Топ-100
Несколько слов:
Глава 8: Чем подкрепить мотивы к самосовершенствованию и желание стать лидером

В ходе изложения мы видели, что усовершенствовать себя хочет каждый, но только немногие проявляют упорство в своих усилиях. Как же преодолеть подобную инертность?
Всеобщий опыт показывает, что привычки думать, говорить или делать, если они укоренялись в течение долгого времени, при попытках их изменить, оказывают очень сильное сопротивление. Оно напоминает огромные перегрузки, которые возникают на космическом корабле, когда он пытается преодолеть силу земного притяжения и выйти в космос. По этой причине "первые несколько минут и первые несколько миль полета требуют больше энергии"1, чем все остальное многодневное путешествие, протяженностью в миллионы миль, чтобы достичь Луны или других планет. То же самое происходит, когда мы хотим избавиться от глубоко укоренившейся привычки, наподобие эгоизма, медлительности, недостатка настойчивости, нечестности и т.п., которые являются серьезными помехами для успешного лидерства. Успех в прорыве, "включает в себя больше, чем небольшое усилие воли и несколько малых изменений в жизни. Взлет требует огромных усилий, но, вырвавшись однажды из пут притяжения, наша свобода обретает совершенно новое измерение"2. Именно в силу больших трудностей процесса преображения, такого, чтобы изменилась самая направленность жизни и человек стал господином своей судьбы, мыслители и ученые, наподобие Патанджали из Индии, утверждали, что для этого требуются упорные усилия на протяжении длительного времени. Для изменения привычек важно:
• Чтобы мы понимали, почему хотим изменить привычку, и какие новые привычки хотим обрести. Такое знание приходит благодаря осознанию наших сильных и слабых сторон в свете универсальной внутренней структуры эффективного лидера".
• Чтобы у нас было намерение измениться. Оно вырастает из идеала или видения, которые мы имеем в своей жизни, а также из потребности стать более эффективными в реализации этого идеала или видения. Желание измениться вырастает также из осознания того, что успех в самосовершенствовании и улучшении характера приводит к счастью в жизни. (Это обсуждалось в главе 7.)
• Чтобы мы знали, как приступить к изменениям своих привычек. Мы уже обсуждали проверенные временем методы чтения жизнеописаний выдающихся лидеров и ведения дневника самосовершенствования".
Коротко говоря, успех в изменении привычек зависит от всех трех перечисленных выше факторов, от их взаимодействия и уравновешенности, как это показано на рис.8.
Прояснив в сознании вопросы "что", "почему" и "как" мы хотим изменить, мы должны разработать программу действий, которая поведет нас к избранной цели. Если мы, изменив характер, хотим стать господами своей судьбы, то должны кое-что затратить на основной инструмент, который даст нам это могущество — а именно, на нас самих. Главные затраты, которые потребуются, выяснялись много-много раз на протяжении человеческой истории во всех культурах и обществах по всему миру. Главное, что нужно для преображения, это:
• время, и
• сила воли настаивать.
Опыт преображения человеческой натуры показывает, что человек сохраняет мотивацию и упорство в преображении себя, если осуществляются сбалансированные затраты времени и силы воли, сконцентрированные на нескольких видах деятельности. Секрет успеха заключается в непрерывности этой работы; все время помните, что "всякая истинная работа — это отдых"4, и "отдых — это перемена работы"5. Вот самые существенные направления затрат:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ В ТЕЛЕ. Только здоровое тело, способное вынести тяжелые умственные и физические нагрузки, в состоянии помочь в быстрой трансформации; также как и в успехе любого иного начинания. Очень важно около 45 минут в день посвящать физическим упражнениям. Разработанные в Индии йогические упражнения — превосходная система для укрепления физического и умственного здоровья. Однако, ходьба, бег трусцой, занятия гимнастикой, плаванье и тому подобное, также хороши. Существенно, чтобы пища была чистой и готовилась с любовью. Большинство наших болезней происходит от неправильного питания, злоупотреблений и недостатка упражнений. Теперь уже хорошо доказано, что сокращение объема потребляемой пищи до семидесяти процентов от того, что считается нормальным, улучшает самочувствие проясняет ум и продлевает жизнь.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УМА. Проведенные в Индии эксперименты по определению потенциала, присущего каждому человеку, в отношении мысли, эмоций, памяти, воображения, распознавания и прочих функций ума, показали, что человеческий ум обладает экстраординарными способностями"6. Как лица и голоса людей отличаются друг от друга, так и их умственный мир, манера мыслить, способы понимания, реакции на происходящее — различны. Вследствие этого в индийской традиции преображения человека самый главный упор делается на чистоту, здоровье и контроль ума. Медитация и чтение — это проверенные временем приемы поддержания ума в алертном, энергичном, возбужденном и позитивном состоянии. Чтение книг о жизни великих людей, классики, профессиональной литературы, книг о лидерстве и духовности — должно стать частью нашего повседневного быта. Каждый, кто намерен воспарить вверх, должен поставить себе целью читать в среднем по 18 книг в год; это средняя цифра для людей, добившихся крупного успеха.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ. Понимание важности духовного роста во всем процессе преображения личности — это основная часть духовного наследия человека. Ее важность для успешного лидерства признается теперь и на Западе. Стефен Кови, рекомендуя медитацию, заметил, что "духовное измерение — это ваше ядро, ваш центр, основа всей вашей системы ценностей. Это самая личная и самая важная сфера жизни. Она связана с источником, дарующим вам взлет и вдохновение, связывающим вас с непреходящими истинами всего человечества"7. Именно благодаря ежедневным медитациям на протяжении 20 - 30 минут мы можем созерцать вечное и понять также, "кто есть я", "в чем заключается цель жизни", "в чем состоит тайна вечного блаженства"", осознавая тем самым скрытую в каждом человеке божественность, чтобы подняться над всеми религиями, отмеченными приверженностью к ритуалам. "Хорошо быть рожденным в лоне религии, но не хорошо в ней умереть. Растите и избавьте себя от ограничений правил и доктрин, которые ставят преграды вашей свободной мысли, от ритуалов и церемоний, которые разделяют и направляют. Достигните той точки, в которой церковь уже не имеет значения, точки, в которой все дороги оканчиваются, и все дороги начинаются" . Подобные затраты времени наиболее продуктивны, ибо вдохновляют нас на высшие усилия.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБЩЕСТВА. Служение (сева) нашим близким, причем не ради наград и признательности, а исключительно ради их собственного блага, — самый животворный опыт в нашей жизни. "Рука служащая святее губ молящихся"9. И несмотря на это, мы медлим с тем, чтобы заняться подобной деятельностью. Радость, проистекающая от анонимного служения, намного выше любого другого источника радости, а большинство из нас ее пугается. В деле преображения нашего характера служение безо всяких эгоистических мотивов дарит нам могучее вдохновение, позволяющее проявлять настойчивость. Именно поэтому "Служение обостряет ваше видение, расширяет осведомленность, углубляет сочувствие"10. Поэтому же служение является ключевой деятельностью для эффективного лидера. "Если тот, кто понимает дух служения, становится лидером, такой лидер непременно будет сохранять и совершенствовать свое лидерство посредством служения. Не поняв служения, не став вначале слугой лидера, человек стать лидером не может"1'. Позицию индийской этики в этом вопросе можно подытожить санскритским словом "Паропатра", которое своим смыслом побуждает граждан "жить для других". Доктор Ханс Салье в своей монументальной работе, посвященной стрессу, указывает, что "долгая, здоровая и счастливая жизнь является результатом сотрудничества и усилий по воплощению лично выношенных планов улучшения и привнесения счастья в жизнь других людей"12. К тому же выводу пришел Джордж Бернард Шоу, когда сказал: "Поистине радостна жизнь, которая использована во имя цели, признанной великой самим человеком. Жизнь, которая стала силой самой природы вместо того, чтобы быть лихорадочным, эгоистичным клубком болезней и обид, жалующимся на то, что мир не посвятил себя всецело тому, чтобы сделать его счастливым. Я придерживаюсь мнения, что моя жизнь принадлежит всему обществу, и коль скоро я еще жив, моя привилегия заключается в том, чтобы делать для общества все, что я Только могу"13. Каждый день мы должны ставить себе цель услужить хотя бы одному человеческому существу, дабы увеличить вклад в копилку безусловной любви"14. Тогда мы сможем стать предвестниками солнечных лучей радости и надежды. Каждый день станет днем нашего роста и преображения.

