Топ-100
Несколько слов:
Саи говорит с садхакой. Часть 3

Садхака: Свами! Сегодня нигде среди людей нельзя найти чувства, которые приводят к таким молитвам. Люди повторяют эти Ведические молитвы, как механические проигрыватели, без какого бы то ни было знания их значения, из явной привычки. Разве не так? Получают ли они Мудрость, которая является наиболее драгоценным сокровищем Бога?

Саи: Мой дорогой друг! Ты сам только что сказал, что они декламируют Веду как механические проигрыватели, ведь так? В таком случае они получают столько же мудрости и Айшварьи, сколько получают ее те механические проигрыватели, как они могут добыть сокровище полного могущества? Посадив в землю отломанную ветку, разве можно утверждать, что это растущее дерево? Те, кто повторяют Веды с пониманием их значения, испытывают в это время чувства, вложенные в гимны, и только они одни могут заслужить Милость Брахмана, Брахма Видью, Наивысшую Мудрость, Высшее Сокровище (Сакалаишварья).

Садхака: Свами! Вообще говоря, нет никого, кто не жаждал бы богатства. Но какой формы богатство необходимо желать? Какая форма будет одобрена Ведой? Что Веда говорит об этом? Поведай это мне.

Саи: "Ведам Парамаишварьям" (Веда - наивысшее сокровище), "Ведаятити Веда" (Дающее предписания известно как Веда), "Са Ведаствам" (Узнай у этой Веды). Богатство (Дхана) желаемо и разыскивается (Артха) как средство для процветания и прогресса (Шубха). Таким образом, Он также известен как Артхах. Веда заявляет, что интуитивная мудрость (Джнана) составляет богатство (Дхану) - средство, с помощью которого достигается Всемогущий; только это заслуживает название "Веды" или Ведическая истина. Шрути (Ведические священные писания) утверждают, что только такое богатство может даровать радость удовлетворения (тхриптхи) и поклоняющемуся (аараадхака), и тому, кому поклоняются (аараадхья).

Риг Веда восхваляет эту форму богатства и упоминает о нем как о Шрутьяак, потому что это - та разновидность, которая описана и рекомендована в Шрути. Веда говорит как о Ведическом только о таком богатстве, которое заработано через приверженность моральным кодексам, ясно изложенным для того, чтобы люди следовали им.

Садхака: Шрутьяак? Что это означает, Свами?

Саи: Процветающий человек (шримантха) - тот, кто счастливо обеспечен сыновьями и внуками и кто успешен в мирских устремлениях выше всякого ожидания. Моральное совершенство - это более ценное владение. Это богатство является конкретным результатом Ведических предписаний. Они называются Дхармой. Рамаяна восхваляет Раму как Олицетворение Дхармы (Виграхаваан Дхарма). Дхарма поддерживает все существа ("сарва бхутаанаам дхааранаатх, Дхармах"). Дхарма - это поддержка и опора (дхаарана) для всех существ. Вот почему она называется Дхармой. Всемогущий - это и есть эта поддержка и жизнеобеспечение; наиболее эффективный способ поклонения - подношение Дхармы (ведение дхармической жизни). Это так, потому что Сам Всемогущий тождественен со словом "Дхарма". По этой причине это название наполнено смыслом. Весь Космос, проецируемый Всемогущим, покоится на Дхарме. (Дхармо Вишвасья Джагатхах Пратиштаа). Пропитанная глубинной святостью Дхарма интерпретируется людьми в соответствии с их прихотями и капризами, их эгоистичными интересами. Поэтому она была чрезвычайно искажена. Слова Веда и Дэва приобретают новые значения и смысл. Этот процесс может быть ясно осознан в Ведической литературе. "Сваям Сарвам Ветти-ити Веда" (Он Сам Знает Все). Это заявление раскрывает то, что Веда - это Сам Всеведущий Брахма. Шрути - это Его воплощение.

Садхака: Свами! В мантрах, содержащихся в Ведах, часто встречается слово "свааха". Что означает "свааха"?

Саи: Хорошо! Это слово обычно применяется только для указания выражения, используемого при предложении жертвоприношений в церемониально зажженном огне; люди воображают, что это не Ведическое слово. Они утверждают, что это - формальное выражение, применимое только к ритуалам. Существует божество по имени Свааха Дэви, вызываемое этим словом. Оно также имеет дополнительное значение "предложение хавис (ритуальной пищи) Богам." Таким образом, слово имеет два значения. Когда Хавис или другие подношения предлагаются Божественности под Ее различными формами и именами, используется это слово - Свааха. Однако, когда кто-то призывает своих предков и приглашает их принять ритуальные подношения, то в таком случае используется выражение - свадхаа, а не свааха. Так как слово полно внутренней силы, оно почитается как проявление Ваак Дэви, Божества, осуществляющего контроль над речью.

Обряды, предписанные как неизбежные в повседневной жизни, и те, которые установлены как необязательные, предназначенные для соблюдения только определенных святых дней, все они должны начинаться со "свааха", произносимого наряду с выпиванием нескольких глотков освященной воды (Аачамана). Вообще говоря, не существует никаких ритуальных подношений священному огню без сопровождающих мантр "свааха" или "свадхаа".

