Топ-100
Несколько слов:
ГЛАВА 12

"Помни, что та Апара Пракрити, низшая природа, о которой Я говорю, есть проявление Моей шакти (энергии), Моей славы. Вселенная, рассматриваемая поверхностно, грубым зрением (стхуладришти), может казаться множеством; но это неверно. Множества нет вовсе. Внутреннее сознание, антахкарана, стремится к Единому; это - настоящее видение. Когда внутреннее зрение насыщено джнаной, Творение будет видеться как Брахман и никак иначе. Поэтому внутреннее сознание ради него самого следует воспитывать только джнаной". Вселенную наполняет Джагадиша (Владыка вселенной). Творение - только Творец в этой форме. Сказано: "Ишавасйам идам сарвам": "Все это - Бог".

Есть только Единое, оно проявляется как множество. Рассмотрим наглядный пример, связанный с этим утверждением Кришны. Допустим, мы идем в густых вечерних сумерках, когда все выглядит неясным; на дороге валяется веревка; каждый, кто видит ее, принимает ее за что-то иное, хотя на самом деле это просто кусок веревки. Один перешагивает через нее, думая, что это гирлянда. Другой считает ее следом, оставленным бежавшей водой, и наступает на нее. Третий воображает ее лианой, оторвавшейся с дерева и упавшей на дорогу. Некоторые пугаются, думая, что это змея; разве нет?

Подобным же образом Единый Парабрахман, не затрагиваемый никакими переменами и превращениями, являющийся все время Собой и только Собой, проявляется как вселенная, Прапанча, во многих формах и именах, как причина всей этой иллюзии - мглы Майи. Веревка может показаться многими вещами, у различных людей она может вызвать различные чувства и реакции; она становится основой некоего множества. Но она никогда не превращается во множество, она всегда одна. Веревка - всегда веревка. Она не становится ни гирляндой, ни струей воды, ни лианой, ни змеей. О Брахмане могут различно и ошибочно думать, но он - всегда Брахман. Для всевозможных истолкований Брахман - Единое действительное основание. Подобно нити в гирлянде, фундаменту в здании, Брахман - нить, пронизывающая и соединяющая гирлянду Джив; он - фундамент здания Пракрити, природы. Заметьте следующее: нить гирлянды и каркас дома не видны. Но это не означает, что они не существуют! На самом деле это они удерживают цветы и поддерживают здание. И вы можете узнать об их существовании и об их важности путем небольшого размышления. Если вы не возьмете на себя этот труд, они ускользнут от вашего внимания. Размышляйте, исследуйте - и вы увидите нить, удерживающую вместе цветы, и фундамент, скрытый в земле. Не будьте обмануты адхейей (содержимым, поддерживаемым), не отрицайте Адхару, Держащего, Содержащего, Основание, Опору. Если вы отвергаете Его, вы упускаете истину и упорствуете в заблуждении. Размышляйте и распознавайте; затем верьте и переживайте.

У видимого есть невидимая основа; чтобы постичь невидимое, наилучшее средство - исследование, а наилучшее доказательство - опыт. Ведь тем, кто ощутил, не нужно описаний.

Природа и свойства отдельных бусин четок совсем не важны; они не должны отвлекать нашего внимания. Сосредоточьтесь лучше на внутренней Реальности, на связующей нити бус, на Брахмане - это самое главное. В гирлянде может быть множество видов цветов - обычные (тамасические дживы), яркие (раджасические дживы) и прекрасные чистые (саттвические дживы); но нить, основа, Параматма, независима от всех их. Она не затрагивается; она - сатйа, нитйа, нирмала (истинная, вечная, незапятнанная).

Без нити цветы не могут стать гирляндой; так и Брахман объединяет все существа, Дживы. Вы не можете разделить любое существо или вещество на Брахман и не-Брахман; Брахман наполняет все. Пять элементов - лишь его проявления. Он - внутренняя двигающая сила, невидимая для тех, кто смотрит поверхностно. Другими словами, он - Антарйамин. Вот почему Кришна говорил: "Я - вкус в воде; Я - сияние Солнца и Луны; Я - Пранава (священный слог ОМ) в Ведах, Я - звук в Акаше (эфире); Я - Поурушам (героизм, предприимчивость и устремленность) в человеке".

