Топ-100
Несколько слов:
Саи говорит с садхакой. Часть 1

Садхака: Все приверженцы бхаратийской культуры воспринимают Веды как авторитетные источники по отношению к каждой жизненной ситуации. Они утверждают, что Веды - это корни их веры. Что именно означает слово "Веда"? Какова причина того, что Веды приобрели такую значимость?

Саи: Мой дорогой друг! Рожденный в Индии, которая и есть Бхарат, выставляя себя бхаратийцем, ты не знаешь, что же означает "Веда"! Хорошо. Веда - это название большой массы божественного знания. Веды учат Истине, которая не может быть пересмотрена или полностью изменена течением времени, проходящим через три стадии - прошлое, настоящее и будущее. Веды гарантируют благополучие и счастье трем мирам. Они даруют мир и безопасность человеческому обществу. Веды - это сопоставление Слов, которые есть Истина, увиденные мудрецами, достигшими способности получить их своим просветленным сознанием. В действительности, Слово - это само Дыхание Бога, Высшей Личности. Уникальная значимость Вед опирается на этот факт.

Садхака: Но, в области мирской жизни на повседневном материальном уровне, какой свет можно ожидать от Вед?

Саи: Каждое живущее в мире существо стремится обладать тем, что оно хочет, и избегать того, что ему не нравится. Знай, что Веды предписывают, как преуспеть в обоих этих устремлениях. То есть там изложено то, что необходимо делать, и то, чего нельзя совершать. Если следовать этим предписаниям и запретам, то это будет идти на пользу и позволит избегать зла. Веды имеют отношение к обоим материальному и духовному планам, к этому миру и к тому, что находится за его пределами. По правде говоря, вся Жизнь наполнена Ведами. Нет никого, кто не был бы обязан соблюдать их предписания. Слово "Веда" происходит из "вид", которое означает "знать". Поэтому Веда означает и включает все знание, Джнану. Человек отличается от других животных Джнаной, которой он наделен. Лишенный Джнаны, он - всего лишь животное, пасу.

Садхака: Говорят, что Веды неисчислимы, без конца (Ананта). Действительно ли все они являются полными вместилищами Джнаны?

Саи: "Ананто ваи Ведаа." Веды бесконечны. Но, заметь, что поначалу была только одна Веда. Позже она была разделена на Три и впоследствии на Четыре.

Садхака: Почему одна была разделена на несколько? Какой особый смысл был в этом?

Саи: Так как Веда была обширной и безграничной, то обычным людям было трудно изучать ее. Кроме того, требовалось бесконечное количество времени, чтобы закончить изучение. Из-за этого те, кто желали учиться, были переполнены опасениями. И поэтому очень немногие выказывали стремление и настойчивость в изучении Вед. По этим причинам необходимо было предпринять определенные усилия для того, чтобы сделать изучение достижимым для всех, кто стремился научиться. Поэтому рики, или гимны восхваления, в Веде были отделены от всего остального и сгруппированы под названием, Рик-самхита; Яджус-самхита; Саама стихи (которые могли исполняться под музыку) были сгруппированы под названием Саама-самхита, Артхарва мантры (формулы и заклинания) были собраны под названием Атхарва-самхита.

Садхака: Кто сгруппировал их таким образом?

Саи: Это был Вьяса, который был частичным проявлением Самого Нараяны (Бога Вишну). Он был сыном мудреца Параашара. Он в совершенстве владел священными писаниями и духовными трактатами. Он сам по себе был великим мудрецом. Он был опытным координатором. Ради содействия благоденствию человечества он откомпилировал Веду на четыре части и облегчил всем праведную жизнь. Он разделил Веду на четыре части и подготовил пять самхит.

Садхака: Четыре Веды являются четырьмя самхитами, как Ты только что объяснил. Для какой цели служит пятая? Откуда возникла еще одна?

Саи: Яджус-самхита (Яджурведа) разделилась на две, Кришна-Яджурведа-самхита и Шукла-Яджурведа-самхита. Таким образом, всего получилось пять. На этом процесс не остановился. В каждой из этих самхит появились три отдельных взаимодополняющих компонента. Эти священные писания возникли, чтобы просветить людей, обладающих различными ступенями понимания и различными уровнями сознания. Цель состояла в том, чтобы позволить каждому извлечь пользу из этого руководства и пересечь море страданий. Поэтому нет никаких следов конфликтов в любом из этих текстов.

