Топ-100
Несколько слов:
ШРИ В. К. НАРАСИМХАН

Шри Н. Кастури был первым редактором ежемесячного журнала "Санатана Саратхи", предназначенного для социального, нравственного и духовного развития человечества через культивирование пяти общечеловеческих ценностей: сатьи, дхармы, шанти, премы и ахимсы. Кастури ушёл из жизни в 1987 году, и Бхагаван назначил Шри В. К. Нарасимхана, всемирно известного журналиста, новым редактором. Его журналистская деятельность в крупных национальных изданиях состояла из двух периодов: первые 15 лет в Индии под британским правлением и 33 года после обретения Независимости. Его отличительными чертами журналиста были целостность характера, бесстрашие и бескомпромисное стремление к демократии и свободе. Нарасимхан был связан с «Санатана Саратхи» ещё при жизни Кастури.

Бхагаван, обращаясь к нему, часто с любовью называл его Симхам (Лев). Это был знак уважения за его профессиональное мужество при защите общечеловеческих ценностей.

Нарасимхан был наделён глубокой любовью к Богу и беспредельным чувством сострадания к ближним. В нём мило уживались детская простота и остроумие с чувством юмора. Не удивительно, что благодаря своим добрым качествам ума и сердца он заслужил уникальную любовь и близость к Свами.

Учитывая его замечательные качества и многолетний опыт работы в области журналистики, Бхагаван предоставил ему большие полномочия в издании «Санатана Саратхи», и Нарасимхан оправдал ожидания Свами, выстраивая содержание журнала согласно Его идеалам.

Нарасимхан часто радовал Бхагавана обширным «репертуаром» юмористических рассказов и своей смекалкой. Однажды утром в 1986 году Бхагаван во время беседы с Нарасимханом в комнате для интервью, вдруг спросил его: "Нарасимхан! Сможешь ли ты поступить так, как я попрошу тебя?» Нарасимхан ответил со сложенными руками: «Свами! Я готов сделать все, что Ты скажешь». Свами спросил: "Я собираюсь ехать в Бриндаван завтра утром. Ты поедешь вместе со мной. Но как быть с твоей женой? "Нарасимхан ответил: "Свами! Я организую её переезд". Свами продолжил: "Нарасимхан! Можно мне что-то предложить? Нарасимхан ответил вполне серьезно: "Конечно. Я всё исполню".

Свами шутливо спросил: "Может, тебе завести вторую жену в Бриндаване?" Тогда Нарасимхан рассмеялся, как ребенок, и сказал: "Свами! Если позволишь, я расскажу тебе историю". Свами с готовностью согласился, и Нарасимхан продолжил весело: «Двое мужчин умерли в одно время; оба попали на небеса, перед ними были закрытые ворота. На одних была надпись «рай», на других - "ад".

Оба бросились к воротам, ведущим в «рай». Стражник у ворот спросил одного из них: "Ты был женат, живя на земле?" Тот ответил: "Да".

Стражник сказал: «Раз так, значит, ты уже испытал «ад» со своей женой и можешь идти прямо на небеса», - и открыл ворота в «рай». Второй человек внимательно наблюдавший за всем этим почувствовал себя очень счастливым, так как был женат дважды! Поэтому он, посчитав, что имеет полное право войти в Царство Небесное, заявил стражнику, не успевшему ещё даже спросить его о женитьбе: "Я был женат дважды, пока жил на земле". Однако стражник остановил его на входе, сказав: "Ты не осознал своей ошибки после первой женитьбы и снова совершаешь ту же ошибку». Поэтому ты должен идти в «ад».

Закончив историю, Нарасимхан добавил: «Свами! Такова печальная судьба тех, кто дважды женится!» Саи Баба от души посмеялся над этой историей. Нарасимхан также был рад, что Бхагаван смеялся с таким удовольствием.

Нарасимхан знал о Бхагаване с конца 40-х годов, однако только после переезда в Бангалор в 1977 году стал часто приезжать к Бхагавану в Бриндаван и Прашанти Нилаям. Нарасимхан был очень обеспокоен резким падением морали в индийском обществе в течение нескольких десятилетий после достижения Независимости. Он искал возможность обратить вспять эту негативную тенденцию. Наконец, он нашёл путь спасения в лице Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы.

Он отмечал: «Несмотря на прогресс в области науки и техники после обретения независимости, моральный капитал нации сокращается с угрожающей скоростью, в результате чего повсюду мы имеем неэффективность управления, коррупцию, кумовство и некомпетентность.

События последних лет утвердили меня в мысли, что только мощный моральный импульс, исходящий от подлинного, уважаемого массами и элитой, духовного лидера, может спасти страну от неминуемой гибели.

Из всего прочитанного, увиденного и испытанного мною, я убедился, что этой мощной силой является духовный Учитель Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Он почитается миллионами людей во всем мире как воплощение Бога. Усилия Шри Сатьи Саи Бабы по объединению людей с разными языками, религиями и обычаями, принадлежащих разным кастам и общинам, - это что-то гораздо более значительное и масштабное, чем ранее предпринимавшиеся попытки. В первую очередь, благодаря духовному подходу Саи Бабы к проблемам человеческого развития и единства, Его усилия, как я полагаю, будут более успешными и долговременными, чем другие, предпринятые в прошлом на политической, социальной и экономической основах».

