Топ-100
Несколько слов:
Гуфа-ашрам часть 2

РЕДКОЕ РАСТЕНИЕ - ДВА МУДРЕЦА

   Уже было сказано, что Господь дал акшайю патру одиннадцати Своим преданным. Они пришли в огромную пещеру в горах Нара Нарайяна и приступили к регулярной медитации и аскезе. Господь появлялся перед ними, когда считал нужным и вел их по пути внутренней садханы.

РАСТЕНИЕ СОМА И ДРУГИЕ ЛЕЧЕБНЫЕ ТРАВЫ

   Одним из важных дел в ашраме Нара-Нарайяна было поддержание огня агнихотры, а для этого постоянно нужны дрова. Поэтому всем садхакам приходилось раз в месяц их собирать. Поскольку ашрам находится на высоте 18 000 футов, здесь нет ни лесов, ни деревьев. Поэтому нужно было спускаться вниз и проходить от четырех до шести миль, чтобы попасть в лес.

   Для непосвященного все это может показаться довольно простым делом, но на самом деле для этого требовалась отвага. Однако когда с тобой воплощенный Бог, ничего невозможного нет. И произошло чудо. Чудо имело вид чрезвычайно редко встречающегося лекарственного растения сомы (сомалатха). В ведическое время ягьи и агнихотры совершались лишь благодаря милости сомы. Именно сок сомы (сома раса) предлагался таким богам, как Индра и Варуна, во время ягьи. Только тогда они удостаивали человека благоволением, чтобы у него в изобилии были пища, богатство и все необходимое для жизни. В Шастрах есть ссылки на ползучее растение сому и его удивительные свойства кайякальпы, которые уничтожают все болезни и сохраняют юность на долгие, долгие годы.

   В наше время многие полагают, что кайякальпа не что иное как плод воображения. Между 1940 и 1950 годами почтенный 180-летний Свами Вишнудаса Тапасви совершил кайякальпу над десятью хорошо известными людьми, включая таких, как Пандит Мадан Мохан Малавийя, Раджа Сахеб Маникпур, Раджа Сахеб Сукету, Раджа Сахеб Манди. Он сам также испытал действие кайякальпы и прожил 185 лет. Все это получило широкую огласку в разных газетах Америки, Англии и Европы, и люди восприняли это событие, как восьмое чудо света. Но это было лишь результатом систематического и методического применения сомы.

   В Ведах есть ссылка на горы Музбан. Именно здесь распространена сома, которая растет в виде побегов, покрытых густой листвой. С течением времени арии стали переселяться в восточные и южные области Индии, оставляя свои родные земли, и стали забывать о соме. Вера людей также претерпела изменения. Спустя века многие из божественных, удивительных даров природы становились все более скудными. Со времен Сатья-юги до Треты, с Треты до Двапары и в последующие времена, с Двапары до Кали-юги, их больше нигде не встречали. Сомалатха, или сома, не исключение. Вот почему в ягьях, совершаемых во время Кали-юги, стали использовать путиклатху вместо сомы. Это также ползучее растение, но оно, по сравнению с сомалатхой, хуже по своим качествам и растет в определенных частях гор Виндхья.

   Но, как известно, то, что имеет божественную природу, никогда не сможет погибнуть. Когда оно на виду, мы говорим - вот оно. Когда его не видно повсюду, мы говорим - оно утеряно навсегда. Но истина заключается в том, что во Вселенной есть все, что только человек может представить, но открывается оно лишь смелому и трудолюбивому. Пока человек предается грешным деяниям, такие сокровища недоступны ему. Когда же он освободится от оков материалистических желаний и очистит свое сердце, они вновь появятся, и, благодаря своему чистосердечию, человек сможет получить их. Вечные законы природы проявили себя перед искателями Бога, поселившимися в ашраме Нара-Нарайяны. Собирая самидху, им приходилось бродить в джунглях. Однажды неподалеку они заметили странное растение. Приблизившись, они смогли определить его. Это и было очень редкое и удивительное растение сомалатха. Два члена группы были сведущими в аюрведе и в медицине. Они сразу же узнали его и очень взволновались. Соблюдая церемонии, воспевая Веда-мантры (ведические гимны), преданные принесли растение в ашрам. В индийской культуре мы не лечимся такими травами и лекарствами, которые являются джада падартха (статичная материя). Они лишь тогда вызывают наше уважение, когда благословлены дэвами и содержат в себе элемент божественности. Вот почему мы соблюдаем положенный ритуал, когда приносим какое-либо растение из леса.

