Топ-100
Несколько слов:
Глава 9: Роль родителей и учителей в воспитании лидеров

Родители и учителя всегда и повсюду в мире играли решающую роль в постепенном повышении уровня образованности населения. Цивилизации достигают золотого века в процессе возвышения, когда родители осознают свой фундаментальный долг — воспитывать детей как идеальных мужчин и женщин; а также, когда учителя оказываются достойны своей благородной профессии. Это случается, когда и родители, и учителя понимают, что "идеальное образование и вся подготовка должны заключаться именно в воспитании таких людей"1. Однако, к сожалению, уже долгое время, а в текущем столетии "индустриальной экономики" определенно, мы стараемся заботиться только о внешнем блеске". Но что толку во внешнем блеске, если внутри нет достойного содержания? Конечная цель любого обучения — побудить человека к росту. "Человек, оказывающий влияние, как бы распространяющий свою магию на близких, является генератором энергии."2 Если сообщества обладают лидерами, чей темперамент, выражаемый словом "быть", силен и хорошо уравновешен, то семьи, организации, общины и целые народы начинают обретать черты совершенства. Чтобы воспитать подобных мужчин и женщин, родители и учителя должны обеспечить чтобы:
"Дети могли расти в атмосфере уважения, преданности, взаимопомощи и сотрудничества. А сейчас они учатся только тому, что прочтут в книжках, избегая какого бы то ни было искреннего стремления воплотить узнанное на практике. Родители пьянствуют, играют в азартные игры, сплетничают о других, не брезгуя вопиющей ложью, и все это в присутствии нежных цветов — своих детей. Не сейте в их девственно расцветающие умы семена презрения и ненависти ни к одной касте или классу, вере или религии. В первую очередь родители, потом учителя, затем друзья и товарищи, и, наконец, старшие, олицетворяющие преданность общине или стране, все должны быть внимательны и постоянно озабочены тем, подают ли они должный пример детям"3.
В процессе прогрессивного роста человека полезно не забывать о его конечном предназначении, Маслов (1908—1972), основоположник гуманистической психологии, которая в попытке понять природу человека особое внимание уделяет хорошо приспособленным людям, а не слабо адаптированным субъектам, представлял процесс роста человека в виде "иерархии потребностей", как это описано в главе 6. Он уже почти достиг пределов своей жизни, когда понял, что наивысшие потребности человека — духовные. И что именно эти потребности, в случае их удовлетворения, приносят непреходящее счастье. Поэтому родители и учителя должны направить своих подопечных на духовный путь. Секрет успеха при удовлетворении этих потребностей таков — "начать рано, продвигаться медленно и достичь цели благополучно"4. Духовный фундамент в жизни детей, основанный на универсальных человеческих ценностях — истине, благом поведении, любви, невозмутимости и непричинении вреда — должен быть заложен в самом раннем возрасте.
Первое и самое главное — детей следует растить так, чтобы они стали людьми с характером. И для этого нет иного пути, как личный пример, демонстрируемый родителями и учителями. Поэтому первое, в чем они нуждаются в своем многотрудном начинании, это проверить себя самих, достойны ли они того, чтобы им подражали. Если нет, то единственный реальный вклад, который они могут сделать в воспитание детей, это преобразить себя. Для удобства ниже еще раз приведено описание человека с характером. Это:
"Человек честный, обладающий чувством долга и обязательств, присущих его положению, каким бы оно ни было; он говорит правду;
это человек, отдающий должное другим;
внимательный к слабым; у него есть принципы и он их придерживается;
он не слишком радуется удаче, не слишком печалится неудаче;
он верен;
ему можно довериться"5.
И пусть в сознании родителей или учителей не останется никаких сомнений в их способности преобразовать собственный характер. Это — право каждого человеческого существа. Все, что нужно для достижения этой цели, — искренность и упорные усилия. Награда же — велика; вероятно, самым притягательным окажется непреходящее личное счастье, как это описано в главе 7.

Роль родителей

"Земля — универсальная почва, на которой мы выращиваем деревья всех видов. Если мы посеем семена дерева нимб (листья и семена которого горьки), то и вырастет, естественно, дерево нимб. Если посеять манго, то манго и вырастет. Мать подобна земле. При рождении ребенка родители действуют так, как будто сажают семя"6. Это утверждение как бы подводит итог всей роли родителей в воспитании лидера.