Как ни странно, Шри Нарасимхан, несмотря на свои глубокие духовные убеждения, в студенческие годы был атеистом. В анкете, которую требовалось заполнить для допуска к экзаменам в колледже Лойолы в Мадрасе, в графе «религия» он написал - "атеизм"! Отец Бертрам, легендарный директор колледжа, попросил его изменить надпись на "индуизм".

Нарасимхан ответил ему: «Отец! Я не верю в религию; это опиум для народа!». Ответ показывает его прокоммунистические наклонности. Он был в свое время ревностным сторонником Махатмы Ганди, но вскоре стал активным коммунистом. В 1932 году он был арестован за участие в так называемой конспиративной деятельности вместе с двумя видными коммунистами из Англии, приехавшими в Индию для организации компартии. Он был приговорен к шести месяцам тюремного заключения или выплате штрафа в размере 500 рупий. Его тесть, действующий адвокат в Мадрасском Верховном суде, выручил его, заплатив этот штраф. Позже, еще до Второй мировой войны, Нарасимхан разочаровался в марксизме и вскоре вернулся к учению Ганди. Его книга "От Бапу к Бабе» повествует о его пути к Саи Бабе через доктрины Маркса и Ганди.

После первого даршана Бхагавана в декабре 1977 года Нарасимхан писал: «Даже после первого даршана Саи Бабы я испытал духовное родство с Ним, это были отношения гуру-шишья (Учитель-ученик), такие отношения, которые я не испытывал ни с кем другим.

Я прочитал труды многих великих провидцев и философов: Вальмики и Платона, Вивекананды, Ауробиндо, Маркса и Ганди, и каждый из них в какой-то степени повлиял на мое отношение к жизни. Однако после встречи с Бхагаваном, я почувствовал, что Он уникальным образом представляет собой синтез доктрин всех этих учителей, и даже превосходит их по силе Своей личности и универсальности Своего учения».

Глубокое убеждение в том, что Бхагаван Шри Сатья Саи Баба и является тем Спасителем, которого жаждет мир, побудило Нарасимхана уйти от мирской суеты и обосноваться в Бриндаване в течение трех лет после того, как он получил первый даршан Бхагавана. Ему дали задание помогать стареющему редактору «Санатана Саратхи» Н. Кастури в подготовке выпусков этого ежемесячного журнала. Его многолетний журналистский опыт работы в ведущих изданиях страны помог поднять профессиональный уровень журнала. Он открыл несколько новых рубрик, таких как "Саи Новости», инициировал публикации статей, присылаемых в журнал последователями Саи Бабы. Бхагаван также направлял его на важные конференции Организаций Шри Сатьи Саи в Индии и за рубежом.

30- 31 октября 1983 года в Риме (Италия) проходила международная Конференция Организаций Шри Сатьи Саи на тему «Единство - Божественность». В ней принимало участие около 1200 делегатов из Италии и 800 - из других стран, в том числе, столь далёких, как Аргентина и Чили в Южной Америке, Австралия и Новая Зеландия.

По указанию Бхагавана, д-р В.К. Гокак, проректор Института высшего образования Шри Сатьи Саи и Шри В.К. Нарасимхан, заместитель главного редактора «Санатана Саратхи», приняли участие в Конференции и передали послание Бхагавана её участникам. Со Шри Нарасимханом во время Конференции произошло чудо – как доказательство вездесущности Бхагавана. Д-р Сара Паван, горячий преданный из Австралии, был свидетелем этого чуда и рассказал позже о происшедшем:

«Я встретил Шри В.К. Нарасимхана 27 октября в просторном фойе отеля «Ерджиф» и попросил его просмотреть окончательные версии материлов для ежегодного выпуска «Австралийские новости Сатьи Саи», которые я редактировал. Шри Нарасимхан искал свои очки и никак не мог их найти. У него было предчувствие, что, он забыл их дома в Бриндаване. Он волновался: ведь он тогда не сможет работать на Конференции, не говоря уже о чтении материалов, которые я ему дал.

На следующий день, мы сидели на диване и разговаривали о том, как каждый из нас пришел к Свами. Внезапно, я услышал звук: что-то упало на подушку между нами. Мы были удивлены, увидев только что упавшие очки в черной оправе. Мы смотрели друг на друга, чтобы понять, чьи это очки. Шри Нарасимхан ещё раз взглянул на очки и воскликнул: «Это же мои очки для чтения! Свами здесь!» Я тоже почувствовал, что произошло нечто необычное. Шри Нарасимхан был ошеломлен случившимся – чудесным появлением очков. Он был весь в слезах от благодарности Свами».