   Когда Господь в очередной раз появился перед ними, они положили перед Ним найденное ползучее растение, и Господь подтвердил, что это сома. Ясно, однако, что лишь благодаря милости Бхагавана Саинатха они смогли найти такое сильнодействующее лекарство. Без Его милости невозможно было бы отыскать божественную траву в нашу эру Кали. Позднее Господь посадил растение в удобном месте неподалеку от ашрама. Очень возможно, что со временем оно разрастется вокруг ашрама Hapa-Нарайяна.

   Точно так же садхаки набрели на другую удивительную и Божественную траву. Если делать примочки из сока ее листьев к глазам, то человек приобретает необычное зрение, которое дает ему возможность видеть ночью в полной темноте так же ясно, как при дневном свете. Кроме того, они нашли другие ценные травы.


ДВА МУДРЕЦА В АШРАМЕ НАРА-НАРАЙЯНА

   Бог спускается на землю, чтобы принести добро всему человечеству. Богат человек или беден, погружен в мирские заботы или отдален от них, грихастха он или санньяси - все получают благо от присутствия Господа. Можно считать просто совпадением, что среди тех, кто отрекся от мира и стал санньяси, очень немногие встречались с Бхагаваном Бабой. Именно поэтому стоит поговорить о двух таких личностях, которые были членами группы одиннадцати садхаков и жили в этом ашраме.

108-ЛЕТНИЙ ШРИ СВАМИ ВАМАДЕВА МАХАРАДЖ

   Тогда Свами Вамадеве было 104 года. В основе его выбора санньясы (отказа) было сильнейшее побуждение овладеть садханой чатуштайей.

   Как известно, тот, чья жизнь основана на проницательности и независимости, входящих в шесть типов ценностей, и который наделен четырьмя добродетелями: вивекой, вайрагьей, шад сампатти и мумукшей, в большой степени имеет право выбрать жизнь санньяси. Эти четыре добродетели называют "садхана-чатуштайя".

   С этой точки зрения Свами Вамадева был очень счастливым человеком, поскольку он был наделен всеми четырьмя добродетелями, когда принял санньясу. Мы видим, что часто даже санньяси, обладающие этими добродетелями, становятся жертвой установленной традиции заводить учеников и строить ашрамы из камня и известки. Но Свами Вамадева поистине заслуживает восхищения, потому что он, вместо того, чтобы звать других становиться его учениками, решил, что правильнее контролировать свой разум и свои чувства и стать их хозяином. Усилия всей его жизни были направлены к этой цели. "Если ум одолел вас, вы погибли. Если же вы сумели победить свой ум - вы поистине победоносный. Вся Вселенная в дружбе с тем, кто контролирует свои ум и чувства".

   Другими словами, человек, смирившийся с поражением от собственного ума, вредит своей жизни как в этом, так и в ином мире. Но тот, кто подчиняет себе свой разум и заставляет его служить себе, увеличивает свои возможности в обоих мирах. Он приобретает имя и славу в этом мире и освобождение - в ином. Именно этого и добился Свами Вамадева.

   Точка зрения на жизнь в ашрамах у Свами также совершенно отличается от общепринятой. По Его мнению, это наше тело дает нам прибежище и является настоящим ашрамом, чтобы мы могли продолжать поиск Бога и, в конце концов, слиться с Ним. Раз так, то это человеческое тело на самом деле есть ашрам, потому что оно дает ашрайю (приют) искателю Истины, т.е. Бога. Все другие формы ашрамов не имеют смысла. А если так, если у вас нет ни учеников, ни строений, называемых ашрамом, то не возникнет вопрос о владениях и благосостоянии и у вас не будет привязанности к материальной форме. Это автоматически приведет к чувству независимости и вайрагьи, и чем дальше, тем больше оно будет возрастать.

