таковы:

  • Способы оценки достойного лидера.
  • Специфические проявления лидерства в различных областях деятельности.
  • Сопоставление лидерства и управления.
  • Лидерство — побочный результат духовности.
  • Способы оценки достойного лидера

    Часто спрашивают, как оценить качества достойного лидера. Например, люди задают вопрос: "Разве Гитлер не был великим лидером? Он заставил весь немецкий народ делать то, что считал нужным. Под его руководством германская индустрия и технология достигли небывалых высот, он почти завоевал всю Европу и Северную Африку." Все это так.ло он при том вверг немецкий народ в пучину страданий и нищеты, как впрочем, и большую часть Европы.
    Достойного лидера нужно мерить тем устойчивым высоким уровнем культуры, который сохраняется долгое время после того, как он удалится со сцены. Именно это нужно иметь в виду, когда мы обнаруживаем высокую культуру, присущую какой-либо семье, организации, деловому предприятию, армии, общине и даже целому народу. Где бы мы ни наблюдали высокий уровень, он был создан благодаря лидерству великих предков или одного-двух руководителей, которые заложили основы сохранившейся культуры. Именно такого рода лидеры необходимы обществу, если оно хочет войти в эру мира и процветания, основанного на братстве всех людей.
    Чувствуя, что в дискуссиях, касающихся оценки хорошо известных из истории лидеров, наблюдается путаница, Ректор Саи Университета однажды спросил студентов и преподавателей, в чем же заключается разница между великим и достойным лидером. На этот вопрос было предложено много различных ответов, но ни один из них Его не удовлетворил. Тогда, наконец, Он сам определил эту разницу таким и словам и: "Великий лидер существует для себя, а достойный — для других." Лидеры наподобие Гитлера заражены манией величия и становятся пленниками собственного эго. Они нисколько не волнуются о своем народе. Все что их интересует — это они сами. Они становятся причиной страданий для собственного народа.

    Специфические проявления лидерства в различных областях деятельности

    Люди часто хотят знать, как им стать достойными и эффективными лидерами в избранной ими сфере деятельности. Например, лидером спортивной команды или клиники, в школе или в университете, в сфере обслуживания или на автомобильном заводе, в армейском подразделении или еще где-нибудь. Ответ очень прост.
    Девяносто процентов лидерства определяется нашим характером. В образовательных системах цивилизаций, достигавших своего золотого века, основной упор всегда делался на воспитание характера, основанного на универсальных человеческих ценностях.
    Ученикам постоянно и настойчиво напоминали об этой кардинальной необходимости. Вся программа обучения и прочей деятельности воспитательных учреждений была направлена на эту цель. Таким образом, сильный характер — это общее условие для лидерства в любой сфере деятельности и он составляет девяносто процентов нашего потенциала. Если в качестве остающихся десяти процентов добавим познания в избранной нами сфере деятельности, то мы станем в ней лидерами. Например, успех деятельности генерала в армии на девяносто процентов зависит от его характера и на десять процентов от профессиональных познаний и способностей в военном искусстве. Аналогично, эффективность лидера в деловой сфере на девяносто процентов зависит от его характера и на десять процентов от его знакомства с вопросами управления в бизнесе.
    Стенфордский Исследовательский Институт в США сделал интересное открытие, которое относится к предмету нашего изложения. В восьмидесятые годы многие американские ученые задались вопросом, почему японцы обгоняют американцев почти во всех видах деловой активности и предпринимательства. И это происходит вопреки тому, что в Японии нет достаточного количества учебных заведений, обучающих бизнесу, в то время как в Америке находится несколько лучших в мире институтов этого профиля.
    Открытие Стенфордского Исследовательского Института заключалось в обнаружении области, которую американцы до сих пор игнорировали, но которая, тем не менее, входит составной частью в структуру достойного лидера, и ее следовало открыть заново. Исследователи пришли к заключению, что:
    "Двенадцать процентов эффективного управления" (что является управленческим аналогом понятия лидерства) зависят от познаний, а восемьдесят восемь процентов — от правильного взаимодействия с людьми"3
    Мы еще отметим в этой книге, что правильно взаимодействовать с людьми лидеру позволяет именно его характер. Никакие поверхностно усвоенные навыки не могут поколебать этой фундаментальной истины. Известный американский писатель Эмерсон имел в виду этот универсальный факт, говоря: "Вы так громко кричите в мои уши, что я не могу расслышать, что вы хотите сказать".

