Топ-100
Несколько слов:
Глава 7: Укрепление принципа "БЫТЬ" для достойного лидерства

"Заботься о своих мыслях. А дела позаботятся о себе сами. Посеешь поступок, пожнешь склонность. Посеешь склонность, пожнешь привычку. Посеешь привычку, пожнешь характер. Посеешь характер, пожнешь судьбу. Так что, твоя судьба — в твоих руках"1.

Теперь мы приступаем к самой важной части книги. К тому, как развить свой потенциал лидерства.
В предыдущих главах мы обсудили (в терминах холизма и с практической точки зрения), что такое лидерство. А также, в чем заключается процесс лидерства, каковы его задачи, каковы универсальные компоненты лидерства.Мы узнали, что существенной компонентой успешного лидерства являются познания. Расширять их и обновлять — не такая уж сложная задача. Для этого во всем мире существует целая образовательная и подготовительная система, она внедряет в лидера познания, относящиеся к избранной им сфере деятельности. Постоянное обновление знаний и навыков, относящихся к работе, — весьма важно. Например, заочные курсы, краткосрочные тренировочные программы, семинары или рабочие группы, книги и журналы по профессии, — все это доступно в изобилии. И потенциальному лидеру нужно воспользоваться всеми этими возможностями как можно полнее. Однако мы обсудили, что хотя знания и важны, они составляют всего 12 процентов общего потенциала лидера. Самым главным компонентом лидерства является характер. И когда пытаются укрепить лидерство, реальные затруднения возникают именно с ним. К сожалению, нет такого способа, чтобы ученик превратился в человека с характером, не выходя из класса. Описание такого человека заслуживает того, чтобы его повторить. Это:
"Человек честный, обладающий чувством долга и обязательств, присущих его положению, каким бы оно ни было;
он говорит правду;
это человек, отдающий должное другим;
внимательный к слабым;
у него есть принципы и он их придерживается;
он не слишком радуется удаче, не слишком печалится неудаче;
он верен;
ему можно довериться"2

Лидером рождаются или становятся?

Возникает вопрос: "Как изменить себя в такой степени, чтобы стать достойным отзыва со стороны других, что ты — человек с характером?" И возможно ли это вообще? Именно эта дилемма породила нескончаемые дебаты на тему: "Лидером рождаются или им становятся?" Лучшим ответом на этот вопрос послужила бы дискуссия по проблеме — олимпийским атлетом рождаются или им становятся? Ответ заключается в том, что никто не смог бы стать олимпийцем, не обладая некоторыми основными задатками атлета и не развивая их посредством интенсивных и упорных тренировок. Уровень мастерства может быть достигнут только благодаря тренировкам, упорным и систематическим. То же самое справедливо и в отношении лидерства. Из обладающих задатками молодых людей, посредством тренировок можно подготовить большое количество атлетов, хотя среди них будет довольно мало олимпийцев, и еще меньше тех, кто завоюет олимпийские медали. Сходным образом, многим из нас подготовка в состоянии помочь стать достойными и эффективными лидерами, хотя выдающиеся лидеры окажутся редки. В обоих случаях уровень мастерства зависит от усилий, которые прикладывает человек с целью самосовершенствования.