   За двадцать лет до описанных событий Свамиджи ощутил, что приближается время, когда в силу преклонного возраста его тело начнет слабеть и станет уязвимым для разного рода болезней. А раз так, почему бы ему не покинуть тело по собственной воле? В то время ему было 85 лет. Существует орден санньяси, тех, которые являются авадхутами, они следуют системе Ришабхадева - добровольного отказа от своего физического тела. Свами Вамадева также решил достигнуть освобождения, следуя этой традиции. Когда вся роща, где Ришабхадеву оставили в состоянии медитации, занялась огнем, и лесной огонь охватил каждое дерево, каждую травинку, превращая их в пепел, святой Ришабхадева предложил свое смертное тело этому огню, а затем достиг божественного блаженства. Вамадева подумал: "Почему бы мне не пойти в Каши, где обитает сам Господь Шива и где священные воды Ганга смывают все наши грехи, и не войти в состояние мокши, отдавшись течению Матери Ганги?"

   Итак, Он отправился в Каши и, медитируя на Господа Шиву, прыгнул в Ганг. В этот самый миг произошло чудо. Святой медитировал на цвета камфары украшенного пеплом Господа Шиву, а то, что он увидел, - была божественная фигура в шафрановых одеждах с коронообразной шапкой волос на голове, поднявшая руку в Абахья мудре (жест, дающий защиту)! Она была видна несколько минут, а потом исчезла. Произошло и другое чудо. Когда мудрец нырнул в Ганг, сначала он глубоко погрузился в воду, но в следующую минуту появился на поверхности и поплыл в каком-то направлении без всяких усилий, словно дерево. Так он проплыл почти километр, когда произошло третье чудо. В спокойных водах Ганга возникла огромная волна, которая вынесла его тело на берег и затем отступила. Через мгновение воды снова были тихими и спокойными. Свами Вамадева твердо решил остаться здесь, где Мать Ганга оставила его. Он сказал себе: "Я войду в транс именно здесь в падмасане. Когда начнутся дожди, воды Ганга поднимутся и унесут меня сами. Я ведь уже предлагал свое тело Господу Шиве и Матери Ганге, пусть теперь они и заботятся о нем, если хотят, а мне больше ни к чему беречь его".

   В ту же самую ночь по воле благословенного Господа Саинатха старшему армейскому офицеру приснился странный сон. Этот офицер был преданный Саи. Ему привиделось, что Бхагаван Баба держит санньяси на коленях, как маленького ребенка, и кормит его ладду (сладкие шарики). Всем Своим видом Он показывал Своему святому любовь, подобную любви матери к своему ребенку. Увидев этот сон, преданный преисполнился чувством любви и почтения к Господу. Он подумал: "Какой счастливый этот санньяси! Господь Саи обращается с ним, как с малым ребенком, кормит его ладду из своих рук. Какое было бы счастье хоть взглянуть на этого святого". Это был пророческий сон.

   Мудрецы говорили: "Добивайся расположения не Господа, а Его преданных. Если Господь может открыть путь к богатству и процветанию, то преданные откроют тебе путь к Самому Господу". Другими словами, Господа можно достичь только через сатсанг, общество хороших и почтенных людей.

   Как будто все еще во сне, преданный, сложив руки, стал молиться: "О Господь Саи! Пошли мне счастье - взглянуть на твоего возлюбленного святого. В моей жизни появится смысл, если у меня будет возможность служить такому мудрецу".