Если мы приложим усилия во имя собственного преображения так, как это указано в описанных нами и проверенных временем рекомендациях, то обретем неувядаемое вдохновение расти и стать хозяевами собственной судьбы.
В главе 7 мы обсудили метод ведения дневника самосовершенствования. Там же мы отметили большую ценность чтения книг о жизни выдающихся людей, продолжающих вдохновлять человечество. Наилучшие результаты достигаются при совместном использовании обоих методов.
Жизнь не каждого из 108 человек, чей список помещен в конце книги, вдохновит каждого читателя. Однако, если мы прочтем, скажем, десяток подобных книг, то в некоторых из них отыщем заветный ключик, который выпустит на волю силы, дремлющие в нашем подсознательном уме и вдохновимся на подражание этим людям. Тогда мы должны начать изучать жизнь этих людей более тщательно.
Для настоящей главы избраны краткие жизнеописания трех замечательных людей из упомянутых 108. Еще в недавние времена они оказывали вдохновляющее воздействие на широчайшие массы по всему миру. Для нашего выбора есть и другая причина. Каждый из них является прекрасным примером того, как человек смог преобразить свой характер с помощью личных усилий. Они жили на разных континентах. Их социальное происхождение также совершенно различно — рабочий класс, средний класс и аристократия. Каждый из них обладал глубокой верой в Высшего Создателя. И, наконец, каждый из трех видел, что мир становится огромным и хорошо организованным глобальным государством. Это:
• Бенджамин Д. Франклин из Соединенных Штатов Америки (родился в 1706 году).
• Махатма Ганди из Индии (родился в 1869 году).
• Уинстон Спенсер Черчилль из Великобритании (родился в 1874 году).
Бенджамин Франклин как представитель английских колоний в Северной Америке пытался склонить британских министров предоставить американским колониям самоуправление". Своими добросердечными шагами этот американский провидец закладывал потенциал для неразрывной связи между Англией и Америкой в великой всемирной федерации. Британские министры категорически отказались, и тогда американские колонии восстали и отделились вообще. Примерно 150-ю годами позже Махатма Ганди сходным образом пытался убедить британских министров предоставить независимость Индии в качестве шага по превращению мира в единую семью людей. Уинстон Черчилль страстно отверг это предложение. Черчилль также обладал видением мира, но мира, объединенного под опекой британской аристократии. По мере нашего вступления в двадцать первое столетие мир неуклонно движется к Единству людей. Следовательно, жизнь этих трех человек должна представлять особый интерес для вдохновения лидеров завтрашнего дня. Изучите ее, и перед вами распахнутся широкие горизонты.Краткие жизнеописания Бенджамина Франклина, Махатмы Ганди и Уинстона Черчилля по сути своей — только введение. Их достижения столь велики и различны, что на немногих страницах просто невозможно воздать им по справедливости за их содействие человечеству. Основное внимание в этих очерках будет уделено раннему периоду их жизни, чтобы вдохновить молодежь примерами того, что стать хозяином своей судьбы — значит приложить необходимые усилия.
Читая эти вдохновляющие жизнеописания мы должны попытаться понять, каким же образом были сформированы эти xaрактеры, чтобы стать тем, чем они были. Среди многих выдающихся исторических лидеров мы можем обнаружить таких, на которых сильно повлияли учителя, гуру или руководители, чтобы превратить их в тех, кого Платон называл "царями-философами" Например:

• Александр Великий из Македонии находился под влиянием Аристотеля.
• Чандра Гупта Маурья из Индии находился под влиянием Чанаки
• Шиваджи из Индии находился под влиянием мудреца Смартха Рамдаса.
Мудрец Видьяранья, вдохновивший создание могущественной империи Биджапур в Южной Индии, в прекрасных санскритских стихах провозгласил как раз ту концепцию "царя-философа", которой придерживались Бхишма (см. Введение) и Платон:

"И Чаритум Шакъюм Самъяграджйядхи Лоукикам".

"Только человек твердого характера и мудрости может успешно справиться с задачей по руководству и управлению царством".

