Топ-100
Несколько слов:
Глава 2: Определение понятия лидерства; как оно осуществляется и каковы его задачи

Определение понятия лидерства

Только в англоязычных академических изданиях содержится более 350 определений слова "лидерство". Это указывает не только на всеобщую путаницу по поводу этого предмета, но и на его сложность.
Определение, обладающее признаками здравого смысла, было предложено лордом Мораном, врачом британского пехотного батальона во время Первой мировой войны (1914—1918 гг.) во Франции.
Он наблюдал, как молоденькие офицеры, едва-едва окончившие школу, воодушевляли своих сограждан сражаться с немцами, причем не только обороняться, но и наступать. При этом они прекрасно знали, что многие из них могли быть убиты или изувечены. Он удивлялся, каким образом один человек может оказывать на других столь решающее воздействие. В то время он полагал, что это объясняется авторитетом и самим званием офицера. А также строгой воинской дисциплиной, поддерживающей спартанские порядки. Но он оказался очевидцем случаев и столь недостойной трусости, когда вопреки званиям и воинской дисциплине офицеры оказывались просто не в состоянии убедить подчиненных предпринять что-либо рискованное для их жизни. Война закончилась, и Моран вернулся к своей профессии. В 1939 году, незадолго до Второй мировой войны, он удостоился поста Президента британского медицинского совета; фактически, он стал доктором номер один во всем мире. Он был личным лечащим вpaчом сэра Уинстона Черчилля, премьер-министра Британии военной времени. Благодаря таким возможностям он мог с близкого расстояния наблюдать выдающихся мировых лидеров во всех областях человеческой деятельности — в политике, в промышленности, в военном деле, в вопросах труда и тому подобном. Приведенное ниже определение основывается на его выводах:
"Лидерство — это способность построить такой план, который увенчается успехом, и дар вдохновить других на его выполнение при любых условиях, включая смерть."
Это определение состоит из двух частей. Первая часть касается способности построить план (программу, проект и т.п.), который имел бы высокую вероятность успеха. Это подразумевает, что план должен быть реалистичным. Чтобы справиться с этим, лидер должен располагать полной информацией о количестве и качестве имеющихся в его распоряжении ресурсов. Ему следует также понимать обстановку, в которой план должен быть реализован. Вторая часть определения касается реализации. Никакой план не может быть воплощен так, как первоначально было задумано. Он должен быть реализован теми, кто работает на своего лидера. Они обречены сталкиваться с трудностями и препятствиями. У них будет появляться собственное представление о стоящей перед ними задаче. Вот почему лидер должен обладать даром убеждать других исполнить план вопреки трудностям, упадку духа и неудачам. Именно эта способность, как мы выяснили раньше, обеспечивает восемьдесят восемь процентов общей эффективности лидера.
На обычном языке принятое нами определение может быть выражено очень просто. В любой ситуации, неважно в какой области и неважно насколько сложной, лидерство означает:

ЗНАНИЕ ТОГО, ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ + СПОСОБНОСТЬ ПОЛУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Различие в размерах букв в двух частях формулы указывает на относительную важность двух компонентов. Сформулировать реалистичный план — важно. Но воплотить его — это намного более важная способность лидера и намного более важный вызов для него. Надлежащее знание поля собственной деятельности помогает нам решить, что делать. А сила характера помогает получить вещь готовой. В терминах науки управления определение может быть выражено так:

СПОСОБНОСТЬ + ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Каков же тип человека, который способен выдержать сравнение с принятым нами определением лидерства?В предшествующие пять или шесть десятилетий наблюдались неистовые попытки найти способы быстрого или даже мгновенного превращения в эффективного лидера (управленческая эффективность — это термин, используемый в литературе по науке управления для обозначения лидерства). Желающим стать лидерами предлагались убедительные книги по теориям, стилям, поведению, приемам и техникам лидерства.
В ходе этого поиска коротких путей наконец было понято, что простого рецепта того, как стать достойным и эффективным лидером, не существует. Такое понимание было убедительно выражено словами: "Если я попытаюсь воспользоваться стратегиями и тактиками влияния на людей с тем, чтобы вынудить их сделать то, что я хочу, но при этом в моем характере будут присутствовать фундаментальные пороки и он будет отмечен двойственностью и неискренностью, то в длительной перспективе я успеха не добьюсь"2. Именно в связи с этой проблемой видно, что индийский эксперимент по выживанию цивилизации на протяжении 6000 лет, когда времена великой славы сменялись периодами глубокого упадка, имеет самое непосредственное отношение к изучаемому нами предмету.
В ноябре 1990 года Ректор Саи Университета имел длительную беседу со студентами и преподавателями, занимающимися наукой управления. Стремясь достичь совершенства в преподавании в университете любой дисциплины, он долго расспрашивал их о курсе лидерства и о том, что они почерпнули из него. После примерно часовой дискуссии, он дал разъяснения по двум относящимся к этой теме фундаментальным вопросам:
• Кто может быть достойным лидером, и
• Что включает в себя процесс лидерства?

