Топ-100
Несколько слов:
ШРИМАТИ КАРАНАМ СУББАММА

Детские годы своей земной жизни Господь Кришна провёл со своими приёмными родителями – Нандой и Яшодой. Более того, Яшода стала свидетелем многих божественных игр в Его исполнении. Подобным образом, Господь Шри Сатья Саи Баба, Аватар Кали-юги, провёл свои ранние годы рядом с Каранам Суббаммой, соседкой и приёмной матерью, которая признала живого Бога в маленьком Сатье. Каранам Суббамма с большой любовью и преданностью воспитывала божественного ребенка. В конце её жизни Бхагаван исполнил её последнее желание, дав ей выпить из собственных рук освященную воду во время последних минут перед смертью, тем самым даровав ей духовное освобождение.

Суббамма, благодаря своей преданности и самоотречению, сыграла важную роль на ранних этапах миссии Аватара. Сам Бхагаван вспоминал в дальнейшем в нескольких беседах о бескорыстном служении Суббаммы и о полученной ею великой благодати. Он очень ярко рассказывал об этих событиях:

«Каранам Суббамма была богатой и благородной женщиной. У неё не было детей. Независимо от того, сколько у неё было денег, она обычно раздавала милостыню с таким чувством: «Я всего лишь делюсь с другими людьми Богом данным мне богатством». Она проводила время с подобными священными мыслями и одинаково относилась к радостям и бедам. Она всегда обращалась ко Мне: «Сатья! Статья!» Однажды она позвала Меня и сказала: «Раджу! Сегодня я приготовила досу. Зайди ко мне домой, поешь немного». В те дни такую еду, как доса и идли, могли позволить себе не все. Дома такие блюда готовили только богатые люди. Я сказал Суббамме: «Я не могу бросить всех этих детей и придти к тебе один, чтобы поесть досу». Бедная Суббамма! Ей пришлось приготовить досы на всех детей.

Она всегда поучала детей. Раджу будет доволен только тогда, когда все будут довольны и счастливы. Вы должны отказаться от личных интересов, взращивать в себе любовь и считать счастье других людей своим счастьем, как Раджу. Только тогда вы достигните успеха, ваше будущее будет ярким, и ваша жизнь станет идеалом для других. На самом деле, вам очень повезло, потому что Раджу был вашим другом. Всегда выполняйте Его команды. Он счастлив от этого, в результате будете счастливы и вы. Если Раджу недоволен, Он никому не покажет своих чувств. Но вы, безусловно, пожнете последствия этого. Поэтому старайтесь, чтобы Раджу всегда был счастливым и довольным».

«Слава Саи росла с каждым днем, и сотни людей приезжали в Путтапарти, чтобы получить даршан Свами и исполнить свои желания. В доме, в котором жила Моя семья, паломники не могли ни отдохнуть, ни поесть. Тогда Суббамма позвала отца этого тела и предложила ему: «Венкаппа! Ваш дом не может вместить сотни преданных, приезжающих к этому мальчику ежедневно. Пожалуйста, пусть Он перейдёт ко мне в дом. Я буду заботиться о нуждах этого мальчика, а также и о преданных». Она также попросила Меня: «Свами! У меня нет детей. Я считаю служение преданным служением Богу. Я буду готовить пищу для всех преданных, которые приходят сюда, и буду служить им. Пожалуйста, оставайся в моём доме». Любовь Суббаммы к Свами была больше, чем та, что была у Яшоды к Кришне во времена Кришны Аватара».

«Однажды Я сказал Суббамме: «Приготовь Мне один комплект одежды оранжевого цвета». Она спросила меня: «Свами! Если хочешь, можешь носить дхоти. Зачем тебе носить хитон?» Я ответил: «Пришло для меня время носить одежду цвета охры». Она не хотела говорить «нет» указаниям Свами. Поэтому она сшила хитон и принесла Мне. Как только Я надел хитон, Ишварамма пришла посмотреть на Меня. Со слезами на глазах она воскликнула: «Какой ещё Свами! Вы что, позвали меня, чтобы я на это смотрела? Всё, с меня хватит!» Я попытался убедить её, сказав: «Это только для того, чтобы удалить из сознания людей Кашайю (недобрые чувства и обиды), я начал носить эту Каашайю (одежду цвета охры)».