   Следующим вечером этот преданный Саи вышел прогуляться на берег Ганга. Он прошел едва ли сто метров, когда вдруг обнаружил того самого святого, которого видел во сне сидящим в падмасане в состоянии глубокой медитации. Преданный преисполнился радостью и распростерся у его ног. Изумленный и счастливый, сложив руки, он стал молиться Бхагавану Бабе. Свами Вамадева также был чрезвычайно удивлен. Он сказал: "Я никогда не встречался с тобой и совершенно не знаю твоего Саи Бабу. Раньше мы никогда не виделись, у нас не было никаких отношений, зачем же ты тогда преклонился передо мной?" Тут преданный поведал ему свой сон и в конце добавил: "Я молил Бхагавана Саи Бабу даровать мне ваш даршан и умолял Его дать возможность служить вам. Какое счастье и какая удача, что моя молитва была так быстро услышана! Судьба подарила мне встречу с вами, но встретить вас - это еще не все. Я покорно прошу вас пойти со мной в мой скромный дом и позволить мне хотя бы некоторое время служить вам".

   Так Свами Вамадева узнал о Бхагаване Бабе, благодаря сновидению преданного Саи. Удивительна лила Бхагавана! В это мгновение он вспомнил божественную фигуру, которая появилась перед ним, когда он медитировал на Господа Шиву перед тем, как нырнуть в Ганг. Описание Саи Бабы в точности совпадало с тем видением, которое предстало перед ним. "Является ли Саи Баба инкарнацией Господа Шивы?" - спросил он себя. Внутренний голос ответил: "Это ты узнаешь только, если пойдешь вместе с этим преданным Саи Бабы, побудешь с ним некоторое время и послушаешь, что он рассказывает о своем Господе".

   Была, однако, одна трудность, которую Свами объяснил преданному. "Знаешь, я ведь авадхута санньяси и живу только в джунглях. Я не могу принять гостеприимство грихастхи". Преданный ответил: "Свамиджи, мы очень близки по образу жизни. Я все устрою, чтобы место, где вы будете жить, вам понравилось". Можно назвать это совпадением с лилой Бхагавана Бабы. В Маникарнике Чат на берегу реки находилась площадка для кремации. Много санньяси, преданных Господа Шивы, останавливались там и медитировали на Бхутбхавана Бхагавана Шанкару. Как раз за день до встречи преданного со Свами Вамадевой один такой санньяси ушел, и дом, который он занимал, освободился. В Варанаси кремационная площадь Маникарника горячо любима аскетами. День и ночь один за другим горят здесь погребальные костры, и это укрепляет чувство вайрагьи в санньяси и убеждает их в ничтожности материального мира. Преданный передал всю эту информацию Свами и предложил ему занять свободный дом, если он ему подойдет. Свами Вамадева с радостью принял это предложение.

   Свами Вамадева прожил некоторое время в доме рядом с кремационной площадкой. Именно здесь он получил возможность более близко узнать о Бхагаване Бабе по рассказам преданного, изображениям Бхагавана и описаниям Его лил. Пришел миг, когда он переполнился любовью и страстным желанием получить даршан Бхагавана. Он больше не мог терпеть. В конце концов, он присоединился к группе преданных, живущих ныне в ашраме Нара-Нарайяна и был удостоен благословения Бхагавана вместе с ними. Он стал одним из одиннадцати членов группы, выбранных Бабой для ашрама в Нара-Нарайяне. Вот как святой, пропитанный духом вайрагьи, встретился с воплощенным Господом.

108-ЛЕТНИЙ СВАМИ ВИРАДЖАНАНДАДЖИ МАХАРАДЖ

   Как и Свами Вамадева, Свами Вираджананда также санньяси высокого уровня. Он - великий знающий и совершенно свободен от мира.

   Сейчас ему больше ста лет, но он оказался достаточно здоров, чтобы предпринять такое долгое путешествие. Он проводил жизнь в аскезе и уединении с другой стороны Ганга, в Дашашвамедхе Гхат в Каши. Он был настоящим аскетом. Добродетельный, знающий, хорошо разбирающийся в священных писаниях, однако скромный и непритязательный; у него много учеников, сделавших свою жизнь чистой, благородной и достойных его руководства.