Кто может быть достойным лидером?

Достойным и эффективным лидером может стать только такой человек, чьи мысли, слова и дела находятся в гармонии. Его мысли чисты — их источник не замутнен страстями, гневом, привязанностью, жадностью, завистью или себялюбием. Он говорит то, что думает — в этом у него нет никакой раздвоенности, он поступает так, как говорит, — в его поведении нет ни лицемерия, ни неискренности. Короче говоря, он является прямым и откровенным человеком и в слове, и в деле. На диаграмме, на рис.2.1, изображены два типа личностей. Первый из них представляет человека по мирским меркам умного. Его мысли затронуты своекорыстием. Он думает одно, а говорить может нечто иное. Приступая к делам, он редко делает то, о чем отзывался, как о желательном для себя. Вторая личность — гармонична в мыслях, словах и делах.Мы доверяемся человеку, у которого мысли, слова и дела находятся в гармонии. Именно этот тип людей обладает потенциалом для того, чтобы стать достойными лидерами. В последующих главах мы обсудим характер таких людей более детально.

Процесс лидерства Махавакья

Дискуссия о лидерстве, что происходила в Университете Саи, завершилась тем, что Ректор произнес то, что явилось, чтобы быть воспринятым как Махавакъя — великое высказывание3 — о лидерстве. Всего в четырех словах он подвел итог самой сути процесса лидерства:

БЫТЬ : ДЕЛАТЬ : ВИДЕТЬ : ГОВОРИТЬ

Структура высказывания и относительная важность ее компонентов изображены на диаграмме 2.2.
БЫТЬ — это источник лидерства.
ДЕЛАТЬ — это стиль лидерства, основанный на личном примере.
ВИДЕТЬ и ГОВОРИТЬ — функции, инструменты и техники лидерства.