Суббамма принадлежала к общине браминов, тогда как Саи Баба принадлежал к касте кшатриев. Поэтому, все сообщество браминов в Путтапарти решило: «Эта женщина пригласила жить Саи Бабу в свой дом; Мы не должны посещать её дом, и надо запретить ей посещать наши дома!» В ответ Суббамма им твёрдо сказала: «Мне никто не нужен. Мне также нет необходимости посещать другие дома. Вы можете делать всё, что хотите. Я не оставлю этого мальчика ни при каких обстоятельствах!» Она не хотела быть без Свами даже одного мгновения. Она относилась к Свами как к собственному ребёнку. В результате всё сообщество браминов было настроено против неё, и даже её мать и брат были против. Но Суббамма ничуть не уступила давлению с их стороны. Она знала и была готова столкнуться с подобными трудностями на пути к духовности.

«За короткое время количество людей, посещающих Саи Бабу, значительно увеличилось, движение росло «как на дрожжах». Дом Суббаммы уже не мог вместить растущее число преданных. Тогда Педда Венкамараджу сказал Суббамме: «Мать! Зачем вам терпеть неудобства из-за нашего Сатьяма? Пусть Он будет жить в отдельном доме!» Суббамма тогда пожертвовала участок земли, примыкающий к храму Венугопалы Свами. Там для Меня была устроена небольшая комната. Однажды ночью одни люди, которые не любили Меня, закрыли дверь Моей комнаты снаружи и подожгли её. В это время Я там спал. Крыша комнаты была покрыта соломой. Большое пламя поднялось вверх. Тем временем Венкамма, Суббамма, Ишварамма и другие люди из деревни бросились к комнате, чтобы узнать, что с Саи Бабой. Через несколько секунд начался проливной дождь и огонь потух! Удивительно, но дождь шёл только над Моей маленькой хижиной и нигде больше в округе».

Суббамме очень нравился Свами: воистину, Свами был дыханием её жизни. В те дни вся земля в Путтапарти принадлежала ей. Она договорилась о проведении расследования, чтобы выяснить, кто был виновен в поджоге комнаты Свами. Около пяти или шести поджигателей были найдены и их поместили под стражу.

«Она выгнала их, сказав: «Вы злодеи! Вы не должны больше жить в этой деревне. Немедленно покиньте эту деревню и уходите!» Но Я умолял, держа её за руки, простить этих людей, и она согласилась простить их. С этого момента Суббамма не оставляла Меня одного. Она держала Меня в своём доме. Ей было тогда шестьдесят лет. Она всегда повторяла: «Сатья! Сатья!» Она не могла спать, если Меня не было поблизости».

«Раньше здесь проживала женщина, бывшая жена известного в Путтапарти человека. Она не любила Суббамму и злилась, что Я регулярно хожу в дом Суббаммы и не бываю у неё. Поэтому она задумала убить Меня».

«Однажды она пригласила Меня к себе домой: «Дорогой мой! Ты должен прийти сегодня к нам на завтрак. Ты должен придти один. Я приготовлю вады для Тебя!» Затем она пошла к Суббамме и попросила её: «Пожалуйста, сегодня отправь Раджу в наш дом на завтрак». Субамме не понравилась эта идея, потому что она чувствовала её злы намерения. Она пришла ко Мне и сказала: «Раджу! Она приглашает Тебя к себе в дом с каким-то злым умыслом. Пожалуйста, не ходи!» Я ответил ей: «Что бы она ни задумала, Я должен исполнить её желание!» Я пошёл к ней домой и съел приготовленные ею вады, зная, что они смешаны с ядом. Через пять минут всё Мое тело стало синим. Люди сообщили о случившемся Суббамме и Ишварамме, и те прибежали ко Мне. Я сказал им: «Вы не волнуйтесь. Она сделала то, что хотела. Теперь Я сделаю то, что должен сделать». Я попросил их принести немного воды. Когда Я взял стакан в руку, вся воды в стакане стала синего цвета! Узнав об этом, жители деревни напали на дом этой женщины: они хотели её проучить. Но я отговорил их от причинения ей вреда».

После смерти мужа Суббамма посвятила всю свою жизнь Свами: она служила Свами до последнего вздоха. Действительно, есть много примеров, говорящих о её глубокой преданности. Она обычно давала бесплатно еду всем преданным, приходившим к Свами. Однажды мы ехали вместе с ней телеге. Я спросил её: «Суббамма! Чего бы ты хотела?» Она оглянулась, чтобы убедиться, что рядом никого нет, и взмолилась: «Свами! Мне ничего не надо. Хотя, я прошу Тебя, чтобы Ты влил немного воды мне в рот из Своих божественных рук во время моего ухода из этого мира». И Я пообещал ей, что обязательно исполню её просьбу.