Садхака: Какую пользу мы получаем от этих двух мантр - свааха и свадхаа - дополнительно произносимых в конце Ведических мантр?

Саи: Когда во время предложения подношений произносится свааха или свадхаа, то боги (дэваты) или маны (питры), к которым направлены эти слова, будут довольны. Более того, когда те, кто хорошо сведущи в Ведических практиках, совершают поклонение огню через подношение жертвоприношений и не произносят предписанного "свааха", подношения не могут достичь Богов. "Свааха" и "свадхаа" - слова, которые призывают соответствующих божеств. Они - мантры, которые пробуждают и оповещают Божественное. Риг Веда заявляет: "Сваахаа стоамасья варманаа". "Свааха" имеет два значения: (1) подношение, сделанное с произнесением этой мантры, и (2) ведическое утверждение, которое передает восхваление или прославление. Боги будут довольны независимо от того, предпочитаете ли вы одно из значений или принимаете оба, и они даруют продвижение вперед тому, кто произносит мантры - "свааха" или "свадхаа".

Садхака: Даруют продвижение вперед поклоняющемуся! Что это означает?

Саи: Как следствие восхваления, переданного несущими на себе отпечаток Вед словами, человек благословляется различными прогрессивными качествами и возможностями достигнуть совершенства.

Садхака: Я хотел бы узнать о некоторых примерах, в которых мантра "свааха" используется в Ведах в ее традиционном значении.

Саи: Кесаваая свааха; Праанаая свааха; Индраая свааха. Это всего лишь несколько примеров. В данном случае значение мантры следующее: Сваахутхам Аштху, Сухуртхам Аштху. Пусть оно будет сваахутхам. Пусть оно будет сухуртхам.

Садхака: Что означают эти два слова? Сваахутхам и сухуртхам.

Саи: Они означают "Пусть предложенное подношение будет хорошо сожжено", или другими словами, будет хорошо воспринято (усвоено).

Садхака: Свами! Это вызывает у меня сомнения. Любая вещь, брошенная в огонь, сгорает полностью, даже если мы не произносим при этом мантры. Это общеизвестный факт. В таком случае, что особенного в том, что мы произносим "свааха"?

Саи: "Сваахутха" не указывает на простое сожжение или полное поглощение подношения, помещенного в огонь. С мирской точки зрения наблюдается только это, и не больше. Но Веды (Шрути) признают, что Огонь имеет божественную форму и функцию помимо обычной известной материальной формы и функции. Божественные Формы (Боги) - вне досягаемости чувств. Поэтому Веды рекомендуют, чтобы Богам поклонялись через обряды и ритуалы. И Агни, или Божественный Огонь, являет Собой источник и пищу Богов. ("Агнирава дэва йони"). Агни - это Божественный Принцип. Тот, кто предлагает жертвоприношения Богам посредством Агни, становится благословленным Божественными качествами. Только способные понять этот факт могут постичь этот принцип.

Тот, кто наслаждается (Бхокта) и объект, который обеспечивает радость (Бхогья) - эти два компонента и составляют Джагат (Мир, Мироздание). Когда эти двое станут одним, они смешиваются и тогда известны как Атта, то есть Бхокта. Это - вьявахара, естественное заключение. Оно не утверждает, что Единый будет известен как Бхогья. Хорошо. Кто Бхокта? Это - Агни, Огонь, который принимает жертвоприношение.

Изначальная Божественная Сущность - Аадитья (Солнце). Его духовный эквивалент - жизненная (витальная) теплота в живущих существах, Праанаагни. Агни содержит в себе Ааджья (гхи, топленое масло) и сома (сок растения сома). Жертвоприношения, помещенные в огонь, называются Аахитаях. Это слово означает "положенный; помещенный". Боги предпочитают быть вне поля зрения. Поэтому жертвоприношения также упоминаются как Аахути.

Садхака: Когда Агни находится в пределах видимости, каково его имя?

Саи: В этом случае его называют Агри. Агри означает первый. Он был создан раньше всего. Отсюда его имя. Когда он находится вне поля зрения (Парокша), его называют Агни.

Садхака: Что означает Аахути?

Саи: Жертвоприношения, помещенные в огонь, зажженный и поддерживаемый в соответствии с предписаниями. Кроме того, это слово обозначает, что Бог приглашен (аахваана) принять жертвоприношения. Это специальное значение, передаваемое этим словом. Вашаткаара (пояснительная формула) только дополняет эффект "свааха" мантры. Боги получают только те подношения, для которых они были приглашены (Аахути).

Свааха - это имя, применимое к Сарасвати, Божеству Слова (Ваагдэви), Божеству Ведического Слова. Так как Слово выражает Атму, то и имя тоже есть свааха. Дэви Бхагаватам заявляет, что Высшее Божество - это и Гаятри, и Свааха. Лалита Сахасранама (1008 имен Лалиты, Высшего Божества) утверждает, что свааха и свадхаа - Ее Имена. Свааха также означает "завершение", "исчезновение", "окончание".