    Лидерство и управление

    Часто и весьма напрасно спорят, что важнее — лидерство или управление.
    Со времен Великой Французской революции многие ученые смотрели на лидерство, как на что-то недемократичное. Они полагали, что его проявления связаны со злоупотреблением привилегиями со стороны аристократии и крупных землевладельцев, которые господствовали над человечеством в тот исторический период. Сама концепция лидерства стала выглядеть подозрительно в глазах ученого сословия. Доказывалось, что демократия означает всеобщее равенство, поэтому в лидерах нет никакой необходимости. Но это была ошибочная точка зрения.
    Демократия означает равенство возможностей, но не равенство способностей. Даже два брата, обладающие одинаковой наследственностью и воспитанные в одном и том же окружении, обладают разными способностями. Но неприязнь в отношении лидерства продолжает навязываться, в особенности во Франции и в Соединенных Штатах, которые восприняли идею равенства в качестве основного стержня своей конституции.
    С возникновением управления как науки об обществе, развиваемой в университетах, концепция лидерства была отодвинута еще дальше в тень. Наивысшего уровня эта тенденция достигла, когда в семидесятые годы даже в армии США концепция командования, как лидерства, была заменена концепцией управления. Это произошло, когда министром обороны США был Роберт Мак Намара. После чего страна была втянута в войну во Вьетнаме. Американцы эту войну проиграли, и это была единственная проигранная ими война за всю их историю. Одна из главных причин, приведших к поражению, заключалась в том, что они отказались от лидерства в пользу управления. С тех пор они усвоили преподанный им урок и стали заново делать упор на лидерство, как на ключевой фактор победоносной войны.
    Но было бы неплохо иметь в виду, что руководство и управление — это очень полезный инструмент в руках лидера. Можно быть хорошим руководителем и при этом не быть достойным лидером. Но никто не сможет быть достойным лидером, не будучи хорошим руководителем. Фактически, было бы неверно даже начинать сравнивать одно с другим. Однако, поскольку наблюдается так много противоречий, было бы полезно процитировать старейшину науки об управлении в Соединенных Штатах:
    "Управление фокусирует свое внимание на низшем уровне. Как мне наилучшим образом достичь определенной цели? Лидерство имеет отношение к высшему уровню. Чего я хотел бы достичь? По словам Петера Друкера и Уоррена Бениса — "управление делает вещи, как надо. Лидерство делает, что надо." Эффективность управления заключается в том, чтобы выстроить лестницу в направлении к успеху; лидер же определяет, к той ли стене приставлена лестница"4
    Анализ развития идей управления на протяжении текущего столетия показал, что девяностые годы являются "эрой лидерства". В это время происходит развитие, основной упор которого приходится на лидерство, как вновь осознанный ключевой фактор совершенствования семьи, организации, общины, народа — и даже всего мира. Поэтому естественно, что молодежи следует познакомиться с этой человеческой способностью.