Мать — главный архитектор характера своих детей. Вот почему во всем мире мать священна. В Индии мать ставится вровень с Богом: "Бог не может быть повсюду, поэтому он сотворил мать"7. Исторический факт, что характер любого выдающегося лидера был сформирован под влиянием его матери.
В главе 8 мы видели, какое огромное влияние оказали матери на характер Махатмы Ганди и Уинстона Черчилля в те годы, когда складывалась их личность.
Роль матери не только в воспитании детей, но и в создании нации, ярко описана в следующих словах:
"Материнство — самый драгоценный дар Бога. Матери, формируя силы души, создают счастье или несчастье народов. Эти силы крепнут под воздействием уроков, которые они преподают: страх греха, любовь к добродетели. И то, и другое основывается на вере в Бога как на внутренней побудительной причины всего. Если вы хотите понять, почему преуспевает нация, обратите внимание на матерей. Свободны ли они от страхов и опасений, полны ли они любви ко всему. Воспитаны ли они в силе духа и добродетели. Если вы хотите приобщиться к триумфу культуры, посмотрите на то, как матери качают колыбель, кормят, воспитывают, учат и ласкают детей. Какова мать, таков и уровень развития нации; какова мать, таковы и достоинства культуры"83.
Циклы взлетов и падений Индийской цивилизации, которая выжила на протяжении 6000 лет, преподали важный урок в отношении роли матери. В истинной индийской культуре мать неизменно занимала место даже несколько выше Бога. Но на протяжении последнего тысячелетия упадок Индии был связан именно с потерей женщинами своего статуса.
Очень медленно, на протяжении нескольких столетий, женщины были смещены с; высоко го пьедестала материнства и уважения. Это произошло в самых процветающих обществах, когда они увлеклись материальным богатством, чувственными наслаждениями и начали купаться в роскоши. Тогда женщина из объекта почитания превратилась скорее в объект чувственного вожделения.
К счастью для страны, традиция уважения к материнству выжила в сельской местности, что позволило нашей древней земле еще раз достичь славы и благоденствия. Это иллюстрируется примером одной деревенской матери, которая воспитывала своего сына так, чтобы он стал ведущей силой индийского возрождения. Однако прежде, чем мы обратимся к этому примеру, давайте на минуту остановимся на словах известного историка Тойнби, сказанные им о роли материнства в истории мира: "Мать незаменима в роли воспитателя своих детей в домашней обстановке в их самые юные годы, когда формируется характер и темперамент человека. Часть личности ребенка определяется его генами. Но характер формируется в ходе столкновения между наследственностью и реакцией Человека на окружающую обстановку. Приходится согласиться, что хотя характер и может быть изменен на всех стадиях жизни, решающее его развитие происходит в течение первых пяти лет, и что в этот период формирования основное воздействие извне;— это влияние воспитания со стороны матери"9. Люди, лишенные материнской любви, через всю жизнь проносят в своем характере глубокую травму. А теперь — рассказ о деревенской матери из Индии.
В одной деревеньке, называемой Биршингха, что неподалеку от Калькутты, жила семья очень бедного брахмана. Это была большая и дружная семья. Самый старший сын, получив минимальное образование и едва достигнув 15 лет от роду, должен был отправиться в Калькутту, чтобы заработать денег и прислать их в деревню своей семье. Когда ему исполнилось 18 лет, он женил ся, и у него родился сын. В течение первых восьми лет этот малыш рос под присмотром матери в деревне.
Юная мать, женщина мудрая и добродетельная, воспитывала своего сына в любви; нежной заботе и дисциплине. В возрасте пяти лет он стал ходить в частную самодеятельную школу, которая находилась в этой же деревне. Мать очень глубоко интересовалась тем, чему учат там ее сына. Но, кроме того, она настаивала, чтобы он не ограничивался изучением мирского знания, а стремился к духовному проникновению в саму жизнь. Она учила, что придерживаться человеческих ценностей — более важно, чем следовать принятым обрядам и догмам. Что мирское образование необходимо, чтобы заработать на жизнь, но человек никогда не должен превращаться в паразита на теле общества. И, превыше всего, она убеждала его, что чувственные удовольствия мира — не важны, что этот путь избирают только глупцы.