Давайте поговорим о Пранаве, который был упомянут. Кришна говорил, что Пранава - сама жизнь Вед, не так ли? Веды считают "Ан-ади", "безначальными". О Пранаве говорится как о самом жизненном дыхании Вед, которые сами по себе не имеют начала. Знайте, что ОМ, Пранава - тонкая сущность, изначальная форма всякой частицы и субстанции во Вселенной.

В каждой простой субстанции Вселенной есть две составляющих: имя и форма, нама и рупа. Уберите их - и больше не будет Прапанчи, Вселенной. Форма постигается и управляется посредством имени. Форма зависит от имени; поэтому если вы рассудите, что более долговечно, вы поймете, что имя - вечно, а форма - временна. Подумайте, что бывает в том случае, когда люди совершают разные добрые дела, возводят больницы, школы, храмы, или обустраивают места для поклонения: теперь, даже если их формы ушли из видимого для людей мира, их имена со всей славой все равно существуют в человеческой памяти, не так ли? Форма сохраняется лишь малое время; но имя остается.

Имена бесчисленны, так же, как и формы. Но есть нечто такое, о чем вы должны здесь помнить, это присутствует в повседневном опыте каждого, от ученого до невежды: акшары, буквы. В языке телугу 52 буквы; в английском - всего 26. Даже если вы соберете всю литературу, изданную на телугу или на английском, и кипы книг образуют высокую гору, то все это будет составлено либо из 52 букв телугу, либо из 26 английских, ни одной буквой больше.

Подобным же образом и в человеческом теле есть шесть нервных центров, все в форме цветов лотоса. У всех этих лотосов на каждом лепестке имеется одна буква, или звук. Подобно язычкам фисгармонии, лепестки движутся, и каждый издает свой звук. Те, кто с позиции логики рассмотрят это утверждение, могут испытать сомнение: если говорят, что лепестки движутся, то кто или что движет ими? Да; та сила, что движет ими, есть Анах-атадхвани, Изначальный Звук, неслышимый неразличимый звук, исходящий без усилия, независимо от сознательной воли. Это - Пранава, ОМ. Подобно бусинам на нити, все буквы и все звуки, которые они представляют, нанизаны на Пранаву. Таков смысл утверждения, что Кришна - "Пранава Вед". Указание Кришны состоит в том, что вы должны погрузить свой ум в основу всего - Пранаву, в священный слог ОМ.

Уму присуща склонность погружаться во все, с чем он соприкасается; он жаждет этого. Поэтому он всегда взволнован и беспокоен. Но постоянной практикой и тренировкой его можно обратить к Пранаве и научить погружаться в него. Его также привлекает звук. В этом причина, почему его сравнивают со змеей. У змеи есть две особенности: во-первых, двигаться извиваясь, а вовторых, жалить всех, кто попадается на пути. Такие же качества есть и у человека. Он также стремится завладеть и обладать всем, что попадается ему на глаза. Его путь извилист.

Но у змеи есть одна похвальная черта: какой бы ядовитой и смертоносной она ни была, при звуках приятной музыки она расправляет свой капюшон и погружается в сладость звука, забывая обо всем. Подобным образом и человек может, путем практики, погрузиться в блаженство ОМ, Пранавы. Эта шабдопасана, поклонение через звук, - главное средство осознания Параматмы, Высшего Духа, который есть "Пранава Вед". Он не отличен от звука, шабды. Вот почему Господь говорит, что Он - "Поуруша в человеке". Поуруша - жизненность, прана человека. Без нее человек лишен силы. Как бы велика ни была тормозящая сила предшествующих рождений, она должна уступить силам предприимчивости и подвига, исходящим от Поуруши. Не ведая о такой способности, глупец проклинает свою судьбу; он проклинает "неизбежные" последствия того, чего он страшится как "прарабдхи", "проявленной кармы"!

