Топ-100
Несколько слов:
ГЛАВА 19

Количество ораторов-распространителей Гиты сегодня сильно возросло, и, как следствие, возникло множество истолкований, далеких от истины и затемняющих подлинный смысл. Эти толкования соответствуют природе и характеру человека, давшего их. Придя к собственному мнению, такой человек старается подкрепить его соответствующими доводами, доказывая, что все остальные ошибаются. Затем эти доводы повторяются им, на манер попугая, при любой возможности, но он не делает попытки осуществить принципы Гиты, сделать ее частью своей жизни. Эти люди стремятся прослыть великими знатоками Гиты, Гита-Прачараками, и обременены большим количеством званий и титулов. Этой ложью они губят себя и вредят изложенной в Гите истине.

Каждое из слов Бога предназначено для претворения их в действительную жизнь, а не для повторения их перед другими ради завоевания славы. Но времена сегодня таковы, что слова Бога используют, чтобы снискать похвалу и популярность! Слушающие объяснения этих знатоков, "прачараков", пренебрегают проверкой их добросовестности, они не стремятся узнать, испытали ли сами проповедники, превозносящие Гиту до небес, сладость ее поучений. Слова и дела их далеки друг от друга; они призывают других людей, но те, к кому обращены их призывы, обнаруживают, что их учителя сами не следуют своим наставлениям! Нет - ни один из миллиона.

Есть люди, хвастающие, что вся Гита находится на кончике их языка; они говорят, что могут повторить немедленно любую шлоку из Гиты, если только вы назовете ее главу и номер, или же они могут назвать главу и номер шлоки для любого изречения или слова, какие вы укажете. Мне хочется смеяться, когда демонстрируется подобная ученость. Бедный язык, которому приходится столько нести на своем конце, и ничто из этого не переходит в действительную жизнь! Грампластинка способна повторять так же, как и они, и с той же пользой для себя самой. Претворение на практике одного стиха, несомненно, принесет больше пользы, чем заучивание всех стихов наизусть и хранение их в памяти. Арджуна доказал истинность каждого слова Кришны, исполняя их на деле. Его искренность принесла ему Милость Кришны.

Какая жалость, что даже образованнейшие пандиты не ведают трепета, охватывающего при практическом осуществлении хотя бы одного слова Гиты. Что же говорить о необразованных, несведущих? В общем, даже весьма уважаемые толкователи Гиты не следуют ее поучениям, действуют ей наперекор. Каждый стремится добавить к Песне Господа свои, неверные, замечания, с тем, чтобы выказать свою особенную ученость или свои особенные пристрастия. Позвольте привести один пример: десятый стих шестой главы Гиты провозглашает, что "париграха" - это великий грех.

Следовательно, те, кто признают авторитет Гиты, должны действовать соответственно, избегая такого греха, не так ли? "Париграха" означает "принятие подношений, даров или платы" даже для поддержания тела или исполнения дхармы! Эти толкователи, прачараки, однако же, принимают, девяносто девять процентов из них! Осуждение париграхи относится ко всем ее видам, смягчающих обстоятельств или исключений нет. Однако за Гитаяджны требуют денежной или иной платы, как "жертв" во время Харати, как цену за Гита прачарака сангхи, как назар или кануку для гуру, лекции "продаются" за билеты, как требуют плату за развлечения (такие, как театр или кино). У делающих это нет веры в слова Кришны, ведь имей они такую веру, они не поступали бы наоборот. Обладай они убеждением, что это неправильно, они не поддались бы соблазну поступать так. Они объясняют шлоку и думают, что их обязанность исполнена; они не ощущают необходимости следовать указанию. Это - дух времени, ведь сейчас - эпоха лицемерия. Люди, наблюдающие такого рода Гита прачар, утрачивают веру сначала в прачарака, а затем и в саму Гиту. Поиск популярности приводит лишь к суете и к действиям напоказ.

Поучениям Гиты не нужно то почтение, которое оказывают книгам. Тысячи людей, когда они видят священные книги - Гиту, Рамайану, Бхагавату, Бхарату и т.д., склоняют головы, прижимают книги к глазам, кладут их себе на головы, помещают их на алтари и почтительно кладут на них несколько цветов, сидят с закрытыми глазами и со слезами, катящимися по щекам, простираются перед книгами ниц и становятся очень довольны собой! Все это уважение относится к стопке бумаги, а не к содержанию книг, не к тому, о чем в них говорится.