Укрепление потенциала лидера

Поскольку лидерство осуществляется посредством ума, запечатленного в форме характера, то именно ум следует тренировать с целью увеличения его вклада в общий потенциал лидерства. Так как исследования на Западе, посвященные проблемам лидерства, весьма отрывочны, то нет особой пользы в том, чтобы прибегать к этим источникам. Однако приведем высказывание одного известного психолога, разработавшего проверенный временем метод побуждения людей к развитию, основанный на чтении книг, посвященных жизнеописаниям выдающихся лидеров. Этот психолог говорит:
"Человек, намеренный стать лидером, должен изучать, что известно о лидерстве, и читать книги о лидерах. Он должен проверить себя, обладает ли он качествами лидера, о которых узнал, и безотлагательно пытаться настроить себя на идеальную жизненную позицию, прежде всего в своем поведении. Несомненно, что мудрость, подкрепленная желанием учиться, может привести к заметному усилению способности вести за собой людей."3
Так что первый метод развития в себе потенциала лидера заключается в прилежном чтении литературы но вопросам лидерства, в особенности жизнеописаний выдающихся лидеров, известных из истории. Институт совершенствования управления в Индии заботится об организации изучения выдающихся лидеров в области предпринимательства в современной Индии. Одно из таких занятий посвящено Руши Моди, бывшему президенту Тата Айрон энд Стил Компани (TISCO), которое является одним из самых преуспевающих предприятий страны. Руши неоднократно отмечался как выдающийся управляющий Индии и хорошо известен во всем мире. Он твердо уверен в том, что лидерами рождаются. Беседа с ним записана на видео. Когда он делился своей уверенностью по данному вопросу,' интервьюер попросил его дать какой-нибудь совет тем из управляющих, которые хотели бы повысить свой потенциал до максимума. Какое-то время он молчал, глубоко задумавшись, а потом неожиданно вспомнил о своих школьных днях. Мальчиком он очень любил читать книги о таких лидерах, как Бисмарк и Наполеон. Это, естественно, повлияло на его поведение уже тогда, в мальчишеском возрасте. Временами отец даже ругал его за подражание Наполеону! Пример этих великих людей несомненно оказал на него вдохновляющее воздействие. Опыт Руши очень близок опыту большого количества лидеров, на которых пример великих людей повлиял подсознательно.
Каждый, кто намерен изменить себя к лучшему, должен читать о жизни выдающихся людей, в особенности, работавших в той же профессиональной сфере. В конце нашей книги приведен список 108 великих личностей, известных из истории человечества. Его можно было бы заметно пополнить. Покупка биографии или автобиографии выдающегося человека, понравившегося вам, — это один из лучших видов вложения денег. Но оно оправдает себя, если только вы воспитаете в себе привычку к чтению. Именно с этой проблемой столкнулся автор настоящей книги — генерал индийской армии, предпринявший исследование того, как можно было бы укрепить свои лидерские способности. Ему стало известно, что заметная доля подчиненных ему офицеров от чтения просто уклоняется!
Поиски надежного и упорядоченного способа трансформации человека, привели его к открытию золотых россыпей индийского духовного наследия, в том числе опыта по перестройке человеческого характера. Концепция "садханы" (под чем подразумеваются упорные усилия по достижению намеченной цели) использовалась для совершенствования человеческих существ на протяжении тысяч лет. Она достигалась посредством искоренения в характере человека слабостей и пороков и взращивания в нем истинных человеческих ценностей. Следующий замечательный совет освещает древний метод воссоздания человека, как бы раскрывает для нас окно на панораму тех поисков: "Ты научился писать буквы прямо, без наклона". Такова "прарабхда" (унаследованная ситуация, условия или тенденция). Но ты можешь начать писать и с наклоном. Для этого необходима — "пурушартха" (усилие). Заботься о своих мыслях. А дела позаботятся о себе сами.
