Топ-100
Несколько слов:
ПРОФЕССОР НАРАЯНА КАСТУРИ

Шри Нараяна Кастури Ранганатха Шарма, которого миллионы преданных Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы по всего миру с любовью и уважением называют просто «Кастури», родился в рождественскую ночь 1897 года в семье среднего достатка, которая жила в Палгхате в штате Траванкор-Кочин (изменён) на западном побережье Индии. Его отец, занимавшийся гербовым сбором и составлением документов для Высшего Суда Кочина, умер в молодом возрасте от оспы. Овдовевшая мать была вынуждена перевезти малютку в дом своих родителей. Дедушка тоже не был богатым, поэтому Кастури приходилось платить за обучение в англоязычной средней школы из скудной суммы денег, которую его овдовевшая мать выручала от продажи своих золотых украшений. Все десять лет обучения в школе ему приходилось дважды в день проходить четыре мили туда и обратно, чтобы получить бесплатную пищу в ближайшей столовой для нуждающихся, основанной Махараджей Кочина. В первые два года обучения после окончания школы он бесплатно жил и питался в храме Махараджи в Тривандруме.

Тем не менее, у него были блестящие результаты в сфере академических наук, благодаря чему он получал стипендии на протяжении всех лет учебы. Вскоре после её окончания он стал работать учителем в частной школе в Тривандруме и получал зарплату 40 рупий в месяц. Параллельно он продолжал учиться и получил степени бакалавра и магистра, что помогло ему найти работу преподавателя истории в одном из колледжей Майсура. В это время его бывший одноклассник, принявший сан монаха в Миссии Рамакришны, разыскал его и пригласил в Миссию. Общественная деятельность в ашраме дала Кастури возможность в полной мере проявить свою интеллектуальную незаурядность: он всем сердцем проникся деятельностью Миссии. Позже он получил должность преподавателя в университете Майсура. Годы, проведенные в этом учебном заведении, позволили его яркой личности проявиться в полной мере, и он обрел общественное признание – у него была прекрасная возможность успешно воспользоваться своим даром остроумия и высокого интеллекта.

В 1946 году он открыл новую главу своей жизни – началось его духовное путешествие к Бхагавану Шри Сатье Саи Бабе. Перед этим в жизни Кастури произошли два серьёзных события. Первое – преждевременная смерть от тифа его второго сына, Венкатадри. В качестве соболезнования Бхагаван Баба послал семье Кастури через друга Венкатадри несколько пакетиков вибхути. Второе событие связано с тем, что Свами таинственным образом нашел Кастури именно такого зятя, какого он желал в мужья своей единственной дочери.

Шри Кастури впервые приехал в Путтапарти в 1948 году, чтобы получить даршан Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы, которому тогда было 22 года. Самому же Шри Кастури был 51 год. Свами дал ему интервью в старом мандире и согласился провести там церемонию бракосочетания его дочери.

Бхагаван пригласил Кастури приехать в Путтапарти после выхода на пенсию в 1954 году и написать Его биографию. Кастури согласился, и Прашанти Нилаям стал для него домом. Для того, чтобы помочь ему составить Своё жизнеописание, Свами даровал ему неограниченную возможность находиться рядом с Ним и играть важную роль в Миссии Аватара. Кастури выпала огромная удача быть избранным инструментом Бхагавана и помогать распространять Его послание в англоговорящем мире посредством четырех блестящих биографических работ «Сатьям Шивам Сундарам». Кроме того, он много раз переводил божественные выступления Свами на английский язык. Его английские переводы серии «Вахини», написанные Бхагаваном, были безупречными. Посредством этих грандиозных трудов он способствовал тому, что миллионы преданных со всего мира смогли оказаться в божественном присутствии Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы.

Однажды, когда Кастури переводил выступление Бхагавана на английский язык, произошел интересный и смешной случай, из которого он вынес хороший урок. В своей речи Бхагаван использовал слово «сантхапакодилу» (местная еда). Кастури не знал этого слова, поэтому во время перевода на английский разбил его на два отдельных слова: «сантхапа» и «кодилу». Насколько он смог понять, «сантхапа» означало имя человека, а «кодилу» – птицу, дичь. Однако он не знал, почему Свами использовал слово «сантхапакодилу» в данном контексте и какая может быть связь между «сантхапа» и «кодилу». Он стоял и моргал глазами. Затем спросил: «Свами, кто такой сантхапа?»

