Несколько слов:

Поиск по сайту

Противостояние Ума и Сердца

Своим главным соперником в обладании человеком Ум обоснованно считает Сердце. В этом смысле, сознание Ума и сознание Сердца действительно зачастую противоположны.

Ум берет, Сердце – отдает.

Ум заботится о «себе любимом», Сердце – о других, о мире.

Ум выгадывает, Сердце – бескорыстно.

Ум стереотипен, он ищет шаблон и клише, Сердце – творит и созидает.

Ум труслив, Сердце всегда готово к порыву, подвигу, полету.

Ум лжив, Сердце – всегда говорит правду.

Ум гневлив, злопамятен и мстителен, Сердце всегда прощает.

Ум рационален и ограничен, Сердце – свободно и безгранично.

Ум превращает людей в «нелюдей», в животных, толпу, электорат, стадо, быдло, а Сердце – создает лидеров, гениев, творцов, героев, святых.

Ум человека – это его сон, Сердце - его пробуждение….

Если поискать часто употребляемые прилагательные к слову «Ум», можно найти такие: трезвый, рациональный, быстрый, расчетливый, мрачный, логичный, холодный, решительный. Но если попробовать использовать эти прилагательные к слову «Сердце», то ничего не получится, попробуйте сами: «трезвое сердце, рациональное сердце, быстрое сердце…».

И наоборот, популярные прилагательные к слову «Сердце» – любящее, милое, горячее, отзывчивое, доброе, всеобъемлющее, заботливое – невозможно использовать со словом «Ум».

Хотя некоторые негативные прилагательные к слову «Сердце»: злое, жесткое, пустое, черствое, холодное, можно использовать и со словом «Ум». О чем это говорит? Да все очень просто, это говорит только о том, что человек бессердечен, что у него работает только Ум, а Сердце действительно: пустое, черствое и холодное….

Голос Сердца

Противостояние Ума и Сердца, наверняка, испытывал каждый из читающих эти строки. Например, вечером, когда вы ехали домой в метро, вы могли услышать внутри себя заботливый голос Ума, что-то типа:

«Дорогой мой! Какой ты молодец сегодня! Столько хороших и полезных дел сделал! Ты так сегодня самоотверженно трудился! Ты работал с 9 утра до 9 вечера! А кроме того, ты сегодня еще и такой милосердный – бабушку перевел через дорогу и нищему дал 10 рублей! Ты так устал за день. Вон в уголочке вагона освободилось место на скамейке, садись, отдохни, у тебя еще 30 минут дороги домой. И все знают, что у тебя очень отзывчивое сердце, что ты можешь легко уступить место женщине или пожилому человеку. Поэтому, чтобы тебя не мучила совесть, сядь, и открой перед собой газету и просто держи ее перед собой. Ты можешь вообще ее не читать, просто закрой глаза и отдыхай. Подремли немножко. ТАК твой отдых никто не потревожит…».

Но если вы прислушаетесь в этот момент к себе, то услышите и другой, спокойный, но очень убедительный голос, – голос Сердца: «Дружок! Тебе всего 40 лет! Как тебе не стыдно! Ну-ка, быстро встал и освободил место бабушке!»…

Именно этот непонятный диалог и происходит, когда по ночам мы не можем заснуть и, ворочаясь с боку на бок, слышим какой-то внутренний разговор, что-то типа: «А вот если бы он мне не сказал…, я бы не ответила…, но если бы он сделал..., то уж я точно бы…».

Только ночью, в тишине, когда стихает городская суета и выключается телевизор, мы неожиданно начинаем слышать не только свой Ум, но и голос собственного Сердца. Эти внутренние диалоги не дают нам заснуть, а иногда в это время на нас накатывает беспричинная тоска и «на душе кошки скребут». Это состояние иногда называют также «муки совести».

Возможность услышать голос Сердца – это есть очень важное событие в жизни человека. Ведь, как правило, голос Сердца это «привет» из детства. Именно в детстве мы его слышали всегда. Но что же случилось с нами, когда мы повзрослели? Почему и когда мы перестаем слышать собственное Сердце? Каким образом возникает это противостояние Сердца и Ума?