К тому, что в возрасте восьми лет сын вместе с отцом направился в Калькутту, чтобы там продолжить свое обучение, она отнеслась с бескорыстной любовью. Она была довольна тем, что видит его в каникулы, когда отец и сын приходили в деревню вместе. Сын преуспевал в учебе, рос, нашел работу и начал трудиться, честно и преданно.
Как-то раз, будучи дома в деревне, он увидел, что мать намерена принять участие в деревенской ярмарке. Было принято, что женщины для ярмарки надевают свою лучшую одежду и украшения. Но у матери не было драгоценностей. Поэтому сын предложил купить для нее украшения, но она с любовью отказалась. Она сказала: "Я действительно хочу иметь три драгоценности, но попрошу их у тебя немного позже".
Прошло несколько лет. Благодаря доброму нраву, прилежанию и мастерству этот молодой человек продвинулся. Он подумал, что наступил самый подходящий момент, чтобы приобрести те три украшения, о которых говорила его мать. Но когда он попытался выведать у нее, как они называются, она опять отказалась: "Еще не время. Я попрошу о них немного позже".
Время шло. Ее сын стал главой учреждения, в котором работал. Типография и издательство, которые он основал, также процветали. Он опять заговорил о трех украшениях. На этот раз мать смягчилась. Она сказала, что в ее возрасте украшения уже не носят. А то, что она хотела бы иметь, совсем другого рода. И потом, очень медленно она назвала те три драгоценности, которые хотела бы от него получить:
• "В нашей деревне нет подходящей начальной школы для малышей. Им приходится ходить в нее за две мили. Пусть в деревне начнет работать небольшая школа.
• В нашей деревне совсем нет медицинского обслуживания. Если женщины или дети заболевают, им приходится очень тяжело. Пусть в деревне будет организована маленькая амбулатория.
• А третья драгоценность, которую я хочу получить, это твое поведение. Оно всегда должно быть достойно моего имени. Не гонись за деньгами".
Сколь величественной, должно быть, была эта мать. Не удивительно, что ее сын стал известен как Ишвар Чиндра Видьяшагар — гигант индийского возрождения девятнадцатого века.
Слово "Видьяшагар" означает — "Океан учения", и в качестве почетного титула оно было провозглашено его коллегами в честь его выдающихся научных достижений. Среди выдающихся общественных лидеров и реформаторов XIX века, которые прокладывали путь возрождению Индии, об Ишваре Чандре по праву говорили, как о "первом среди нас"10. Он обладал репутацией человека, обладающего "гением и мудростью древних провидцев, энергией англичанина и сердцем бенгальской матери"11. Он боролся за современное образование, зато, чтобы вдовы могли вновь выходить замуж, и против многоженства. Превыше всего он придерживался человеческих ценностей, которые помогали ему без слов убеждать людей перейти от религии к духовности. Его характер говорил об этом красноречивее слов проповедника.
Современные исследования роли матери в формировании характера человека приводят к интересным заключениям. Все начинается, когда ребенок еще находится в утробе. Все, что мать делает, что ест, любое ее настроение, оказывают на ребенка огромное воздействие. Самые уравновешенные, хорошо приспособленные, добросердечные люди встречаются среди тех, кто буквально не разлучался с матерями на протяжении первых двух лет жизни. В тех странах, где дети постоянно находятся на руках матери на протяжении первых шести месяцев жизни, даже во время работ по хозяйству, они превращаются в людей, остающихся счастливыми даже во времена бедствий.
В роли матери при формировании характера детей есть и другая сторона. Иногда ученые, изучающие способы ухода за младенцами, приходят к противоположным выводам. Интересно сравнить в этой связи, каким образом матери учат детей ходить в Израиле и в Индии. Эти наблюдения выявляют несколько характерных различий восприятия, одно из которых заслуживает того, чтобы его отметили. В Израиле мать становится на другом конце комнаты и манит к себе ребенка, учащегося ходить. Если по пути он падает, то она не бросается к нему на помощь, даже если он заплачет. Вместо этого она побуждает его встать и продолжать идти к ней. Когда он, наконец, добирается до нее, она демонстрирует ему всю свою любовь и привязанность. С другой стороны, большинство индийских матерей в подобной ситуации ведет себя совершенно иначе. Они также побуждают ребенка к тому, чтобы он шел. Однако, если он по пути упадет и заплачет, они бросаются к нему и поднимают. Но на этом история не кончается. Они начинают бить пол и приговаривать: "какой плохой пол, он ударил моего малыша". При этом ребенок перестает плакать. В это время он обретает твердую уверенность, что если когда-нибудь еще случиться какая-нибудь неприятность или неудача, он всегда сможет переложить вину на кого-либо другого!
