Топ-100
Несколько слов:
Глава 6: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: взаимодействие с людьми

Правильное взаимодействие с людьми — это, конечно, самое главное во всем процессе лидерства. Его эффективность зависит от силы и баланса универсальной внутренней структуры лидера. Совершенно необходимо, чтобы этот факт был осознан со всей полнотой. Соответствующая диаграмма изображена на рис.6.1.
Цель лидера заключается в том, чтобы настолько укрепить свою внутреннюю структуру, чтобы быть в состоянии "и в победе, и в поражении" получить от своих людей лучшее. Прежде, чем мы обсудим вопрос, как укрепить структуру, уместно осветить некоторые грани способности взаимодействия с людьми. В этой главе мы обсудим следующие пункты:

• Взаимодействие с людьми на разных уровнях
• Человеческая природа
• "Махамантра" (великая словесная формула) для взаимодействия с людьми
• Важность общения
• Стиль лидерства
• Лидерство в глобальном контексте
• Практические советы по взаимодействию с людьми

Взаимодействие с людьми на различных уровнях

Стенфордский исследовательский институт оценил важность понимания людей и способность взаимодействовать с ними в 88 процентах от общей эффективности управленческой стратегии. Управленческая эффективность — это термин из области менеджмента и означает лидерство. Полезно помнить, что указанна!» истина одинаково справедлива на всех уровнях руководства — младшем, среднем и старшем. На рис.6.2. показана модель, разработанная Катцем1, она демонстрирует неизменную ценность управленческого искусства на всех уровнях. Хотя в оригинальную схему и были внесены небольшие изменения, она ясно показывает, что умение взаимодействовать с людьми вносит самый большой вклад на всех уровнях управления.В любой организации лидер должен управлять людьми в трех направлениях:

• Первое направление — вниз, в сторону его собственной команды, которую он сформировал как эффективную и спаянную группу, настроенную на достижение целей, стоящих перед организацией.
• Второе направление — вбок, оно относится к завоеванию поддержки и сотрудничества со стороны тех коллег, над которыми лидер не имеет непосредственного контроля, но которые, однако, находятся в важных функциональных отношениях с группой или с организацией, которой руководит лидер.
• Третье направление — вверх, включает в себя организацию целенаправленных, конструктивных и гармоничных отношений с теми руководителями (боссами), которым лидер подчиняется.

Человеческая природа

Чтобы эффективно сотрудничать с людьми, лидеру полезно разбираться в человеческой природе. О ней существует множество теорий. С целью развития потенциала лидерства для нас полезно сфокусировать внимание на двух концепциях, имеющих для лидера практическую непреходящую ценность.
Недавние исследования показали, что и для вас, и для меня главным побудительным мотивом к действию выступает желание удовлетворить внутренние потребности. В этом контексте вполне применима теория Маслова об иерархии потребностей.
Он предполагает, что человеческие потребности организованы примерно так, как это показано на рис.6.3. — сильные потребности расположены внизу, а слабые, но обладающие большей побудительной силой, наверху. В последние годы своей жизни Маслов также сосредоточился на духовных потребностях, которые выступали основой индийской культуры, этики и цивилизации на протяжении шести тысяч лет; эти потребности побуждают чело века к актам великой преданности, самопожертвования и служения величественным идеалам и свершениям.
Вторая концепция—это индийский опыт, показавший, что природа каждого человека представляет собой смесь следующих трех характеристик (гун):

• Тамаса — качества вялости, лености, инертности
• Раджаса — активного, страстного аспекта природы
• Саттвы — чистого и нравственного аспекта природы, стремящегося к гармонии и равновесию.

Желание получить вознаграждение и завладеть плодами усилий — это признак Раджаса; отказ от намерения, если оно не сулит никакого выигрыша — проявление Тамаса. Участвовать в деле, зная, что результат воспоследует, но при этом не испытывать к нему никакой привязанности или заинтересованности, — это Саттва. Индийская культура и цивилизация выжила благодаря тому, что наивысшая ценность в нашем обществе всегда придавалась саттвическому лидерству. Саттвические лидеры всегда оказывали огромное воздействие на умы индийцев и на их поступки Самый последний пример такого рода — это Махатма Ганди.

Махамантра для взаимодействия с людьми

Существует простое предложение, направляющее лидера при его взаимодействии с людьми. Но, благодаря своей значимости и могуществу, оно обрело статус "махамантры" (великой формулы). Вот оно:

"достойный лидер знает своих людей лучше и заботится о них больше, чем их собственная мать".

