Топ-100
Несколько слов:
Саи говорит с садхакой. Часть 2

Садхака: Каков главный урок, которому учит Ригведа?

Саи: Ригведа учит Единству. Она призывает всех людей преследовать одни и те же святые желания. Все сердца должны быть наполнены одним и тем же благим стремлением; все мысли должны быть направлены благими мотивами по направлению к благому завершению. Все люди должны следовать единому Пути Истины, потому что все - всего лишь проявления Единого.

Сегодня люди полагают, что урок о единстве человечества совершенно нов и что идея относительно движения по направлению к нему является очень похвальной. Но концепция человеческого единства нисколько не нова. Во времена Риг Веды эта концепция провозглашалась намного более ясно и решительно, чем сейчас. Это - выдающийся идеал Риг Веды.

Все - части Бога, Его Могущества, Его Энергии. Атма, которая является Реальностью в каждом, по правде говоря, Единое, проявляющееся как Многие. Веда настаивает на том, чтобы мы не обманывались различиями и отличиями. Это универсальное всеохватывающее мировоззрение отсутствует среди людей сегодня. Они умножили различия и конфликты, и их жизнь стала узкой и ограниченной. Риг Веда в древнем прошлом сносила ограничительные барьеры и ограниченные чувства и провозглашала Единство.

Садхака: Что такое Яджурведа? Почему она известна под этим названием?

Саи: Название получено из корня "Ядж". Он имеет большое количество производных, каждое со специфическим значением. Но наиболее общие значения - "Поклонение Богу" (Девапуджа) и благотворительность, раздача даров. Яджурведа описывает способы и методы выполнения яджны и яги, чтобы умилостивить богов. Адхвара также означает "пожертвование"; поэтому Яджурведа иногда упоминается как Адхвара Веда.

Садхака: Какой урок несет в себе Яджурведа?

Саи: Яджурведа имеет два варианта - один, сосредоточенный вокруг традиции Адитья, или Солнца, и другой, вокруг традиции Брахмы. Последний известен как Кришна (Темная) Яджурведа, а первый как Шукла (Белая) Яджурведа. Шукла-яджурведа широко распространена в северной Индии, в то время как Кришна-яджурведа преобладает в южной Индии. Вариант Кришна-яджурведы ближе к собранию гимнов Ригведы. Мантры или формулы, содержащиеся в ней, используются при поклонении богам и во время помещения в жертвенный огонь подношений Богам.

Кришна-яджурведа включала в себя восемьдесят шесть саакхов (ветвей), каждый со своими специальными пояснительными текстами. Но большинство из них исчезли из-за недостатка изучающих и практикующих их людей. Только четыре дошли до нас. Восемьдесят две утонули в водовороте времени.

Шукла-яджурведа имела семнадцать примечательных ветвей, но они также вынуждены были уступить разрушительным воздействиям времени. Сейчас только две из них доступны. Если мы примем во внимание, насколько исключительно важны и значимы (махатх) эти две, тогда мы сможем прийти к заключению о том, что уникальная ценность этой Веды почти не поддается описанию. Оценка славы и великолепия Вед - это задача, которую не под силу выполнить никому. Веды недостижимы ни посредством языка, ни воображения - "Ятхо Ваачо нивартанте, апраапья манасаа саха" (То, от чего отступают слова, недоступное даже для ума). Знайте, что это - правда, и ликуйте, что вы смогли об этом узнать. Те, кому стало известно об этом, действительно блаженны; ныряя в глубину, они добыли жемчужину; они достигли цели жизни, пурушаартха.

Садхака: Свами! Ты сказал, что Веда известна под девятью различными названиями. А есть ли еще какие-то другие?

Саи: Конечно же, разве ее можно обозначить всего девятью названиями? Она имеет намного больше имен. Например, она известна как Прашна, а также как Пратама-джа. Названия раскрывают различные аспекты Веды, контекст и характер учения.

Садхака: Прашна? Что это означает?