Молодые люди, в которых подобное отношение оказалось запечатленным достаточно сильно, оказываются непригодными для того, чтобы вести за собой других. К счастью, в Индии имеется огромное количество матерей, которые все же воспитывают в своих детях уверенность в себе и прочие хорошие качества и черты. Однако существует огромная потребность в том, чтобы распространить знание о подобных важных вещах среди матерей всего мира.
Если первым гидом ребенка является его мать, то вторым — отец, до тех пор, пока в дело не вступит учитель. Отец должен посвящать семье достаточное время, если хочет, чтобы там создалась гармоничная и счастливая обстановка, в которой ребенок может вырасти и превратиться в хорошо приспособленного человека. Общепризнанно, что главный вклад отца в воспитание связан с тем примером, который он показывает собственным поведением. Это именно его долг — следить, чтобы в семье соблюдались следующие десять важнейших правил воспитания ребенка:
• Заботьтесь обо всех своих детях одинаково.
• Пусть их друзья будут желанными гостями в вашем доме.
• Не бранитесь в их присутствии.
• Будьте правдивы друг с другом.
• Никогда не лгите детям.
• Всегда отвечайте на их вопросы.
• Не наказывайте их в присутствии других.
• Будьте постоянны в своих настроениях и привязанностях.
• Будьте близки с ними.
• Обращайте внимание на их успехи, а не на неудачи.
В промышленно развитых обществах большинство семей старается наладить свою жизнь так, чтобы работали оба, и муж, и жена. Каковы бы ни были побуждения к подобного рода организации семьи, относительно нее за последние шестьдесят лет был накоплен большой опыт. Его нелегко обобщить, но главное, что на детей все это, то есть воспитание силами нянек, родственников или детских яслей, оказывает неблагоприятное воздействие. Среди тех, кто прошел через все это и может взглянуть на прошлое достаточно непредвзято, растет убеждение, что если жене и нужно работать вообще, то только после того, как самому младшему ребенку исполнится пять лет.

Цель воспитания

Прежде, чем обсуждать роль учителя, было бы полезно вкратце коснуться целей воспитания. А также системы воспитания, которая вновь и вновь доказывает свою эффективность в деле подготовки лидеров, способных к творчеству. Непреходящие цели воспитания описаны в древнеиндийском трактате, в Тайттирия Упанишаде. На четком языке санскритских стихов это звучит так: "Сатъям Вада, Дхармам Чара".
Слово "дхарма" нелегко перевести, оно обладает неисчислимым множеством оттенков смысла. Это не просто слово, а сложная концепция. Точнее всего его можно перевести целой фразой:
"Говорить правду и действовать, как идеальный человек, который обладает чувством долга и обязательств, присущих его положению, каково бы оно ни было."
Таким образом, цель воспитания сфокусирована на истине, долге и обязательствах личности перед ее семьей, обществом и человечеством в целом.
Саи Университет принял для себя эту фразу в качестве девиза. Университет — это современная расширенная версия Гуруку-лы или Риши-Кулы, что буквально означает: дом учителя (гуру) или святого (риши), который принимает к себе мальчиков, чтобы наделить их:
• богатством мудрости,
• золотым рудником характера и
• драгоценностями культуры.
Чтобы полнее оценить воздействие этой системы на общество, будет интересно посмотреть на ее работу в индустриальных странах Запада.
Британия — небольшой остров. В течение XVIII и XIX столетий британцы смогли создать величайшую империю в мире за всю его историю. Было принято говорить, что "солнце никогда не заходит над Британской империей". Как они этого добились? Анализ показывает, что основным фактором, внесшим вклад в это достижение, была принятая в Британии система воспитания. Система же эта стала результатом сознательного решения, когда они поняли, что их общество серьезно деградировало. Они сделали все возможное, чтобы привнести в свою образовательную систему нравственные ценности.