    Лидерство — побочный результат духовности

    Когда мы продвинемся в нашем обсуждении лидерства, станет ясным, что оно — побочный результат духовности. Но эта истина обладает настолько фундаментальной важностью, что должна быть удостоена нашего внимания с самого начала. Индийская цивилизация выжила на протяжении 6000 лет именно благодаря тому, что она придерживалась этой основополагающей истины. Это было особо отмечено Ректором Саи Университета в ноябре 1991 года.
    Это произошло незадолго до открытия уникальной высокоспециализированной клиники, производящей бесплатные хирургические операции на всех внутренних органах. Здание больницы имеет гигантские размеры, прекрасную архитектуру и современное оборудование, поступившее со всех концов света. Строительство клиники производились круглосуточно. Среди людей, собравшихся из многих стран мира, чтобы присутствовать при этом событии, царило огромное возбуждение. Как-то поутру появился Ректор Университета. Он остановился возле группы аспирантов. В его руках было письмо.
    Как бы ненароком он намекнул студентам, что это письмо пришло от Президента Индии. Год назад Президент присутствовал в качестве почетного гостя на закладке первого камня в здание больницы. Тогда же Ректор заявил, что больница начнет работать ровно через год. По разным причинам строительные работы все никак не могли начаться в течение шести месяцев. Именно тогда Ректор вмешался, и строительство стронулось с мертвой точки. А теперь оно было почти завершено, причем в срок.
    Президент Индии в своем письме писал, что завершение строительства в течение пяти месяцев, — это настоящее чудо. Если бы оно велось Правительством Индии, то для его завершения потребовалось бы не менее пяти лет!Ректор был уже готов уйти, когда автор книги, сидящий неподалеку, сказал, что такое достижение могло бы послужить прекрасным поводом для студентов университета, готовящихся к степени магистра по управлению в бизнесе, заняться проблемой лидерства. Ректор помолчал, не отводя взгляда от автора, а потом сказал: "Нет, это не управление." Далее, он устремил свой взгляд к дальним, дальним горизонтам и продекламировал древние санскритские шлоки из вед, данных человечеству тысячи лет назад:

    "Не делами, не родословной, не богатством, но единственно только жертвой можно достичь бессмертия."

    (На Кармана, на праджайя, дханена, Тьягенаике амрутат-ва маншу.)

    Тьяга — ключевое слово в этом стихе. Перевести это слово с санскрита на русский — нелегко. Его смысл сочетает в себе жертву, бескорыстие и отказ от собственных интересов. Именно этим качеством должен обладать лидер, чтобы достичь невозможного.

    А ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОСТЬ? ЧТО ТАКОЕ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ?

    Духовность означает подъем над религиями, с характерным для них исключительно церемониальным аспектом церкви, мечети или храма. Она означает понимание, а в дальнейшем, переживание на опыте того, что Творец и Его творение — суть lail.
    Следующее наблюдение Саи Бабы делает процесс и завершение духовного развития совершенно ясным:
    "Хорошо родиться в лоне религии, но не хорошо умереть в ней. Растите и освобождайте себя от ограничений предписаний и доктрин, которые препятствуют свободе вашей мысли, от обрядов и церемоний, которые разделяют и направляют. Достигните такой точки, где церковь уже не имеет значения, где все дороги кончаются, и где все дороги начинаются"8
    Духовный рост может происходить, если мы в своей мирской жизни живем в согласии с Человеческими Ценностями. Духовное развитие кульминирует в переживании нашей реальности. Этот универсальный опыт был запечатлен святыми и отцами всех религий такими словами:
    "Я и мой Отец — одно" • Иисус Христос
    "Я есмь истина" (АннулХакк) • Ислам
    "Я — То" (Со Хам)" • Санатан Дхарма (Вечная религия Индии)

    Замечание для учителей

    Студентам будет легче усвоить понятие лидерства, если содержание этой книги будет увязано с жизненными ситуациями. Например, один преподаватель начал с того, что предложил студентам представить, что каждый из них был избран капитаном сборной команды колледжа, которую он или она сформирует. От капитана требовалось набрать команду, организовать ее тренировки и добиться того, чтобы команда могла бы победить на предстоящих через полгода студенческих соревнованиях.
    Другой учитель, ведущий 11 класс, попросил своих учеников представить, что, когда они перейдут в 12 класс, каждый из них будет назначен старостой.
    Ситуаций, в которых студентам могла бы быть предложена роль лидера, — множество.

  • Предисловие: О именах и нравах
  • Глава 1: Введение
  • Глава 2: Определение понятия лидерства; как оно осуществляется и каковы его задачи
  • Глава 3: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: фундамент
  • Глава 4: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: основные качества
  • Глава 5: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: профессиональные познания и знание себя
  • Глава 6: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: взаимодействие с людьми
  • Глава 7: Укрепление принципа "БЫТЬ" для достойного лидерства
  • Глава 8: Чем подкрепить мотивы к самосовершенствованию и желание стать лидером
  • Глава 9: Роль родителей и учителей в воспитании лидеров
  • Эпилог
  • Послесловие
  • 108 человек, чьи жизни вдохновляют
  • Дополнительные материалы
  •