Каждый должен проявлять Поурушу, героизм: ведь без него невозможна жизнь. Жизнь - это борьба, усилие, подвиг. Бог создал человека, чтобы тот мог овладеть даром Поуруши и достичь победы. Его цель - не в создании из человека потребителя пищи, беспомощного бремени земли, животного - раба своих чувств. Он не стремится к созданию толп лентяев и лодырей, боящихся трудной работы, жиреющих, толстеющих до ужасных размеров. Он не создавал человека с целью, чтобы тот отвергал при жизни своего Создателя и свою Атму, и бродил, подобно животным, позволяя пропасть зря и разуму, и способности распознавания, бродил без капли благодарности Дающему все, что он потребляет и чем он наслаждается!

Пракрити, природа, также наказывает тех, кто ради самовозвеличения эксплуатирует ее, утверждающих: "Это - мое, это - также мое, это принадлежит тем, кто принадлежит мне". Она строго наказывает нарушающих ее законы; вот причина, по которой Кришна чрезвычайно подробно описывает Арджуне путь Упасаны (Поклонения), ведь Упасана - это использование Пракрити для достижения Господа, который превосходит ее.

"Арджуна! Многие люди стремятся предлагать Мне непрерывное поклонение, уходя в дремучий лес. Это неразумный шаг. Незачем стремиться в джунгли, как если бы Я находился только там. Нет места, в котором Меня нет; нет формы, которая не является Моей. Я - пять элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир! Где ты можешь отыскать место, лишенное одного или нескольких из этих пяти? Для восприятия Моего присутствия и Моей славы нет особого места, поскольку Я - всё, повсюду, всегда. Огненная природа огня есть Я Сам. Я - жизнь всех живых существ. Я - сила сильных, сила, свободная от алчности и вожделения. Это Моя природа побуждает живые существа желать обстановки и действий, соответствующих дхарме.

Конечно, когда Я говорю "сила", Я имею в виду силу разума, буддхибалам. Ведь миру известна сила многих разновидностей: дханабалам - рожденная богатством, видйабалам - рожденная ученостью, джанабалам - приходящая из сознания, что у человека есть много последователей, манобалам - пробуждающаяся от решимости, дехабалам - обычная сила мускулов и т.д. Все это следует считать Моим, поскольку Я - Всевышний Господь, Парамешвара. Но силы всех форм должны быть свободны от камы и раги, вожделения и привязанности. При наличии вожделения и привязанности сила становится животной, а не Божественной - пашу-балам, а не Пашу-пати-балам.

"Кама" означает желание обладать чем-либо, и оно настолько сильное, что даже при отсутствии возможности добиться желаемого ум жаждет этого. Рага - это чувство человека, что вещь должна принадлежать ему, даже в том случае, когда очевидно, что такое обладание не будет продолжительным, так как вещь недолговечна. "Ранджана" - это корень слова "рага". "Ранджана" означает способность давать наслаждение. Любая форма силы, оскверненная вожделением и привязанностью, камой или рагой, не может быть Божественной.

Силы некоторых видов бывают возвышенными или низменными, в зависимости от того, для чего использует их обладатель. К примеру, богатство. Если богатство приходит к злому человеку, оно порождает тщеславие, гордость, грубость и презрение. Если им обладает добрый, его используют для благотворительности и добрых дел. Злыми физическая сила используется во вред другим, а добрые используют ее для защиты людей от вреда".

Здесь необходимо отметить другой момент. Кришна сказал, что даже кродха (гнев) и лобха (жадность), не противостоящие дхарме, есть формы проявления Божественного. Поэтому незачем повторять это тысячу раз: все чувства, все формы, все вещи и существа рождаются из природы "Пара" и "Апара" одной и той же Божественной Сущности. Но чтобы испытать высшие чувства и эмоции, человеку следует привыкнуть видеть Его Форму в высших чувствах, высших формах и высших существах. Все же вас не должна сбивать с толку идея, что только высшее Божественно, а низшее - нет. Это неверно; внешний мир, со всеми своими саттвическими, раджасическими, тамасическими вещами, реакциями, импульсами... весь происходит из Бога. Убежденность в этом может вырасти и укрепиться в вас только путем размышлений над этим и получения подтверждений этому.

Господь Сам провозгласил: "Арджуна! Все это берет начало во Мне, все это существует во Мне, но Я независим от всего этого; помни, у Меня нет привязанности к этому". Есть две точки зрения: точка зрения дживы, обусловленного существа, и точка зрения Господа. У дживы присутствует двойственное ощущение хорошего и плохого, у Господа нет двойственности ни в чем. Если все есть Бог, если Бог есть внутренняя Атма, присутствующая во всем, как может что-то быть хорошим, а чтото плохим?