«Будьте, как дети»

Почему мудрецы и священные писания говорят нам: «Будьте, как дети»? А вы просто понаблюдайте за играющим ребенком. Как он увлечен, как самодостаточен, как счастлив! И как он прекрасен! Ведь в игре ребенка нет Ума, а соответственно расчета или выгоды. Игра ребенка – это и есть та самая медитация, которую мы безуспешно хотим постигнуть в зрелом возрасте. В игре ребенок открыт, и если он отдается ей максимально, то его силы быстро восстанавливаются, в соответствии с принципом «Чем больше отдаешь – тем больше получаешь». В игре ребенок является творцом и создателем, а кто по определению у нас Творец и Создатель? Правильно, именно Богом неосознанно является наш ребенок. Но только до того момента, пока ему не закричат родители: «Юрик, хватит играться, ну-ка займись делом – сходи в булочную и вынеси заодно мусор. Юрик, я кому сказала! Ну почему же ты такой непослушный!»

Увы, именно на послушании и страхе основано всё образование и воспитание наших детей, причем не только в садике или школе, но в первую очередь – дома. Наказать, напугать, строго приказать, чтобы ребенок «старался», чтобы «слушался», чтобы поступал «как велено». Именно в этот момент у ребенка рождается Ум, который в попытке избежать окрика или наказания родителей начинает заслонять Сердце. Сердце ведь умеет только защищать, но совсем не умеет защищаться. Поэтому за дело защиты и выживания берется Ум, который даже у маленького ребенка очень быстро становится изощренным и лживым. И этому неосознанно способствуем мы сами, как например, в таком случае.

Папа у телевизора смотрит футбол. Звонит телефон. Папа кричит ребенку: «Сынок, возьми трубку, и если будут спрашивать меня, скажи, что папы нет дома».

Папа абсолютно не понимает, что в эту минуту он учит ребенка лжи. Вот он папа – лежит на диване перед ребенком, а говорит, что «его здесь нет». Являясь для ребенка абсолютным авторитетом, папа тем самым фактически учит ребенка, что «врать не только можно, но и нужно»!

Вот таким незатейливым способом, походя, формируется, взращивается и воспитывается Ум ребенка. И если родители лживы, то ложь входит в ментальное сознание их детей непреложной ценностью. Если родители воруют, то это знак ребенку – в будущем поступать также. А если родители дома грубят и дерутся – то дети вырастают грубиянами и драчунами. Ведь для ребенка именно папа и мама являются «Богами» – они кормят и поят, гладят по головке, дают карманные деньги. Именно так и ни как иначе вырастают смелые или трусливые, добрые или злые, честные или вороватые люди или людишки….

Родители ведь никогда не говорят ребенку: «БУДЬ СОБОЙ». Наоборот, они внушают, умоляют, требуют от ребенка, чтобы он был «КАК ВСЕ». Чтобы он «не высовывался», «не бегал», «не играл», «не гулял», «не кричал», «не стучал», «не пел»…

Ребенок для родителей становится только «инструментом» исполнения их желаний, поэтому он с детства слышит бесконечные родительские: «принеси», «дай», «сходи», «включи», «выключи», «убери» и тому подобное. А иногда ребенок становится аргументом значимости и авторитета, когда его, как зверушку, демонстрируют всем гостям, заставляя залезать на стул и читать стишок…

Для достижения послушания родители нередко просто «покупают» ребенка, переводя отношения с ним в разряд товарно-денежных: «Если уберешь за собой игрушки, дам тебе 10 рублей». Что это, если не интенсивное взращивание корыстного Ума и душонки (а не Души)?

Но при какой-либо неудаче или ошибке родители орут на ребенка: «Дурак, урод, скотина, ты, что не понимаешь, что ты натворил?». Родители абсолютно не понимают, что своим криком они низводят божественную сущность до ничтожества. А дети, разрываясь между звучащим внутри голосом Сердца и грубым окриком своих родителей, доходят до нервного срыва. Голос Сердца говорит ребенку: «Ты – Бог!», а голос родителей: «Ты – дерьмо!». Из-за этого дети, изнасилованные слепой материнской любовью или замордованные наказаниями отцов, становятся шизофрениками, убегают из дома, «подсаживаются» на наркотики или кончают жизнь самоубийством….

Далее за дело берутся школа, друзья, улица, священники, и на чистом детском листе Ума появляется не только имя, национальность или каста, но и главное правило Ума: «Я, Мне, Мое, Хочу и Дай»….

Какая же трансформация происходит в это время с сознанием ребенка? Маленький – он радовался всему происходящему, он делился и игрушкой и улыбкой, он был доверчив, открыт и честен. Ум у него еще не был сформирован, и его действиями руководило только Сердце (= сам Бог). Именно поэтому дети так бесстрашны, чисты и откровенны. Именно поэтому дети всегда так прекрасны и совестливы, но только до того момента, пока их Ум не разовьется и не развратится. И причина такого развития событий – отсутствие в семье, школе, церкви, стране, обществе – Любви.