Посеешь поступок, пожнешь склонность. Посеешь склонность, пожнешь привычку. Посеешь привычку, пожнешь характер. Посеешь характер, пожнешь судьбу. Так что, твоя судьба — твое творение. Изменив свои привычки, ты можешь стать хозяином, своей судьбы"4."Суть этого древнего высказывания в том, что человек может укрепить свой характер, если будет готов придерживаться продуманной программы действий по изменению своих привычек. Интересно, что старейшина науки об управлении Петер Друкер пришел к точно таким же выводам. ОH говорит: "Совершенствование себя, осуществляемое успешными руководителями, — вот Центральный пункт в развитии организации, какой бы она ни была - коммерческой, правительственной, исследовательской, медицинской или военной. По мере того, как руководители работают с Целью повысить свою эффективность, они поднимают на новую высоту всю деятельность организации. Они расширяют кругозор как своих, так и чужих сотрудников"5. Под этим подразумевается: "за время своей карьеры человек должен усвоить множество полезных рабочих навыков, и время от времени отучаться от некоторых устаревших привычек"6. И будьте уверены, самоусовершенствование реально означает не возникновение "лидера в образе яркого и гениального предводителя, а утверждение гораздо более скромного и даже терпеливого лидерства, основанного на решительности, самоотдаче и серьезности целей"7.
К сожалению, лидерство, и в особенности его основной компонент —"БЫТЬ", являющийся источником всей эффективности, невозможно преподать. Это искусство, которым овладевают только посредством личных усилий. Лидерство — это производная от межличностных отношений, а не от служебного положения. Но тогда возникает вопрос, что же делать человеку, пожелавшему развить в себе способности лидера, как тренировать себя?
Друкер категорически настаивает на том, что эффективности можно научиться и предлагает: "Поскольку эффективность—это привычка, то она представляет собой комплекс практик. А практикам всегда можно научиться. Практике обучаются, практикуясь, практикуясь и еще раз практикуясь"8.
В своей основополагающей работе "Семь привычек людей, добившихся успеха"9 Стефен Кови концентрирует внимание на изменении привычек теми, кто решил стать эффективными лидерами. Тема этой книги соответствует приведенной выше цитате. Так что совершенно очевидно, что индийский опыт преображения человеческой личности был воспринят во всем мире. Индийский вклад в эту сферу деятельности хорошо отражен в древнеиндийской молитве: "Лока Самастха Сукхино Бхаванту" (пусть все человечество наслаждается миром и изобилием). Именно этот идеал помог индийской цивилизации выжить на протяжении 6000 лет.
Сравнительно легко заниматься музыкой, театром, спортом, атлетикой и тому подобным, так как улучшения в этих областях легко ощутимы и прогресс заметен. А как нам практиковаться в чем-то неуловимом — в достоинствах характера? Но именно по этой причине в качестве средства по преображению человеческого ума и характера и была отмечена упомянутая ранее концепция "садханы"(практики)". Духовным искателям полагается вести дневник. Обширный опыт по применению этой техники пока зал, что человек, честно и настойчиво ведущий дневник, приходит к "неизменному успеху". Прием включает в себя обдуманное выявление тех недостатков, которые мы хотели бы искоренить в своем поведении, и тех добродетелей или навыков, которые мы хотели бы привить. Поступив так, мы должны приготовить простой по структуре дневник, в котором ежедневно отмечали бы наши усилия по достижению поставленных целей. Каждый вечер мы должны посвящать несколько минут воспоминаниям о прошедшем дне, чтобы отметить свои попытки по реализации этих целей. А потом сделать соответствующие записи или пометки о предпринятых усилиях. Начальная стадия в работе с дневником состоит в познании себя в том духе, как это описано в главе 5. А уж если мы выявили недостатки, от которых хотим избавиться, и достоинства, которые хотим в себе взрастить, то ведение дневника становится сравнительно простым делом. Социологическое исследование, описанное далее, проиллюстрирует эту технику подробнее. Однако прежде чем читать о социологическом исследовании, полезно ознакомиться с примерами двух простых дневников. Один из них представлен в настоящей главе, а второй вел Бенджамин Франклин, отец-основатель США, и в сокращенной форме он приведен в рамках его жизнеописания в главе 8.