   Двадцать или двадцать пять лет назад он услышал об инкарнации Господа. В 1970 году он приехал в Нилайям вместе с 15-20 учениками, и они провели 20 дней в ашраме. В большинстве случаев лилы Бхагавана непредсказуемы. Иногда они настолько удивительны, что даже великие риши и ясновидцы впадают в заблуждение. Наша мифология полна такими примерами. Сати, супруга Господа Шивы, сомневалась в Господе Раме и решила проверить Божественность Рамы, когда Он шел через лес, и пренебрегла советом Самого Шивы. Нарада, великий мудрец, пришел в ярость, когда Нараяна превратил его в обезьяну, а Сам женился на прекрасной принцессе Вишвамохини. Подобное произошло также и со Свами Вираджанандой. Проведя двадцать дней в Прашанти Нилайяме, он пришел к выводу: "Баба - это Бог для иностранцев и для богатых. Инкарнация Бога - это воплощение Любви, для Него нет разницы между бедным и богатым. К Бабе это не подходит. Мы находимся здесь уже двадцать дней, и за все это время он не удосужился ни разу спросить нас, кто мы и откуда. Конечно же, Он не может быть Премасварупой". Уверившись в этом, он велел ученикам покинуть это место и отправляться на север Индии. Они провели первую ночь в караван-сарае в Дхармавараме, заняв две комнаты. В одной комнате расположился Свами Вирджананда, а другую заняли его ученики и их спутники.

   Когда пришел вечер, кто-то спросил: "Можно войти?" Свами отворил дверь, и пришелец вошел. Он вежливо приветствовал аскета и предложил: "Свамиджи! Бхагаван Саинатх послал меня к вам с просьбой не отказать в любезности и прямо сейчас отправиться в Путтапарти. Будьте так добры, собирайтесь и поедем со мной". Свами был очень рассержен. Он говорил очень пренебрежительным тоном. "Нет, я не хочу ехать. Может быть, для богатых он и Бог, но только не для нас. В нем нет ни доброты, ни любви. Он не воплощение любви". Посетитель, однако, повторил свою просьбу, на этот раз более настойчиво. "Махарадж! Меня отправили с этим поручением, и я не уйду отсюда без вас. Машина ждет. Я повезу вас на автомобиле и так же доставлю вас обратно". Еще некоторое время они так переговаривались, но, наконец, Свами решил пойти с этим человеком. В конце концов, на машине это займет не больше двух с половиной часов.

   Когда Свами Вираджананда прибыл в Прашанти Нилайям, его провели прямо к Бхагавану в верхние покои. В тот момент, когда он входил в комнату, у него наготове была масса колкостей и упреков по отношению к Бхагавану Бабе, но Господь улыбнулся и мягко сказал, "Давай сначала пообедаем, а потом ты задашь мне столько вопросов, сколько захочешь". Немедленно здесь же был подан обед. После обеда Свами сел лицом к Господу. Секунду спустя Баба открыл Свою правую ладонь и показал ему. Едва ли долю минуты смотрел Свами на ладонь Бхагавана, как совершенно взволновался и стал покрываться испариной. На его лице отразились страх и тревога. Все его вопросы получили ответ.

   На ладони Бхагавана Свами увидел свой дом и группу своих учеников. Кроме того, он ясно слышал голос Бхагавана. "Любовь, Любовь, Любовь", - говорил Господь - "Что такое Любовь? Ты думаешь, что отказаться от семьи из пяти или семи членов и собрать вокруг себя семью из нескольких тысяч - это признак истинной любви? Ты отказался от своего родного дома, но теперь все время озабочен постройкой домов в виде ашрамов. Позабыта самореализация, истинная цель этой жизни. Теперь ты больше заинтересован в учениках и постройках. Это не любовь. Это привязанность, моха. Любовь, а не вожделение смысл жизни. Преданность и любовь к Божественному - единственная настоящая суть любви, а не вожделение и не преходящая слава".