Никто не знает природы человеческой группы лучше, чем мать знает собственных детей. Она чувствует все их потребности интуитивно. Она знает их достоинства и недостатки. Ее главная, очень часто и единственная забота — это воспитать их так, чтобы они смогли утвердиться в семье, в общине, в стране и в мире. Еще чище и выше, чем видение матери, оказываются ее усилия взлелеять в детях превосходные качества. Опираясь на внутреннее знание их личностей, она знает, кто будет поступать правильно, основываясь только на ее примере; кому потребуется небольшой толчок в спину или тихий разговор; а кому из них время от времени будет нужна розга. Даже к розге она прибегает из любви чтобы исправить ошибки и дурные привычки. Самый важный фактор, влияющий на послушание детей, на их подчинение ей — это то, что она заботиться о них и они ей безгранично доверяют.
Так вот, тот же самый подход должен быть справедлив и отношении лидера и его подчиненных. Если они убеждены, что о — человек, который их хорошо знает, что он действительно о ни заботится, они для него сделают все. Однако для того, чтобы познать людей лучше, чем их собственная мать, требуются огромные усилия. Эти усилия сопряжены с тем, что людям нужно уде лить время, внимание и искренний интерес. (В конце этой главы предложено упражнение по самооценке в связи с умением разбираться в людях. Его цель — убедить вас в необходимости посвящать время и силы тому, чтобы узнать людей).
Следует ясно осознать разницу между "заботой" и "потаканием". Потакание означает чрезмерную награду — одаривание материальными вещами — деньгами, удобствами и тому подобны. Потакание по большей части портит того, на кого направлено. Забота, с другой стороны, это вопрос отношений, это качество, основанное на бескорыстной любви. Поэтому забота не имеет ничего общего с материальными ресурсами, она находится в компетенции сердца. Есть одно умение, которое помогает лидеру познать людей и проявлять о них заботу, это умение общаться.

Общение - знать людей

Способность познавать людей — это отправная точка для взаимодействия с ними, в этом деле важную роль играет искусство общения. Ему посвящены целые курсы в учебных программах. Однако, некоторые существенные особенности этого искусства, относящиеся к познанию людей и управлению ими, нуждаются в обсуждении. Большинство разорванных связей и разрушенных взаимоотношений можно проследить до момента, когда произошло нарушение взаимопонимания между людьми в семье, в группе, в общине, в стране и даже в сообществе наций. Кто-то начинает в других видеть только отвратительные стороны, что ведет к отчуждению. Искусство общения, с другой стороны, вновь ставит человеческие взаимоотношения на прямой киль, избавляя от недопонимания и ошибочных впечатлений. Эта способность имеет две стороны:• искусство выразить себя и
• искусство услышать другого
Искусство выразить себя заключается вовсе не в хорошо подвешенном языке и не в умении жонглировать словами. Искусство самовыражения для лидера — это средство завоевания доверия. При этом только 30 процентов искусства зависит от слов, а остальные 70 процентов определяются "языком" всего тела — выражением глаз, убедительностью тона, искренность позы, и главное, вибрациями, которые излучает человек. "Язык" тела передает впечатление обо всем существе лидера, поэтому его эффективность всецело зависит от силы и баланса "Универсальной внутренней структуры достойного лидера". В искреннем выражении не может быть никакой претенциозности. Спонтанность, прямота и искренность намного более эффективны, чем пространный приказ, выраженный только словами.
Умение слушать подразумевает знание и понимание другого человека. Было обнаружено что этот компонент общения наиболее важен, но ему, к сожалению, не уделяют должного внимания. "Следите, в какой пропорции вы говорите и слушаете — учитесь быть хорошим слушателем"2. Это очень здравый совет. Слушайте ушами, а глазами воспринимайте "язык" тела. Даже природа соблюдает правильную пропорцию между речью и слухом. Она одарила нас двумя ушами и только одним ртом!
Выслушивание включает в себя три составляющие части. Первая часть — это, разумеется, физический процесс восприятия того, что говорит другой человек, для этого необходимо внимание. А способность ухватить смысл того, что говорит собеседник, являющаяся второй составной частью, реализуется только при нераздельном внимании. Взгляд, устремленный куда-то в окно или на деловые бумаги, свидетельствует о невнимательности. Запоминание того, что вы услышали, — это трети и компонент данного искусства. Оно возможно, только если лидер услышал и понял то, что ему говорят. Способность выслушать человека внимательно и с симпатией, когда лидер выказывает признаки сердечности, помогает говорящему почувствовать, что он — индивидуальность, а не просто некая безликая часть производственного механизма. Все это помогает утверждению в команде духа доверия. И выше вceгo, внимание к "языку" тела" дaeт лидеру возможность реально узнать своих людей и их характеры.
Важной частью искусства общения является запоминание имен. Для человека нет музыки слаще, чем звучание собственного имени в устах начальника, когда тот к нему обращается.
Эксперименты показали, что эффективное общение складывается из:

50 процентов выслушивания
25 процентов речи
15 процентов чтения
10 процентов письма

Стиль лидерства

Совершенно верно утверждают, что "достойный лидер варьирует свой стиль от авторитарного до участия на равных (от автократического до демократического, если вам так больше нравится) в зависимости от стоящей перед ним задачи, от перемен в обстановке, от состава группы". По существу, в стиле подытоживается весь характер деятельности, которой должен заниматься достойный лидер. Однако никакой эффективный лидер никогда не станет подстраивать свой стиль сознательно. Все это должно проявиться изнутри и естественно. Стиль — это выражение человека, силы и баланса его универсальной внутренней структуры. Любой, кто попытается изобразить из себя то, чем на самом деле не является, обречен испытать болезненную отдачу. Лучше все го "быть самим собой" и не пытаться копировать чей-то стиль. Концепция изменения стиля, который может варьироваться в двух указанных крайних пределах, хорошо описывается моделью, разработанной Р.Танненбаумом и В.Шмидтом. Эта модель изображена на рис.6.4. На нее следует смотреть только как на иллюстрацию, отображающую перечень доступных возможностей. На практике любое изменение стиля оказывается исключительно ин¬туитивной вариацией в сочетании личного примера, настойчивос¬ти и принуждения.
Личный пример — самый мощный фактор во всех приемах, побуждающих людей сделать то, что от них требуется. Если ли¬дер может трудиться по 12 или 14 часов в сутки, такое послание будет очень убедительным. Личный пример всегда заразителен, будь то в пунктуальности, честности, скромности, смелости, на¬стойчивости, инициативе или в бескорыстной любви к людям. Делать самому то, о чем проповедуешь, — вот секрет управле¬ния людьми.
Бывает такое время и бывают такие люди, когда для того, что¬бы побудить их сделать, что требуется, приходится прибегать к убеждению. Когда они вникнут в обстановку, то могут встать вро¬вень с обстоятельствами, и тогда справятся с любой самой уто¬мительной задачей. Долговременное воздействие в этом смысле связано с культом организации (с честью мундира), которой люди гордятся и делают все, чтобы поддержать честь и доброе имя организации.
Чтобы поддержать дисциплину необходимо принуждение, а также наказание немногих вялых, ленивых или злонамеренных работников, которые не справляются с порученной им частью общего дела. Это, кроме того, необходимо, чтобы вполне недвус¬мысленно дать людям знать, что лидер беспристрастен и спра¬ведлив, но не безразличен к некомпетентности, нечестности и вредному озорству. Неспособность предпринять необходимые действия часто объясняют рациональными причинами, ссылаясь на давление сверху, на боязнь быть привлеченным к суду, на аги¬тацию профсоюзов и так далее. В определенной степени это еще связано с недостатком смелости действовать.

Лидерство в глобальном контексте

В предстоящие десятилетия человечество начнет быстро прогрессировать в направлении к конечной цели:

"ЕДИНСТВУ ЧЕЛОВЕКА, ПЛАНЕТАРНОЙ ЭКОНОМИКЕи ВСЕМИРНОМУ ГРАЖДАНСТВУ".