Садхака: Что это за Веда, которая известна под названием Атхарва? Есть ли у нее какие-то другие названия?

Саи: Да. Эта Веда имеет различные хорошо известные названия - Брахма-веда, Ангиро-веда, Атхарвангиро-веда, Бхаишаджья-веда. Калидаса восхвалял мудреца Васишту как "Атхарва Нидхи" (Ларец сокровищ Атхарва-знаний). Как результат приобретения им такой большой известности, Васишта был провозглашен как раджагуру (королевский наставник) и был признан мастером во всех четырех Ведах (Риг, Яджур, Сама и Атхарва) и имеющим компетенцию осуществлять контроль за совершением ритуальных жертвоприношений и исполнением обрядов и церемоний, описанных в священных писаниях.

Садхака: Свами! Имеют ли мантры, содержащиеся в Атхарваведе, какие-то особые названия?

Саи: Они превозносятся как сиддха-мантры, то есть как мантры, которые гарантируют обещанные результаты. Главенствующее божество Гаятри-мантры, известное как Гаятри-дэви, восхваляемо как имеющее Ригведу, Яджурведу и Самаведу в качестве стоп, мимамса-шастру (науку интерпретации и вопрошания) как пассивный, устойчивый аспект, и Атхарваведу как активность (деятельность).

Садхака: Это довольно сложно для меня. Нет ли другого способа объяснения значения этой Веды какой-нибудь мирской метафорой, которая была бы более легкой для понимания?

Саи: Хорошо. Слушай. Атхарваведа - это огромное дерево, в котором Ригведа, Яджурведа и Самаведа являются стволами и ветвями, а смрити и пураны - листьями. Одному и тому же Солнцу (Адитье) в Яджурведе поклоняются как Яджу, в Самаведе - как Саама, в Ригведе - как Урдхва и в Атхарваведе - как Яату.

Садхака: Что означает Атхарва?

Саи: Это означает "устойчивая, непреклонная личность", тот, кто имеет устойчивый характер. Атхарва также часто отождествляется в Веде с Прана-атмой, (сверхсознание, которое активизирует витальную (жизненную) атмосферу) и Праджапати (правитель всех рожденных существ). В качестве первого оно также обозначается как Прана-пати. Этот Праджапати считается первым добывшим искру от трения вращаемой деревянной палки и вызвавшим огонь. Каждая из трех Вед в разные времена признавалась как первая, но, с учетом последнего (т.е. Праджапати), об Атхарве всегда говорилось как о таковой (т.е. первой).

Садхака: Сколько форм приписывается Богу (Парамешваре, Всевышнему Господу) в этой Веде?

Саи: "Яато Рудрашиваатанорагхора Паапа наасини", как сказано там. То есть Бог описан как имеющий две различные формы - безмятежный и ужасный.

Садхака: Я жаждаю иллюстрации на примерах.

Саи: Бог в форме Нарасимхи, явившийся из колонны, был мягкий и безмятежный, прекрасный и добрый для Прахлады - непоколебимого преданного (Бога), и в то же самое время эта форма была ужасной для Хираньякашипу, его отца, ненавидевшего бога больше всего. Хорошо, даже Природа, конкретизация могущества воли Бога, имеет эти два аспекта - мягкий и пугающий. Вода - существенно необходимый компонент для поддержания жизни в творениях. Но она не только витальна и целебна, но и фатальна и смертельна.

Садхака: Извини, что я снова прошу о нескольких примерах.

Саи: Все живые существа существуют благодаря пище. Согласно священным писаниям (шастрам), пища бывает трех видов - саттвической (способствующей миру и гармонии), раджасической (возбуждающей страсти и эмоции, деятельность и приключения) и тамасической (вызывающей лень и тупость, подавленность). Каждый должен выбирать себе пищу с учетом различения, контроля и ограничений по ее потреблению. Тогда пища будет целебным лекарством. Если, с другой стороны, пища потребляется без разбора и ограничений, она вызывает болезни и причиняет огорчения и боль. В таком случае она принимает устрашающую роль.

Этот факт ясно описан в Ведах при исследовании слова "анна". Корень слова "анна" - "ад" - означает "поедание". То, что съедается живыми существами, и в то же самое время оно ест того, кто его ест; пища одновременно и благотворна, и пагубна.

Риши (мудрецы) Атхарва и Агнирас, визуализировавшие мантры этой Веды, распознали эту двойную природу как Бога, так и Творения. Они кажутся кроткими и ужасными, в соответствии с типом того, кто это воспринимает. Но в конечном результате и в более глубоком смысле, эти мантры предназначены для того, чтобы раскрыть Атму и способствовать миру и процветанию человечества.

© Sri Sathya Sai Books and Publications Trust,
Prashaanthi Nilayam P.O., 515134, Anantapur Dist., (A.P.), India.

Перевод с английского В.В.Вернигора.