Садхака: Как называются эти три разработки, три вспомогательных текста?

Саи: Брахманы, араньяки и упанишады.

Садхака: Что такое брахманы?

Саи: Это пояснительные тексты, связанные с мантрами или ритуальными формулами. Они ясно описывают жертвенные обряды и церемонии, которые должны соблюдаться при их выполнении. Существует много таких текстов, например Айтарея-брахмана, Тайтирия-брахмана, Сатапата-брахмана и Гопата-брахмана.

Садхака: А что такое араньяки?

Саи: Они изложены в стихах и в прозе. Они главным образом предназначены для наставления тем, кто после прохождения через стадии брахмачарьи (духовное обучение) и грихастхи (семейная жизнь), перешли на стадию ванапрастхи (жизнь отшельника в лесу). Аранья означает "лес". Можно сказать, что это тексты, которые необходимо настойчиво изучать, размышлять и медитировать о них в тишине в уединенном жилище. В них говорится о долге и обязанностях заключительной стадии активной жизни (карма канда), предварительной стадией перед полностью духовной (Брахма Канда).

Садхака: Свами! Я слышал, что термин "Брахма-каанда" используется для определенных текстов. Какое отношение он имеет к ним?

Саи: Эти тексты связаны как с жертвенными обрядами, так и с правилами праведного поведения. Они имеют дело со специальными особенностями церемониальных ритуалов и со специальными уточнениями и развитиями моральных кодексов.

Садхака: И, Свами, что такое упанишады?

Саи: Ими можно овладеть только благодаря интеллектуальному (разумному) различению (Вивека). Они заслуживают того, чтобы ими овладевали таким образом. Четыре цели изложены в священных писаниях для людей: Дхарма (Праведность, Справедливость), Артха (Процветание), Кама (Нравственное Желание) и Мокша (Освобождение). Видью или Изучение можно разделить на две части: Апара (Низшую) и Пара (Высшую). В то время как четыре Веды, более ранняя часть древнего священного писания, имеет дело с Апара (первыми тремя целями), более поздняя часть того же самого писания, Упанишады, имеет дело с Пара (последней среди целей).

Садхака: Откуда возникло слово веданта?

Саи: Сами упанишады и образуют веданту. В запоминании Вед нет никакой пользы; веданта должна быть понята и усвоена. Знание никогда не может достигнуть завершения, пока не овладели ведантой.

Садхака: Свами! Веды часто упоминаются как Шрути; почему?

Саи: Веды имеют девять названий, под которыми они упоминаются. Шрути - только одно из девяти.

Садхака: Каковы эти девять?

Саи: Шрути, Анушрава, Трайи, Аамнаая, Наамаамнаая, Чхандас, Сваадхьяая, Аагама, Нигамаагама.

Садхака: Каждое из этих названий должно указывать на определенные отличительные особенности. Я хочу узнать, как возникли эти названия и каковы их особенности. Пожалуйста, расскажи мне.

Саи: Конечно, эти названия имеют внутренние значения. Шрути означает "то, что было услышано". Гуру произносит ведический гимн, ученик слушает с однонаправленным вниманием и воспроизводит его с теми же самыми модуляциями голоса. Этот процесс повторяется до тех пор, пока ученик не овладеет каждым гимном. Следовательно, название Шрути уместно. Название Анушрава означает то же самое, "то, что слушали последовательно (раз за разом)." Теперь о слове Трайи. Оно означает "Три". Вначале было только три колляции (части) в Ведических священных писаниях - Риг Веда, Яджур и Сама Веда. Только эти три считались значимыми. Так что это слово использовалось, и оно осталось.

Слово "Аамнаая" получено из корня "мнаа", что означает "изучать". Так как Веды должны были изучаться непрерывно и настойчиво, все вместе они были известны как "Аамнаая", а также как "Намаамнаая".

"Чхандас" означает поэтический размер, который может быть положен на музыку, как в Самаведе. И сами Веды также обозначались этим названием.

Название Сваадхьяая применялось к Ведам, так как они передавались от отца к сыну и от поколения к поколению посредством процесса преподавания и изучения (Сваадхьяая).

Аагама означает "то, что пришло изначально." "Нигамаагама" является развитием того же самого слова. Веды произошли из Дыхания Бога; каждый их слог священен. Каждое слово - мантра. Все Веды - это мантры.

