Топ-100
Несколько слов:
Глава 5: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: профессиональные познания и знание себя

Знание — это важный компонент универсальной внутренней структуры достойного лидера и, как показано на рис.3.1., оно может быть представлено тремя областями:

• Профессиональные познания
• Знание себя
• Способность взаимодействия с людьми

Способность взаимодействия с людьми включает в себя, как существенную часть, знание человеческой натуры. А это, в свою очередь, включает в себя существенную часть всей остальной структуры. Именно эта многокомпонентная сила дает возможность лидеру иметь дело с людьми так, чтобы они делали лучшее, на что способны, вопреки любым обстоятельствам. Мы обсудим эту способность в главе 6.Реальной ценностью обладают те познания, которые лидер обрел благодаря собственным усилиям. Непосредственный опыт работы лидера в избранной им сфере невозможно заменить ничем. Тем не менее, способность учиться у других людей — характерный признак всех выдающихся лидеров. Обучение — непрерывный процесс, длящийся всю жизнь. Привычка к чтению является единственным и величайшим фактором обретения косвенного опыта. "Великая ценность косвенного опыта заключается в большом разнообразии И широте познаний. История — это всеобщий опыт, и не каких-то других людей, а множества таких же человеческих существ, как ты"1. Обследования, проведенные в Америке, показали, что большинство руководителей читает в среднем по 19 книг в год, в том числе 10 книг, не относящихся к художественной литературе. Библиотека — весьма мощное средство развития способностей лидера.

Профессиональные познания

Профессиональные познания в избранной лидером области придают ему большие силы. "Знание — сила"— хорошо известный афоризм. И часто случается так, что "группа людей может подчиниться одному человеку, который видит намного яснее"2. Чтобы завершить дело, необходимы системные познания всей сферы деятельности, а также внешней и внутренней обстановки в организации.
Лидер развивается лучше, если избранная им сфера деятельности соответствует его способностям и склонностям. Решив, что поле деятельности избрано правильно, лидер должен расширить свои познания и техническую компетенцию применительно к выполняемой работе. В мире быстро меняющихся технологий очень существенна способность к обновлению и пополнению знаний. Это помогает лидеру проявить гибкость в ответ на произошедшие изменения и взаимодействовать с людьми с необходимой уверенностью. Умение учиться на чужом опыте и усваивать чужие знания лидер должен развить в себе как можно раньше. "Мудрость начинается с того, что человек понимает, что в незнании нет ничего позорного"3. Для обогащения и расширения познаний существенны любознательность, непредвзятость и принятие обоснованной критики.
Окончательной целью расширения профессиональных познаний лидера в избранной сфере деятельности является пробуждение интуиции, иногда еще называемой шестым чувством. Оно напоминает клиническое чутье опытного медика. Интуицию определяли как силу ума, посредством которой делается возможным прямое восприятие истины относительно вещей, помимо размышлений и анализа. В ней в чистом виде воплощен опыт работы и результат многолетнего изучения всех сторон избранного поля деятельности. Обретение знаний посредством практического ума — это царственный путь к интуиции. Здравый смысл или практический ум — это способность отбросить ненужное и устремиться к самой сердцевине того, что действительно важно.
Одной из самых трудных сфер познания является понимание нашей собственной природы, со всеми ее слабыми и сильными сторонами.