Бенджамин Франклин

Жизнь Бенджамина Франклина, одного из самых уважаемых отцов-основателей США, вероятно, наилучший исторический пример человека, который сделал себя сам. Как смог молодой человек, рожденный в относительной нищете, не учившийся в школе, преобразить себя настолько, что стал процветающим бизнесменом, дипломатом, известным космополитом, изобретателем и гражданином мира?
Карьера общественного деятеля привела его в Лондон в качестве главного представителя английских колоний в Северной Америке. К несчастью, британские государственные деятели не обладали мудростью Бенджамина Франклина. Они хотели управлять своими колониями прямо из Лондона, вместо того, чтобы предоставить колониям самоуправление, как предлагал Бенджамин. Тупиковая ситуация привела к провозглашению колониями Декларации Независимости. После того, как этот бунтарский документ был подписан, Бенджамин Франклин, с присущим ему чувством юмора, сказал: "Теперь мы должны держаться вместе, или нас повесят no-отдельности!" Вскоре разразилась американская революция. Бенджамина избрали для того, чтобы он отправился во Францию, к исконным врагам Англии. Он успешно обеспечил финансовую и военную поддержку для ведения боевых действий против Британии. Это произошло через несколько лет после Французской революции, зачинателем которой в 1789 году был Наполеон. У Бенджамина было много поклонников в Англии, где он в конце концов смог организовать переговоры с британцами о признании ими 13 бывших колоний в Америке независимыми государствами. Наконец, он играл активную роль в создании американской конституции. Именно он предложил, чтобы несмотря на расхождения во мнениях среди делегатов, конституция была бы принята единодушно. Престиж Бенджамина был так высок, что его призыв был воспринят.
Тысячи молодых людей были вдохновлены его историей самосовершенствования посредством "прилежания", "скромности" и "силы воли", они тоже решили изменить свои характеры к лучшему. Наша цель при изучении жизни Бенджамина Франклина заключается в том, чтобы выяснить, как этот мальчик, происходящий вовсе не из высшего класса, развил и преобразил себя настолько, что "все его труды, все изобретения, все работы по философии, экономике, политике и науке были направлены на одну цель - принести пользу человечеству"16. В процессе саморазвития он улучшал все, чего только касался.
Его родители, красильщики по профессии, иммигрировали из Британии в США в 1682 году. Они покинули свой дом, чтобы избавиться от религиозного фанатизма, который доминировал в то время. Бенджамин родился в январе 1706 года и был самым младшим сыном в семье. У него обнаружились способности к чтению, и его отдали учиться в школу, где он вскоре стал прекрасным учеником. Однако, его отец не мог оплачивать обучение и, кроме того, ему не нравилось, чтобы "впоследствии возникло очень уж образованное и бедно живущее большинство"17. Поэтому по прошествии двух лет его из школы забрали с тем, чтобы обучить ремеслу по той или иной специальности.
Тем временем Бенджамин помогал отцу в свечном и мыльном производстве. Но ему это занятие не нравилось. У него была большая компания друзей. Они часто просили его помочь им в трудной ситуации. Среди прочих игр и затей, которым они с удовольствием предавались, они часто уходили на болота вблизи морского побережья, чтобы ловить там рыбу. Чтобы не мокнуть часами в болотной воде, она надумали построить платформу. Под водительством Бенджамина они натаскали со стройки достаточно обтесанных камней, чтобы возвести совместными усилиями приличную платформу. Поиски пропавших камней вскоре навели на эту группу ребят. Естественно, родители призвали их к ответу. Бенджамин долго доказывал отцу, что платформа очень полезна им для рыбной ловли. Но отцу удалось все же его убедить, что "ничто не может быть полезным из того, что не честно"18. (Честность означает — не лгать, не красть, не обманывать.) Этот случай заложил фундамент характера Бенджамина.
В возрасте около двенадцати лет он уже работал подмастерьем при своем старшем брате Джеймсе, который освоил профессию печатника и даже заимел свой собственный печатный станок. Бенджамин был рад такой возможности, ибо она позволила ему непосредственно соприкоснуться с миром книг и газет. Он уже и раньше покупал книги или брал их почитать на время, так что в подобной работе увидел прекрасную возможность для самообразования. В чтении книг он был буквально ненасытен, читал по многу часов до и после работы в печатне. А если его друг, работающий в книжном магазине, притаскивал ему тайком хорошую книгу, он читал всю ночь напролет, чтобы ее закончить. Он в особенности заботился, чтобы книга оставалась совершенно чистой и возвращалась на место рано утром. Среди многочисленных классических, исторических и других книг, чтение которых было особенно плодотворным, глубокое воздействие на Бенджамина оказало "Эссе о том, как творить Добро" доктора Мазера. Оно наложило отпечаток на "некоторые важнейшие события моей будущей жизни"19. Тем временем он попробовал свою руку в стихосложении, но оставил это занятие под сильным давлением отца, ибо "рифмоплеты в большинстве своем нищи!"20
В возрасте примерно шестнадцати лет Бенджамин стал вегетарианцем, узнав из книг о том, насколько оно благотворно. Он обнаружил вдобавок, что такое питание дешевле, а также ускоряет его учебу благодаря тому, что "голова намного яснее и усвоение происходит быстрее, что обычно наблюдается при умеренном питании"2'. Он установил, что кусок хлеба, пригоршня изюма и стакан воды оказались превосходной пищей! (Однако он оставался строгим вегетарианцем не долго).
Он стремился прочитать всю доступную литературу о Сократе. Оттуда он научился искусству убеждать других в верности собственной точки зрения. Резкие возражения и грубые доводы настраивают собеседника против вас. "Позиция смиренного исследования и сомнения, выражаемого со скромной неуверенностью" имели гораздо больше шансов на успех. Слова вроде "несомненно" и "определенно" создают впечатление самоуверенности и оспариваются. А слова типа "я думаю или чувствую то-то и то-то"; мне кажется; мне бы хотелось думать, что это так" или "это так, если я не ошибаюсь"23 имеют больше шансов убедить других. Бенджамин продолжает, напоминая нам слова Попа:
"Людей следует учить так, как будто вы их не учите, А вещи неизвестные полагаете забытыми".
Позже, во времена своей молодости, он усвоит и иной урок того, как следует убеждать людей. Он поймет, что человеку "неуместно выступать даже с самыми полезными предложениями, если окружающие могут заподозрить, что предложения эти направлены на его возвышение над ними, пусть даже в самой малой степени."24 Лучше запустить эту идею от лица другого человека или учреждения. Он вскоре научился тому, что "небольшое пожертвование тщеславием сейчас обильно вознаграждается потом."25 Он в своей жизни воспользовался этими уроками с большим успехом. Лао Цзы более двух тысяч лет назад учил той истине, что "подлинная личная заинтересованность (лидера) учит его бескорыстию". Однако прежде, чем он смог достаточно полно усвоить подобные уроки, у него начались проблемы с собственным братом. Джеймс, будучи намного старше, продолжал его поколачивать, когда, как пишет Бенджамин, "я был с его точки зрения слишком дерзок и заносчив"26 . Поэтому он решил расстаться с братом и тайком сбежал в Нью-Йорк. Не найдя там никакой работы, он перебрался в Филадельфию, где получил работу в типографии. Благодаря прилежанию и познаниям он вскоре стал известен как многообещающий молодой человек. А губернатор, сэр Уильям Кейт, заинтересовался им настолько, что стал предлагать ему завести собственную типографию. Он даже предложил оформить для него кредитное письмо, чтобы приобрести необходимое оборудование в Лондоне.
Бенджамин отправился в Лондон. По прибытии на место он обнаружил, что губернатор его обманул — никаких кредитных писем для него не было. От одного джентльмена, мистера Денхама, с которым он подружился за время путешествия на корабле, он узнал, что губернатор — добрый малый, но "с легкостью дает обещания, которые и не думает исполнять"27. К сожалению, он заимел дурную привычку — "хотел удовлетворить всех, но, не имея, чего дать, раздавал обещания"28. Но человек, который не делает то, о чем говорит, вскоре бывает разоблачен, и ему уже больше никто не верит. В возрасте восемнадцати лет Бенджамин усвоил, что так поступать нельзя никогда.
В Лондоне ему пришлось задержаться на 18 месяцев. Он работал в лучшей типографии города. Так как он не желал пить пиво, товарищи по работе прозвали его "Вода-Америка!" Тем не менее, он приобрел огромный профессиональный опыт и завел несколько очень хороших друзей среди учеников и литераторов. Он поддерживал контакты с мистером Денхамом и многому от него научился.
В свое время, когда дело Денхама в Бристоле лопнуло и он смог расплатиться с кредиторами, ему пришлось бежать в Америку. После поистине тяжелейшей работы в течение нескольких лет, он вернулся в Англию с репутацией счастливчика. Вскоре по возвращении в Англию он созвал всех своих былых кредиторов на банкет. Перед началом обеда он выступил с короткой речью, в которой поблагодарил их за оказанную ему поддержку. А потом начался обед, и все приглашенные решили, что приличная закуска, это все, что они смогут получить с Денхама. Но когда первое блюдо было съедено и тарелки убраны, то каждый под своей тарелкой обнаружил "банковский чек на всю неуплаченную сумму включая проценты''29. Для юного Бенджамина это был пример честности и правильного поведения, которому он подражал всю жизнь.
В США он вернулся как сотрудник торговой компании Денхама, уже зная, как вести дела успешно. Но через шесть месяцев Денхам умер, и Бенджамин опять вернулся к типографским работам. Через два года он смог основать собственную типографию. К этому времени он уже был полностью убежден, что "самым важным для счастья в жизни являются правдивость, искренность и прямота в отношениях человека с человеком"30.
Примерно в это время он основал небольшой клуб, с ограниченным числом членов в 12 человек, имеющий целью взаимное совершенствование участников и называвшийся "Клуб Заговорщиков". Они встречались каждую пятницу и обсуждали вопросы, относящиеся к морали, политике и философии. Кроме того, каждые три месяца они подготавливали статьи и очерки. Среди членов клуба были математик, землемер, сапожник, столяр, "джентльмен удачи" и клерк. Больше всего их привлекало чтение и учеба. Большинство проектов, которые Бенджамин воплотил за свою жизнь, зародились в тех дискуссиях.
Для его деловой активности были характерны упорный и честный труд, что создало ему благоприятную репутацию. Типография процветала. Бизнес расширялся.
В 1732 году он впервые, под псевдонимом Ричарда Сандерса, опубликовал свой "Альманах Бедного Ричарда". Издание стало бестселлером. За 25 лет оно принесло ему удачу и явилось средством распространения нравственности. Он наполнял "Альманах" пословицами и изречениями, содержащими мудрость многих веков и народов. Книгу переводили и печатали во многих странах Европы.
По мере развития своего бизнеса, он осуществил множество общественно-значимых проектов, которые в наши дни являются общепринятым стандартом в каждом городе США, организовал библиотеку, пожарное депо, страховую компанию и больницу. Он основал академию, которая теперь превратилась в университет штата Пенсильвания, один из лучших в США. Столь же значителен был его интерес к наукам. Он изобрел печь для обогрева жилищ, громоотвод, который стал стандартной принадлежностью каждого Строения во всем мире, а также бифокальные очки для тех, у кого ослаблено зрение. Положительное и отрицательное обозначение, применяемое для электрического тока, было также его даром.
В возрасте 24 лет Бенджамин женился на мисс Рейд. Она впервые увидела его в самый первый день его появления в Филадельфии семью годами раньше. Он был грязен, встрепан и голоден после своего трудного путешествия из Нью-Йорка. Он купил три огромные круглые буханки хлеба, шел по улице, зажав под каждой подмышкой по буханке, и откусывая куски от третьей. Она подумала тогда, "до чего же нелепый и неуклюжий тип"31. И вот, она стала его доброй женой и оставалась ею на протяжении всей жизни. Она одобряла его умеренность и прилежание; "мой завтрак долгое время состоял из хлеба и молока (без чая) и я поедал его из глиняной миски с помощью оловянной ложки. Но, вопреки всем принципам, в семье проявлялись признаки роскоши. Как-то раз поутру я обнаружил, что завтрак подан на китайской посуде и с серебряными ложками... моя жена купила их, так как пришла к выводу, что ее муж заслуживает китайской посуды и серебряной ложки никак не меньше, чем любой его сосед"32.
Вероятно, величайшим даром человечеству со стороны Бенджамина являются несколько страниц его автобиографии, на которых он рассказывает, как дневник помог ему взрастить в себе те достоинства, которые он полагал для себя необходимыми. Примерно ко времени женитьбы он уже сформулировал для себя "четкий и напряженный план достижения нравственного совершенства"33. Он проанализировал свой характер и выбрал тринадцать достоинств, в которых, как он чувствовал, он нуждался, чтобы изменить свои привычки и достичь совершенства. Вот эти качества, совместно со сделанными им пояснениями к каждому из них:

1. УМЕРЕННОСТЬ. Есть так, чтобы не тупеть, пить так, чтобы не заноситься.
2. МОЛЧАНИЕ. Говорить только то, что могло бы принести пользу другим или себе; Избегать пустых пересудов.
3. ПОРЯДОК. Каждая вещь должна знать свое место, а каждое дело свое время.
4. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ. Решитесь делать то, что обязаны сделать; исполняйте без колебаний то, что решили сделать.
5. СКРОМНОСТЬ. Не тратиться ни на что, за исключением того, чтобы сделать доброе дело для других или для себя; иными словами, не транжирить.
6. ПРИЛЕЖАНИЕ. Не терять времени; быть всегда занятым чем-нибудь полезным; отказаться от всех ненужных затей.
7. ИСКРЕННОСТЬ. Никаких оскорбительных обманов; рассуждать просто и справедливо; и уж если говорить, то говорить соответственно.
8. СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Не причинять никакого вреда несправедливостью или небрежением той пользы, которую обязан приносить.
9. ВОЗДЕРЖАННОСТЬ. Избегать крайностей; воздерживаться от обидных оскорблений, даже если они кажутся заслуженными.
10.ЧИСТОПЛОТНОСТЬ. Не допускать никакой нечистоплотности в отношении тела, одежды или поведения.
11.СПОКОЙСТВИЕ. Не волноваться по пустякам, или же из-за событий неизбежных, либо затрагивающих всех.
12. ЦЕЛОМУДРИЕ. (Без комментариев).
13.СМИРЕНИЕ Подражать Иисусу и Сократу.