Дневник самосовершенствования

Внешний вид дневника, предложенного в 1979 году, представлен в таблице 7.1. Это — всего лишь модель, которую каждый может приспособить к своим нуждам, ибо область, относящаяся к универсальной внутренней структуре эффективного лидера, которую и следует укреплять, у каждого человека будет разной. Настолько же многообразны и недостатки, от которых следует избавиться. Следовательно, контрольный список в дневнике у каждого человека будет организован в соответствии с его потребностями:

Таблица 7.1: Модель дневника самосовершенствования лидера

Месяц___________________ Замечания
1) Время, посвященное еде
2) Время, посвященное освоению профессии, овладению профессиональными навыками
3) Время, посвященное изучению подчиненных и вопросов управления
4) Скольким подчиненным я помог в их личном и профессиональном развитии?
5) Когда у меня был выбор, сколько раз я пред¬почитал благо организации или страны своим интересам?
6) Сколько раз у меня хватило смелости указать на ошибки моих подчиненных или на их недис¬циплинированность?
7) В скольких случаях я воздействовал на своих подчиненных личным примером?
8) Сколько времени потрачено на фантазии о семейном благополучии, будущем счастье и славе или на беспокойные воспоминания о прошлом?
9) Сколько раз я проявил жадность, гнев, зависть, ревность и ненависть?
10) Сколько раз я проявил самоограничение для укрепления силы воли?