Вся собственность деревни Путтапарти была записана на её имя. Фактически, она была главой всей деревни и все в деревне уважали её. Иногда, когда я убегал на близлежащие холмы, она собирала еду в разные горшочки и отправлялась на Мои поиски, бедняжка!

Однажды верная преданная Суббамма, бедняжка, попросила Меня: «Свами! Независимо от того, что Ты ешь, пожалуйста, давай мне маленький кусочек!» Я взял маленький кусочек идли, окунул его в чатни и положил ей в рот. Её радость не знала границ. Она съела этот маленький кусочек идли с большим удовольствием и счастьем. Таким образом, Суббамма провела всю свою жизнь в божественной близости к Свами до своего последнего вздоха. Она испытала блаженство в служении Свами.

Хариджаны (люди низшей касты неприкасаемых) в деревне очень любили Свами. Время от времени они приглашали Свами в свои дома. Суббамма обычно сопровождала Меня в дома хариджан. Однажды один хариджан по имени Гангаппа пригласил меня на обед в свой дом. Суббамма последовала за Мной. Гангаппа очень боялся, что женщина-браминка придёт к нему на обед.

Я сказал ему: «Не волнуйся! Вы хариджане (дети Господа Хари). Отбросьте различия между религией и кастой и живите счастливо в единстве со всеми людьми!»

«Когда Я жил в старом Мандире, мы ежедневно ходили на реку Читравати. Однажды мы возвращались с реки в Мандир. Я попросил Суббамму заранее пойти в Мандир и приготовить все для арати. Когда Суббамма подошла к входной двери, то увидела там большую змею. Она не испугалась змеи, приняв её как проявление «Саи Нагесвара!». Она осторожно, не причиняя змее вреда, взяла её в руки. Змея сразу же обмоталась вокруг её руки. Тем временем Я пришёл и, немного поддразнивая её, сказал: «Ай-да Суббамма! Играет со змеей?»

Она ответила: «Свами! Не для спасения ли других людей, Ты послал меня сюда заранее?». Она была благородной, благочестивой и счастливейшей женщиной, ставшая свидетелем многих лил (чудес) Свами.

Субамма совершала великое служение Свами, даже когда все её родственники отстранились от неё. Она держалась за Свами с непоколебимой преданностью и самоотречением. Она твёрдо сказала: «Мне не нужно, чтобы кто-то присматривал за Мной. Достаточно, если только Свами будет со мной. Что бы Он ни сказал, я буду обязательно выполнять». Такова была её вера в Свами. Однажды Я спросил её: «Суббамма! Хотела бы ты увидеть своего покойного мужа?» Я часто шутил с ней. Она ответила: «Свами! У меня нет такого желания. Какая связь у меня с человеком, которого больше нет? Ему не суждено было стать свидетелем Твоей славы, и вот он умер. У меня счастливая судьба. Благодаря ей, я могу служить Тебе». Я попытался немного подтолкнуть её: «Просто зайди во внутренний дворик дома и посмотри, кто там!» Там росло дерево, и под этим деревом сидел муж Суббаммы, Нараяна Рао и курил сигарету! Увидев это, она не могла сдержать своего возмущения: «Почему этот человек не оставил свои плохие привычки даже после смерти?»

«Она вернулась вне себя: «Я просто не хочу тебя видеть». У мужа Суббаммы была вторая жена по имени Камаламма. Она тоже пошла на задний двор и увидела, что её покойный муж пьёт кофе. У него остались те же привычки, что и во время жизни».

Суббамма занималась служением Свами до последнего вздоха. Хотя у неё не было кровной связи со Свами, она была глубоко привязана к Нему на ментальном и духовном уровнях. Она постоянно размышляла о Нём. Однажды преданные из Мадраса (Ченнаи) уговорили Меня приехать к ним. Мне пришлось быть в Мадрасе в течение десяти дней непрерывно. Это было время Второй мировой войны. Я не мог сразу вернуться в Путтапарти. В то же время Суббамме было физически очень плохо: её состояние стало критическим. Её отвезли в дом её родителей в Буккапатнаме, и там она испустила свой последний вздох. Её тело положили на веранде и накрыли тканью. Её мать и родственники были сильно огорчены. Они думали: «Ведь Саи Баба дал слово, что Он будет с ней в последние минуты жизни и даст выпить воды из Своих рук. Она уже мертва. Где же Он сейчас? Он даже не пришёл к её мертвому телу».