Чтобы достичь совершенства по всем пунктам, он решил концентрироваться на одном из них на протяжении недели. Справившись с этим, он мог переходить к следующему качеству на следующую неделю, тратя таким образом на один цикл тринадцать недель, Совершая четыре цикла за год.
Он изготовил маленькую записную книжку, содержащую подготовленные страницы для каждого качества, как это показано на рис.8.2. Там имелось семь граф на каждый день недели, и, кроме того, тринадцать строк по числу достоинств. Линии помечались первой заглавной буквой названия качества.
Пометки черным карандашом ставились всякий раз, как он допускал промах в отношении качества, назначенного на текущий день. И каждый вечер он занимался тем, что анализировал весь прошедший день. Тогда он уделял внимание каждому качеству по очереди. Таким образом, за первую неделю он концентрировался на том, чтобы избегать малейших уклонений от Умеренности. А относительно других качеств он особо не заботился, только отмечал ежевечерне случившиеся промахи. Такая концентрация приводила к тому, что строка, соответствующая умеренности, в течение недели оставалась чистой, а данная черта поведения находилась под неусыпным контролем.
На следующей неделе он переходил к следующему качеству и старался, чтобы соответствующая строка также оставалась чистой. Он пояснял, что весь процесс напоминал прополку овощных грядок. Вы ведь не можете прополоть за один проход весь огород. Вы за один раз обрабатываете одну грядку. Прополов тринадцатую грядку, вы возвращаетесь опять к первой. Можно было наблюдать, как под воздействием этого повторяющегося и концентрированного процесса, страницы записной книжки понемногу становились чище. Он мог бы после каждого цикла стирать отметки, но это сделало бы записную книжку неопрятной. Поэтому через несколько лет он стал пользоваться книжкой, листочки которой были выполнены из слоновой кости, что позволяло легко и без следа удалять все пометки. С годами он заметил, что количество промахов убывает. Позднее он стал проводить один цикл в год, а потом один цикл в два года. С сожалением он писал, что так никогда и не смог вполне совладать с порядком, почему и тратил много времени на поиски вещей, которые должны были бы находиться на предназначенных им местах.
Одну страницу записной книжки он выделил для расписания дел обычного дня, с указанием выделенного на эти дела времени. День он начинал с того, что намечал его программу и решал, что хорошее он намеревается совершить сегодня. Сходным образом, он уделял время для анализа всей деятельности за день.
Мудрость и добродетель среди лидеров, будь то на семейном или государственном уровне, приводят в результате к достижению золотого века. Отсутствие же этих качеств влечет за собой лишения и упадок. Возвышение США в значительной мере произошло благодаря таким лидерам, как Бенджамин Франклин, которые заложили фундамент нации около двухсот лет назад. Жизнь Бенджамина— доказательство того, "насколько мал, по необходимости, бывает источник счастья, достоинства и величия", так написал друг Франклина, который побудил его завершить свою автобиографию.
С автобиографией Бенджамина Франклина мы должны знакомиться в молодости, поскольку именно в этом возрасте формируются наши основные привычки и предрассудки. Именно в молодости мы избираем профессию, цель устремлений и друга жизни.

Махатма Ганди

"Многие лидеры прошествовали по сцене современного мира с гораздо большим блеском и апломбом, чем Махатма Ганди. Но мало кто оказал столь важное и революционное влияние на современную историю"35. Он вдохновил индийский народ на кампанию ненасильственного неповиновения (сатьяграху) во имя достижения независимости. Победа этого величественного начинания знаменовала начало конца империализма и колониализма во всем мире и возвращение природных ресурсов их законным владельцам. Борьба и победа Ганди внесли основной вклад в ускоренное движение человечества к новой эре, к эре

"ЕДИНСТВА ЧЕЛОВЕКА, ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
и ВСЕМИРНОГО ГРАЖДАНСТВА"

