Несколько слов:

Поиск по сайту

Кто виноват, или «Горе от ума»

Как известно, большинство духовных практик направлено на то, чтобы успокоить Ум человека. Чем же Ум так провинился перед человеком? Давайте рассмотрим его свойства через увеличительное стекло.

Свойство ума

Ум ограниченный

Ум невежественен просто в силу своей ограниченности. Он не в состоянии воспринимать целостность мира и видеть его единство. Ум может видеть только отдельные фрагменты мироздания, и каждому из этих фрагментов он пытается дать свою оценку. Таким вот образом, разделяя и оценивая мироздание, Ум предлагает человеку систему координат, основа которой есть разделение мира на «свое» и «чужое».

Понятия всемирного «добра» и «зла» рождаются только в человеческом Уме только как эквивалент собственного комфорта или дискомфорта.

Причем, Ум умело приводит человеку массу убедительных доводов в подтверждение правильности такого разделения. Ну а так как он любит только «себя любимого», то «добро» для Ума – это только то «добро», которое он может положить в собственный холодильник, чулок или банк. Поэтому Ум не может существовать и без плохого, без «зла», без врагов, ибо только на этом фоне он может убедить нас заниматься защитой «добра», точнее «своего собственного добра».

Ум убежден, что человек не может существовать без этой дуальной концепции, разделяющей мироздание на Добро и Зло, Бога и Дьявола, Свет и Тьму и т.д. Одновременно это позволяет Уму доказать человеку собственную значимость, а соответственно, позволяет ему полностью управлять человеком, решая за него – что ему «нужно» или «не нужно» делать в каждый момент времени.

В результате, к сегодняшнему дню наш Ум смог разделить весь мир, все человечество на кусочки и противопоставить их друг другу. Именно поэтому на земле не прекращаются противостояния, конфликты и войны.

Человек воюет с природой, уничтожая «ненужные» ему виды животных и птиц, растений или насекомых. Человек воюет с самим собой – верующий с атеистом, бедный с богатым, белый с черным, коммунист с либералом и наоборот.

Более того, человек воюет даже с местом собственного обитания – планетой Земля, когда калечит ее кору, взрывая ядерные заряды, когда закапывает отходы или выкачивает ее «соки» – нефть и газ, выбрасывая в атмосферу токсичные испарения, когда вырубает леса и отравляет реки….

Человек удивляется неожиданным «природным катаклизмам», хотя на самом деле это «катаклизмы искусственные», происходящие только потому, что он не умеет вести диалог с собственной планетой. На каждый вызов человека Земля отвечает цунами и землетрясениями, ураганами и извержениями, или, например, повышением «температуры тела», что вызывает наводнения и таяние ледников.

Хотя причиной всех проблем является торжествующая в человеческом сообществе и рожденная в Уме ложная дуальная концепция мира, мира разделенного на «мое» и «не мое».

Таким образом, главная причина невежества такого «умного» человечества – это привычка всегда и во всем полагаться только на собственный ограниченный Ум. Однако стоит только остановить Ум, и мы сможем постичь суть всех вещей.

Кстати, это может показаться нелепым, но в действительности «самый умный» человек, и является самым невежественным! Можно вспомнить русские сказки, где, несмотря на все уловки и ухищрения Кащеев и Горынычей, богатых и умных царевичей, «почему-то» всегда побеждает Иван-Дурак…

Ум желающий

Главное свойство Ума – желать, поэтому самые частые слова, которые повторяет наш Ум: «Я, мне, моё, хочу и дай».

Это связано с его беспрестанными поисками сиюминутных удовольствий, из-за чего наш Ум всегда неустойчив, всегда находится в движении. Саи Баба часто сравнивал Ум человека с «бешеной обезьяной», которая постоянно передвигается, прыгая с ветки на ветку, рыча и угрожая всем вокруг. Такое беспокойство нашего Ума связано с тем, что он, как и обезьяна, всегда ищет удовольствия.

В шкале приоритетов Ума на первом месте всегда собственное благополучие и комфорт. Достигая этого удовольствия, Ум привязывается к нему и с готовностью обосновывает человеку «пользу» всего приятного и удобного. Причем приоритетные желания Ума всегда связаны с материальными «благами», главными из которых являются достижение «Богатства», «Власти», «Славы» и «Секса». В этой погоне за желаемым Ум захватил полную власть над человеком и не гнушается ничем. Наш Ум отличный политик и прекрасный бизнесмен, – он сообразителен, коварен, изощрен, изворотлив и лжив.