О Любви

Главнейшая потребность любого человека, это не только спать, есть или дышать, но и любить и быть любимым. Эта потребность, в отличие от потребностей тела, есть отражение Единого, Истины, это – отражение Бога. И эта потребность есть у всего живого, не только у человека, но и у любого животного или растения.

Более того, потребность любить и быть любимым зачастую более сильная и важная, чем даже потребность есть или спать. Как пример, можно вспомнить лебедей, когда здоровая птица никогда не покидает свою больную подругу. Или историю брошенной собаки, которая не уходила в течение нескольких месяцев от станции московского Метро в ожидании хозяина. Она ничего не ела и умерла только оттого, что стала нелюбимой для хозяина и не смогла любить сама. Или человеческую историю и подвиг Януша Корчака, который руководил варшавским Домом сирот. В 1942-м, когда пришел приказ об уничтожении детей в концлагере Треблинка, он вместе со своими воспитанниками пошел в газовую камеру, ободряя и поддерживая детей до последнего мгновения, хотя и мог сам лично избежать этой участи. Им двигало Сердце, Любовь, Бог….

Мы же начинаем страдать от нехватки любви с детства. В детстве наши искренние отношения с родителями, неожиданно начинают разделяться, обуславливаться и зависеть. Мы как бы договариваемся с родителями, что будем ими любимы, если мы будем такими, какими они нас хотят видеть – послушными, исполнительными, беспрекословными. И отношения, изначально основанные на любви, становятся зависящими от принципа: «Я буду тебя любить, если ты станешь таким, как хочу этого я».

Ребенку кажется, что родители не любят его из-за каких-то недостатков или изъянов. Из-за того, что он – «плохой». Ребенок думает, что если он будет послушно исполнять родительскую волю (например, станет ходить в балетную школу или в церковь, начнет играть на скрипке или изучать французский), то он «исправится», станет «хорошим», что его «полюбят». Увы, эта конструкция ложная - она построена Умом, а не Сердцем….

Вырастая, такими же родителями становимся и мы сами. Мы «как бы любим» своих детей и вместо совместной утренней зарядки, покупаем ребенку очередную игрушку, а вместо совместной прогулки по лесу – видеокассету. Но ведь эта «как бы любовь» – не настоящая! От этих корыстных и лживых родительских отношений в ребенке рождается только душевный холод и расчетливость. И теперь, чтобы получить хотя бы «кусочек» родительского внимания в виде «пряника» или одобрения, ребенок будет стараться всегда предугадывать желания своих родителей, от которых он зависит. А в дальнейшем это станет его жизненной стратегией, его образом жизни.

И чем меньше в семье любви, тем меньше на него оказывает влияние Сердце и тем быстрее корыстно прогрессирует Ум ребенка. Эволюция ментального сознания ребенка достигает своего пика в тот момент, когда Ум полностью заглушает голос Сердца. И ребенок из открытого, искреннего и отзывчивого превращается в «умного». Внедренные в ребенка стереотипы поведения, суеверия, страхи, правила, условности, клише и штампы делают в итоге из человека - умную серость - тупое равнодушное высокомерное человекообразное существо….

«Любовь Ума»

Как уже упоминалось, корысть, расчетливость и бессердечность являются основными качествами нашего Ума. Такова же и природа «любви от Ума». Любовь «умных» – «О Господи, избави нас от этого!» – такая же корыстная, расчетливая и бессердечная. Поэтому «любовь Ума» всегда проявляется в своих низших качествах – вожделении, ревности, жадности и страхе, которые, как правило, переходят только в ненависть.

А все дело в том, что к какому бы объекту не привязывался наш Ум, он всегда считает его своей собственностью. И эта, приносящая удовольствие собственность – любимый человек – становится для Ума такой огромной ценностью, что даже сама вероятность поделиться ею с кем-либо вызывает гнев, ревность и агрессию. Ради обладания этой собственностью, Ум готов на любое действие, на любую подлость. Почему-то в миру, эту грубую и фальшивую страсть ассоциируют с любовью, хотя любви в ней не больше, чем в анекдоте: «Гиви, ты любишь помидоры? Есть – люблю, а так – нет»….

Такая псевдолюбовь начинается с раболепия перед объектом любви и всегда переходит в свою противоположную крайность – презрение и ненависть. И того, которого еще вчера «любил» и без кого жить не мог, сегодня ты готов уничтожить за любую мелочь жизни, за «тюбик зубной пасты, который он никогда не закручивал»…

Такая страсть корежит и раздирает очень многих, доводя до умопомрачения, до самоубийства или убийства.

Мы все – Боги!