Голова не должна нести тяжесть бумаги, она должна думать о содержащемся в ней послании. Цените не книгу, а ее содержание; почитайте не сам книжный том, а то, что в нем объясняется. Поместите книгу не на алтарь, а в сердце. Ведь лишь тогда Гита будет почитаться неуклонно, постоянно. Ум не очистится от эго и подобного зла всем этим наружным почитанием: заучиванием наизусть, совершением поклонений в особой комнате, держанием на голове, прижиманием к глазам и т. д. Пусть весть войдет в сердце, претворяйте ее в жизнь и ощущайте приходящую от этого радость. Таков способ почитания Гиты.

Вкуснейшее блюдо не утолит вашего голода, если вы поставите его себе на голову, прижмете его к своим глазам, или упадете перед ним ниц. То же самое и с Гитой. Гита - вкуснейшее блюдо, изобилующее сладкими ингредиентами бхакти, джнаны, кармы и ваирагьи (преданности, мудрости, жертвоприношений и отречения). Ешьте ее, пейте ее. Достаточно одного глотка. Голодному человеку не нужен весь урожай зерна, достаточно горсти риса. Испытывающему жажду незачем выпивать всю Годавари досуха, довольно стакана воды.

Тому, кто жаждет Бога, незачем поглощать всю Гиту. жажду можно утолить исполнением даже одной шлоки. В спичечном коробке много спичек; если вам нужен огонь, достаточно чиркнуть только одной, старанием и усердием вы можете превратить небольшой огонь в огромное пламя. Незачем чиркать всеми спичками сразу. В Гите 700 спичек, посредством каждой из них вы можете зажечь пламя божественной мудрости, джнаны. Чиркните одной из них по камню практической деятельности, этого довольно.

Гита должна использоваться для самоосознания: это - священная задача, для которой она предназначена. Злоупотреблять ею - огромная ошибка; все попытки использовать ее ради собственной славы и благополучия, для обретения званий и известности, свидетельствуют лишь об эгоизме, такие действия кощунственны. Из этой "грантхи" нужно получить "гандху"; это - мерило учености; аромат (гандха) - это сущность книги (грантха). Не превращайте, напротив, маштаку в пуштаку, мозг - в книгу.

Наблюдайте Бога в камне; не превращайте Бога в камень. Именно такое видение весьма желательно. На камень следует смотреть как на Божественное, пронизанное Богом; именно таким он в действительности и является. Такое видение - драгоценный дар, посланный Богом людям этой земли. Жемчужины не плавают на волнах океана, нырните глубоко, к молчаливым пещерам на дне, если вы хотите их найти. Именно так народ этой земли веками стремился к Богу.

Практика дхармы - это тело, осознание Бога - сердце: эта истина побуждала живущих здесь идти вперед и спасать себя. Они - не рабы внешнего лоска, наружных украшений или материальных удобств. Они ищут Атму своим внутренним зрением, они развивают в себе отреченность. Людей Бхараты (Индии), обладающих такой великой природой, привлекает сегодня, однако, материальный прогресс и внешняя роскошь! Это - трагедия, достойная большого сожаления.

Далеки от Бога те, кто с целью заработка странствует и проповедует Гиту. Без сомнения, они могут всячески оправдывать свою деятельность, но никто из имеющих действительную веру в Гиту и по-настоящему верных ее учению не примет таких объяснений.

Гита излагалась ради поддержания дхармы, а не дханы (богатства); она способствует доброте, а не материальному "добру". Сбор денег на храм Кришны или Рамы, или на Мандир (храм) Гиты, также уменьшает веру в Бога: строительство дома для Господа, существующего во всем и везде - нелепо. Сердце - вот настоящий храм, в котором следует установить Кришну или Гиту. Совершенно неправильно возводить для вечного Абсолюта, бессмертного Божества, строение, которое, несомненно, будет разрушено временем. Конечно, на определенном этапе такие здания могут быть необходимы, но в таком случае разумнее использовать старые, уже существующие храмы. Строительство новых храмов и разрушение старых столь же глупо, как убийство коровы и принесение в жертву обуви, сделанной из ее шкуры! Благу мира можно содействовать, ремонтируя старые храмы, а не открывая новые. Установление божества в древности проводилось в строгом соответствии с указаниями шастр, Богооткровенных Писаний, и поэтому старые храмы более священны. Сила, исходящая от них, обеспечивает для этой страны все то скромное благополучие, которым она теперь обладает.

Риши (провидцы) прошлого испытывали лишения, отрекались от мира и даже гибли в поисках тайн спасения человека и возвышения общества. Они установили определенные нормы поведения и жизненные правила, удобные и простые. Даже ими сейчас пренебрегают и злоупотребляют; с тем, чтобы устранить эти нормы и правила, создаются новые.