Когда Нарасимхан вернулся в Прашанти Нилаям из Рима, первый вопрос, который Свами задал ему, был: что случилось с его очками. Он ответил, что почувствовал, как будто, кто-то принес ему очки. Свами заметил: «Это Я принес очки». Через некоторое время, Бхагаван подтвердил, что очки были доставлены из Бангалора в Рим.

В последние 20 лет своей жизни, проведённые в Прашанти Нилаяме и Бриндаване, Нарасимхан часто общался со Свами и видел много чудес. Некоторые случаи были исполнены юмора, так как Свами любил юмор, и у Нарасимхана также было сильно рзвито спонтанное чувство юмора.

Однажды Бхагаван заметил, что дхоти-одежда Шри Нарасимхана слегка порвано, и спросил его, об этом. Тот ответил: "Свами! Одно из Твоих Божественных имен в «Аштотра Сатанамавали» звучит как «Аннавастра дайя намах» (поклонение Тому, кто дарует еду и одежду). Ты был щедр ко мне, в изобилии даря и одежду и еду. Но прачка не может отличить подарки Свами от обычной одежды. Она - это причина случившегося!" Бхагаван от всей души рассмеялся над шуткой, сходил к Себе и принес два новых дхоти для Нарасимхана! Возможно, это была его награда за смекалку и чувство юмора!

Никто никогда не видел Нарасимхана без отличительного вишнуитского знака на лбу. Однажды Бхагаван обнаружил, что знак 'намам' на лбу Нарасимхана был нарисован немного криво, и заметил с юмором: "Что Симхам, твой 'намам' пошатнулся!"

Нарасимхан сразу же признался, что специальный трафарет из серебра, который он использовал для нанесения знака "намам", бесследно исчез, и поэтому вместо него он использовал спичку.

Свами тут же материализовал серебряный трафарет длиной двух с половиной дюймов с вишнуитскими символами «шанкха» (раковина) и «чакра» (колесо) и передал ему со словами: "Ты всегда должен выбирать прямой путь; это не хорошо – ходить по кривому пути!»

Общаясь с Бхагаваном, Шри Нарасимхан извлек бесчисленное множество различных уроков – как духовных, так и мирских. Нарасимхану, с его сильной приверженностью вишнуизму, несмотря на уклон в сторону марксизма и атеизма, было трудно принять философию чистой адвайты, которой учил Бхагаван. Он много раз, не раздумывая, брал на себя смелость спорить со Свами, и в конце одного такого спора в Бриндаване в 1981 году Бхагаван, как показалось, убедил его. Через день Бхагаван спросил: «Твои сомнения по поводу адвайты прояснены?» Нарасимхан был искренним. Он ответил отрицательно! Свами тогда только улыбнулся и сказал: «Только опыт может убрать все сомнения».

Через два дня Нарасимхан пожаловался Бхагавану на сильную боль в груди. Бхагаван материализовал вибхути и нанёс его ему на грудь со словами: "Все будет хорошо; не волнуйся". В течение нескольких дней боль исчезла.

Во сне он увидел свой собственный труп, однако, как ни странно, при этом испытывал огромное блаженство. Он проснулся и снова заснул. Через некоторое время сон повторился, но в отличие от первого сна, вместо блаженства во время смерти он испытывал страшную агонию! Было странно, что первая смерть вызывала блаженство, а вторая - страдания! Когда он проснулся, то задумался. Эти сны, возможно, уроки Бхагавана: они доказали ему важное положение адвайтыо нереальности обоих состояний - бодрствования и сна. Это был практический урок, который дал Джагадгуру (Вселенский учитель) своему любимому ученику!

Бхагаван ожидает от каждого исполнения своих обязанностей с тщательностью и вниманием для пользы всего общества. В подтверждение зтого Шри Нарасимхан, рассказал следующий случай:

«Одним прекрасным утром в 1980 году в Бриндаване Бхагаван милостиво взял меня с собой в Гокулам, на ферму, которая расположена за колледжем Сатьи Саи. Молодой человек попросил Свами благословить посадку саженца кокосовой пальмы возле коровника в предварительно вырытую им яму.

Свами заметил, что саженец стоит не вполне вертикально, и попросил юношу установить его прямо и только после этого разрешил засыпать землей и благословил посадку, окропив растение водой.

Молодой человек, по-видимому, не понимал беспокойства Свами относительно такой простой вещи, как посадка кокосового саженца. Но ведь эта, на первый взгляд, небольшая ошибка ведёт к неправильному росту дерева в будущем. Для меня это был незабываемый пример внимания Бхагавана к деталям и его стремления к совершенству в любой работе, какой бы простой она ни казалась. Это было серьёзным напоминанием мне о глубокой обеспокоенности Бхагавана воспитанием студентов, которых он хотел вырастить честными и ответственными людьми, придерживающимися пути сатьи(истины) и дхармы(праведности, долга)».

Шри В.К. Нарасимхан был воистину "Преданный Богу и Возлюбленный Богом", как гласит название книги, выпущеной по случаю его 80-ти летия в 1992 году, и такая характеристика как нельзя лучше подходит Шри Нарасимхану!