Дневник самосовершенствования: социологическое исследование

Вишну Прасад был стажером-управляющим в международном банке в Катманду. Он старательно трудился, чтобы быть назначенным на должность еще по достижении возраста в 21 год, ибо был успевающим студентом. Банк организовал трехдневный семинар по проблеме лидерства на основе модели, предложенной в настоящей книге. Прасад оказался одним из двадцати участников.
По окончании семинара участников попросили назначить себе цель, заключающуюся в изменении одной или двух привычек на протяжении предстоящих трех месяцев. Каждому из участников, для прояснения стоящей перед ним задачи, была оказана индивидуальная помощь. Прасад оказался достаточно честен, чтобы, обращаясь к учителю, охарактеризовать свои проблемы следующими словами:
"Я происхожу из очень бедной семьи из восточного Непала. Пока я учился в колледже в Катманду, меня поддерживал брат, служащий в индийской армии. Я был хорошим студентом; со мной пытались подружиться многие ребята из состоятельных семей. Но обычно я стыдился своего бедного происхождения. Поэтому я постарался создать благоприятное, но ложное впечатление о своих родителях. Постепенно ложь и полуправда стали для меня привычными, в особенности когда это касалось созданного мною образа себя. Привычка лгать распространилась на мои рассказы о моих мнимых достижениях, и все для того, чтобы произвести впечатление на других. В результате я все время посвящал придумыванию подходящих историй. Эта привычка столкнула меня со следующей проблемой. В поисках популярности я с готовностью обещал другим что-то для них сделать. Но потом выяснялось, что у меня для этого нет ни времени, ни возможностей. Чтобы выкрутиться из такой ситуации, я плел все новые небылицы. Все это меня тревожило. Глубоко внутри я понимал, что это неправильно, но был не в силах остановиться."
После ряда обсуждений с преподавателем семинара он решил в качестве цели, достижимой за три месяца, назначить такую — "Я не должен лгать." Для выполнения этой программы из одного пункта он изготовил простейший дневник. Каждый вечер он подводил итог прожитого дня и подсчитывал, сколько раз за день он допускал неточные высказывания. И записывал это число в дневник. А потом настраивался на то, чтобы на следующий день этот счет понизить.
За первые две недели в среднем он допускал по четыре некорректных высказывания в день. За вторые две недели это число понизилось до трех. Этот уровень продержался на протяжении третьей пары недель. Но упал до единицы за четвертую пару. За пятую пару недель он отметил только два случая лжи за все 15 дней. Причем, оба раза это произошло, когда он находился под сильным давлением, боясь, что правда может повредить его отношениям с непосредственным начальником. Но он проявил настойчивость, и за последнюю пару недель ему не пришлось сделать в дневнике ни одной пометки. Когда старая привычка подталкивала его плести небылицы, он научился хранить молчание. На следующие три месяца он добавил в дневник еще одну тему - признаваться во всех случаях, когда он допустил ошибку. Вначале это было очень трудно. Однако после двух таких случаев он был изумлен реакцией своего начальника. Признания вовсе не принизили его, как он того опасался. Наоборот, они с начальником еще больше сблизились. На третий квартал он добавил еще одну тему. Он решил каждый день начинать с того, что задавал себе вопрос: "Что я могу сегодня сделать для укрепления моего банка?" И не только в отделе срочных вкладов и земельных займов, где он работал, а для всего банка в целом. Когда ему удавалось оказать помощь коллеге, либо произнести несколько хвалебных слов о банке, адресованных клиентам, он делал в дневнике положительную отметку. Оказалось, что когда ему удавалось действительно что-то сделать, он испытывал огромное удовлетворение. Так и продолжалось. Примерно через два года он был назначен на престижную должность в отделении его банка в Гонконге. По пути туда он встретился с тем преподавателем, который расспросил его о том, как продвигается его программа действий по самосовершенствованию и о его дневнике. Вишну Прасад заметил: "Дневник изменил мою жизнь. Эта маленькая книжица стала моим задушевным другом и я всегда ношу ее с собой в кармане. Первые три месяца были самыми трудными. Но, как вы и советовали, я решил, что самым важным в моей жизни было бы за эти три месяца отделаться от одной-единственной привычки — лгать. Я постоянно думал только об этом. По прошествии месяца, когда ежедневный счет в среднем снизился с четырех до трех, я почувствовал веру в возможную победу. Третья пара недель, когда счет все время оставался на уровне трех, оказалась самой трудной за весь квартал. Но моя решимость продолжать начатое дело все возрастала. Остальное было уже просто." Прасад показал учителю свой дневник и поделился планами на будущее.
Важно, чтобы мы были убеждены и верили в результативность процесса, только тогда стоит принимать этот вызов и прикладывать старания. Но, даже если и сейчас кто-то продолжает сомневаться, то его должны убедить слова Самуэля Джонсона, относящиеся к великой истине, заключенной в описанном подходе к достижению эффективности, качества и счастья в жизни:
"Основа удовлетворенности должна взрасти в уме, а кто о человеческой природе осведомлен настолько мало, что пытается обрести счастье, меняя что угодно, кроме самого себя, растратит жизнь в бесплодных усилиях, только множа ту самую печаль, от которой намеревался избавиться"11.
Опыт показывает; что время, потребное для изменения характера человека, зависит не только от возраста, но, гораздо в большей степени, от искренности прилагаемых усилий. Доктор Арт Онг Джамсай На Айюдхья из Таиланда, добросовестно работающий над тем, чтобы внедрить воспитание в духе человеческих ценностей в образовательную систему Таиланда, обнаружил, что если интенсивность усилий считать одинаковой, то заметные изменения могут произойти через два с половиной месяца в случае с десятилетнем мальчиком, через пять месяцев в случае с двадцатилетнем молодым человеком, и через несколько лет у человека в возрасте за пятьдесят. Опыт использования дневника самосовершенствования офицерами армии показал, что те из них, кто был искренне настойчив в течение трехмесячного периода, ощутили в себе перемены заметные настолько, что это подвигло их на продолжение начатого.
В ходе экспериментов, проводимых в армии на строго добровольной основе, выяснилось, что большое количество офицеров воодушевились планом самосовершенствования именно после того, как приняли идею ведения соответствующего дневника. Однако доля тех, кто продолжал его вести в течение трех месяцев и более, редко превышала пятнадцать-двадцать процентов от числа тех, кто начал. Остальные отсеялись. То, что у такой большой доли офицеров не нашлось достаточно силы воли, чтобы проявить настойчивость, разумеется, не могло не вызвать разочарования. Но это явление в точности соответствует характеру группового поведения. Любую группу можно разделить натри части. Треть к своей организации настроена позитивно, треть — нейтрально, и еще одна треть — негативно. Если позитивная треть сильна настолько, что может увлечь за собой нейтралов, то организация будет функционировать успешно. А организации, в которых нейтралы пойдут за достаточно сильной негативной третью, столкнуться с нравственными и дисциплинарными проблемами. Следовательно, те 15-20 процентов офицеров, которые почувствовали пользу от занятий по самосовершенствованию, усилили собой позитивную группу в своих подразделениях и формированиях. Все это было подтверждено командирами подразделений, которые участвовали в наших занятиях. Однако самый интересный результат, выявленный в ходе занятий, на первый взгляд к лидерству никакого отношения не имел.
О тех офицерах, которые проявили настойчивость в ведении дневника более трех месяцев, начали поступать неофициальные отзывы в том духе, что они стали не только более эффективны как лидеры, но и более счастливы в личном плане. "Он чаще смеется", "он кажется умиротворенным", "он стал менее напряженным", отец играет с нами гораздо чаще, чем когда-либо ранее" — вот отзывы о таких людях.