Повсеместно распространенные нравственные и религиозные конфликты, которые мы наблюдаем во всем мире,— это последние препятствия на пути к новому мировому порядку. Даже главнейшие из предсказанных потрясений, выпадающих на двадцать первый век, такие как демографический взрыв, возрастание разрыва в уровне экономического развития и экологическая катастрофа, только ускорят продвижение человечества вперед.
С точки зрения Вселенной, планета Земля напоминает здание, разделенное стенами на множество помещений. Одно помещение названо Америкой, другое — Индией, третье— Китаем и так далее. Вы удалите все перегородки, и мы все окажемся в одном огромном зале. Мы можем научиться жить все вместе счастливо, в любви и согласии4. Во всех нас заложена единая культурная основа—"быть человечными"5. Поэтому важно, чтобы лидеры завтрашнего дня подготовили себя к тому, чтобы быть в гармонии с этими великими преобразованиями.
Более двух тысяч лет назад Индия прошла через аналогичный опыт, только в меньшем масштабе. Она превратилась в плавильный котел для множества религий и нравственных систем, которые в ходе миграции на протяжении веков приносились различными группами в эту страну богатства и процветания. В любой процесс такого рода встроен конфликт. Но и универсальное лекарство от него также доступно — оно сокрыто в сердцах людей.
Завтрашние лидеры поступили бы правильно, ознакомившись с духовным наследием человечества. Если мы прочитаем книгу "Вечная Философия" Олдоса Хаксли или "Воплощение Любви" Пегги Мэйсон и Рона Ленга, то поймем, в чем заключается основа единства человека — нет, не человека, а всей Вселенной. Подобные книги расширяют горизонты, доступные нашему видению. Тогда лидеры смогут подняться над ограничениями нации, морали и религии, в которых они были воспитаны. Словом и делом их убедят, что они вполне могут поставить перед собой цель — стать гражданами мира, такими как, например, экс-президент США Джимми Картер, Вилли Брандт из Германии или Махатма Ганди из Индии.
Древний император Ашока правил почти на всей территории Индии. В то время эта страна была настоящим плавильным котлом культур, каким сейчас являются США. Ашока издал эдикт, высеченный на скалах во всех частях Индии, он гласил:

"По той или иной причине уважения заслуживают все религии.
Поступая так, человек только возвышает собственную религию,
одновременно совершая служение религиям других людей".

Только лидер, обладающий способностью видеть единство в разнообразии, сможет приказать уважать людей в завтрашней "всемирной деревне". Чтобы убедиться, что такое видение и отношение могут быть привнесены и в нашу обыденную жизнь, человеку следовало бы посетить местечко, называемое "Прашанти Нилаям" в Индии, где проживает Шри Сатья Саи Баба. Чтобы ощутить это единство, здесь побывали уже многие тысячи людей со всех концов света.

Практические советы по взаимодействию с людьми

Оперативная часть лидерства сопряжена с умением взаимодействовать с людьми так, чтобы они показали себя с наилучшей стороны в интересах дела, организации или решаемой задачи. Успех в этом зависит от силы лидера — от его универсальной внутренней структуры достойного лидера. Укрепление этой структуры доступно всякому, кто, исполнившись искренности и силы воли, включится в это захватывающее приключение вплоть до того момента, пока не случится преображение. Несколько полезных советов относительно того, как взаимодействовать с людьми, окажутся ценными для всякого, кто решит стать более эффективным, даже если он пока еще только пытается расчистить источник, питающий способности лидерства.
Большинство советов, обсуждаемых в этой главе, основаны на практическом опыте лидеров, действовавших в самых разных областях. Они относятся к тому, как взаимодействовать с людьми, работающими на лидера, с его коллегами и с его начальниками. Достойный лидер никогда не смотрит на работающих на него людей, как на подчиненных, а только как на членов своей команды. Главная добродетель при взаимодействии с людьми — это бескорыстная любовь, наподобие той, какую испытывает нежная и добрая мать. Даже когда она прибегает к розге, ею движет не желание отомстить, а только желание исправить.

Взаимодействие с людьми, работающими на лидера

Самоконтроль
Ни один предводитель команды не может надеяться на то, что ему удастся вдохновить и контролировать свою команду, если только он не научится самодисциплине и самоконтролю. Это — трудная задача, но, не решив ее, человек имеет очень мало шансов стать успешным лидером. Для этого потребуется определенная степень философского отношения и скромность, которые часто ассоциируются с аристократами и святыми. Самоконтроль не только укрепляет потенциал лидерства, но и служит источником великого счастья.

Успехи и поражения
Основная черта человеческой природы заключается в том, что успех всей организации индивид объясняет той ролью, которую сыграл именно он, а в провалах обвиняет систему. С другой стороны, достойный лидер при успехе отдает пальму первенства своим людям, а ответственность за неудачу берет на себя. Такой подход сплачивает людей в коллективных усилиях, направленных на работу в интересах организации.