БЫТЬ — значит соединить в единое целое все, чем обладает личность. Единство образовано из всех ее способностей, качеств и познаний, иными словами, представляет ее тотальное бытие. "БЫТЬ — вот начало и конец лидерства"4. Это простое высказывание содержит в себе подтвержденную историей истину, что потенциал и эффективность лидера находится в прямой зависимости от силы его БЫТИЯ. Вот почему на Рис.2.2. слово БЫТЬ изображено в виде самого крупного компонента процесса лидерства. Именно по этой причине в целостном и практическом подходе к проблеме лидерства, который проводится в этой книге, основной упор делается на БЫТИЕ. Универсальность БЫТИЯ как компонента лидерства рассматривается в главах 3, 4, 5 и 6. А приемы усиления этого качества обсуждаются в главах 7 и 8. Однако, уместно повторить, что девяносто процентов БЫТИЯ лидера образуется его характером.
ДЕЛАТЬ — знаменует лучший стиль лидерства, когда за собой ведут силой собственного примера, и на практике воплощают то, что проповедуют. Стиль поведения отражает в себе сущность человека, его целостное бытие. Личный пример действенен только если БЫТИЕ лидера достойно подражания. Шарлатан, пытающийся казаться тем, кем на самом деле не является, распознается очень быстро — "Вы за целую милю можете почувствовать их по запаху"5. На Рис.2.2. это обстоятельство отмечено пунктирной линией, разделяющей понятия БЫТЬ и Делать.
Махатма Ганди на собственном примере показал, как следует искоренять явление неприкасаемости, он общался с неприкасаемыми и питался в их домах. Личный пример понятен и очень заразителен как на войне, так и в мирное время. Он оказывается самым мощным приемом воздействия на людей. Его еще называют методом убеждения без слов, что совершенно верно. Чтобы проиллюстрировать, о чем мы говорим, приведем три примера.Доктор В. Гокак был первым проректором Саи Университета. Кроме того, он был Президентом индийской академии литературы (Сахитъя) в Дели. Это высокая честь для работника пера. Когда срок его должности в Академии истек, на смену ему был избран известный поэт, профессор Баннарджи. Из-за огромной загруженности в Университете доктор Гокак не смог отправиться в Дели. Тогда члены правления Академии вместе с профессором Баннарджи сами явились в Прашанти Нилаям, чтобы выполнить формальности, связанные с передачей должности Президента Академии. Все они были приглашены Ректором в специальную комнату для беседы.
Когда все заняли свои места, профессор Баннарджи вынул из кармана носовой платок. "Это был грязный и дурно пахнувший кусок ткани",— рассказывал позже Ректор, когда разъяснял смысл слова делать. "Фактически, он был почти черного цвета. Вскоре я понял, почему Баннарджи носит в карманах эту грязь. Он оказался страстно привержен к нюхательному табаку. Вдохнув черной пыли, он начинал сморкаться в свой платок. В этом и заключалась причина, почему он не расставался с грязью. Я сказал ему, что вдыхание табака — это дурная привычка, и посоветовал от нее избавиться. Баннарджи выслушал меня, сохраняя уважительное молчание. И тут, в этот самый момент, я взглянул на собственный носовой платок. Он был сплошь покрыт красными пятнами. В те времена я жевал бетель почти круглосуточно. Взглянув на носовой платок, я спросил себя, а есть ли разница между привязанностью Баннарджи к табаку и моей привязанностью к бетелю? И то, и другое были вредными привычками. Как же я мог давать советы Баннарджи, когда сам был жертвой аналогичной привычки? И я решил, что с этого момента больше не притронусь к бетелю. Прошло уже более десяти лет, как я имел с ним дело в последний раз. Разумеется, Баннарджи также выбросил свою табакерку, как только вышел из той комнаты".
Во втором примере мы увидим, что бывает, когда мы не поступаем в соответствии со своими словами. Этот пример относится к войне Индии с одной соседней страной.
Бригадный генерал индийской армии Мохмад Латиф предпринял атаку с целью овладеть вражеской укрепленной высотой, прозванной "Балди". Территория в окрестностях намеченной цели была покрыта густыми сосновыми лесами. Генерал Латиф для выполнения этой трудной задачи выбрал батальон гвардии.
Как показано на Рис.2.3, атакующим войскам, чтобы захватить Балди, пришлось сначала спуститься в долину, а потом взбираться вверх. Гвардейцам потребовался целый день, чтобы очистить аванпосты, прикрывающие подходы к цели. Когда Балди была взята, уже смеркалось.
Не успел командир гвардейцев доложить по радио генералу Латифу о своем успехе, как генерал заметил в бинокль, что в направлении Балди готовится крупная контратака. Он мог видеть, как по скалистому гребню, ведущему к Балди, продвигаются сотни вражеских солдат. Такое развитие событий вселяло тревогу, так как гвардейцы еще не успели подготовиться к тому, чтобы встретить сильную контратаку. Они весь день вели сражение, были изранены, ощущали нехватку боеприпасов, а поесть успели всего один раз. Генерал Латиф предупредил гвардейцев, чтобы они были в готовности, и вскоре с обеих сторон началась артиллерийская перестрелка. Генерал Латиф мысленно уже был готов к потере Балди, так как бой был очень неравный.