Свами удивился вопросу Кастури и объяснил ему, что слово «сантхапакодилу» означает вкусные шарики из муки, жареные в масле (пакодилу), которые продают на базаре (сантха) и которые вредны для здоровья. Шри Кастури извлёк из этого случая урок: нельзя переводить слова на другой язык, не понимая их смысла.

Шри Кастури был непревзойденным рассказчиком. Имея за плечами опыт работы в Миссии Рамакришны, он мог рассказывать о своих духовных переживаниях как любопытным новичкам так и опытным учёным мужам, как индийцам так и иностранцам. Кастури был плодотворным писателем, отличавшимся лёгкостью стиля и фотографической памятью, он владел литературной карикатурой, понимал игру слов, а также обладал глубоким знанием языков: английского, телугу, каннада и малайялам. И, что самое важное, он рано обрёл понимание языка Свами и помогал с большой эффективностью распространять Его послание в англоговорящем мире.

Из всех преданных Свами Кастури, вероятно, отличался уникальной особенностью – он проводил максимальное количество времени в Его божественном присутствии. Такая интенсивная близость оказывала очень благоприятное воздействие на него и, можно сказать, что его личность была сформирована Самим Аватаром. Автобиография Кастури «Любящий Бог» демонстрирует, что значит проходить «испытание огнем» близости Свами, чтобы быть принятым Им, вплоть до тяжелых психологических потрясений в мирской жизни. Вот несколько случаев взаимоотношений Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы и Шри Кастури.

Был 1980 год, Свами только что вернулся в Прашанти Нилаям из поездки. Он увидел трёх человек, сидящих на портике мандира, и позвал их на интервью. Свами уже собирался закрывать дверь, когда на пороге показался Кастури. Свами с улыбкой сказал: «Послушай, Кастури! Здесь уже есть три мурти: Кришнамурти, Сатьямурти и Нарасимхамурти». Указав пальцем на себя, Он добавил: «И это тоже Мурти. Здесь нет места для Кастури!» Кастури, известный своими остроумными ответами, сказал: «Свами, если я тоже попаду внутрь, это будет Пурти (полный комплект)». Свами от души рассмеялся и впустил Кастури в комнату.

Другой случай произошел в 1954 году, когда Кастури ушёл на пенсию с поста преподавателя в Университете Майсура, и правительство Индии предложило ему должность директора Всеиндийского радио в Бангалоре. Интересно в связи с этим отметить, что именно Кастури был автором словосочетания «Акаш Вани» для Всеиндийского радио (букв. акаш-вани «речь из эфира», сейчас в государственном языке Индии, хинди, это слово означает «радио»). Кастури не особо хотелось принимать это предложение – он мечтал навсегда поселиться в Прашанти Нилаяме. Он пошёл к Свами и заявил Ему: «Свами! Я всей душой стремлюсь служить Тебе, я хочу делать Твою работу». Тогда Свами спросил: «Кастури, ты думаешь, что работа на Всеиндийском радио – не Моя работа?» Тогда Кастури осознал, что всё в этом мире принадлежит Богу, и любая работа должна выполняться как работа Бога («Сарва Карма Бхагават притьяртхам»), что является сутью Карма-йоги.

Свами растворяет эго, или отождествление с телом, потоком своей безграничной любви, но Он без колебания использовал и хирургический «нож», для проведения спасительной операции. Кастури говорит: «Свами – истинный гуру, который больше всего заинтересован в духовном развитии Своих преданных, и это делает Его очень требовательным мастером, особенно для живущих и работающих рядом с Ним».

Свами однажды сказал: «Я – Натарадж, мастер танца, Я первый среди танцоров. Вы все – ученики. Лишь Мне одному ведомы муки обучения вас каждому шагу в танце».

Вот очень показательный случай, который демонстрирует, как Свами совершает духовную трансформацию своих близких преданных. В то время Кастури занимал пост руководителя Организаций Служения Шри Сатьи Саи штата Карнатака. Во время празднований Дня рождения Свами он получил от Него строгий выговор по поводу исполнения своих обязанностей на этом посту. Через два дня после празднований Кастури отправился к Свами и взмолился: «Свами! Пожалуйста, прости меня, если я не прав. Умоляю Тебя, освободи меня от должности руководителя, чтобы я мог жить, пребывая в покое у Лотосных Стоп, подобно простому насекомому!» Свами ответил: «Кастури! Почему ты называешь себя насекомым? Если это так, почему ты не считал себя насекомым, когда выполнял обязанности руководителя Организаций штата? Какая разница? Нет ничего плохого в том, чтобы быть руководителем Организаций штата. Ошибка в том, что ты думаешь, что назначение тебя руководителем Организации штата каким-то образом меняет твой статус! Такое отношение вызвано эго».