Основным компонентом системы стали общественные школы (фактически под ними подразумеваются закрытые частные школы). К сожалению, в наше время они стали доступны только для отпрысков богатых людей, как в Британии, так и в Индии, где они получили распространение в первые годы нынешнего столетия. Однако, когда эти школы планировались, развивались и утверждались, то предназначались для одаренных мальчиков из всех слоев общества. По существу, это была западная версия системы Гуру-кулы. Школа строилась вокруг "дома учителя" — то есть состояла из домов, где жили учителя и ученики, в точности так, как это происходило в Индии в доме гуру. Хозяин дома и его жена становились для детей родителями-воспитателями, создавая обстановку, полную любви, чтобы учить их добрым манерам и дисциплине гармоничной жизни. Сыновья королей и мещан забирались из-под родительской опеки в дома учителей, чтобы жить там и воспитываться на основе следующих двух важнейших принципов:
— дать возможность ребенку расти в атмосфере полного социального равенства. Когда дети попадали к учителю, в дом мастера (а частные закрытые школы и раньше, и теперь называются так), то их домашнее одеяние снималось, и все дети должны были жить и работать в единой школьной униформе. Они спали в одинаковых кроватях; общались друг с другом беспрепятственно, без дополнительного позволения; питались одинаковой пищей; на равных пользовались всеми преимуществами дома мастера (по мере роста количества учеников, строились общежития, которые даже и сейчас называются домами). Превыше всего, каждому ребенку позволялось иметь очень ограниченную и строго контролируемую сумму денег. В таких равных социальных условиях дети развивали свой потенциал безотносительно к тем проблемам или преимуществам, которые могли бы быть связаны с положением их родителей в обществе. Хозяин дома, учитель, в точности как Гуру, становился ключевой фигурой в воспитании характера мальчиков. Хозяин дома пользовался высоким уважением, что придавало учителям: необходимые способности и характер, а также их труд хорошо оплачивался.
— основной задачей школы было именно воспитание характера мальчиков. Во всех проявлениях школьной жизни, относящихся к общежитию, к учебе, играм и внеклассной деятельности, самое главное внимание уделялось поведению команды, а не индивидуальным достижениям. Универсальные человеческие ценности, такие как правда, честность, прямота, верность, смелость и решительность прививались в ходе каждодневной деятельности. Для того, чтобы привить бескорыстие поощрялось товарищество и сотрудничество. Воскресные дни посвящались исключительно Всевышнему Творцу и познанию духовных основ жизни. Коротко говоря, мальчиков готовили к тому, чтобы в своей стране в будущем они стали общественными лидерами.
Такой системе образования внутренне присуще ценное качество, заключающееся в том, что "она делала мальчика независимым, он рано покидал родительский дом и должен был заботиться о себе сам. Он привыкал верить, что в испытании длительных трудностей без признаков жалоб есть нечто, достойное похвалы. Он учился на собственных ошибках и переносил наказания без чувства жалости к себе... он учился тому, что, командуя людьми, нужно быть справедливым и беспристрастным, и что об удобствах и безопасности подчиненных нужно заботиться прежде, чем о своих собственных"15. Все это стало возможным благодаря тому, что и раньше, и теперь в системе закрытых частных школ большая часть школьной жизни организуется старшими учениками. Им дается возможность поупражняться в управлении и в ответственности. Стать "старостой школы" — очень почетно. Но, как замечает Тойнби, ответственность, связанная с положением капитана школы или старосты школы вручается избранным подросткам с тем, чтобы "испытать их характер."16
Воздействие описанной нами школьной системы оказалось замечательным. За пятьдесят лет с момента возникновения она подготовила лидеров, обладающих высокими идеалами, для работы в британском парламенте, промышленности, коммерции, вооруженных силах, в самой школьной и образовательной системе. Что, в конце концов, и заложило фундамент огромной Британской империи.
Если бы родители и учителя смогли полностью оценить реальные цели воспитания, то многие школы могли бы быть преобразованы по образцу тех идеальных школ, о которых мы рассказали. Однако, это станет возможным при условии, если освободить избранные школы от оков чиновничьей бюрократии. И во всей описанной структуре самую кардинальную роль играют качества учителей.

Роль Учителя

Учитель должен обладать мудростью и чувством юмора, чтобы улыбнуться хорошо известной остроте Джорджа Бернарда Шоу: "Тот, кто может, делает. Кто не может, учит!"
