Топ-100
Несколько слов:
Единый

Самый первый опыт, упоминаемый в истории индийской мысли - взрыв удивления. Он выражен в гимнах Риг-Веды, самого раннего откровения ума Бхаратхи. Все Рикши (гимны) рассказывают о Богах или о Сияющих (Дэвах). Существует много Дэв: Индра, Варуна, Митра, Парджанья - лишь имена некоторых. Они появляются в этих Рикшах один за другим. Среди них главным является Индра с Ударом Молнии (ваджрой). Он могущественен, Он дарует земле дождь. Его называют Индра, потому что он Властитель Индрийа (чувств) человека, иначе говоря, Он - Разум, который повелевает чувствами. Он также известен как Пурухутха: "пуру" означает "часто", "хутха" - "приглашенный", всё вместе "Бог, к которому очень часто взывают". Ум (который связан с Индрийа, он управляет ими) также рассматривается в Ведах как Рудра. Ум связывается со внешним миром и работает в нем с помощью пяти чувств: этот аспект Ума есть аспект Индры. У него нет других способностей. Он может управлять чувствами, и он постигает Всеобщую Внутреннюю Истину множественности, называемой Материальным миром. Этот аспект ума определен как "Рудра". Вот почему Веды описывают Индру и Рудру как Единого, имеющего два имени.
 В отношении других Богов тоже возможно найти много подобных описаний. В конечном итоге все описания ведут к одному выводу. Рикши возвеличивают Божеств, во-первых, как выполняющих те или иные функции; затем как имеющих различные имена и формы Единого Бога, который собирает в Себе все миры, который является в наших сердцах, который есть сокровище Творения. Постепенно становятся неуместными и исчезают все остальные значения. Например, элемент страха связан с божеством Варуной. В некоторых Рикшах страх растет, но вскоре мудрость Ариев (Благородных искателей истины) покоряет его. Многие Рикши представляют собой молитвы Варуне людей, боящихся Его наказания за свои грехи. Но мысль о Боге, нагоняющем ужас, не может расцвести на индийской земле. Чужда и мысль о множественности Богов. Культура Бхаратхи, ее духовное наследие признавало Единого Бога, или Ишвару.
 Следующий - Экешвара! Эта аксиома о том, что может быть только один Единый, а не много, господствует в Индии с очень древних времен. Даже в древней Ведической и Самхитской литературе это положение основывается на многовековой вере.
 Но понятие личного Бога смущает мыслителей и практиков этой страны, они считают его слишком простым, незрелым в духовном отношении. Такая установка, содержащаяся в откровениях риши, не была понята и оценена учениками и писателями в других странах, которые изучали и комментировали Веды и сопутствующие им тексты. Они придерживались ранней веры в "многобожие" или более поздней веры в "одного личного Бога". Невежество подобного рода вызывает на губах индуса лишь улыбку.
 Действительно, даже те, кто с молоком матери впитал в себя веру в Бога, известного под определенным именем и имеющего познаваемую форму, позднее должны подняться на более высокий уровень и постичь Единого, о котором говорится как об имеющем много имен и множество форм. Все садханы направлены на постижение этой Истины.
 В Единственном заключен весь этот поток, весь изменяющийся Космос. Он проводник и страж любого сознания. Все эти слова лишь служат каймой Единому. Западные люди говорят, что человеческий ум в этом постижении вполне способен добиться успеха. Ищущие истину в этой стране показывают героизм, который нельзя ничем измерить или как-нибудь ограничить. Это факт, который следует несмотря ни на что принять. Западные философы, известные своими дерзкими полетами в области духа, выказывали лишь крошечную искру такого героизма: они поражаются умозрительным высотам, достигнутым индийскими мудрецами. Это удивление очень мило выразил профессор Макс Мюллер: "Индийские искатели истины смело отваживаются входить в неизвестные сферы бытия, ведомые поставленными ими же самими вопросами. Никогда ради успеха такого предприятия они не будут медлить отвергнуть то, что сочтут за препятствие. Им не знаком страх того, как другие на них могут посмотреть". Макс Мюллер убеждает людей приобщиться к Бхаратхи Парамартха Вахини (Нектарный Поток Всевышнего, текущий в Индии), потому что он чувствует, что индийские садхаки следуют правильным путем, путем Истины.
 Экам сат, випраах бухудхаа вадантхи. (Единый есть один, мудрецы говорят о Нем, как о многих.) Это имеет очень большой смысл. Это основная истина, стоящая в начале духовных поступков всей Индии на протяжении многих веков. И хотя теистические принципы и практики, которые распространятся по всему миру, в ближайшие годы возьмут это положение за основу, эта великая аксиома выведена индийскими мудрецами очень много лет назад.