Если старейшины, гуру и пандиты принимают и приветствуют новомодные нормы поведения, как может Бхарата оставаться Дхармакшетрой (землей дхармы), Йогакшетрой (землей йоги) и Тйагакшетрой (землей отречения)? Такое падение идеалов объясняет, почему земля, воистину бывшая Аннапурной, питавшая всех своих детей, должна сегодня просить о пище. Священные слова - Шивохам (Я - Шива) - звучали из каждой горной долины, из каждой пещеры, каждого храма и от любого берега священной реки; но сейчас раздается крик "шавохам, шавохам" - "я мертв", "я мертв"!

Страна утратила счастье, бывшее у нее в старину; она объята беспокойством, она - обитель тщеславия, она гонится за пустой роскошью. Для противодействия этому совершенно необходимо распространение духовного знания - людьми, действительно испытавшими радость садханы (духовной практики) и преуспевшими в ней и благодаря ей. Эту необходимость должен осознать каждый, начиная с простого неграмотного человека и вплоть до парамахамсы. Все должны воспитывать в себе веру в Гиту, и принять ее как подлинные слова Господа.

Господь заверил: "Йога кшемам вахамйахам" - "Я позабочусь о твоём благополучии и здесь, и в будущем". Он добровольно взял на Себя эту задачу. Но чтобы воспользоваться этим, искателям и обычным смертным нужно жить, как указано: они должны быть верны заповедям. Когда они чувствуют, что им нет помощи, им нужно лишь вглядеться в собственную жизнь и понять, насколько они отошли от установленных Богом жизненных норм. Им не удается увидеть это. Они не оценивают прошлого и будущего; они сокрушаются лишь о горе в настоящем, не ведая, что оно вызвано допущенным в прошлом пренебрежением и неведением о будущем. В этом корень их страданий.

Обдумывая это обещание Кришны, следует принимать во внимание условие, изложенное в той же шлоке: "Ананйашчинтайанто мам, йе джанах парйупасате". "Йогакшемам вахамйахам" - окончательный плод, связанный с выполнением этого условия. Обещание - это голова, но голова не может жить отдельно от других органов. Верить лишь в голову, помимо шеи, плеч и прочих частей тела, подобно надежде на ключ в своей руке после того, как обокрали железный сейф! Какая польза в ключе, когда сокровище украдено?

Каковы условия исполнения этого обещания? Ананйачинта и упасана - размышление о Господе, не прерываемое никакой иной мыслью, и неуклонное почитание. Если непрерывное размышление отсутствует, если поклонение не совершается с полной преданностью, как можно жаловаться, что Бог не берет на Себя ношу?

Вы преданны другим, вы хвалите и прославляете других, вы погружены в мысли о другом. Как же может Он взять на Себя ваше бремя? Вы служите другим, а требуете у Господа награды! Разве можно назвать это "ананйа чинта", безраздельной преданностью? Если человек служит царю, он должен служить ему от всего сердца; если он служит царю, а сам любит свою семью, это нельзя назвать полной преданностью. Служите тому, кого любите; любите того, кому служите. В этом секрет шаранагати, преданности. Вьяса создал восхитительную гирлянду, и эта шлока венчает ее. Она - главный камень в этом ожерелье драгоценных камней.

Слова "йога" и "кшема", используемые здесь Господом, означают: "йога" - обретение чего-либо желаемого, а "кшема" - сохранение того, что было таким образом обретено. Практика, посредством которой вы можете сохранить это, следующая: "ананйа чинта" - размышление исключительно о Господе. Это очистит ум, это сделает вас бхактой. Бхакту (преданного Господа) узнают так: он говорит о Господе, он поет о Господе, он видит только Господа, он работает и проводит свой досуг с Господом.

Таким людям незачем совершать йаджну или йогу (жертвоприношение или подношение), им незачем заниматься благотворительностью, им незачем ходить из одного святого места в другое. Зачем им печалиться от того, что они не получили чего-то, или жаловаться, что Господь не предоставил им возможности или средств для этого? Такой человек не настаивает на этом и не стремится к этому. Предлагайте все, что возникает в уме, очищенном садханой, духовной практикой - Он с радостью примет все. Вы можете заняться так называемыми "добрыми делами", но если ум нечист, если сосуд не лужен мыслью о Боге, все они превратятся в яд. Он следит, чтобы сосуд был чист. Вспомните, как обрадовала Господа пригоршня жареного риса, с чистым сердцем предложенная Ему Кучелой. Прочитайте в эпосе и Пуранах о Видуре и Драупади. Что они предлагали Господу? Видура дал чашку каши, Драупади смогла предложить лишь крошечный листок. На первый взгляд, они ничего не стоят, кажется, что за них нельзя получить и гроша. Но подумайте, как много дал в обмен за них Господь! Он оценивает не стоимость вещей, Он оценивает чувства, побудившие к действию. Чтобы завоевать Его милость, очищайте чувства.