Причем Уму всегда мало, он никогда не радуется тому, что у него есть – он всегда сожалеет о том, чего у него нет. Ум всегда желает, он все время настроен только на удовольствия и обретение благополучия. Ум постоянно что-то хочет, но всегда боится прогадать, из-за чего он находится в тисках и желания и страха. Поэтому наш Ум всегда спешит. И чем он больше торопится, тем больше не успевает. Вспомните, как часто мы пытаемся одновременно делать несколько дел – есть и пить, попутно общаясь, смотря телевизор и разгадывая кроссворд. Символ 21-го века – это мелькание кадров цветного телевизора, бутерброд на ходу, вечная спешка и постоянные опоздания….

Свойство Ума постоянно желать – сделало человека отличным объектом в «обществе потребления». Обилие телевизионной и другой рекламы направлено исключительно нашему Уму, который хоть и считает себя «умным», но беспросветно глуп. Ему ведь достаточно увидеть только морковку перед носом в виде лозунга, обещания или призыва и он пойдет куда угодно. Именно поэтому так легко нами манипулирует Власть и Церковь, реклама и босс, жена и даже наши дети. И именно поэтому наш мир регулярно испытывает кризисы, политические, финансовые, межрелигиозные, хотя в действительности все эти кризисы из-за отсутствия совести, из-за отсутствия сердечности, праведности, осознания, из-за отсутствия любви.

Ум страдающий

Страдания Ума связаны с тем, что он не умеет ничего делать, кроме как сравнивать, оценивать и выгадывать. Именно здесь рождаются страдания Ума, которые суть не то, что называется огорчением или недовольством. Страдания Ума – это неприятие, неприязнь, терзания человека не желающего видеть реальную действительность и отвергающего все происходящее с ним или вокруг него.

Эти страдания связаны тем, что происходит с человеком, и возникают в Уме как следствие его всегдашней эгоцентрической позиции: «Все должны меня слушаться! Я здесь самый главный! Я самый умный! Всё должно вращаться вокруг меня! Всё должно происходить так, как этого хочу Я!» Соответственно, страдания Ума возникают в тот момент, когда действительность не совпадает с его ожиданиями. Так было и будет, ибо позиция, которую занимает Ум – это всегда позиция не ученика, а «Господина», который «всегда все знает». Господин ведь, по определению, не может ничему научиться у Жизни, он хочет ею управлять, ею командовать. Научиться можно только когда Господин «сдувается» и занимает позицию ученика, а это происходит крайне редко, только в период полной безысходности и отчаяния, когда человек неожиданно для себя становится перед иконой на колени и восклицает «О, Господи! За что это мне?»…

И обусловлено это тем, что Ум не умеет находиться в настоящем, он всегда находится в прошлом или в будущем. В прошлом Ум снова и снова переживает моменты полученных когда-то удовольствий, того же самого он хочет и от будущего. И если Ум не обретает желаемое – он страдает. Но, как ни странно, если все-таки обретает, то он все равно остается недовольным. Дело в том, что, желая будущих удовольствий, Ум внутренне их боится. Это есть страх возможного разочарования, поэтому он одновременно хочет и не хочет желаемого. И поэтому Ум, как правило, получает именно то, чего боится, и редко то, о чем мечтает.

Ум не понимает, что именно в сегодняшнем моменте соединяются и прошлое и будущее. Именно сегодня - «здесь и сейчас» - мы пожинаем то, что сеяли вчера. Именно сегодня, «здесь и сейчас» мы сеем то, что будем пожинать в будущем. Сегодня – это то главное место, где должен находиться Ум. Но нет, он опять только строит планы будущего, опять только желает и надеется. Он опять думает, что «вот закончу Университет…», «вот перейду на новую работу…», «вот выйду на пенсию…», «вот накоплю денег…», и «… будет много счастья», никак не понимая, что счастливую жизнь невозможно отложить на будущее, что она может быть только здесь и только сейчас!