Выбор цели
Полезно, чтобы люди сами намечали себе цели для работы. В этом случае повышается вероятность того, что они не только достигнут их, ни и превзойдут.

Коррекция ошибок
Лидер должен почаще проверять тех, кто допускают ошибки, объясняя им источник неудач или слабостей. Лучше сказать: "Это — не то, что можно было бы ожидать от человека вашего калибра и ваших способностей", чем "что еще можно было ожидать от тупицы, вроде вас?" Первый подход укрепит в человеке самоуважение даже при неудаче, а второй сделает его вашим врагом.

Мы, а не вы
Достойный лидер всегда считает себя частью команды, поэтому, обращаясь к ней, неизменно употребляет слово "мы", а не "вы".

Доступность
Лидер ответственен зато, чтобы гарантировать свою доступность. Он должен установить время и место встречи членов своей команды. Но в человеческой жизни время от времени случаются болезни и даже трагедии. Достойный лидер обязательно найдет время для беседы с тем, кто в этом нуждается по причине каких-либо огорчений или непомерных трудностей. Первостепенную важность имеет то, чтобы нашлось время для посещения заболевшего в больнице. Поступая так, вы завоюете неизменную признательность со стороны своих людей.

Гнев
Достойный лидер не теряет самообладания. Однако праведный гнев очень сильно отличается от неподконтрольной страсти, и его не следует подавлять. Тем не менее, следует особо позаботиться о том, чтобы не подвергнуть унижению честь и достоинство человека в присутствии его коллег или членов семьи.

Признание
Достойные и эффективные лидеры успешно используют человеческое стремление к признанию с тем, чтобы укрепить межличностные контакты со своими людьми и стимулировать их. Они скрупулезно придерживаются правила "награждать публично, отчитывать наедине", чтобы создать такой климат в организации, когда люди "работают намного лучше того, что предписывает долг, дабы поддержать высокую марку организации". Разумеется, реальным базисом, на основе которого люди могут почувствовать себя героями, является искренняя забота и бескорыстная любовь лидера к своим людям. Вот несколько полезных приемов, к которым следует прибегать, чтобы достичь хорошего результата:
• Приветствовать людей улыбкой и обращаться к ним по имени. Для человека нет музыки слаще, чем звук собственного имени. Фраза "Кайя халл хай Шам Сингх" (Как поживаете, Шам Сингх) вызовет теплую реакцию, а если вы еще добавите "тумаре бете Сундер Сингх ки пархаи кеше чал рахи хай" (как идут дела с учебой у вашего сына Сундера Сингха?), то она перейдет в признательность. Если день Шим Сингха начнется таким образом, то его преданность делу обеспечена. Если подобный короткий разговор произошел на родном языке человека, то эффект будет намного более длительным.
• Ищите случая вознаградить за хорошую работу. Заметив такой факт, вынесите благодарность отличившемуся человеку в присутствии его коллег. В особых случаях пригласите его сфотографироваться с вами или даже с директором предприятия. Никогда не оставляйте неотмеченной и неряшливую работу, но отчитывайте человека за это наедине.
• Выказывайте личную заинтересованность в росте ваших людей. Направляйте их и помогайте повысить квалификацию.
• Очень хорошее воздействие оказывает практика ежемесячного помещения фотографий лучших работников на доску почета. Это следует делать только в отношении действительно хороших работников.
• При случае собирайте своих людей, чтобы вместе пообедать.
• Приглашайте небольшие группы своих людей к себе домой на чай или обед.
• Представляйте своих людей важным посетителям, благодарите их и отмечайте при этом их сильные стороны и достижения.
• По завершении проекта или решения особой задачи, напишите благодарственное письмо каждому участнику работ, отметив его вклад.
• Поместите фотографии своих людей в журнале вашей компании, если таковой имеется, или в газете.
• Создайте символ, отмечающий принадлежность к вашей команде, как например, майка с логотипом, или значок компании, чтобы носить его на отвороте воротника. Внедрению духа преданности способствует и то, что все сотрудники компании, начиная от директора и кончая рабочими, одеты в единую униформу.
• Признательность, чтобы быть эффективной, должна быть уместна и ко времени. У военных есть целая система немедленного вознаграждения за проявленную храбрость на поле боя. Такие награды вручаются старшими командирами сразу nocле сражения тем, кто сделал больше, чем того требовал долг. Это неминуемо укрепляет нравственность.