Когда Бхагаван разъяснил, таким образом, этот вопрос, Кастури упал к Его ногам и попросил прощения. Свами улыбнулся и сказал: «Не беспокойся. Исполняй свои обязанности как положено. Ты не насекомое, хотя даже в насекомом есть Бог. Зачем ты так его принижаешь? Осознай, что ты божественен». Какой великий урок покорения эго!

Был день полнолуния. В Прашанти Нилаяме шли полным ходом строительные работы. Однажды Кастури и несколько других преданных выразили пожелание, чтобы Свами посидел с ними на песке вблизи места строительства и порадовал какими-нибудь «чудесами». Обратившись к Свами, Кастури предложил: «Мы сядем на песок и будем петь бхаджаны».

Свами не был настроен поддержать его молитвенную просьбу и заметил: «Я знаю, что тебя интересуют не бхаджаны. Ты хочешь, чтобы Я развлекал вас, совершая чудеса. Ты также думаешь, что для этого Мне нужен песок». Кто-то из группы преданных сказал: «Свами! Мы прекрасно знаем, что ты можешь материализовавать вещи из ниоткуда. Нам не нужно идти на песок на стройке. Давайте лучше соберемся в мандире. Чудо может произойти и там, если будет на то Твоя милость». Тогда Свами неодобрительно взглянул на собравшихся и заметил: «Чудеса, чудеса – вы постоянно хотите чудес. Вы не знаете об одном величайшем чуде, которым являетесь вы сами. Каждый из вас, само ваше существование – это Мое чудо». Так Свами разрушил все надежды на развлечение в полнолуние. Но одним этим, кажущимся простым, заявлением Он показал, что Он неизмеримо более феноменален, чем кто-либо, за всю историю человечества.

Поистине, Он – «Творец и Мастер»!

Однажды Свами задал Кастури простой вопрос: «Какова была главная ошибка Раваны?» Кастури не смог немедленно ответить на этот вопрос. Тогда Свами ответил Сам: «Равана похитил Пракрити у её хозяина. Ваши учёные сегодня совершают ту же ошибку, они толкают всех, кто радуется их открытиям, к гибели. Сита – это пракрити, дочь Матери Земли, найденная в пахотной борозде. Равана похитил её. Наука занимается эксплуатацией природы и гордится тем, что покорила природу. Равана не внял совету Владыки природы, Рамы. Так же и наука пренебрегает общечеловеческими ценностями. Она не боится оскорбить природу (Пракрити), нанести ей урон. По сути, она отвергает Самого Раму, Владыку Пракрити».

Услышав это объяснение от Свами, Кастури признался: «Я открыл для себя новую грань личности Свами – уникальность, ясность и компетентность Его анализа состояния человеческого сознания».

Другой случай. Кастури хотел попросить Свами переделать его золотое кольцо с огромным гранатом на золотое кольцо с портретом Свами. Когда он вошёл с такими мыслями в комнату для интервью, Свами понял его настроение и сказал: «О, ты хочешь кольцо с большим портретом Свами, хочешь стать знаменитым, чтобы все завидовали тебе как великому преданному. Это неправильно выставлять напоказ Мои портреты на кольцах, часах, кулонах и других украшениях, на стенах своих домов и на алтарях в своих храмах. Вам нужно установить Меня на алтаре своего сердца. Там Мой дом». Затем Он подул на кольцо Кастури, держа его своими пальцами. И, о чудо! Оно исчезло, и золото и камень растворились в пустоте. Кастури пришлось только сглотнуть слёзы разочарования. Спустя какое-то время Свами пожалел Кастури и мановением руки материализовал ему золотое кольцо с девятью драгоценными камнями, сказав: «Теперь ты не будешь объявлять, что Я твой до того, пока Я не объявлю, что ты Мой. Такого рода кольца носят многие из тех, кто верят, что для того, чтобы отвратить зло, необходимо умилостивить девять планет (Наваграх). Вскоре ты обнаружишь, что Моя ануграха(милость) может преодолеть зловещее влияние девяти планет. А до тех пор, носи это кольцо».

Бхагаван сказал выделить для Кастури комнату в ашраме. Там было окно, из которого можно было получать даршаны Свами, когда Он ходил с одного конца веранды в другой или передвигался по первому этажу.