В настоящем Уму всегда плохо, в настоящем ему всегда чего-то не хватает. Поэтому Ум всегда пребывает в беспрестанном недовольстве и вечных претензиях. В претензиях к судьбе, стране, президенту, Богу, погоде, курсу доллара, начальнику, любимой, другу. Ему плохо даже тогда, когда пересаживается с «Запорожца» в «Форд», так как он тут же замечает соседский «Мерседес». Ему плохо даже оттого, что он просто видит рядом с собой счастливого человека. Может быть, именно поэтому мы так легко «сострадаем», но никак не научимся «сорадоваться». И чем сильней человек порабощен собственным Умом, тем больше в нем мелочных обид и недовольства, и тем сильнее его необоснованные претензии и притязания перерастают в негативные привычки и комплексы.

Только «благодаря» собственному Уму человечество продолжает жить в страданиях и страхе. Люди никак не хотят понять, что их личное счастье зависит только от качества их отношений с окружающим миром. Они с маниакальным упорством стремятся доказать свое превосходство над мирозданием. Человеческому Уму постоянно необходимо соревнование, а в соревновании, как известно, всегда есть и победители и проигравшие. И как показывает время, последнее относится скорее не к мирозданию, а к человечеству. Это заметил еще Эйнштейн: «Есть только две вещи обладающие бесконечностью, вселенная и человеческое невежество, причем я не совсем уверен насчёт вселенной»…

Ум эгоистичный

Человек стал послушным исполнителем собственного Ума, его холопом, его рабом. Ум доминирует в человеке и указывает ему, как поступить в том или ином случае, что делать в первую очередь, а что отложить на завтра. Человек жадно ловит советы Ума и послушно исполняет его волю. Но так как Ум не способен охватить Целое, то человек, опирающийся только на Ум, лишен истинного знания. Поэтому Ум из-за собственной ограниченности, рождает в нас «ограниченные» мысли и чувства, рекомендует «ограниченные» действия и модели поведения. А мы, «ограниченно», в соответствии с указаниями нашего Ума, поступая по жизни, как правило, ошибается и грешим.

«Я все знаю!» – это одна из грубейших ошибок человека, полагающегося на свой собственный Ум. Когда человек говорит «Я знаю», он тем самым устанавливает некие собственные рамки, и далее навязывает эти рамки окружающим, начиная смотреть на всех свысока. Вообще «позиция Господина», «чувство собственной значимости» – это одна из любимых поз Ума, поэтому он так любит спорить, доказывать и убеждать, пытаясь тем самым, продемонстрировать собственное превосходство.

Именно поэтому Ум всегда критикует, а с другой стороны не приемлет чужую критику. Именно поэтому Ум так любит судить всё и всех. Именно поэтому Ум так любит говорить и не любит слушать. Более того, Ум вообще крайне редко слышит то, что ему говорят, но не потому, что плохо слышит, а потому, что он любит слушать только себя. Точно также он не видит то, что находится перед его глазами, а видит только то, что ему хочется увидеть. Соответственно и делает Ум не то, что необходимо, а только то, что ему хочется.

Но с другой стороны, наш эгоистичный Ум очень не любит и боится ответственности. Он успокаивается, только тогда когда ему удается переложить ответственность за свои действия на кого-то другого, «стрелочника» – соседа или «мужа», сослуживца или начальника, Президента или Бога.

В сферу жизненных интересов Ум включает, как правило, только своё и своих. Это, кроме «себя любимого» – собственный ребенок, родители и супруг. Реже – братья и сестры, родители супруга, еще реже племянники, дальние родственники или, например, дети супруга от прошлого брака. И совсем неинтересно Уму заниматься проблемами других - чужих, в том числе дома, города, страны, мира. Для него другие – «не свои», не представляют никакой выгоды, ведь Ум умеет любить только корыстно.

Например, если под влиянием какого-либо авторитета такой эгоистический Ум решит действовать в духе бескорыстной помощи (например, его попросят сделать доброе дело и посетить, например, Детский дом), то он скоро почувствует, что из этого ничего не получается. Ему становится противно, он ощущает протест и отторжение, т.к. он внутренне чувствует, что его действия все равно не несут никакого добра. Это связано с тем, что идея бескорыстной помощи другим отнимает время и силы у себя любимого. А для того, чтобы проявлять бескорыстную заботу об окружающих нужно не умственное усилие, а расширение сознания сердца, а это совсем другая сфера, о которой мы поговорим ниже.

Мы все – Боги!