Познание себя

Достойному лидеру следует разбираться в собственном характере, что жизненно необходимо, так как лидерство — это взаимодействие между предводителем и ведомыми. Достойный лидер должен знать и понимать обе стороны этой связки.
Человеческая трагедия заключается в том, что каждому из нас кажется, будто он — перечень одних совершенств, и мы отказываемся взглянуть на себя в зеркало.
В каждом человеке присутствует здоровое и благородное ядро. Но, к сожалению, оно покрыто толстыми слоями эгоизма, страстей, жадности, гнева и зависти. Глубоко погрязнув в этих оболочках, мы отвергаем даже намек на то, что у нас могут быть какие-то недостатки. В обмане, необязательности и прочих грехах мы обвиняем исключительно других. Чтобы с этим было легче согласиться, давайте рассмотрим хорошо известный пример двух братьев.
В одном городе росли два брата — отпрыски состоятельной! семьи. Они распоряжались совершенно одинаковым наследием и 1 находились в одной и той же обстановке. Тем не менее, к моменту окончания колледжа оказалось, что их характеры и склонности совершенно различны. Как-то раз старший брат шел по общей гостиной комнате. Он был бос. Примерно посреди комнаты он наступил на стакан, оставленный там ребенком. Так как он его не' заметил заранее, то наступил со всей силы и ощутил сильную боль. Он застонал от боли и стал громко причитать: "Я знаю, это кто-то нарочно подставил мне стакан на пути, чтобы я поранился. В этом доме все против меня. Все мне завидуют и желают зла. Как только люди могут быть таким и подлыми!..."И так далее, и тому подобное... Услышав, крики, в комнату вбежал младший брат. При этом он наступил на тот же стакан, да еще с большей силой, чем старший брат. Он чуть не сломал себе большой палец. Но его реакция была совершенно иной. Он вскрикнул: "Как же это я наступил на такой большой стакан! Я сам виноват, нужно было быть повнимательней".
В этом примере старшему брату, чтобы овладеть хотя бы зачатками потенциала лидера, пришлось бы заняться тщательным перепрограммированием своего характера (применяя компьютерный термин). А младший брат, с другой стороны, обладает хорошими задатками для роста. Те, кто разбирается в своем характере, никогда не станут огорчаться из-за подозрений, которые сами же и породили, ведь последние способны сильно затруднить общение с другими людьми.
Познание себя — это одновременно и шаг к пониманию других, что существенно для гармонизации межличностных отношений. Без этого в группе может постепенно развиться скрытая тенденция к проволочкам, противодействию и даже к саботажу. С целью выяснить отношение человека к другим людям профессор Уильям Шютс разработал очень полезный тест. Тест по выявлению Фундаментальной Ориентации в Межличностных Отношениях и Поведении (ФОМОП) помогает осознать скрытые реальности нашего характера, когда он прикладывается к трем сферам межличностного поведения:

• Желанию занять положение в обществе и ожиданию от других тех же устремлений.
• Желанию контролировать других и ожиданию того, что другие будут стремиться контролировать нас.
• Желанию любить и ожиданию любви со стороны других.

При этом общим правилом оказалось, что хорошо ладят друг с другом птички с разным цветом оперения! Например, человек, склонный контролировать других, будет хорошо ладить с тем, чья натура жаждет быть подконтрольной. С другой стороны, если ему придется иметь дело с человеком, который тоже желает контролировать других, то вероятно возникновение конфликта.
Этим тестом полезно воспользоваться, чтобы выяснить нашу вероятную реакцию на других людей. Однако при интерпретации данных теста требуется помощь опытного психолога.
Тем не менее, если мы осознали, что для самосовершенствования нам необходимо сначала выявить свои сильные и слабые стороны, то этим тестом можно воспользоваться и самостоятельно. Наша неспособность взглянуть на себя с клинической непредвзятостью уводит нас по пути "самообмана и самооправданий, часто сопровождаемыми рационализацией (рациональной ложью) себе и другим"4. В итоге мы причиняем себе глубокие увечья и проводим всю жизнь в конфликтах, обвиняя других.
Лучший метод самопознания — это вглядеться в себя в глубоком молчании и ответить на несколько вопросов о себе самом.
Наше сознание, несомненно, даст нам верные ответы. Если мы исследуем мотивы, стоящие за нашими мыслями, словами и делами, то начнем неплохо себя понимать. Один из способов, это задать себе вопросы, относящиеся к универсальной внутренней структуре достойного лидера. Например:

• Всегда ли чисты мои мысли, слова и дела? Не было ли в недавнем прошлом случаев, когда это оказывалось не так?
• Можно ли считать меня честным человеком? То есть, действующим в соответствии с собственной позицией. Не было ли в недавнем прошлом случаев, когда я лгал, обманывал или воровал?
• Верен ли я? Или моя верность меняется вместе с моими интересами?
• Верю ли я в Бога? Или я вспоминаю о Нем только в минуты затруднений?
• Движимы ли мои слова и поступки только собственными интересами или у меня есть идеал выше, чем «я», «мне» и «мое»?
• Обладаю ли я смелостью принять решение, зная, что оно может оказаться и неверным? Или я занимаюсь проволочками, пытаясь переложить тяжесть решения на начальников?
• Достаточно ли у меня терпения и настойчивости, чтобы продолжать заниматься проблемой до тех пор, пока она не будет успешно решена? Или я, столкнувшись с трудностями, отступаюсь, либо же не могу преодолеть свою лень?
• Инициативен ли я или плыву по течению?
• Обладаю ли я познаниями, навыками и способностями достаточными, чтобы достичь уровня мастерства в своей работе? Пополняю ли я свои познания?
• Могу ли я так взаимодействовать с людьми, чтобы они хотели хорошо исполнить то, что должно быть сделано?
• Знаю ли я свои сильные и слабые стороны? Или я уверен в собственном совершенстве, а вот люди мне завидуют и не хотят иметь со мной дела?

Для оценки нашего потенциала было разработано много способов. Мы предлагаем здесь два из них, имеющих форму простых упражнений.
Занимаясь самооценкой, следует иметь в виду, что в некоторые общеупотребительные слова разные люди вкладывают разный смысл. Поэтому полезно прояснить истинный смысл некоторых слов:

• Чистота — это когда в наших мыслях, словах и делах нет двойственности, неискренности и лицемерия.
• Честь — прямота, здравость, цельность. Близка по смыслу к санскритскому слову "дхарма", что значит правильное поведение.
• Верность — истинная преданность долгу, любви или обязательствам, преданность Родине и правительству.
• Честность—быть справедливым и правдивым на словах и в делах; не лгать, не обманывать, не воровать.
• Целостность — (в смысле, близком к холизму) присущее природе стремление упорядочивать группы, добиваясь нового качества, присущего целому и не сводящегося к сумме частей.

Контрольный список качеств лидера

Это упражнение поможет нам оценить, обладаем ли мы задатками качеств, присущих лидерам. Его ценность зависит от честности и непредвзятости, с которыми мы будем судить о себе. Упражнение состоит из трех частей. Часть 1 касается пяти ключевых характеристик, необходимых в той сфере деятельности, в которую вовлечен человек. В части 2 мы сами оцениваем, в какой мере являемся интровертами. Часть 3 оценивает наши другие характеристики, сигнализируя о нашем основном потенциале лидерства. Чем выше доля утвердительных ответов в этой части, тем выше потенциал.

Упражнение по самооценке

Упражнение состоит из двух частей. Часть 1 дает нам возможность оценить себя и сопоставить наше впечатление о себе с тем путем в жизни, который мы бы предпочли. Она дает нам также возможность получить оценку от лица другого человека, которому мы доверяем и уверены, что получили бы от него честный и объективный ответ. Часть 2 помогает выяснить, не оказались ли мы в промежуточной позиции между эффективным и неэффективным лидером. Там даются детальные инструкции, как правильно отвечать на поставленные вопросы. Польза упражнения зависит от честности и непривязанности, с которой мы оцениваем себя. Если мы просим оценить нас своего друга, то должны обеспечить одну вещь. Он должен произвести оценку нас, не видя то, как это сделали мы сами. Диалогично, мы должны оценивать себя, не заглядывая в оценку, выполненную другом. Только тогда мы получим объективную картину.

Контрольный лист 5

Есть ли у вас задатки лидера?

ЧАСТЬ I
Перечислите пять основных качеств, необходимых для работы в избранной вами сфере. Затем оцените себя (Хорошо, Средне или Слабо)
1)
2)
3)
4)
5)

ЧАСТЬ 2
Обведите кружком число, отмечая место, на которое вы поместили бы себя на прямой:

Сильный интроверт Сильный экстраверт

5__4__3__2__1__2__3__4__5

Лидеры на этой шкале имеют тенденцию быть скорее экстравертами, чем интровертами; они являются смесью обоих.