Формула счастья

Для того, чтобы осознать причину столь приятного побочного эффекта, потребовалось время. Ведь "поиски счастья" — это главная цель человеческой жизни. Она даже закреплена в конституции США почти что как самое фундаментальное право человека. Объяснение побочного эффекта увеличения счастливого самочувствия кроется в следующей формуле счастья, в которой в сжатой форме содержится вся мудрость мира;

СЧАСТЬЕ
=
КОЛИЧСТВО ИСПОЛНЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ / КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТЫВАЕМЫХ ЖЕЛАНИЙ

Чтобы понять эту формулу счастья, необходимо полнее осознать влияние желаний на человеческую жизнь. "Желание — первое свидетельство нашего сознания; мы рождены в симпатии и антипатии, в желании и намерении"12. Когда мы растем, наша способность любить и ненавидеть становится все сильнее, одновременно с этим возрастает и сила наших стремлений к тому, что нам нравится. Мы совершенно уверены, что предметы, дарящие удовлетворение нашим органам чувств, принесут нам счастье. Мы стремимся слушать нравящуюся нам музыку, чтобы доставить удовольствие ушам; осязать гладкие и мягкие предметы, чтобы доставить приятные ощущения коже; разглядываем красивые предметы, чтобы порадовать глаза; потребляем пищу и питье, кажущиеся вкусными языку; обоняем запахи, благоуханные для носа; стремимся к богатству, достатку, признанию, славе, положению и власти, которые, как нам кажется, сделают счастливым наш ум. Истина заключается в том, что неподконтрольные желания "затуманивают интеллект; искажают видение; они создают мираж там, где ничего не было и нет; они набрасывают на вещи покров привлекательности. Чтобы высвободиться из хватки желаний, от которых рождается гнев, злоба, жадность, зависть, ложь и тому подобное, человеку необходимо очистить свое сознание"13.
Разочарование, возникающее по причине неудовлетворенных желаний, ведет к непосредственно связанным с ним ненависти и зависти, которые ослепляют человека. Исполненное желание приносит временное удовлетворение, но при этом дает жизнь множеству новых желаний, от чего мы становимся жадными и завистливыми. Неподконтрольные желания, следовательно, являются источником всяческих несчастий, возбуждения, пристрастия к наркотикам, преступности, насилия, разрыва отношений, разводов, которые разъедают большинство обществ в мире. По совокупности, желание мирских вещей делает нас предельно эгоистичными, как это показано на рис.7.1.
Двадцатое столетие удачно названо веком радио- и телерекламы. Изображение "направляется через области воображения, знания и чувства непосредственно в центральное ядро эго — в область желания и намерения. В результате возбуждается и распаляется жажда.". Эта жажда, в основном, направлена на плотские наслаждения и обладание вещами. Такая жажда "является основной причиной страдания и неправедных поступков, а также величайшим препятствием, становящимся между человеческой душой и ее божественной Первоосновой"13.
Стремление во всем быть не хуже Джонсов — это ментальный рак, порождающий неисчислимые желания, которые не имеют абсолютно никакого отношения к потребностям ни самого человека, ни его семьи. Это стремление только будит желания, а они — бесконечны. Бесконечна и боль, и возбуждение, которые в свою очередь приносят с собой желания.

ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ,
ЧТО ЕСЛИ У НАС ЕСТЬ СИЛА ВОЛИ, ЧТОБЫ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ЖЕЛАНИЯ И ДЕРЖАТЬ ИХ В НЕКОТОРЫХ ПРЕДЕЛАХ, ТО НАШЕ СЧАСТЬЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ВОЗРАСТЕТ. ЧЕМ МЕНЬШЕ ЗНАМЕНАТЕЛЬ - КОЛИЧЕСТВО ИСПЫТЫВАЕМЫХ ЖЕЛАНИЙ -- ТЕМ БОЛЕЕ УМИРОТВОРЕННЫМ БУДЕТ НАШ УМ, А ЗНАЧИТ И БУДЕТ БОЛЬШЕ СЧАСТЬЯ.