Как же смог Ганди, этот застенчивый и погруженный в себя мальчик, превратиться в лидера, занимающего самое видное место среди ста выдающихся людей всех времен и народов во всех областях человеческой деятельности. И это произошло вопреки тому, что, как вспоминал сам Ганди, в школьные времена его натура была довольно трусливой. "Мною постоянно владел страх перед ворами, привидениями и змеями. Ночью я не смел выглянуть за дверь."36 Он боялся спать в комнате без света и стыдился того, что даже его собственная жена обладала большей смелостью, чем он.
30 января 1948 года этот самый человек в возрасте 78 лет направлялся в Нью Дели, чтобы собрать людей на обычную вечернюю молитву. Толпа насчитывала примерно тысячу человек. Когда Ганди приблизился к сидящей толпе, из ее первых рядов поднялся человек и направился к медленно шедшему Махатме, якобы для того, чтобы выразить ему свое почтение. Он приблизился на расстояние двух шагов. А потом выхватил пистолет и произвел три выстрела. Ганди погиб на месте, а весь мир погрузился в траур.
Поступил целый поток знаков признательности к этому "обыкновенному гражданину, не обладающему ни богатством, ни собственностью, ни официальным титулом или положением, академическими заслугами или научными достижениями, или художественным даром"37. Из стран за пределами Индии было получено почти 3500 посланий, выражающих сочувствие. Французский социалист Леон Блюм выразил то, что чувствовали миллионы людей по всему миру. Он написал: "Я никогда не видел Ганди; Мне не знаком его язык. Я никогда не ступал на землю его страны. И все же я испытываю такое горе, как будто потерял кого-то самого близкого и дорогого. Весь мир погрузился в траур по случаю смерти этого выдающегося человека"38. Альберт Эйнштейн утверждал, что "могущественное движение масс нельзя организовать средствами хитрой игры и обычных политических маневров и уловок, но только убедительным примером нравственно высокого поведения в жизни. В наши времена крайнего нравственного упадка он оказался единственным политическим деятелем, отстаивающим высокий уровень человеческих отношений в политической сфере"39. Генерал Дуглас Макартур после Второй Мировой войны был главнокомандующим оккупационных сил США в Японии. Этот выдающийся мыслитель и герой двух мировых войн, отдавший свою жизнь профессии, занимающейся "управляемым насилием", написал о вере Ганди в ненасилие следующими словами: "При будущей эволюции цивилизации, если она выживет, люди в конце концов не ошибутся и воспримут веру Ганди в то, что человеческая склонность разрешать спорные вопросы путем применения силы, не только фундаментально ошибочна, но и чревата самоуничтожением."40 Вот пример замечательного исторического анализа и истины, относящейся к проблеме использования вооруженной силы в человеческих делах.
История самосовершенствования Ганди просто очаровательна. Этот путь доступен каждому из нас, ПРИ УСЛОВИИ, что мы пожелаем приложить усилия. Этот путь демонстрирует, что никакие сколько-нибудь долговременные достижения в жизни невозможны, если при этом использовались средства, не сочетающиеся с человеческими ценностями. Поэтому ЖИЗНЬ, основанная на этих ценностях, и есть царственный путь, причем, не только для достижения превосходства в любой сфере, но также для достижения счастья, мира и удовлетворения жизнью.
Ганди родился 2 октября 1869 года в семье из зажиточной касты бакалейщиков (слово "ганди" и означает "бакалейщик"). Однако на протяжении уже двух поколений члены семьи исполняли обязанности бургомистров в нескольких крошечных городках княжества Гуджарат, что находится в западной части Индии. Отец Ганди, Карамчанд, "не имел никакого образования, помимо жизненного опыта, но он был неподкупен и снискал репутацию беспристрастного человека не только в семье, но и за ее пределами"41. Он прославился своей верностью и нравственным мужеством в отстаивании интересов правителей, которым служил.
Моханчанд Карамчанд Ганди был четвертым и последним сыном четвертой жены своего отца, который был женат четыре раза по причине смерти предыдущих жен.
Ганди очень сильно любил свою мать Путтлибаи. Он испытывал сильное влияние со стороны этой набожной и святой женщины. Она никогда не приступала к еде без молитвы и каждый день посещала храм общины. Она совершала длительные посты и добровольно принимала на себя обеты, которых стойко придерживалась. В период чатурмас (пост, длящийся четыре месяца в сезон дождей) она привыкла питаться всего один раз в день. Но и в это время она придерживалась разнообразных обетов.
Иногда, например, это могло быть полное воздержание от пищи каждый второй день. Либо она не ела до тех пор, пока не увидит солнце. Тогда дети должны были следить, не проглянет ли солнце сквозь тучи, и бежать к матери, чтобы сообщить об этом ей. Но временами случалось так, что когда она выходила взглянуть на солнце, небо опять было затянуто тучами. Тогда она просила детей не волноваться, так как "Создатель не хочет, чтобы я сегодня ела"42, и невозмутимо возвращалась к своим делам по хозяйству.
Во время одного из таких периодов чатурмасьи она приняла обет поесть только после того, как услышит, как поет кул (черная птичка, известная своим веселым пением в период дождей). Ганди очень любил свою мамочку, и не хотел, чтобы она лишилась пищи. Поэтому как-то раз, когда кул не начинал петь слишком долго, он вышел на улицу и стал подражать его пению. А потом бросился в дом с криком, что кул запел и она может поесть. Путлибаи сразу вывела его проказу на чистую воду. Она взяла мальчишку за руку, отвесила ему пару крепких шлепков и посоветовала никогда больше не лгать, что бы ни случилось. Этот незамысловатый поступок любящей матери, которая сама была живым примером верности своим принципам, оказал на Ганди глубокое воздействие. ИСТИНА стала фундаментом его характера43. Ганди начал учиться в школе. По его собственной оценке, он был средним учеником. Будучи робким и молчаливым, он не очень много общался с другими ребятами. Как только занятия заканчивались, он буквально бежал домой. Но уже в таком юном возрасте он был на редкость пунктуален. Как-то раз школу посетил инспектор по делам образования мистер Гайлз. В то время Ганди было 12 лет. Инспектор попросил учеников его класса написать правильно пять английских слов. Ганди писал слово "чайник" и ошибся. Его учитель, который прохаживался взад и вперед по проходу, заметил эту ошибку и в отчаянии попытался навести Ганди на мысль списать это слово с грифельной доски соседа, у которого оно было написано верно. Ганди отказался. Позже учитель выбранил Ганди за то, что тот своей тупостью подпортил показатели всего класса, так как все остальные мальчики свои слова написали правильно. Ганди испытывал к учителю глубокое уважение, но оно не распространялось на то, чтобы по его приказу заниматься обманом. Этот случай тоже стал вехой на пути становления характера Ганди, о чем мы с радостью вспоминаем.
Ганди был обвенчан с женой, когда ему исполнилось тринадцать лет, как было принято в Гуджарате в те времена. В своих записках он выступал против "пагубной практики детских браков". Он полагал, что это мешает индийцам достичь своего наивысшего потенциала.
Поскольку Ганди осознавал чрезмерную робость своей натуры, на него сильнейшее впечатление произвел небольшой стишок на языке гуджарати, который распространялся среди школьников:
"Смотри, могучий англичанин
Правит маленькими индийцами;
Так как он ест мясо,
Вот и вырос на пять локтей."44
Гуджаратским мальчишкам, которые питались только вегетарианской пищей, казалось, что стоит только индийцам начать есть мясо, как они смогут выгнать англичан из Индии вон. Его близкий школьный друг Шейх Мехбуб уговорил его попытаться есть мясо. В секрете от семьи, все члены которой были строгими вегетарианцами, Ганди попробовал его. Несмотря на отвращение, он продолжал свой эксперимент и ел мясо раз или два раза в неделю в качестве исполнения своего патриотического долга! Но он чувствовал себя очень неудобно оттого, что не мог рассказать родителям правду. Наконец, он покончил с этим экспериментом, так как не мог больше выносить напряжения из-за лжи и обмана.