ЧАСТЬ 3

ДА НЕТ
Стараетесь ли вы показать, что вы ответственный человек?
Нравится ли вам, что наряду с преимуществами лидерство, сопряжено с ответственностью?
Самодостаточны ли вы настолько, чтобы противостоять критике, безразличию или непопулярности со стороны окружающих, и эффективно сотрудничать с другими без постоянного надзора?
Активны ли вы в общественном смысле этого слова?
Можете ли вы контролировать свои эмоции и настроения, или это они держат вас под контролем?
Располагаете ли вы свидетельствами, которые позволили бы предположить, что другие люди думают о вас, как о человеке сердечном?
Можете ли вы привести пример, относящийся к последним трем месяцам, когда вы, общаясь со знакомыми людьми, были нечестны, или не совсем честны?
Отмечают ли ваш энтузиазм на работе?
Употреблял ли кто-нибудь, имея в виду вас, слово честь?

УПРАЖНЕНИЕ ПО САМООЦЕНКЕ5
Это упражнение дает возможность оценить себя и сопоставить этот образ себя с тем путем, который вы предпочли бы избрать. С его помощью можно также получить оценку себя, выполненную человеком, которому вы доверяете.
Шаг 1
Заполните все предлагаемые бланки по самооценке. Они предназ¬начены для того, чтобы помочь вам выявить ваши истинные и из¬любленные способы, которыми вы реагируете на других и спосо¬бы руководства другими. В левой колонке, напротив каждого из перечисленных качеств, напишите число, которое по вашему мне¬нию лучше всего характеризует ваше реальное поведение. Рядом, в правой колонке, напишите число, которое характеризует тот спо¬соб, каким вы бы желали действовать.
Шаг 2
Выберите по три пункта в каждом из трех списков, в которых выявились самые сильные расхождения между реальной и жела¬емой оценками. Если желаемое значение оказалось выше реаль¬ного, то пометьте этот пункт знаком "+"(плюс). Если реальная оцен¬ка выше, то знаком "—" (минус). Пометьте кружком те пункты, относительно которых вы ощущаете, что хотите и можете достичь наилучшего результата.
Шаг З
Сравните свои оценки с оценками, данными человеком, которому вы доверяете, кто пожелает дать вам искренний и неискаженный ответ.

Замечания для учителей

В нашем веке наблюдается настоящий взрыв в сфере познания, и образовательные системы по всему миру с огромным искусством стараются эти знания внедрять. Как следствие, многие участники дискуссий об относительной важности знаний и характера, задают вопрос, правильно ли оценено знание, когда говорят, что его вклад в общую способность к лидерству не превышает десяти процентов. Им кажется, что его доля должна быть выше. Точную оценку процентной доли, естественно, можно подвергнуть сомнению, но истина заключается в том, что трудное решение может быть принято только благодаря силе характера, именно поэтому характер играет столь доминирующую роль в способности к лидерству. Реальная проверка качеств лидера наступает, когда намеченный порядок действий должен быть воплощен на практике и начинает сталкиваться с трудностями, разочарованиями, критикой, противодействием и с человеческими несовершенствами. Сохранить курс в подобной ситуации лидеру может помочь только характер.
Упражнения по самопознанию полезны в качестве индикаторов. По окончании их учителю следует посвятить достаточно времени для беседы с каждым из участников наедине, чтобы отметить его главные сильные и слабые стороны. Это — одна из самых трудных сторон работы учителя, она требует терпения, любви и способности хранить тайну. Познание себя — это важная ступень в деле самосовершенствования, и, следовательно, работать над этой темой следует в том же духе, как и при разработке программы действий, что обсуждается в главе 7 в связи с социологическими исследованиями.

  • Предисловие: О именах и нравах
  • Глава 1: Введение
  • Глава 2: Определение понятия лидерства; как оно осуществляется и каковы его задачи
  • Глава 3: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: фундамент
  • Глава 4: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: основные качества
  • Глава 5: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: профессиональные познания и знание себя
  • Глава 6: "БЫТЬ": универсальная внутренняя структура достойного лидера: взаимодействие с людьми
  • Глава 7: Укрепление принципа "БЫТЬ" для достойного лидерства
  • Глава 8: Чем подкрепить мотивы к самосовершенствованию и желание стать лидером
  • Глава 9: Роль родителей и учителей в воспитании лидеров
  • Эпилог
  • Послесловие
  • 108 человек, чьи жизни вдохновляют
  • Дополнительные материалы
  •