Всемирный опыт ученых, изучающих душу, гласит, "отсутствие желаний — это условие освобождения и просветления"16
"Если все наслаждения мира приравнять к единице*),- то радость, счастье и блаженство, скрытые в каждом человеческом существе, и могущие быть испытанными посредством отказа от желаний, равны 10 единицам."
* Тайттирийя Упанишада II, Стих 8

*) Человеческое существо наслаждается одной единицей мирских радостей, когда оно молодо, имеет хорошее образование, хорошо выучено, умно, физически крепко, вступает во владение всеми богатствами и радостями мира
И если у нас хватило силы ума на то, чтобы направиться к этой цели и начать контролировать и ограничивать свои желания, то наши радость и счастье начнут возрастать. Желания следует контролировать, но не подавлять; следует интеллектуально анализировать и различать плохое от хорошего, истинное от ложного, угадывать долговременные невзгоды, скрывающиеся за скоротечными удовольствиями и, превыше всего, бесстрастно судить, отделяя желания от потребностей. Было бы уместно познакомиться с тем, что сказали по поводу желаний и просьб некоторые одухотворенные мудрецы.
"Именно от Безымянного произошли Земля и Небо; А матерью всех десяти тысяч вещей, каждой по роду ее, явилось ни что иное, как наименование.
Истинно, "только тот, кто отвернется от желаний, сможет узреть Тайную Причину".А тот, кто не может отказаться от желаний, способен видеть только Последствия."

* Лао Дзы

"О Господь! Я, нищий, а прошу у Тебя большего, чем могли бы попросить тысячи царей. Ведь у каждого из них есть нечто, в чем он нуждается и мог бы у Тебя попросить. Я же явился к Тебе с просьбой — отдай мне Тебя."

* Ансари Сердца

"Изумительный аромат Океана бессмертной жизни освободил меня от всякого желания просить; Как в семени скрыто дерево, так в просьбах скрыты все желания".

* Кабир

"Едва ли у меня есть желания, а если бы я был вынужден родиться вновь, то у меня их не было бы вообще. Мы не должны ни о чем просить и ни от чего отказываться, но отдать себя в руки Божественного Провидения, не тратя времени ни на какие желания, за исключением того, что Бог Сам от нас желает."

Св. Франциск Сальский

"Желания рождают ненависть к тем, кто им препятствует, нежность к тем, кто их удовлетворяет, и неминуемо раскручивают колесо симпатий и антипатий."

* Саи Баба

"В озере человеческого ума таится ядовитая змея желания; И после того, как удастся разрушить порождаемые желанием прихоти и причуды, начинания, триумфы и поражения, боль и удовольствия, — подчините Богу само желание."

* Саи Баба

"Положите желаниям предел, и будьте счастливы."

* Саи Баба

"Чем меньше багажа, тем удобней и легче путешествие, как на поезде, так и в жизни."

* Саи Баба

Очевидный урок справедливости этого и был преподан во время экспериментов, провидимых в индийской армии, которые привлекли наше внимание благодаря вызванному ими побочному эффекту возрастания чувства счастья среди офицеров, проявивших упорство в выполнении задания по самосовершенствованию. Если у нас достало настойчивости и упорства при достижении простой цели в захватывающем предприятии по самосовершенствованию, то мы приобретем и силу воли, необходимую для контроля над желаниями. Вот почему сила воли" была названа царем всех добродетелей лидера. На рис.7.2. показано, что в той мере, как наши желания меняются от личных и мирских до высших идеалов и свершений, мы, как лидеры, возрастаем в своей эффективности и счастье.
Мы обсудили две основные техники, способные помочь нам в преображении характера. Наилучший результат получается, когда их сочетают между собой. Если мы решаем изменить какую-то привычку или приобрести ее, а затем проявляем настойчивость вплоть до того момента, как добьемся победы, это в огромной степени укрепляет нашу веру в себя и в путь. Поэтому было бы мудро на первые три месяца назначить цель попроще, а потом, когда наша настойчивость усилится, добавить новые и более трудные цели. В главе 8 мы обсудим, как нам можно побудить себя к упорству. Одним из таких действенных методов является чтение жизнеописаний выдающихся лидеров. Когда мы читаем о лидерах, которые укрепили свой потенциал, опираясь на собственные усилия, мы испытываем огромное вдохновение, направленное на то, чтобы не сворачивать с курса.