Общение с коллегами

Эта категория людей весьма трудна для управления, ибо с них свою дань взымают конкуренция, зависть и заносчивость. Однако, имеется несколько приемов, которые приносят заметные дивиденды:

Будьте участником командной игры
• Всегда стремитесь помочь своим коллегам в решении их задач и воплощении их проектов. Хороший член команды всегда может рассчитывать на положительный отклик. Наилучший рецепт здесь такой: "Делайте для них то, что вы хотели бы, чтобы они делали для вас".

Незаслуженное продвижение
• Всякий, кто стремится незаслуженно продвинуться и обойти своих коллег, получает кличку "карьериста" или "блатного", порождая вокруг себя атмосферу враждебности. Достойный лидер избегает подобных вещей.

Взаимодействие с начальством

Эффективный лидер совершенствует свое искусство, направленное на поддержание добрых отношений с начальством. С этой целью можно воспользоваться некоторыми практическими советами:
• Узнайте о своем начальнике побольше. О его происхождении, профессиональной карьере, о его привычках, о его методах работы, его устремлениях, о том, что ему нравится и что не нравится. Это даст вам возможность предвидеть его настроения и желания, что неминуемо будет оценено.
• Старайтесь быть надежным. Приступив к исполнению задания, старайтесь сделать все как можно лучше. Ни один начальник реально не будет интересоваться подчиненным, не добившимся определенных успехов. Ненамеренные ошибки еще допустимы, а вот далекие от реальности объяснения провалов его никак не привлекут. Если при выполнении поручения вы столкнулись с непреодолимыми трудностями, то лучше всего сообщить об этом тальнику лично, а не ждать, пока он узнает все из других источников.
• Выслушивайте своего начальника с безраздельным вниманием. Чтобы настроить такое внимание по отношению к тому, что он говорит, старайтесь смотреть ему в глаза. Прекратите заранее обдумывать такой ответ, который, как вам кажется, мог бы удовлетворить начальника. Подобные размышления отвлекают внимание от безраздельного выслушивания. Воспринимайте язык его тела, чтобы уловить не только то, что он говорит, но и то, что подразумевает. Прежде, чем ответить, помолчите, чтобы подвести итог сказанному и получше все понять. Ни одному начальнику не понравится подчиненный, которому приходится что-то повторять дважды.
• Общаясь с начальником, будьте кратки, старайтесь изложить свои мысли пояснее, подчеркивайте те существенные места, которым нужно придать особое значение. Для этого нужно все обдумать заранее. Здесь хорошо помогает краткое изложение даже самых сложных проблем в виде памятной записки, не превышающей по объему одной страницы.
• Будьте дипломатичны. Предлагайте варианты решения проблем, ясно указывая их плюсы и минусы. Тогда более, чем вероятно, что начальник выберет тот вариант, который предпочитаете и вы. Никогда не отвергайте сходу то, что Предлагает он. Пусть ваши замечания имеют форму вопросов — "не повлечет ли это нарушения расписания", "хватит ли нам людей, чтобы воплотить этот сложный план", и тому подобное. Быть дипломатичным не означает позволять боссу предпринимать ошибочные действия. Мягко укажите ему на возможные осложнения. Лучше всего быть искренним. В конце концов, уважение начальника завоюет искренность, а вовсе не лесть.
• Проявляйте мудрость и способствуйте начальнику в создании его благоприятного образа. В общении с другими подчеркивайте его сильные стороны. Перед встречами или совещаниями заранее введите его в курс дела, и пусть выступает он. Во время обсуждения не предлагайте слушателям свежей информации, за исключением случаев, когда он сам вас об этом попросит. Не бойтесь, что его похвалят за ваши идеи. В конце концов, это будет способствовать установлению ваших с ним хороших отношений.
• Будьте участником командной игры. Говоря о коллегах, подчеркивайте скорее их лучшие качества, чем слабые стороны. В ответ вы заслужите аналогичное отношение.
• Решайте свои проблемы сами. Всегда предпочтительней такой подчиненный, который может справиться с проблемами, чем нытик.
В конечном счете, управление людьми — это вопрос отношений. Максимума от них можно ожидать только при условии всесторонней о них заботы. А это возможно только в том случае, если лидер способен создать атмосферу свободного общения. Большую опасность может представлять благосклонное отношение к прогульщикам и паразитам во имя неверно понятой человечности" К счастью, подобных людей достаточно мало и они довольно точно распознаются.
Нет лучшего комментария о лидерстве и о взаимоотношении лидера с идущими за ним людьми, чем слова, написанные Сун Цзы более двух тысяч лет назад:

"И поэтому военачальник, не стремящийся к личной славе во время наступления и не боящийся наказания при отступлении, но чьей единственной целью является защита народа и отстаивание важнейших интересов государя, — есть драгоценный камень, украшающий государство.
Поскольку такой военачальник относится к своим людям, как к собственным детям, они пойдут за ним в глубочайшие ущелья. Он заботится о них, словно о любимом сыне, поэтому oни умрут за него.
Если он так лелеет своих людей, то они отдадут ему все силы.

"Лидер знает своих людей лучше, чем их собственная мать"

Простое упражнение
Заполните предлагаемую форму для каждого ученика в классе. Если ответ на вопрос вам известен, запишите его так, как указано в первой строке, если нет, то проставьте крестик "х".

Имя
Вопрос Ответ
1. Имя деда по отцу.
2. Имя бабки по отцу
3. Имя деда по матери
4. Имя бабки по матери
5. Вероисповедание
6. Место жительства
7. Школа, где студент учился первые четыре года
8. Имя отца
9. Профессия отца
10. Имя матери
11. Профессия матери
12. Образование отца
13. Образование матери
14. Имена братьев и сестер
15. Классы, в которых они учатся или их квалификация
16. Кем хочет стать этот ваш товарищ по школе
17. Его самая сильная черта
18. Его самая слабая черта
19. Были ли вы у него в гостях?
20. Какая его самая любимая игра?
21. Каково его хобби?

Подсчет очков
1. Первая строка — это пример, и в подсчете очков не участвует, Если вам известен детальный ответ на вопрос, помещенный в какой-то строке, сделайте об этом пометку. Если набралось более 16 очков, то у вас есть потенциал, который можно превратить в умение взаимодействовать с людьми. В ином случае вам нужно этому уделять побольше времени.
2. Цель этого упражнения — дать вам возможность почувствовать, насколько хорошо лидер должен знать своих людей.

Замечание для учителей

По возможности дайте своим ученикам посмотреть по видео фильм студии Уорнер Бразерс "Двенадцатичасовая выпивка". Этот фильм стал классическим. Роль главного героя в нем исполняет Грегори Пек. Фильм основан на событиях, произошедших в группе бомбардировщиков Военно-воздушных сил США во время Второй мировой войны. В нем действуют два лидера и показаны способы их взаимодействия с людьми. Оба они — высококвалифицированные офицеры, и, тем не менее, первый из них довел группу почти до морального разложения, она несет большие потери и фактически становится непригодной для боевых действий. В этот момент первого лидера отстраняют и ему на смену приходит второй, которому удается повернуть ход событий.
Полезно разделить фильм на/три части. Первая часть длится до момента смены первого лидера. До начала просмотра попросите студентов обратить внимание на причины неудачных действий группы. Пусть они также будут готовы ответить на вопрос, какие шаги предприняли бы они для восстановления высокой эффективности группы, если именно им пришлось бы заменить первого лидера.
Это обсуждение должно состояться до просмотра второй части фильма, которая длится до момента восстановления боеспособности группы. По просмотре второй части следует обсудить меры, предпринятые вторым лидером.
Третья часть представляет собой съемки реальных батальных сцен и может быть показана при достаточном запасе времени.
Побудите студентов к пополнению списка практических советов по взаимодействию с людьми после того, как они обсудят этот вопрос со своими родителями.

  • Предисловие: О именах и нравах
  • Глава 1: Введение
  • Глава 2: Определение понятия лидерства; как оно осуществляется и каковы его задачи
  • Глава 3: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: фундамент
  • Глава 4: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: основные качества
  • Глава 5: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: профессиональные познания и знание себя
  • Глава 6: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: взаимодействие с людьми
  • Глава 7: Укрепление принципа "БЫТЬ" для достойного лидерства
  • Глава 8: Чем подкрепить мотивы к самосовершенствованию и желание стать лидером
  • Глава 9: Роль родителей и учителей в воспитании лидеров
  • Эпилог
  • Послесловие
  • 108 человек, чьи жизни вдохновляют
  • Дополнительные материалы
  •