И посмеяться продолжению остроты: "Кто не может ни делать, ни учить, становится консультантом!!" И уж совсем громко похохотать, услышав ее окончательную версию: "А тот, кто не может ничего из этих трех, становится директором колледжа!!!"
У учителя есть хороший повод посмеяться, так как эта шутка непосредственно относится к передаче знаний. А как мы выяснили раньше, даже самые важные познания формируют только десять процентов способностей лидера; девяносто же процентов относятся к характеру. Следовательно, реальная роль учителя заключается как раз в "делании" самой трудной работы в обществе — работы по формированию людей, по воспитанию лидеров. Коротко говоря, учитель, словно художник, должен придать форму, обогатить и отшлифовать характер, мудрость и культуру каждого отдельного ученика.
Чтобы действительно проделать столь устрашающую по масштабам работу, учитель должен осознать ту истину, что нет никакого способа — абсолютно никакого — добиться в ней успеха, если только он сам не является человеком, обладающим характером, мудростью и культурой. "Характер — вот критерий для учителя... Жизнь без достойного характера подобна алтарю без светильника, фальшивой монете, бумажному змею с порванной бечевкой"17.
Первое, в чем нуждается учитель для исполнения своей роли, это доскональное знание своих учеников. Хороший учитель: "знает своих учителей лучше, чем их собственная мать, а заботиться еще больше"18.
Но узнать их так хорошо — не простая задача. А заботиться о них больше, чем собственная мать, еще трудней. Чтобы удовлетворить этим требованиям, в распоряжении учителя должен быть целый океан любви. Упражнение на знание людей, приведенное в главе 6, может быть хорошим началом для учителя, пожелавшего узнать своих учеников. Оно потребует заметного времени и усилий, но без этих необходимых знаний мы не сможем даже приступить к воспитанию детей. Именно в этом отношении учитель на личном примере должен показать, в чем состоит секрет достижения успеха в жизни, — в "неутомимой работе, вере в себя, бесстрашии, бодрости, самоотверженности, универсальной любви и состредоточенности разума... любая истинная работа — это отдых... когда прилежание и добродетель встречаются друг с другом, они дают благословенные плоды"19.
Коль скоро необходимое знание имеется, реальная роль учителя, в особенности в его работе с подростками, заключается в том, чтобы "научить их учиться самим"20. Вместо того, чтобы забить их головы информацией, было бы лучше побудить их погрузиться в библиотеки и учиться "энергично противостоять бурям неблагоприятных обстоятельств посредством прилежной работы, глубокой концентрации и внутренней силы"21.
Концентрация — вот великое умение, которому должен обучить учитель. Обычное человеческое существо девяносто процентов мысленной силы тратит понапрасну и, следовательно, совершает ошбки. О развитии этой незаменимой способности сказаны следующие слова, в которых воплотился опыт столетий:
"Выберите одну идею. Пусть она станет вашей жизнью, думайте о ней, мечтайте о ней, живите ею. Пусть ваш мозг, мышцы, нервы и все прочие части тела будут полны этой идеей. И просто расстаньтесь со всеми другими идеями. Вот путь к успеху"23.
Учитель может сформировать характер своих учеников именно такими концентрированными усилиями. И, научившись сосредотачиваться на выполняемой работе, мы поймем, что "человеку не свойственно ошибаться"23.
Владение темой, а также искусством общения, дает учителю возможность передать классу те познания, которым он должен научить. Но его главенствующая роль в формировании характера, взращивании мудрости и приобщении учеников к культуре требует от учителя гораздо большего. Большинство из этих целей могут быть достигнуты с помощью групповой работы. Хорошо известное высказывание, что победа в битве при Ватерлоо была одержана на игровых полях Херроу и Итона, обладает глубоким смыслом. Оно не означает, что участвующие в нем лидеры победили благодаря спортивным навыкам. Оно подчеркивает то влияние, которое групповые игры оказали на характер боевых командиров, вовлеченных в сражение, которые воспитывались в закрытых частных школах вроде Херроу, Итона и им подобных. Групповые игры внедряют чувство "что слаженные и надежные усилия команды, которые и составляют суть футбола и бейсбола, предоставляют чрезвычайно широкие возможности для комбинаций всем членам команды"24.