Однажды Свами позвал Кастури и спросил: «Сколько стоит это окно?» Кастури ответил: «Свами, наверное, несколько рупий, древесина рамы тоже из недорогих». И тут же последовала реакция Свами: «Нет, оно стоит больше крора (десяти миллионов) рупий. Это не дерево, это в буквальном смысле бриллиант, оно бесценно. Запомни: даже если тебе будут взамен этого окна предлагать дворец махараджи Майсура, не соглашайся. Ты получаешь даршан Бога через это окно. Это Канака Кинди (окно, через которое великий преданный Господа Кришны, Канакадаса, получал даршан своего дорого Господа в Удипи)».

Шри Кастури был первым редактором ежемесячного журнала «Санатана Саратхи». Бхагаван Шри Сатья Саи Сам каждый месяц готовил для журнала статью, и Кастури ходил в Его резиденцию лично забирать её.

Вот как Кастури описывал одно из своих глубоких переживаний, связанных с этой работой: «Бхагаван не раз заявлял о том, что возрождение изучения Вед и восстановление практики ведических идеалов является частью Его планов по трансформации человечества, которое сошло с дхармического (праведного) пути. Поэтому Свами решил написать небольшую книгу по «Упанишадам», чтобы обратить внимание мира на действенность Веданты. Как редактор журнала, публиковавшего из номера в номер главы из этой книги, я в течение всего года имел возможность получать удивительные переживания. Отправив журнал в печать 16 числа каждого месяца, я шел к Нему за следующей частью книги. Объявив мне название следующей «Упанишады», Бхагаван просил меня немного подождать в Его комнате и продолжал писать статью по данной теме. В тот раз наступила очередь «Брихадараньяка Упанишады», которую Свами должен был изложить в доступном для понимания виде. Это самая большая и самая глубокая из десяти важных «Упанишад». Я уверен, что Свами никогда не читал её и не консультировалcя со специалистами, знающими её. Невозможно на тот момент даже было найти сам текст «Упанишады».

Но всего за каких-то полчаса Бхагаван написал десятистраничную статью, раскрывающую глубинные истины, сокрытые в этой «Упанишаде»! По дороге в типографию я бегло взглянул на рукопись, и мой взгляд упал на предложение на телугу, которое гласило: «В этой “Упанишаде” самым очевидным и ярким образом проступает величие разума мудреца Яджнявалкьи». Я подумал, что теперь это было очевидным и для меня. Все 16 книг серии «Вахини» были написаны Бхагаваном так же легко и таким же спонтанным образом, без обращения к какому-либо тексту.

Много раз духовные подвижники спрашивали Кастури: «Какой из духовных путей предписал вам Свами: бхакти, кармы, джняны или дхьяны? В какую мантру посвятил Он вас? Когда вы поститесь? Соблюдаете ли мауну (молчание) в определенный день?» и т.д. Ответ Кастури был настоящим откровением. Он говорил: «Моя история, позвольте мне сказать вам, – это история любви. Любовь – моя садхана, мой путь, моя мантра, мой пост и мой пир, моё молчание и моя речь». Как-то он действительно горел желанием, чтобы Свами посвятил его в мантру, но Свами отговорил его от этого.

Сам Бхагаван рассказывал об этом так: «Это произошло в Каши. Он молил Меня дать ему мантру, так как думал, что Каши – лучшее место для дарования такой милости. Он, даже, отказался есть, пока не получит мантру от Меня. Он был в слезах. Но Я всё время смеялся над его глупой просьбой. Представьте: просить мантру, заполучив ТОГО, Кого все мантры обещают даровать вам!» Пересказывая этот случай, Кастури добавлял: «Нам следует молиться Свами об осознании, безграничного счастья быть рядом с Ним и получать Его милость».

Кастури дает такое прекрасное описание могущества, величия и непостижимости Бхагавана: «Стало практически невозможно поспевать за все расширяющимся многообразием проявлений Божественности, коей является Саи. Любовь Всемогущего переполняет нас до такой степени, что мы замолкаем в блаженстве. Эта всепоглощающая сила заставляет нас осознавать свою несоразмерность ей. Божественное в нас притягивает нас к Нему, и Он Сам ищет нас – как блуждающих, так и прочно стоящих на ногах – чтобы заключить в Свои объятия».

Кастури так выражает это прекрасное переживание в поэтической форме:

«Обитатель священного Путтапарти,

Сострадательный Господь

Всегда защитит тебя

И будет всегда держать твою руку,

Чтобы спасти тебя вовеки и везде,

Знай это, о, преданный Ему!

Никогда не забывай!»