В возрасте около 15 лет Ганди стащил маленький кусочек золота из нарукавного украшения своего брата. Это вызвало в его душе нравственный кризис. Он хотел рассказать всю правду отцу, чтобы подвергнуться осуждению и очиститься. Он описал все в деталях в письме на языке гуджарати и заключил свою исповедь обещанием, что больше никогда не будет красть, и попросил прощения у отца. Он молча передал свое письмо больному отцу, которому каждый вечер массировал ноги до тех пор, пока престарелый бургомистр не засыпал. Отец приподнялся на кровати и заплакал. Ганди уселся рядом и тоже разрыдался. Не было сказано ни слова. Они были не нужны. Слезы любви выразили все, что должно было быть выражено. Это происшествие в значительной степени укрепило нравственные силы Ганди. Отец его умер через несколько месяцев в 1885 году.
Ганди окончил среднюю школу, но не стал поступать в колледж. Воля его отца заключалась в том, что он должен был стать адвокатом, а потом, в соответствии с семейной традицией, бургомистром одного из маленьких городов княжества. В те времена кратчайший путь в адвокаты пролегал через трехлетнее обучение в Англии. Ганди уже был готов отправиться, когда возникли препятствия. Его мать не хотела отсылать своего младшего сына так далеко. А кроме того, не хватало денег. Тем временем, стремясь уехать в Англию, он носился с идеей заложить драгоценности, принадлежащие его жене. Однако дело, наконец, уладилось, когда старший брат, адвокат, пообещал оказать финансовую поддержку. Мать также согласилась и позволила ему ехать, после того, как семейный гуру потребовал от него обета, что во время пребывания в Лондоне "он не притронется ни к вину, ни к женщинам, ни к мясу"45. Но тут возникла последняя зацепка. Главы касты, к которой принадлежал Ганди, узнали о его предполагаемой поездке в Англию на учебу. Они встретились в Бомбее и вызвали туда Ганди. Они полагали, что он, находясь в Англии, не сможет исповедовать свою религию должным образом, поэтому воспоследовал совет отказаться от этого плана. Ганди отверг этот совет. Тогда они приняли решение объявить его вне касты!
Ганди прибыл в Лондон в 1888 году в возрасте 21 года и провел в Англии 2 года 8 месяцев. Он обучался в Иннер Темпле — самом аристократическом заведении из четырех, в которых студенты готовились к судейской карьере. Вначале он занимался, как он вспоминал позже, "обезьяньим подражанием английским джентльменам". Он одевался, как молодой горожанин, пытался учиться танцевать и посещал курсы красноречия. Но потом все это оставил. Культурный барьер, хотя и не по существу, а только по форме, оказался все же слишком высок, чтобы его было возможно преодолеть. Позднее, будучи секретарем общества вегетарианцев, он еще более укрепился в убеждении, что сущность, слагаемая из основных человеческих ценностей, одинакова у всех людей.
Он понял, что переделать и усовершенствовать себя гораздо важнее, чем обрести подходящую внешность. Он не отступал от обетов, данных матери. Он перестал потреблять пищу, содержащую яйца, так как его мать относилась к яйцам, как к мясу. Верность слову, данному матери, дарила ему много внутренней радости и укрепляло силу воли. Он познал, что "реальное место вкуса находится не на языке, а в уме".46 И Ганди приступил к борьбе за контроль над умом, эта борьба длилась всю его жизнь.
Вероятно, величайшим даром, который он обрел в Лондоне, было то, что он впервые в жизни познакомился с Гитой в переводе сэра Эдвина Арнольда. Книга содержит самую суть духовного наследия Индии, содержащегося в ведах и упанишадах и охватывающего по меньшей мере шесть тысячелетий. Гита объясняет, в чем состоит цель человеческой жизни и как ее достичь. Бескорыстное действие — вот главное в учении Гиты, и Ганди воспринял это всем сердцем. Многими годами позже об этой книге, посвященной жизни в согласии с человеческими ценностями и достижению цели в жизни, он написал таким образом: "когда меня посещали сомнения, когда разочарование не отводило глаз от моего лица, и я не видел ни проблеска света на горизонте, я обращался к Гите и находил стих, который успокаивал меня; я тут же начинал улыбаться, даже посреди неодолимого горя"47.0н также читал Новый Завет и Нагорную Проповедь, которая "проникала прямо в мое сердце "48.
Так, вооруженный величайшими ценностями, способными направлять человека в его жизненной борьбе, Ганди вернулся в Индию, уже в качестве квалифицированного адвоката. Он приступил к практике в Раджкоте, но не очень преуспел. К счастью, для ведения судебного разбирательства его нанял один гуджаратский торговец, по имени Дада Абдуллах Шетх, находящийся в британской колонии в Южной Африке. Именно в той стране и началось реальное преображение Ганди. Ему еще не было 24 лет, но все качества, необходимые человеку для работы над собой, были уже им усвоены, это — приверженность истине, сила воли, прямота и вера.
Как-то раз в связи с судебными делами Ганди потребовалось совершить поездку между Дурбаном и Преторией. Клиент приобрел для него билеты первого класса на ночной поезд. В пути один белый господин зашел в купе и, увидев Ганди, тут же вышел наружу. Вернулся он в сопровождении железнодорожного чиновника, который попросил Ганди перебраться в купе третьего класса. То, что у него билет первого класса, не имело значения, так как его кожа была не белой, а коричневой. Ганди отказался. Тогда они позвали полицейского, который вывел Ганди из купе силой. Он отказался ехать в купе третьего класса и всю ночь провел в зале ожидания, дрожа от холода. Его пальто находилось в багаже под присмотром полицейского, но он не хотел обращаться к тому ни с какими просьбами. Наутро он отправился пассажирским поездом на Йоганнесбург, так что смог преодолеть последний участок своего путешествия в Преторию.
Именно этой ночью, проведенной в зале ожидания на железнодорожной станции, в душе у Ганди всколыхнулось все благородное для того, чтобы сопротивляться несправедливости. Он не стал прислушиваться к советам, которые давал ему один торговец в Йоганнесбурге. "Эта страна не для людей, вроде вас. Чтобы делать деньги, нам лучше проглатывать оскорбления и вот — пожалуйста," — сказал тот, указывая на свое богатство". Ганди выяснил положения закона и, убедившись, что индийцам вовсе не было запрещено ездить первым классом, настоял на том, чтобы завершить свою поездку именно в этом классе. Он взбудоражил всю индийскую общину тем, что потребовал равенства гражданских прав. Так этой ночью началась борьба, которая длилась 20 лет. Но в этой борьбе не было ненависти. Для ее ведения Ганди разработал и использовал метод ненасильственного сопротивления.
Одно происшествие за этот двадцатилетний период его богатой событиями жизни заслуживает того, чтобы о нем рассказать даже в нашем кратком очерке, посвященном годам его становления. Этот случай указывает на широту видения Ганди, подкрепленную действием. Бурская война длилась с 1889 по 1902 год, когда буры, говорящие по-голландски, восстали против британского владычества. В Южной Африке симпатии индийцев, большинство которых были привезены в эту страну в качестве сельскохозяйственных рабочих, были на стороне буров. Индийцы делали для себя все , что возможно, и их жизнь уже начинала меняться. Но им не нравилась дискриминация со стороны британцев. Ганди убеждал их, что поскольку они являются гражданами британской колонии, моральный долг требует, чтобы они поддерживали бри-ганцев, независимо от несправедливостей, которые им причинялись. Он организовал и сам возглавил индийскую полевую госпитальную службу в составе 1100 человек из числа индийцев, христиан и мусульман, родившихся в Африке. Они находились в самом пекле боя, спасая и эвакуируя множество раненых солдат. Англичанин, редактор газеты "Претория Таймс", так писал об их деятельности во время своего посещения зоны боевых действий: "Рано поутру я увидал, как Ганди сидит на обочине дороги и завтракает сухим печеньем из армейского рациона. Все люди в армии генерала Буллера были вялы и подавлены. На всем лежала тень обреченности. Но Ганди вел себя мужественно, его речь звучала бодро и уверенно, взгляд был добр. В ходе кампании в Натале я встречал этого человека и его необученные подразделения на поле боя во многих местах. Где бы ни требовалась помощь — они были уже там. Их ненавязчивое бесстрашие стоило им многих жизней"50.