У обычных людей в связи с этим могут возникнуть сомнения. Господь говорит, что все вещи, и хорошие, и плохие, происходят из Него, и что Он - Первопричина; но в то же время Он утверждает, что Его не связывают и не затрагивают ни следствия, ни недостатки всего того, что возникло подобным образом! Он говорит, что Он не связан с этим, и что Он - вне и выше того, причиной чего Он является.

Вы можете заключить, что человек тоже ни в малейшей степени не ответственен за добро и зло, совершаемое через него Божеством, что его действительная природа - выше добра и зла, что к действиям, пусть даже злым, его, по существу, побуждал Сам Господь, поскольку нет ничего, что бы человек мог считать собственным действием. Верно; но вера, что "ничто не делается вами", что "все это воля Господа, действующая через вас", должна быть стойкой, искренней, глубокой и непоколебимой. Не должно быть и тени эго. Если это так, то такой человек достиг высочайшей из целей жизни. Он благословлен более всех. Эту реальность нужно узнать; это знание нужно сделать устойчивым. Поистине тот, кто убежден, что все это - Бог, что у него нет ничего общего с материальным миром, что он - вне и выше его, тот есть сатья-джива, личность, пребывание которой здесь оказалось успешным.

Слова, однако, бесполезны; вы можете повторять, словно попугай, которого научили определенным фразам: "Все принадлежит Господу", "Я - лишь кукла; Он тянет за нити, а я танцую по Его воле", "Ничто не принадлежит мне, я лишь исполняю Его волю". Но что вы обычно делаете? Когда совершено достойное похвалы, вы утверждаете, что действие - ваше собственное; когда совершено заслуживающее порицания, вы приписываете это побуждению Господа! Вы кричите с трибун, пока у вас не высохнет горло, о том, что вы своими силами добились уважения, славы, положения и влияния, власти и занимаемого поста, имущества и собственности, свершений и достижений. Но когда приходится признать ваше участие в обретении дурной славы или в поражении, в зле и неправде, вы с удобством перекладываете ответственность на Господа, говоря: "Я - лишь инструмент в Его руках; Он - Хозяин, я - орудие". Это стало привычкой сегодняшних людей. Более того, это вошло в моду. Люди качаются от "себя" к "Нему", словно маятник часов. Это - явный обман, пустое притворство.

Ум, слово и действие должны быть наполнены верой, что все есть Его игра; это - правильный путь. Человеческая слабость - разделять все на хорошее и плохое, приписывать это Богу - кощунство. Иногда может показаться, что у Господа также есть эта слабость, но это - мираж, облако, скрывающее Его Славу, а не присущий Ему порок.

Хотя гуны (состояния материальной природы) происходят из Господа, Он не затрагивается ими; дым исходит из огня, но огонь не затрагивается дымом. Облака возникают в небе и движутся по небу, но небо не затрагивается ими. Все пронизано Им, подобно бусам, но Он свободен, не связан ничем. Вселенная основывается на Нем, но у Него нет необходимости во Вселенной в качестве Его основы.

Возьмите, к примеру, ткань: основа ткани - нить, она зависит от нити, но нить не зависит от ткани, она не затрагивается тканью. Кувшин зависит от глины, а глина независима. Но, кроме того, ткань - это нить, кувшин - это глина. Глина - это Брахман, кувшин - Пракрити, материальная природа. Нить - это Брахман, ткань - Пракрити (вселенная намарупы, многообразия). Не обращайте внимания на образ, форму и имя - кувшин это только глина. Не обращайте внимания на вид и название ткани, наблюдайте основное, находящееся и проявляющееся в ткани, тогда вы узнаете, что она - только нить. Без глины у вас не может быть кувшина, без нити не может быть ткани. Так и без Брахмана не может быть природы, Пракрити. Правильнее сказать, что "все есть Брахман", нежели говорить "Брахман - во всем". Возвышеннее представлять себе Брахман как Сарва-адхару, основу всего, чем считать Его Сарвабхута-антаратмой, Внутренней Реальностью всех существ.