Замечания для учителей

Очевидно, эта глава книги — самая важная. Студенты должны почувствовать воодушевление и приступить к разработке программы действий по самосовершенствованию. Необходимые для этого шаги описаны. Тем не менее, часто, чтобы побудить человека, требуется побеседовать с ним один на один и проявить любовь. "А что если я не смогу?"— вот в какой форме обычно выражается страх неудачи, стоит людям узнать о том, что они реально могут себя улучшить. Однако, если цель для первых попыток избрана достаточно скромная, то вероятность провала сравнительно низка. Можно порекомендовать на выбор несколько применяемых в Англии простейших заданий, которые помогут человеку поверить в себя. Там техника ведения дневника самосовершенствования была успешно использована во многих частных средних школах. Ниже приведен список заданий по избавлению от привычек или наоборот, для их обретения:
• Я не буду облизывать свои пальцы во время еды.
• Буду чистить зубы по утрам и вечерам.
• Не буду ковырять в носу.
• Буду приводить в порядок свои книги перед тем, как отправляться спать.
• Буду исписывать каждый день по странице хорошим почерком.
• Буду молиться перед сном, когда уже нахожусь в кровати.
• Не буду жаловаться, когда старшие меня накажут.
Для подростков оказались полезными цели вроде: отказаться от сигарет, от конфет, от кофе и т.п.; сбавить 10 фунтов веса; пробегать милю за 4 минуты 50 секунд и т.п.; отказаться от дневного сна. Некоторые люди хотят избавиться от недостатков, которые являются очень личными и даже интимными, о которых они не хотят никому признаваться, и поэтому не желают упоминать о них в дневнике. Им можно посоветовать в таких случаях пользоваться кодом.
Тема о контроле желаний вызывает большой интерес и оживленные дискуссии. Побуждайте студентов поделиться собственным опытом, когда у них появлялись желания каких-либо вещей, способностей или событий, которые были несомненными прихотями, или возникали благодаря рекламе, или под давлением сверстников или по требованию органов чувств. К подобной дискуссии полезно подготовиться заранее.
Некоторым студентам может потребоваться помощь в математическом объяснении формулы. Ее следует оказать.
Идея искоренения желаний иногда провоцирует горячие споры между теми, кто уже духовно пробужден, и теми, кто полностью погружен в мир. В таких случаях следует обратить внимание на прагматичный совет "положить желаниям предел". Нас при этом должны интересовать только такие желания, удовлетворить которые мы реально можем. Стоит нам выйти за пределы своих возможностей, и мы будем обречены создавать проблемы как для себя, так и для других.
Ободрить студентов и подвести их к решению начать,— святая обязанность учителя. Эта цель должна быть достигнута осторожно, ненавязчиво и без подталкиваний.

  • Предисловие: О именах и нравах
  • Глава 1: Введение
  • Глава 2: Определение понятия лидерства; как оно осуществляется и каковы его задачи
  • Глава 3: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: фундамент
  • Глава 4: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: основные качества
  • Глава 5: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: профессиональные познания и знание себя
  • Глава 6: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: взаимодействие с людьми
  • Глава 7: Укрепление принципа "БЫТЬ" для достойного лидерства
  • Глава 8: Чем подкрепить мотивы к самосовершенствованию и желание стать лидером
  • Глава 9: Роль родителей и учителей в воспитании лидеров
  • Эпилог
  • Послесловие
  • 108 человек, чьи жизни вдохновляют
  • Дополнительные материалы
  •