После своей первоначальной поездки в Южную Африку Ганди вернулся на время в Индию, где занялся практикой в Бомбее. И сразу добился успеха. Однако, внимая горячим призывам из Южной Африки, он оставил свое дело, приносящее 25000 долларов дохода в год (примерно один миллион долларов по нынешнему курсу) и отправился туда, чтобы направлять борьбу своих земляков. Это история, полная испытаний, неоднократных тюремных заключений и неудач, и изучать ее нужно очень внимательно. Наконец, в 1914 году пришла победа, когда между Смутсом и Ганди было подписано соглашение, по которому индийцы обретали весьма достойный статус. Он осуществлял свою борьбу методами ненасилия, в полном согласии с человеческими ценностями. Ганди пояснял: "Тактика сатъяграхи не имеет никакого отношения к разрушению, причинению увечий, унижению или ненависти к противнику, или к одержанию победы над ним посредством его ослабления. Следует убедить ум оппонента и завоевать его сердце методами гражданского неповиновения, надеждой, искренностью, рыцарством и самопожертвованием"52.Это же очевидно следует и из фрагмента письма, написанного Ганди премьер-министром Южной Африки Филдом Маршалом Яном Смутсом: "Вы помогли нам в те дни, когда мы в том нуждались. Как же мы могли вас арестовать, как бы вы не хотели причинять вред противнику. Вы желали достичь победы только ценой собственных страданий, и никогда не переходили самими же установленных границ вежливости и рыцарства. И именно это сделало нас абсолютно беспомощными"53. Смуте и Ганди стали друзьями на долгие годы. Ганди вернулся в Индию в 1915 году и в течение тридцати двух лет руководил борьбой индийцев за независимость, которая была завоевана ими в 1947 году. Эта борьба, проводившаяся методами ненасилия, вдохновлялась твердой верой Ганди в то, что каждый человек по существу — божественен, и, следовательно, истина и справедливость всегда победят. Однако это случится только тогда, когда ваша нравственная позиция убедит противника, что борьба не направлена на то, чтобы причинить ему ущерб или унизить. Вера Ганди во врожденную благопристойность британского характера была столь сильна, что он даже "высший класс тори", которые намертво стояли против независимости Индии, не рассматривал в качестве врагов. Он чувствовал, что они были пленниками своего высокомерного отношения к колониям и пленниками предрассудков, присущих их собственному классово-раздробленному обществу, где существуют "мы" и "они". Ганди прикладывал усилия к тому, чтобы они встали на Позицию, где существует только "мы", — на позицию, характерную для индийского наследия, для которого все человечество, нет, даже вся вселенная — ОДНО
Он был абсолютно уверен, что англичане могут править Индией только благодаря тем существенным слабостям, которые получили распространение в индийском обществе. В 1909 году, еще находясь в Южной Африке, он написал брошюру "Самоуправление Индии". Он вел борьбу в полном соответствии с тем планом, который был описан в этой книге. По его мнению упразднение "неприкасаемости", единство мусульман и индусов, поддержка местного производства пряжи в качестве символа возрождения индийской деревни, были не менее важны, чем политическая борьба за независимость.
Он отказался от европейской одежды и одевался, как индийский крестьянин. Он вел по-спартански простую жизнь. И в его борьбе за независимость Индии не было никаких догм. "Он был настолько открыт к восприятию доводов, обладал таким запасом нравственной смелости, что будучи однажды убежденным в том, что какая-либо из предложенных им акций оказалась несостоятельной, никогда не отказывался собственноручно внести поправки и публично признаться в своей неправоте"54. Он обладал редким сочетанием лидерских качеств — упорством в продвижении к цели и гибкостью ума, позволяющей изменить метод ее достижения. Подробное изложение перипетий его борьбы за независимость могло бы многократно продемонстрировать эту способность. Но, с одной весьма важной особенностью.
"Он никогда не позволял себе для достижения достойной цели прибегать к недостойным средствам. Его разборчивость в выборе средств была так велика, что в зависимость от этого ставилось даже достижение самого результата. Ибо он верил, что благой результат недостижим дурными средствами."55
Борьба Ганди за завоевание независимости достигла кульминации во время Второй мировой войны. Тогда в финальном поединке сошлись два выдающихся человека — Ганди и Черчилль, которому в нашей книге также уделено достойное внимание. "Черчилль и Ганди были схожи тем, что каждый из них отдал свою жизнь достижению единственной цели"56. Единственной страстью Черчилля было стремление сохранить Британию в качестве главенствующей силы в мире. И во что превратилась бы Британская империя без величайшего бриллианта в ее королевском венце — без Индии? Следовательно, ему были ненавистны любые разговоры о независимости Индии. Индия была его слепым пятном. Он был абсолютно убежден, что демократический мир под водительством британской аристократии принесет мир, благополучие и изобилие буквально всем. Ганди же, с другой стороны, был абсолютно предан идее независимости Индии. И его видение было много возвышенней. Он все человечество воспринимал как единую большую семью. Он выступал против фашизма и хотел бы, чтобы независимая Индия воевала на стороне демократии. Он провозглашал: "Я не желаю, чтобы Англия потерпела поражение или была унижена.,. Я могу обеспечить целостность Индии и нерушимость ее свободы только в том случае, если проявлю добрую волю в отношении всей семьи человечества, а не только в отношении той семьи, что обитает на небольшом клочке земли, называемом Индией"57. Именно в этом мы можем заметить связь между Ганди, Черчиллем и Бенджамином Франклином, о котором говорится в данной главе.
На 150 лет раньше Ганди Бенджамин Франклин, хотя и обладал таким же возвышенным видением, что и Ганди, не смог настоять на том, чтобы британское правительство предоставило самоуправление своим колониям в Америке. Это привело к войне за независимость Америки и к появлению США. Во время Второй мировой войны Черчилль не смог воспринять великую мудрость, содержащуюся в высказываниях Ганди. К сожалению, власть делает людей близорукими, и Черчилль упрямо отвергал советы американского президента Франклина Д.Рузвельта, а также ряда своих коллег. Он настаивал на безоговорочной капитуляции Германии и был против независимости Индии. Черчилль выиграл войну, но потерял Британскую империю. Страна, после выхода из мучительных испытаний войны, оказалась измотана и была практически банкротом. В результате первых послевоенных выборов тори под водительством Уинстона Черчилля, как символа британской аристократии, были лишены власти. К управлению Англией пришла партия лейбористов, которая и предоставила Индии независимость.
Хотя это была победа, Ганди не почил на лаврах. Страна была поделена на Индию и Пакистан. Ганди осознавал, что разделение страны по религиозному признаку причинит боль всем, и в наибольшей степени мусульманам. К сожалению, манера разделять и властвовать, присущая верхушке Тори в Англии, ослепила исламских лидеров в Индии, и они не придали значения этому кардинальному факту. Интересно отметить, что идея о разделе Индии по религиозному признаку впервые обсуждалась в 1923 году в книге, написанной известным индуистским лидером Бхаи Парманандом, а также в 1924 году в серии статей Нала Ладжпата Раи, опубликованных в газете Трибюн"58. Ганди, для которого все человечество было единым, с сожалением наблюдал, как идея создания Пакистана овладевает Джиннахом, будущим его основателем. Религиозные беспорядки, причинявшие ему боль, не прекращались. И тогда он вернулся к своей старой задаче: "умиротворять, распространять любовь и делать так, чтобы все люди становились братьями"59.
На протяжении всей жизни Ганди отвергал искушение властью и его целью было БЫТЬ, а не ИМЕТЬ. Ганди привнес этику в политику. Он ясно видел цель человечества в единстве людей. "Может быть, он и не добьется успеха", — писал индиец, нобелевский лауреат по литературе, поэт Рабиндранат Тагор. "Может быть, он потерпит неудачу, как это случилось с Буддой и Христом, пытавшихся отучить людей от их пристрастий, но о нем всегда будут помнить, как о человеке, превратившем свою жизнь в урок на все будущие века"60. Еще больше о нем будут вспоминать, когда человечество достигнет своей цели — единства людей, до которой не так уж далеко.
Любой молодой человек, желающий найти истинную цель жизни и жить в радости, мире и с улыбкой на устах, должен изучить жизнь Ганди. Для начала было бы неплохо прочитать книгу "Жизнь Махатмы Ганди" Люиса Фишера. Следующей могла бы стать его автобиография "Мои опыты с Истиной". Ни одно человеческое существо еще не писало о себе с такой честностью и открытостью, как Ганди. И, наконец, если возникнет вдохновение, можно изучить 18 томов "Собрания сочинений Махатмы Ганди". Никто из тех, "кто глубоко погрузится в поток жизни Гандиджи, запечатленный в этой серии, не будет разочарован, ибо там сокрыто сокровище, из которого каждый может вынести столько, сколько позволят его способности и вера"61.