В те дни в Путтапарти не было дорог. Я должен был ехать в Буккапатнам на машине из Мадраса и оттуда в Путтапарти в запряжённой волами телеге. Когда Я добрался до Буккапатнама, то заметил, что на дороге собралось несколько человек. Они, казалось, горевали. Я спросил одного из них, что случилось, и он сказал Мне: «Свами! Вчера вечером Каранам Суббамма покинула своё смертное тело. Она повторяла «Саирам! Саирам!» до последнего вздоха. Они сейчас готовятся, чтобы отправить тело на кремацию».

Я не забыл Своего обещания, данного Суббамме, и она тоже.

Я попросил возницу телеги с волами доставить Меня в дом Суббаммы. Там все были готовы отвезти её тело на место кремации, и люди там говорили Мне:

«Свами! Суббамма повторяла Твое имя вплоть до своего последнего вздоха». Я спросил: «Где она?», как будто Я не знал! Люди также сказали: «Свами! Доктора, обследовавшие её, подтвердили, что она мертва». Мать и сестры Суббаммы безутешно плакали, и, как только они увидели Меня, начали Меня обвинять: «Баба! У Суббаммы была большая надежда до последнего мгновения, что Ты придёшь и прольёшь несколько капель воды ей в рот. Она была разочарована в момент своей смерти. Разве нельзя было выполнить последнее желание преданной, которая так долго служила Тебе? Разве такова награда за её преданное служение?» Я твёрдо сказал им: «С ней ничего не случилось. Просто помолчите». Они удивились: «Почему? Муравьи уже начали ползать по всему телу. В ней нет жизни!»

Но Я сказал им помолчать и добавил: «Я дал ей слово, что дам ей воды в последний момент её жизни. Я всегда исполняю Своё слово». Я попросил у матери Суббаммы немного воды с листьями туласи (листьями базилика). Я подошёл и снял ткань, покрывавшую мёртвое тело Суббаммы. Я позвал её: «Суббамма! Суббамма!» Она открыла глаза и крепко сжала Мои руки. У неё полились слёзы радости и благодарности. Каждый, кто увидел эту сцену, был потрясён.

Они кричали: «Суббамма вернулась к жизни!» Это было, на самом деле, не так. То, что случилось на самом деле, было возвращение Суббаммы к жизни только ради Меня: Я дал ей обещание, и оно должно было быть выполнено.

Она спросила: «Свами! Когда ты пришел?»

Я ответил, что Я только что приехал. Она начала плакать от радости. Я вытер её слёзы Своим носовым платком.

Держа мою руку с благодарностью и радостью, она сказала: «Свами! Как прекрасно с Твоей стороны проделать весь путь, чтобы выполнить обещание, данное мне много лет назад! Ты всё ещё помнишь это обещание, Свами? Как же Ты сострадателен!» Я материализовал вибхути, помазал им её лоб, и сказал: «Суббамма! Беспокойств, которые были раньше, уже нет. Ведь это так? Ты волновалась, что Свами не было рядом с тобой в последние минуты твоей жизни. Теперь ты видишь Свами и слышишь Его. Ты также держала Его за руку. Ты можешь спокойно закрыть свои глаза». Затем Я налил ей в рот несколько капель воды туласи. Таким образом, Я выполнил Своё обещание. Она положила обе руки на Мои стопы. Я попрощался с ней, сказав: «Суббамма! Я выполнил Своё обещание. Теперь ты можешь счастливо покинуть этот мир!» Суббамма оставила свою смертную оболочку, говоря: «Что еще мне нужно, Свами! Я покидаю тело счастливо, довольная всем. Саирам! Саирам!»

«Таким образом, она достигла Спасения. Преданность и верность Суббаммы Свами невозможно передать, так же, как и сострадание Свами к ней. Преданность Суббаммы превзошла даже преданность Прахлады по отношению к Господу Нараяне».

Почти через 40 лет после кончины Суббаммы Бхагаван Шри Сатья Саи Баба построил в память о ней жилой комплекс, названный «Каранам Суббамма Нагар» в Путтапарти по случаю празднования Его 60-летия. Комплекс состоял из 60 домов, которые были подарены достойным бедным людям. Можно образно говорить, что имя Суббаммы было выгравировано золотыми буквами в истории Аватара, Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы, навеки.