Каждый участник групповой игры в составе сплоченной команды учится:
• тому, что команда важнее его самого;
• обуздывать эгоизм и сотрудничать во имя победы команды;
• что никакая жертва не велика, если она способствует победе команды;
• держать под контролем личные симпатии и антипатии во имя большей ценности — команды;
• что чтобы стать достойным лидером, существенно делать все самое лучшее, что только можешь, когда тебя направляет капитан команды.
Учебные группы — это очень полезное средство, чтобы извлечь максимальную пользу из изучения жизнеописаний великих людей и других классиков. Ученики распределяются по учебным группам в количестве, не превышающем девяти человек в каждой, (нечетное количество лучше стимулирует обсуждение и активность). Когда необходимо, один из членов группы назначается ее лидером. Они самостоятельно читают рекомендованные книги, а потом периодически встречаются в доме учителя для дискуссии в неформальной обстановке. Интеллектуальное возбуждение, которое возникает при таких дискуссиях, оставляет долго живущий след в умах участников. Они также дают ученикам возможность получше узнать друг друга, научиться уважать точку зрения, отличающуюся от их собственной, и испытывать вдохновение от прочитанных книг. Превыше всего, они дают возможность учителю узнать своих учеников намного ближе и подвигнуть их в становлении характера.
Внеплановые групповые занятия, например, музыкой, хоровым пением, постановкой спектаклей, помощью престарелым, работой в саду и тому подобным предоставляют возможность для мужания характера и должны всячески поощряться.
Многие организации, осознающие свою роль в становлении характеров, пользуются тем, что можно назвать кодексом чести. Это превосходный прием, укрепляющий три основные добродетельные черты характера, подразумеваемые словом "честь". Это — "не красть", "не лгать" и не плутовать." Лучший способ привить эти добродетели — воздействие сверстников, которое прекрасно регулируется самой группой учеников, и включает, разумеется, строгие наказания в случае нарушений. И это приводит нас к вопросу о роли учителям воспитании дисциплины.
Дисциплина определяется, как такое "обучение, которое исправляет, формирует и совершенствует умственные способности и нравственность, и, наконец, стиль поведения, который возникает в результате такого обучения". Вынужденный порядок и жизнь под непрестанным надзором — это не реальная дисциплина. Дисциплина становится истинной тогда, когда она расцветает в сердце и заметна в поведении человека все время. Таким образом, дисциплина — это индикатор силы характера и привычек. Учеников следует приучить к оценке собственных сил посредством ответов на вопросы, вроде следующих:
• Могу ли я самостоятельно поддерживать чистоту, порядок и быть пунктуальным?
• Могу ли я отвергнуть соблазн пройти куда-то или получить что-то вне очереди?
• Держу ли я слово, если пообещал что-либо сделать?
• Вежлив ли я и скромен со всеми?
• Работаю ли я прилежно, даже если за мной не присматривают?
Должен или нет учитель пользоваться наказаниями? Лучший ответ на этот вопрос дал воспитатель, организовавший в пору возрождения современной Индии целую сеть англоведических учебных заведений. "Отношения между учителем и учеником должны напоминать отношения между родителем и ребенком. Но учитель не должен медлить с выговором, когда это требуется. Он должен быть в высшей степени дисциплинированным и управлять учениками с любовью и привязанностью"25. Хорошая мать не жалеет розг, когда этого требует случай. То же самое относится и к хорошему учителю, чему есть важные причины. Если под предлогом неверно понятой любви проглядеть ошибки, то они начнут умножаться и превратятся в привычку. Поэтому долг обязывает учителя (как и родителя) правильно реагировать на ошибки и применять к ученику наказания, даже телесные. Разумеется, лучшее и наиболее действенное наказание то, которое осуществлено наедине. Так происходит потому, что публичное унижение будит в ученике мятежный дух и нежелание меняться к лучшему. Однако, если ученики понимают, что наказание осуществляется ради их же собственного блага, то воспринимают его даже с удовлетворением. Такая реакция полностью определяется уважительным отношением к требованиям учителя и зависит от качеств его характера — в особенности от его бескорыстной любви.
Максимальные возможности для созревания характера предоставляют те виды групповой деятельности, которые протекают в обстановке опасности, напряжения и усталости. Они одновременно являются прекрасным тестом для оценки достижений в этой области. Чтобы это пояснить, можно привести пример.