 Рикши говорят о различных Божествах и Божественных Силах, потому что риши знали, что "единый есть один", и это можно понять буквально каждому, исходя из его собственного мировоззрения. Это различно для разных людей в зависимости от достигнутого состояния, от ясности зрения, от чистоты. Через это утверждение они сообщили свое открытие, заключающееся в том, что Единый есть субъект, которому служат все мудрецы и святые, ученики и поэты, слагатели гимнов и композиторы, они молятся на разных языках, находясь в разных расположениях духа, различными способами передачи своих чувств. Так, из приведенного выше утверждения "экам сат, випраах бахудхаа вадантхи" выявилась высшая ценность для всего мира. Например, многих удивляет, что Индия -  единственная страна, где отсутствует религиозный фанатизм, где никто не вредит сторонникам другой веры. В этой стране теисты, атеисты, дуалисты, не-дуалисты, монотеисты и все другие живут в мире и гармонии, не причиняя друг другу страданий.
 Материалисты стояли на ступенях храма (освященного Брахминами и рекомендованным ими для служения) и порочили, отрицали Бога. Они звали всех последовать за ними, они провозглашали, что идея Бога - всего лишь плод безумного воображения, они обвиняли Бога, писания, моральный кодекс, правильные и руководящие принципы и говорили, что все это суеверие, основанное и развитое тщеславными Брахминами. Они бродили по земле и распространяли эти утверждения. Но никто не мешал им. Даже буддизму, систематически пренебрегающему индийскими ритуалами и религиозными положениями, было дозволено сосуществовать в атмосфере полного уважения. Джайны тоже не принимали Веды и Ведических Богов. Они вопрошали, смеясь, как можно верить в подобных Богов, как Они могут вообще существовать. Примеров духовной терпимости, коренящихся в приведенном выше утверждении, не перечесть. До жестоких мусульман, прошедших по этой земле Бхарат, никто не знал, что такое насилие. Только чужеземные орды опустились до него и обратились к насилию, чтобы люди узнали, насколько нетерпим может быть человек.
 Индусы помогали христианам построить в Индии церкви. Они выказали готовность сотрудничать с христианами - это известно по всей стране. Отношения с христианами не запятнаны кровью. Поток мысли, направленный к высшей Истине, не может запачкаться насилием. Понимание этого момента, как и осознание всей установки, требует ясного мышления и силы разума.
 Буддисты, которые были первыми распространителями религии, доносили свою веру до людей, путешествуя по свету. Эта религия проникла во все страны, известные тогда как цивилизованные. Монахи, пришедшие в эти страны, были замучены, сотни были убиты по императорским указам, но скоро буддизму улыбнулась удача. Буддизм учил, что от насилия надо воздерживаться. Будда был принят в качестве Бога, в качестве еще одного Имени Единственного, имеющего много имен, в соответствии с ведическим текстом. Экам сат, випраах бахудхаа вадантхи. Он был Индра, Он был Рудра. В этом заключался великий эффект основного откровения мудрецов. Пусть же это положение всегда пребудет в памяти человека!
 Бхаратхи, выросшие в индийской культуре, имели глубокую веру в равноценность всех верований, они считали, что никто не должен насмехаться над служением Богу в индуизме, буддизме, исламе, зороастризме, христианстве. Они верили, что, насмехаясь над одним из имен Бога, над любой Формой Бога, они тем самым оскорбляют Единого Бога. Это убеждение свойственно индийской духовной жизни. Только те, кто обрел эту истину и следует ей, является реальным сыном или дочерью Индии.
 Эта Истина находится за пределами всеобщего понимания, не все могут понять это знание: кто правитель Вселенной? Кто стоит вне Её? Кто руководит Ею? Какова причина существования Космоса? Когда он появился? Как это произошло? Что вызвало существование? В Ведах содержатся Рикши, посвященные этим тайнам. Бхаратхи пробовали работать с ними. Творение подразумевает соединение веществ, то, что собирается вместе, должно распасться, должно со временем освободиться, появляется человек - и он должен распасться и умереть. Сегодня некоторые рождаются счастливыми, некоторые наслаждаются здоровьем, живут радостно, некоторые рождены в несчастьи, иные лишены рук или ног. Некоторые рождаются слабоумными. Кто наказывает их, кто портит им жизнь? Считается, что Бог добр и справедлив; можно ли доказать, что такой Бог может иметь предубеждение? Как может столь различное отношение проникнуть в царство Божие? Такие сомнения естественны, но видение мудрецов Бхаратхи, формировавшие мышление этой страны, открыло им, что Бог не является причиной различного отношения: подобные последствия поступков возникают лишь с помощью самого человека, они коренятся в его прошлых жизнях. Результат же - счастье и нищета, здоровье и болезнь.
 Мы сами создаем хорошее и плохое еще в прошлых жизнях. Могут ли людские тела, поступки передаваться по наследству - или нет? Это две вещи, стоящие перед нами как параллельные линии, когда мы рассуждаем на эту тему, ментально и материально. Если можно найти удовлетворительное решение этой проблемы относительно человека и его особенных материальных свойств, то не может быть основы для веры в фактор, называемый Атма, или Душа! Невозможно показать, что способность мышления развивается нефизическим способом.
 Когда потребность работать реализуется снова и снова, она становится привычкой, не так ли? Следовательно, умение, привычка, которую может показать вновь рожденный, должна быть обусловлена постоянным повторением из года в год. Конечно, такая практика должна проходить в предыдущую жизнь или жизни. Необходимо укрепить ценность веры в прошлых и будущих жизнях - это важно для всех живущих существ. Это основное положение духовной мысли Бхаратхи.