Когда силы контратакующих оказались на расстоянии примерно четырехсот метров от Балди, гвардейцы открыли пулеметный огонь. К величайшему изумлению и облегчению генерала Латифа, уже через несколько минут контратака захлебнулась. Он с трудом верил своим глазам, и все же поздравил гвардейцев с успехом.
Немного позже гвардейцы сообщили, что захватили двух пленных, не имеющих ранений. Генерал приказал, чтобы их немедленно доставили на его командный пункт, так как он хотел лично их допросить, чтобы получить информацию, необходимую для завершения плана последующих операций.
Тех двоих привели на командный пункт почти в полночь. Один солдат был очень молод, не более двадцати. Он был испуган настолько, что не мог говорить. Второй же оказался капралом, и к тому же весьма разговорчивым парнем. Он выдал информации даже больше, чем было нужно генералу Латифу. Ближе к концу допроса генерал спросил капрала: "Ты выглядишь закаленным солдатом. Как же ты, не имея ранений, позволил взять себя в плен? Не очень-то достойный поступок для солдата." На что капрал с большой готовностью поведал следующую историю:
"Когда контратака началась, наш командир был впереди. Сжимая автомат в руке, он призывал нас смыть с себя позор и отобрать Балди назад. Стараясь нас воодушевить, он кричал довольно громко. Его зычный голос разносился далеко вокруг. Это был великий человек. Мы были решительны и полны энтузиазма выполнить поставленную задачу. Мы продвигались вперед даже тогда, когда ваша артиллерия начала нас обстреливать. А когда ваши войска открыли пулеметный огонь, наш командир мгновенно спрятался за толстым стволом огромной сосны. Находясь в укрытой позиции и размахивая автоматом, он приказывал нам рваться вперед и сокрушить врага. Мы действительно устремились вперед, но вскоре тоже стали искать укрытия за стволами сосен. Мне просто не повезло, так как я не успел скатиться вниз по склону, как это сделали другие, и вернуться на свою базу. Тут-то меня ваш патруль и захватил".
Решительная победа для контратакующих сил лежала готовая прямо на тарелочке, но командир не смог продемонстрировать достойного примера. Плохой ли, хороший ли, но личный пример одинаково заразителен. Именно поэтому столько истины в старинной персидской поговорке:
"Если царь сорвет в общественном саду одно яблочко, то общество выдерет даже корни".
Третий пример на тему делать также взят из военного опыта. В 1971 году индийская армия помогала вооруженным силам Бангладеш отстоять независимость страны от Пакистана. После войны возникли проблемы с высшим офицерским составом 5-го ударного полка гурхских стрелков. Четвертый батальон полка воевал в Бангладеш. После прекращения огня обнаружилось, что за четырнадцать дней боевых действий в батальоне из строя выбыли шестьдесят пять процентов офицеров. Высшие офицеры были озабочены столь высокими потерями. Может быть в батальоне что-то было не в порядке? Если так, то положение следовало выправить как можно скорее. И ни в коем случае в связи с этим не должна была пострадать честь полка. Однако, причины произошедшего вскоре выяснились.
Оказалось, что среди офицеров возникло своеобразное соревнование в храбрости. Все началось с их командира—полковника Хароликара. Где бы ни возникала опасность, он был тут как тут и вел войска в атаку, батальон воевал с большим рвением и даже лихостью. Естественно, его назначали для проведения самых рискованных и опасных операций в ходе войны. Его доставили на вертолетах в тыл пакистанской бригады вблизи Сильхета. Батальон отрезал вражескую бригаду от ее базы в Дакке. Бригада предприняла все возможное, чтобы разгромить гурхов. Но теперь уже все офицеры состязались в храбрости и удерживали врагов в ловушке в течение трех дней и ночей. Отбросить гурхов просто не было никакой возможности. Вражеская бригада отступила. Эта операция открыла прямой путь на Дакку. В результате, война была завершена в течение четырнадцати дней.
Батальон не только заслужил множество наград за храбрость, но явился также инструментом достижения окончательной победы. Все это стало возможным благодаря тому, что их командир увлек за собой войска примером личной смелости и отваги.
ВИДЕТЬ — означает, что лидер должен полностью осознавать реальности той обстановки, в какой работает. Он должен обладать самой полной информацией, касающейся решаемой им задачи. Только тогда он может придти к выводу о том, с чем столкнулся, принять здравое решение и сформулировать реалистичный план действий. Видеть — значит отправиться на место событий и познакомиться с положением дел. "Вы не можете принять решение, находясь в комфортабельном офисе"6.
Принятие решения — это способность, для развития которой существуют детально разработанные программы обучения. То, что в военном деле называется оценкой ситуации, в науке об управлении называется принятием решения, которое завершается предлагаемым проектом. Основные составляющие указанного процесса следующие:

• Достижение абсолютной ясности относительно цели, которую следует реализовать.
• Сбор и анализ всей доступной информации о человеческих и материальных ресурсах, необходимых для достижения цели; исследование обстановки, в которой придется решать задачу; выявление препятствий и сопротивления, которые вероятно встретятся; уточнение времени, в течение которого задание должно быть выполнено.
• Определение вариантов, которые выясняются на основе анализа информации; оценка всех плюсов и минусов каждого варианта.
• И, наконец, выбор варианта с последующей формулировкой плана или проекта реализации.

В основном, это процесс, согласующийся со здравым смыслом. Подсознательно мы поступаем так, решая почти любую задачу,— переходя улицу, готовя команду к соревнованиям, отправляясь в путешествие, покупая дом, занимаясь бизнесом или производством, ведя боевые действия. Однако, довольно редко бывает так. что в процессе анализа выявляется вариант, обладающий исключительно одними преимуществами. Всегда остается некоторая неопределенность и случайность, которая в военном искусстве называется туманом войны, — непредвиденное развитие событий, человеческие слабости и тому подобное. Вот почему, как мы обсудим далее в книге, смелость решать — это очень важное качество характера лидера.
ВИДЕТЬ еще более важно на стадии воплощения проекта. При решении любой задачи возникают препятствия и осложнения. Поэтому надлежащая обратная связь и aeaaiea того, как продвигается работа на месте, абсолютно необходимы. Только так лидер может указать, как справиться с проблемой. Только так он может принять своевременное решение и изменить план, перегруппировать ресурсы или предпринять что-нибудь еще. ГОВОРИТЬ значает способность донести до других то, чего именно от них лидер добивается. Общение эффективно, если распоряжения лидера понимаются ясно. Так происходит, когда канал общения проходит через сердца, что всецело зависит от силы БЫТИЯ и ДЕЛАНИЯ лидера. Если он обладает хорошими качествами и надлежащими познаниями, если он ведет силой собственного примера, тогда требуется совсем немного слов, чтобы объяснить, что лидер хочет, и что необходимо сделать.
Искусству общения обучают опытные профессионалы. Во многих программах подготовки аспирантов этому искусству посвящается до трех полногодичных курсов. Но в конечном счете, характер оказывается более красноречив, чем все, что мы говорим или делаем.
Весь процесс лидерства спаивается воедино одним-единственным качеством лидера — его бескорыстной любовью. Полезно помнить хорошо известное высказывание о бескорыстной любви:

"Любовь живет, отдавая и прощая, Эго живет беря и забывая"7.

Справедливость этих слов станет особенно ясной, когда мы посмотрим, как человек, оказавшийся в положении лидера, увлекает людей за собой.

Задачи лидерства

С практической точки зрения лидер должен решить задачу (исполнить миссию или достичь цели). Для этого ему необходимо превратить свою команду в единую группу и поднять каждого члена команды до такой высоты, чтобы тот мог выдать наилучший результат. Следовательно, он должен гармонизировать и объединить потребности, относящиеся к решению задачи, с потребностями возглавляемой им группы и с потребностями каждого члена группы. То, как следует работать с людьми, мы детально обсудим в одной из следующих глав. Но у лидера должна быть абсолютная ясность относительно всех трех составляющих. Лучше всего это пояснить диаграммой, показанной на Рис.2.4, где соответствующие потребности изображены перекрывающимися кругами8.

Деятельность лидера в связи с потребностями задачи:
* Постановка задачи.
* Разработка плана.
* Распределение ресурсов и работ.
* Контроль качества и темпа работ.

Деятельность лидера в связи с потребностями группы:
* Поддержание дисциплины; коррекция ошибок.
* Поддержание группового духа.
* Подбадривание, побуждение, воспитание чувства цели.
* Назначение подчиненных руководителей.
* Обеспечение связи с группой.
* Обучение группы.

Деятельность в связи с потребностями каждого члена группы:
* Уделять внимание личным проблемам.
* Хвалить людей.
* Знать каждого лично.
* Распознавать и использовать особые дарования людей.
* Обучать людей.

Функции, относящиеся к потребностям в трех указанных имеющихся ресурсов и людей:
* Контролировать и наблюдать ход работ; при необходимости корректировать план.
* Осуществлять поддержку посредством подбадривания, признания и обучения людей.
* Анализировать опыт с тем, чтобы улучшить исполнение.

Замечание для учителей

Молодежь очень сильно воодушевляют реальные истории лидеров, достигших великих целей посредством личного примера. Их следует тщательно отбирать из истории страны, и они должны стать известны студентам.
Задачи лидерства можно обсудить со студентами в связи с полученными ими учебными заданиями по исполнению роли лидеров, как это предлагалось во введении.

  • Предисловие: О именах и нравах
  • Глава 1: Введение
  • Глава 2: Определение понятия лидерства; как оно осуществляется и каковы его задачи
  • Глава 3: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: фундамент
  • Глава 4: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: основные качества
  • Глава 5: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: профессиональные познания и знание себя
  • Глава 6: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: взаимодействие с людьми
  • Глава 7: Укрепление принципа "БЫТЬ" для достойного лидерства
  • Глава 8: Чем подкрепить мотивы к самосовершенствованию и желание стать лидером
  • Глава 9: Роль родителей и учителей в воспитании лидеров
  • Эпилог
  • Послесловие
  • 108 человек, чьи жизни вдохновляют
  • Дополнительные материалы
  •