Топ-100
Несколько слов:
Христианская Молитва

ГОСПОДНЯ МОЛИТВА

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. (Мф. 6.9-13)
Аминь.

Таков славянский текст молитвы, принятый в русской Православной церкви. Она начинается обращением к Богу - Отче наш. Мы уже объясняли, что подобного обращения не существовало в Ветхом Завете, называть Бога "Отцом" мог только Сам предвечный Сын; и что в ранней новозаветной Церкви произносить молитву "Отче наш" могли только уже крестившиеся "верные".
Утверждение "Иже еси на небесех" (т.е. Который на небесах) означает, что Отец находится всюду и над всем, ибо небеса простираются над всей Вселенной и всю ее обнимают. Бог Отец не привязан к одному месту и не ограничен им, как боги язычников. Небесный Бог есть "Бог богов" (Втор. 10.17), "один Бог и Отец всех, Который над Всеми, и через всех, и во всех нас" (Еф. 4.6).
"Да святится имя Твое" - значит, что имя Бога свято и к нему должно относиться с уважением и преданностью. В ветхозаветные времена священное Божье имя "Ягве" ("Я Есмь") никогда не произносилось, чтобы оградить Его от осквернения и предотвратить нарушение заповеди:
"Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит Имя Бога напрасно." (Исх. 20.7)
"Да приидет Царствие Твое" - прежде всего это молитва о конце веков. Христиане ожидают конца мира, чтобы Царство Божье наполнило бы все творение Его божественной славой и божественным светом. "Гряди, Господе Иисусе! Маранафа!" - такова молитва верующих, последняя молитва Священного Писания (Отк. 22.20), призыв ко второму пришествию Господню.
Духовное Предание понимает слова "да приидет Царствие Твое" также как и призывание Святого духа всегда пребывать в людях Божьих. В своем толковании Господней молитвы св. Григорий Нисский говорит, что это прошение можно прочесть еще и по-другому, а именно: "Да низойдет Твой Святой Дух на нас и очистит нас", и что согласно Священному Писанию, присутствие Святого Духа в человеке и означает присутствие Христа и Царства Божия.
"Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе." (Рим. 14.17)
И, наконец, в молитве "да приидет Царствие Твое" мы просим, чтобы Царство Божье, которое не приходит "приметным образом" для неверующих, уже сейчас обитало таинственно и непобедимо среди христиан (Лк. 17.20-21).
Прошение: "да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли" - центр Господней молитвы, главное желание христиан. Об этом молился и это исполнял Иисус Христос, об этом же должны молиться и стараться исполнять Его последователи. Есть только одна цель молитвы, говорят духовные учителя, - это исполнять заповеди Божьи.
Бог от нас, человеков, не требует ничего другого, кроме одного того, чтоб мы не грешили. Но это только ненарушимое хранение образа и горнего достоинства, в коих стоя по естеству и нося светло-осиянную одежду Духа, мы пребываем в Боге и Он в нас, бываем по благодати Богами и сынами Божьими, и знаменуемся светом познания Бога. (Св. Симеон Новый Богослов, Х в., "Деятельные и богословские главы").
Они же считали, что молиться "да будет воля Твоя" значит совершать смелое и опасное действие, дерзать. Во-первых, потому, что произнося вслед за Христом эти слова, надо быть готовым, действительно им последовать, если Бог ответит на эту молитву и откроет Свою волю. Когда одного святого спросили, почему многие христиане бывают расстроенными, раздраженными, неуравновешенными и даже жестокими, Он ответил, что причина только одна: эти люди изо дня в день молятся "да будет воля Твоя", но на самом деле сами изо всех сил противятся Божьей воле, и поэтому всегда находятся в дурном расположении духа. Они стараются оправдать свои настроения и действия перед собственной совестью и перед другими, и никогда не пребывают в мире, ибо "страшно впасть в руки Бога живого" (Евр. 10.31).
Вторая причина, по которой молитва "да будет воля Твоя", как, впрочем, и всякая другая молитва, - требует от нас бесстрашия, это нападение дьявольской силы. Горячая молитва дает еще сильнее почувствовать силу и реальность духа зла, потому что дьявол хочет воспрепятствовать человеку в его усилиях осуществить Божью волю.
Если радеешь о молитве, то приготовься к бесовским наваждениям и терпеливо переноси бичевания их: ибо как дикие звери нападут они на тебя... Постарайся быть сколько можно смиренно мудрым и мужественным... кто претерпевает неприятное, тот не будет лишен чести и в приятном. (Св. Нил Синайский, V в., "О молитве").
Под хлебом насущным обычно понимают все наши телесные потребности и все, что нам нужно для поддержания жизни. Однако, согласно Преданию Церкви, это прошение, говорящее о на-сущном, то есть, сверх-сущном хлебе, надо понимать в первую очередь как моление о причастии Самому Христу, Который есть "хлеб жизни", хлеб Божий... Который сходит с небес и дает жизнь миру" (Ин. 6.33-36).
Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Мф. 6.14-15).
Притча Христа о немилосердном рабе говорит о том, что все одинаково нуждаются в прощении Божьем и должны молиться о нем. Бог может простить грехи и долги Своим рабам, только если они сами прощают своим братьям, не только на словах, но подлинно и истинно, "от сердца своего" (Мф. 18.35).
Не введи нас во искушение - не означает, что Бог искушает людей или заставляет их совершать злые поступки.
В искушении никто не говорит: "Бог меня искушает"; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью. Похоть же, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть. (Иак. 1.13-15).
Мы просто просим Бога не дать нам попасть в такое положение, где мы можем попасться греху. Мы молим об освобождении от обмана и суеты наших умов, сердец, от плотских вожделений и страстей, и чтобы Сам Бог сделался нашим убежищем и защитником (Пс. 90).
Избави нас от лукавого - буквально значит: "Спаси нас от дьявола". Мы уже знаем, что для человека существует только два пути: Бог - жизнь, или дьявол - смерть, и что избавление от дьявола и есть спасение от всякой неправды, глупости, обмана, зла и беззакония, ведущих к разрушению и смерти.
В заключении, используя мысль митр. Антония Сурожского, можно сказать, что Господня молитва содержит в себе смысл всей жизни человека. "Избавляясь от лукавого", человек избегает искушения, и поэтому испытывает чувство милосердия ко всем и сам получает прощение грехов. Будучи прощенным через милость к другим, он обретает все, в чем нуждается для жизни, свой "насущный хлеб". Будучи же питаемым Богом, человек исполняет Его волю, в чем реально и раскрывается Божье Царство, становится свято Его Имя, и человек, воистину показавший себя чадом Божьим, может призывать "Отче наш".

Christ and Christianity