Сэр Уинстон Черчилль

Сэр Уинстон Черчилль стоит в ряду величайших лидеров двадцатого столетия. Его лучшие часы выпадают на время Второй мировой войны (1938 — 1945), когда он в качестве премьер-министра Соединенного Королевства объединил весь мир на борьбу против фашистской тирании и одержал безоговорочную победу. Среди всех его многочисленных достижений как воина, писателя и государственного деятеля, величайшим достижением был сам сэр Уинстон Черчилль! История того, как преобразил себя этот "трудный мальчишка", считавшийся самым отстающим в классе на протяжении всей учебы, воодушевит любого юношу или девушку в любом возрасте.
Жизнь раскрыла в нем незаурядный характер. А также то, что "великодушие, любовь к чтению, бурлящее чувство юмора, не являются несовместимыми с решительностью, смелостью и высоким глубокомыслием (видением)"62. Уинстон родился 30 ноября 1874 года в аристократической семье видных английских политиков. Через всю его Жизнь красной нитью проходят две характерные черты: предельная уверенность в себе и упорная решительность.
Учебу он невзлюбил еще ребенком. В возрасте пяти лет, когда "он впервые подвергся угрозе обучения"63 со стороны гувернантки, Уинстон убежал и спрятался в кустах, в лесу своего огромного поместья. Прошло много часов прежде, чем удалось его отыскать! Он был невероятно огорчен, когда несколькими месяцами позже "был вынужден погрузиться в унылое болото, называемое арифметикой,... и стоило справиться с каким-то определенным видом этого несчастья, как навязывали новое, еще более замысловатое"64.
В возрасте семи лет он был направлен в подготовительную школу-интернат. Он ее возненавидел. Он читал книги не по возрасту, но плановые занятия, в особенности греческим и латинским языком, повергали его в состояние надменного безразличия. Его здоровье серьезно ухудшилось, и для его восстановления потребовался длительный уход. Потом его послали в другую подготовительную школу, которая ему понравилась больше.
В возрасте 12 лет его отдали учиться в первоклассную закрытую школу, Херроу. На протяжения всего пребывания там он играючи сохранял за собой самое последнее место в классе! Как-то раз его отец стал выпытывать у него, не хотел бы тот поступить в армию. Думая, что старик усмотрел в нем какой-то особый военный талант, Уинстон мгновенно ответил согласием. Только через много лет выяснилось, что отец предложил тогда такой вариант потому, что Уинстон "был недостаточно умен, чтобы идти в адвокаты"!65
В школе он преуспевал только в фехтовании, поэзии и английском языке. Все остальные предметы были ему безразличны. Ему очень нравилось слушать приглашенных по случаю докладчиков, рассказывающих о разнообразных событиях и интересах реальной жизни. Как-то раз такой гость заговорил об "имперской федерации", имея в виду развитие Британского содружества. Доклад чик упомянул известное высказывание лорда Нельсона накануне морского сражения при Трафальгаре: "Англия расчитывает, что каждый человек исполнит долг, найдя свое место в боевом строю." Докладчик продолжил, прибегнув к образу: "если мы и наши колонии будем держаться вместе, то настанет день, когда подобная команда пробежит не только по цепи кораблей, но и по цепи наций"66. Эти слова раскрыли для Черчилля видение великой роли Британии в мире, как он ее воспринимал. Это видение оставалось с ним всю жизнь.
Оставаясь в Херроу, он дважды проваливал экзамены на зачисление в Военную академию, чтобы учиться там на офицера. В результате он ушел из Херроу и присоединился к группе, в которой мальчиков готовили к сдаче именно этих экзаменов. И во время третьей попытки он едва не сорвался!
В марте 1885 года, незадолго до того, как ему исполнился 21 год, Черчиллю было официально прсвоено звание офицера 4-го гусарского кавалерийского полка. Примерно в это время умер его отец. Он и раньше очень нежно относился к матери, а эта трагедия сблизила их еще больше. Пользуясь своими связями в высших политических кругах, мать делала все возможное, чтобы помочь своему юному и своенравному сыну.
Годом позже вместе со своим полком Уинстон перебрался в Бангалор, в Индию. Это событие всколыхнуло в нем огромную жажду знания. Его стали неотступно преследовать вопросы, наподобие таких, как: "Что такое этика?", "Кем был Аристотель?", "Почему правительство посылает меня на смерть?" Почти сто лет назад в Бангалоре не было таких прекрасных возможностей для образования, как в наши дни, не было даже приличной библиотеки. Поэтому он писал матери, и та с сознанием долга стала высылать ему огромные посылки с требуемыми книгами.
В течение нескольких следующих десятилетий он посвящал чтению по четыре-пять часов ежедневно. Он жадно усваивал книги великих классиков такие, как восемь томов книги Гиббона "Закат и падение Римской империи"; "Республика" Платона; "Политика Аристотеля" Уёлдона; "Пессимизм" Шопенгауэра; "Проблемы народонаселения" Мальтуса; "Происхождение видов" Чарльза Дарвина. В отсутствие учителя, он занялся самообразованием, читая эти и другие великие книги, обдумывая их, анализируя и отыскивая ответы на свои вопросы. Он запомнил многие из "любимых цитат" Бартлетта, так как они "дарят вам полезные мысли. Они, кроме прочего, будят желание читать книги их авторов и вести дальнейшие поиски"67.
Подобное чтение неминуемо навело его на размышления о вере и религии. Он отверг как глупость доводы научной логики и разума, будто "ничто не истинно, за исключением того, что мы постигли". Его вера во Всевышнего Творца была непреклонной. И она становилась все сильнее, как это случается со всеми солдатами, попавшими под неприятельский огонь и оставшимися живыми! В течение всей своей жизни он молился Создателю одними и теми же словами: "Я получил то, что хотел"69. С течением лет он узнал, что истинная вера заключается в том, что "вы из самых лучших побуждений стремитесь прожить благородную жизнь, исполняете свой долг, верите в своих друзей, и не бываете безразличны к слабым и бедным"70. Его вера была источником уверенности в себя.
Интуиция подсказывала ему, что он должен дополнить свое чтение реальной деятельностью. А в избранной им профессии реальные сражения как раз являлись величайшим учителем. И не только в области военного искусства, но и в истинном понимании человеческой природы, а также в правильном взаимодействии с людьми. Поэтому, используя связи своей матери, он смог принять участие в активных боевых действиях на Кубе, в Малаканде (в Индии) против племени Патанов, в Судане при завершении сражений за Хартум. Во время подобных вылазок за пределы своего полка он писал статьи для газет и приобрел репутацию компетентного военного корреспондента.
Успехи в работе с пером побудили его запечатлеть свой боевой опыт в двух книгах "Сражения в Малаканде" и "Речная война" о войне в Судане. Долгие-долгие часы он посвятил тому, что писал и переписывал главы своих книг. "Каждый день, на протяжении трех или четырех часов, которые обычно посвящались дремоте или картам, меня заставали за прилежной работой"71.
Его первая книга завоевала немедленный успех. Его хвалили как за ее содержание, так и за стиль. Отзывы вроде "мудрость и понимание не по годам" доставляли ему огромную радость по контрасту с тем, что он обычно слышал о себе в школе — "безразличный, неопрятный, неряшливый, плохой и очень плохой!" Книга привлекла к нему внимание премьер-министра, который пригласил его для беседы, чтобы уточнить, какой характер принимает обстановка на Северо-Западе Индии.
Каждый день он любил играть в поло. Многими своими сторонами оно внесло основной вклад в развитие его лидерского потенциала. "Поло — царь среди игр, ибо оно сочетает в себе удовольствие игры с мячом, что лежит в основе очень многих развлечений, с наслаждением скачки на лошадях, добавляя к ним еще сложную работу в спаянной команде, что присуще футболу или бейсболу, и предоставляет все это участвующим в нем людям в самой превосходной комбинации"72.
Примерно после четырех лет службы он решает уволиться из армии. На то, чтобы поддерживать стиль жизни, принятый у кавалерийских офицеров, жалованья не хватало. А он не хотел быть обузой для своей овдовевшей матери. Он чувствовал, что сможет добиться гораздо большего, если будет писать книги или работать для газет.
Он вернулся домой и очень быстро был выдвинут партией консерваторов для участия в дополнительных выборах в парламент и проиграл их. Примерно в это же время над Южной Африкой начали сгущаться тучи войны. Одна газета предложила ему хорошо оплачиваемую работу по освещению этой войны в печати. Он с готовностью взялся за это и без проволочек отбыл в Южную Африку.
Вследствие своего стремления быть как можно ближе к местам боев, он попал в плен к бурам. Не прошло и месяца, как он сбежал из плена и попытался пробраться в безопасные для себя места. По прошествии двух ночей этого волнующего приключения, когда он находился в самом сердце вражеской страны, он проголодался, устал до изнеможения и впал в глубокое уныние. В этот решающий момент он обратился к Творцу с горячей мольбой о помощи и руководстве. Затем поднялся на ноги и отправился дальше. Словно в каком-то оцепенении он брел неверной походкой в сторону тускло освещенного дома, стоявшего посреди огромной равнины. Он отчаянно нуждался в пище и отдыхе. Но что, если этот дом принадлежит бурам? Ведь тогда его немедленно вернут в заточение. И все же, чисто подсознательно он отмел все эти мысли и постучал в дверь. И вскоре он обнаружил себя в компании владельца-англичанина, поселенца в Южной Африке, который работал на угольной шахте! Провидение направило его удачно.
Черчилль скрывался на шахте до тех пор, пока его земляк не смог тайком вывезти его в безопасное место на товарном поезде. История побега превратила его чуть ли не в героя.
После того, как ситуация в Южной Африке немного стабилизировалась и британцы оправились от неудач первых двух лет, Уинстон Черчилль вернулся домой. Во время выборов, которые произошли вскоре, он был избран в парламент, что положило начало его долгой и выдающейся карьере в политике. Он занимал пост ответственного министра во время Первой мировой войны и стал премьер-министром но время Второй мировой войны.
Видение Британии в качестве стержня, объединяющего весь мир, зародившееся в нем в школьные времена, не оставляло его на протяжении всей политической жизни; политическая власть для него была поэзией. Именно это видение превратило его в открытого и твердого противника идеи о предоставлении независимости Индии, бывшей самой крупной колонией, бриллиантом в короне Британской империи. Именно эта точка зрения настроила его против Махатмы Ганди, который был отцом движения за независимость Индии. В ноябре 1942 года, когда Черчилль был премьер-министром национального правительства Великобритании, участвующей во Второй мировой войне, любые подобные рассуждения, даже предложения предоставить Индии независимость после войны, решительно им пресекались. Отношение к данному вопросу от подытожил в своей хорошо известной остроте: "Я стал королевским премьер-министром не для того, чтобы возглавить процесс ликвидации Британской Империи." Он напоминал собою своих предшественников, которые сходным образом отказались предоставить самоуправление британским колониям в Америке, и упустили, таким образом, возможность наладить нерушимые связи между Британией и Америкой. Политика Черчилля также вела к утере подобной связи между Британией и Индией. Черчилль — продукт консервативной викторианской эпохи — был не в состоянии подняться выше видения мира, объединенного благожелательным управлением британской аристократии, под тонким покрывалом англоязычных народов".
Он видел умиротворенный, изобильный, развивающийся мир, но мир, находящийся под управлением британской аристократии. Это предубеждение оказалось неприемлемым даже для английского народа и его партия потеряла власть в результате выборов вскоре после Второй Мировой войны. Ревностный защитник английского языка, он надеялся, что наступит такой день, когда тот сыграет хотя бы небольшую роль при "объединении всего мира"73. И это уже произошло. Он заложил основы своей выдающейся роли как лидера посредством непреклонной силы воли, работая по многу часов тогда, когда его сверстники спали или тратили время как-либо иначе. Его совет молодежи звучен и ясен:
"Не теряйте ни часа. Займите свое место в боевом строю жизни. От двадцати до двадцати пяти! Вот возраст! Не довольствуйтесь сложившимся порядком вещей. Земля — ваша, во всей своей полноте. Вступите во владение своим наследием, примите на себя ответственность. Не поддавайтесь неудачам. Не ловитесь на приманку одного лишь личного успеха или признания. Вы совершите самые разные ошибки, но коль скоро вы искренни и великодушны, а также сильны, то не причините миру серьезного вреда или боли. Он был создан, чтобы им владели молодые"74.
Жизнь Уинстона Черчилля вдохновит на великие усилия всякого, кто стремится к идеалам высшим, чем он сам. Для начала прочтите его книгу "Моя ранняя жизнь". Из его других работ следует прочитать тома "Истории англо-язычных народов" и "Истории Второй мировой войны". Если вы прочитаете их до того, как вам исполнится двадцать лет, перед вами распахнутся широчайшие горизонты.

Замечания для учителей

Поддержать в подростках неугасимое желание прикладывать усилия к тому, чтобы преобразовать свой характер, вот задача, требующая от учителя всех сил. Ничто не приближает к цели так, как успех. Следовательно, секрет успеха в столь трудоемком деле заключается в умении тщательно выбрать цель для первого достижения. Как это обсуждалось в главе 7, ученик должен быть подведен к выбору первой цели преображения очень взвешенно. Она не должна быть слишком трудной для достижения. Даже единственная победа, как правило, высвобождает движущую силу, которая по прошествии времени крепнет еще больше.
Знакомство с жизнеописаниями Бенджамина Франклина, Махатмы Ганди и Уинстона Черчилля вызовет у большинства подростков удивление. Однако определенные трудности могут быть связаны с нехваткой хороших книг с биографиями этих или других великих людей. Многие хорошие книги не издаются. Самый быстрый способ снабдить ими школы, училища или публичные библиотеки — это изготовить фотокопии. Популярные биографии хорошо иметь в большом количестве экземпляров. Полезные указания для последующего детального изучения жизни большинства людей, приведенных в списке в конце данной книги, можно почерпнуть из Британской или какой-либо другой энциклопедии.
Очень эффективным оказывается неформальное обсуждение биографий, проводимое в составе небольших групп на дому у учителя. Если такой прием возможен, то он всегда полезен.

  • Предисловие: О именах и нравах
  • Глава 1: Введение
  • Глава 2: Определение понятия лидерства; как оно осуществляется и каковы его задачи
  • Глава 3: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: фундамент
  • Глава 4: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: основные качества
  • Глава 5: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: профессиональные познания и знание себя
  • Глава 6: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: взаимодействие с людьми
  • Глава 7: Укрепление принципа "БЫТЬ" для достойного лидерства
  • Глава 8: Чем подкрепить мотивы к самосовершенствованию и желание стать лидером
  • Глава 9: Роль родителей и учителей в воспитании лидеров
  • Эпилог
  • Послесловие
  • 108 человек, чьи жизни вдохновляют
  • Дополнительные материалы
  •