Садхака: Мантра? Что означает "мантра"?

Саи: Мантра - это изложение установленной цели; то есть то, что побуждает и продвигает манана или исследование через ум. Слог "ман" указывает на процесс исследования и слог "тра" означает "способность пересечь, освободить, спасти." Короче говоря, мантра - это то, что спасает, когда ум сосредотачивается (пребывает) на ней. Когда исполняются обряды и ритуальные жертвоприношения, человек должен постоянно напоминать себе об их природе и значении. Формулы, которые он должен повторять, чтобы достигнуть этого - это мантры. Но сегодня те, кто исполняют эти обряды, или повторяют их механически, или позволяют им просто катиться с языка. Они не уделяют внимания значению мантры. Когда мантры произносятся формально, как пустая болтовня, они не приносят плода! Человек может получить полное вознаграждение только тогда, когда он повторяет их со знанием смысла и значения. Каждая Веда имеет много "саакхов", и общее направление и цель каждой "саакхи" также должна быть известна Ведическому ученому.

Садхака: Что такое "саакхи"?

Саи: Саакха означает "ответвление", текст, проистекающий из основной Веды. Дерево имеет ветви, каждая ветвь имеет веточки и листья. Если все это представить вместе, то тогда в воображении возникнет дерево. Каждая Веда имеет большое количество главных ветвей и вспомогательных веточек. Не все из них заметны сразу. Лишь немногие были выявлены и изучены. Число саакхов, забытых и исчезнувших из практики, составит тысячи и даже сотни тысяч. Даже их названия исчезли; никто не может вспомнить их. Это причина того, почему священные писания заявляют "Веды бесконечны" (Ананто Ваи Ведаа). В результате каждый из великих святых и мудрецов брался за изучение и практиковал только несколько саакхов из одной Веды или другой.

Садхака: Что такое Ригведа? По отношению к чему применялось это название?

Саи: Ригведа - это собрание мантр или гимнов, восхваляющих Бога. Термин Ригведа может применяться по отношению к Богам, которых восхваляют.

Садхака: Какой Бог является наиболее восхваляемым и прославляемым в этой Веде?

Саи: Имеется много Богов, восхваления которым содержатся в ней. Ригведа рассматривает тридцать три из них как важных.

Садхака: Имеют ли эти Боги особенные отличающиеся формы или они человеческой формы?

Саи: Они имеют формы сродни человеческой.

Садхака: Пожалуйста, расскажи мне об их сварупе, их форме, хотя бы об одном или двух из них.

Саи: Сурья, Бог Солнца, имеет "лучи" в качестве Его рук. Огонь Агни, Бога Огня, является Его языками. Так они изображаются.

Агни, Бог Огня, рождается, когда твердая древесина (Арани) вращается (трется). Агни имеет родителей, но, как только Он рожден, Он съедает Его отца и мать, то есть куски древесины, чье трение производит искру. Агни описан как имеющий десять слуг. Они - десять пальцев, которые держат арани и работают с ним. Так как Он рождается каждый раз, когда арани ритуально используется, Агни назван Бахуджанма, Многократно рождающимся. Столбик дыма (дхума) указывает на Его присутствие, это - Его Флаг (Кету), так сказать. Поэтому Он имеет другое имя - Дхума Кету, под которым Он призывается.

Агни назван Яджна-Саратхи (Возничий жертвоприношения), поскольку Он приближается в этой колеснице к месту жертвоприношения Богам, которым делаются подношения церемониальным огнем. Он доставляет подношения предназначенным для этого Богам. В каждой Яджне (Жертвенном обряде) Агни - наиболее важный участник. Поэтому Его восхваляют как исполняющего ритуал во всех четырех ролях: Ритвик (священник), Хотха (произносящий молитвы), Пурохитха (исполнитель обрядов) и Брахма (контролирующий наблюдатель (супервизор) ритуала). Агни - самый близкий друг человека, поскольку без огня ему трудно было бы выжить. Принцип Огня лежит в основе человеческой деятельности - как внутри тела, так и вне его. Поэтому к Агни обращаются под именем Грхапати (господин дома). У Агни нет никаких предпочтений и предубеждений. Агни относится ко всем живым существам, всем расам и кастам одинаково, без какого бы то ни было различия. Поэтому к Нему обращаются под именем Самамитра (Тот же самый Друг).