   Для Свами это стало уроком на всю жизнь. Никто еще не говорил ему о сущности духовного и не показывал лицемерия, жертвами которого мы являемся, когда стремимся к нашей садхане. Впервые ему была открыта горькая правда, к тому же не кем иным, как Самим Бхагаваном. Итак, он нашел Бога в образе Бабы, Нарайяну в виде Нары, Мадхаву в облике Манавы. Свами тут же упал к ногам Господа и лежал распростертый. С величайшим смирением он попросил посвятить его в Свое учение и дать ему мантру. Господь сказал: "Мантра дается только ученикам, то есть тем, кто совершил полный отказ". Бхагаван сказал ему, что он больше заинтересован в учениках в ашраме, а не в духовном законе атмы сиддханты и не в мумукше. Тогда для какой цели послужит данная ему упадеша (посвящение)? Аскет с величайшим почтением и покорностью выслушал упреки Господа. Потом Бхагаван сказал: "Подожди минуту". Свами сел. Секунду он как будто спал. В следующий момент, когда он очнулся, он обнаружил, что находится в своей комнате в Дхармавараме, в караван-сарае, а не в Путтапарти.

   Свами был поражен. Как мог он преодолеть расстояние в двадцать пять миль за секунду, когда он не сделал даже ни одного шага с того места, где он находился с Бхагаваном. Он только что медитировал, и его разум был у лотосных стоп Господа. Воспоминание о них само по себе уже являлось проявлением милости. В следующую минуту он принялся вспоминать, что говорят упанишады о признаках Аватара:

   "Apani Paado Jayano Grahita........"

   Госвами Тулсидас установил то же самое следующими словами:

   "Bin pag chale, sune bin kana,
   Kar bin karma kare vidhi nana.
   Aanan rahit sakal ras bhogi,
   Bin vani vakta bada jogi.
   As sab bhanti alaukik karni,
   Mahima jasu jai nahin barani".

   "Господь - тот, кому для ходьбы не нужны ноги; не нужны уши, чтобы слышать; не нужен рот, чтобы наслаждаться вкусом; не нужен язык, чтобы быть прекрасным оратором, и тот, кто великий провидец. Все действия, которые Он совершает на Своем пути, похожи на чудеса. Он - тот, чье величие невозможно описать".

   Это значит, что Сам Бхагаван путешествует по землям и морям, не перемещаясь физически, Он может также передавать такие качества Своим преданным, чтобы они, если это необходимо, могли совершать невозможное. Таким образом, Свами пришел к выводу, что все происшедшее было проявлением величайшей милости Господа, потому что иначе невозможно за такое короткое время преодолеть такое расстояние и достигнуть Дхармаварама. Так стало несомненным, что Шри Сатья Саи Баба является Самим Богом.

   Свами позвал своих учеников и откровенно сказал им: "По своему полному невежеству я всех вас сделал своими учениками и провозгласил себя гуру. Но истина заключается в том, что только Бог является настоящим гуру. Огромное счастье, что Брахма - создатель, хранитель и разрушитель этой Вселенной уже спустился на землю в образе Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы. Поэтому давайте все вместе - я и вы - примем Его, как единственного, настоящего и истинного гуру". Потом он освободился от всех привязанностей к ученикам и ашраму и принял суровую аскезу. Наблюдая простоту его жизни и его пылкую преданность, Бхагаван призвал его в Прашанти Нилайям в 1982 году и выбрал его членом группы, которая должна была отправиться и обосноваться в Гуфа-ашраме.

   Доставляет удовольствие наблюдать, как аскеты, которые приняли Нивритти Марга и живут, как санньяси, стали признавать инкарнацию Господа Саи. В 1987 году в Прашанти Нилайям был организован Andhra State Sadhu Samaj Sammelan. В присутствии большого количества собравшихся садху, санньяси и знающих, 108-летний Шри Свами Бхумананд Сарасвати, тогдашний президент Садху Самаджа и два предыдущих президента, признали сошествие Бхагавана на землю в облике Шри Сатья Саи Бабы. Мы надеемся, что другие общества последуют их примеру и сделают то же самое.