В воспитательных учреждениях была принята система, когда по окончании семестра учебная группа отправлялась в поход, протяженностью от 50 до 100 миль, в зависимости от возраста участников. Оценка личности в группе очень сильно зависела от действий всей группы. Учитывались следующие показатели:
• Время, затраченное группой на преодоление всей дистанции.
• Завершение маршрута всей группой при условии, чтобы не распускали нюни. Если кто-то выбывал из команды, он был вынужден повторить семестр, а для группы это была главная причина потери очков. Не допускалось никаких исключений, кроме случаев переломов. От группы ожидалось, что она поможет ослабевшим, заболевшим или раненным.
• Уровень сплоченности и командного духа на маршруте, который проводил учитель время от времени.
• Уровень бодрости и опрятности при завершении маршрута; участникам предлагался объективный тест, соответствующий уровню подготовки класса в колледже.
Как правило, группе для завершения маршрута требовалось от трех до пяти дней. Примерно через каждые десять миль располагались контрольные точки. Маршрут пролагался через лес и невысокие холмы. Группе разрешалось выбрать собственных лидеров и предусмотреть все, что было необходимо взять с собой для обеспечения выживания на протяжении всего пути. Все это давало возможность группе на деле ощутить процесс лидерства и его задачи, о чем написано в главе 2 настоящей книги.
Люди, прошедшие через подобное обучение, вспоминают о таких походах, как о главных вехах в своей жизни.
Полезно, чтобы в каждой из таких групп были один или два участника помоложе, а значит, и немного слабее остальных, чтобы они нуждались в помощи. Устраивать это нужно было очень обдуманно и осторожно. Более сильные участники группы несли их питание, воду и прочие необходимые вещи, так что они могли идти без всякой нагрузки.
Эгоцентричный индивидуализм и суетная эгоистичная жизнь подрывают долг и обязанность (дхарму) родителей и учителей по воспитанию детей как идеальных мужчин и женщин. Это можно заметить по всему миру. Подобная тенденция может быть быстро преодолена, если общество поднимет честь и достоинство учителя на ту высоту, какая наблюдалась в цивилизациях, достигших своего золотого века. Воспитание было самым уважаемым делом. Вместо того, чтобы сложить руки и ждать всеобъемлющих реформ, мы должны обратить внимание наследующий совет Тойнби: "Человек должен следовать любви, даже если это ведет к самопожертвованию. Любовь — это духовный импульс, дарящий человеку гармонию со всей остальной вселенной, от которой он отстранен в силу врожденного эгоцентризма, но это преодолимо"26. Вот в чем заключается личный вызов для каждого родителя и учителя.
Достойный и эффективный лидер, в особенности его этическое и нравственное ядро, отражающееся в его бескорыстии, может быть воспитан легко, если родители и учителя служат хорошим примером. Навыки общения и поведения, сформировавшиеся в годы взросления, могут быть изменены, но это не простая задача. Следовательно, если мы озабочены будущим своих детей и детей их детей во всем мире в следующем столетии, мы, родители и учителя, должны бодрствовать. Нет пользы в том, чтобы проклинать тьму, застилающую все вокруг. Разогнать эту тьму — вот ответственность, Которая лежит на каждом из нас.
Мы должны неизменно концентрироваться на формировании у своих детей полноценного характера. Но преуспеть в этом мы сможем только в том случае, если сами изменимся к лучшему, воплощая человеческие ценности на практике. Как гласит старая истина, "унция практики лучше тонны советов".

  • Предисловие: О именах и нравах
  • Глава 1: Введение
  • Глава 2: Определение понятия лидерства; как оно осуществляется и каковы его задачи
  • Глава 3: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: фундамент
  • Глава 4: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: основные качества
  • Глава 5: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: профессиональные познания и знание себя
  • Глава 6: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: взаимодействие с людьми
  • Глава 7: Укрепление принципа "БЫТЬ" для достойного лидерства
  • Глава 8: Чем подкрепить мотивы к самосовершенствованию и желание стать лидером
  • Глава 9: Роль родителей и учителей в воспитании лидеров
  • Эпилог
  • Послесловие
  • 108 человек, чьи жизни вдохновляют
  • Дополнительные материалы
  •