Саи: Всемогущий (Парамешвара) - это Прашнагарбха (Он, который содержит всю ясность и мудрость). Прашна имеет такие значения, как чистота, ясность, святость. Так что это слово указывает, что Всемогущий имеет интеллект, лишенный изъянов и загрязнений любого рода. Веда - это конкретизация в словах той Мудрости. Риши (мудрецы), обладающие очищенным сознанием и ясным интеллектом, завоевали милость все-пронизывающего Брахмана (Космической Сущности). Брахман побуждает и благословляет их визуализировать гимны и священные формулы (мантры). Те, кто познали Истину, поклоняясь Всемогущему, тоже осознавали и описывали Брахмана как Прашнагарбху.

Риши, визуализировавшие мантры, не были связаны последствиями цепей Кармы (деятельности); они растворяются в Брахмане и появляются из Брахмана, когда цикл творения начинается снова. Поэтому они были провозглашены как Аджах (нерождающиеся). Веда называет их этим именем. Сама природа этих риши - безупречная чистота. Поэтому, их тоже называют Прашна. Они прилагали такие отчаянные усилия в попытке обрести милость, что в состоянии сверхсознания (Самаадхи) Брахман явился им, проявив себя, и наградил их видением Брахма Яджны.

Садхака: Что такое Брахма Яджна?

Саи: Брахма Яджна - это Сваадхьяая, то есть интенсивное изучение и соблюдение Вед. Риши, будучи "нерождающимися" и поэтому наделенные Брахманом правом передать Истину, сформулировали в соответствии с видением, ими заслуженным, Яджны или жертвенные обряды, предназначенные для содействия миру и благополучию во всем мире. Веды признают в качестве Риши только тех, кто хранит как сокровище в своих сердцах понимание мантр, высшей истины, смысла и значения Брахмана (Космической Сущности) и Дхармы (Законов Социальной Гармонии и Индивидуальных Прав и Обязанностей). Ритуальные жертвоприношения, санкционированные и принятые такими Риши, называются Яджнами.

Страстное стремление к Истине - это Тапас или Аскетизм. Поскольку Брахман может быть завоеван через Тапас, Его называют Тапуджа (достигаемый через Тапас), а ответ Брахмана на Тапас описывается как Слово Бога (Дева-ваак), Голос Бога (Дева-ваани).

Тапуджа буквально означает "рожденный из Тапаса"; но при этом не предполагается, что Космическая Сущность (Брахман) не существовала, пока Тапас не сделал Ее очевидной! Брахман существует во все времена; у Него нет Начала; Время не затрагивает Его. "Рожденный из Тапаса" означает "Он раскрывает Себя тому, кто прошел через Тапас", Он Существует всегда; В этом Его воля. Он проецирует Себя как Ваак, Слово. Это Слово - это мантра Веды. Поэтому Всемогущий описан в Веде как Творец Мантры (Мантра-крит), Создатель Риши (Риши-крит), помимо тех имен, которые встречаются в различных местах, например "Проявляющийся Сам из Себя" (Сваямбху), Тапуджа (рожденный из Тапаса) и т.д.

Я упомянул имя Прашнагарбха. Это очень значимое имя Всемогущего. Оно означает "пища (анна)", "вода (джала)", "делающий бессмертным нектар (амрита)" и "мудрость Вед". Так как Всемогущий Брахман имеет все это в Себе, в чреве (гарбхе), поэтому Он назван Прашнагарбха. В соответствии с этим Брахман заявляет о Его собственной Реальности как имеющий Форму Веды (Веда-рупа).

Садхака: Свами! Пратамаджа - другое имя, которое Ты упомянул. Что означает это слово?

Саи: Три (Трайи), то есть Веда, восхваляется как Пратамаджа в Веде; "Упастхаая Пратамаджаам" - это утверждение демонстрирует веру в то, что Видья (высшее изучение) может быть достигнута через упастху (почтительное исследование) Пратамаджи, или Перворожденного. Только при смиренном исследовании священного Веда-ваак (Слова Веды) становится возможным овладеть знанием Брахмана (Брахма Видьей) - именно это требуется, не устная декламация Веды, а постоянное "служение", сознательное поклонение Ведам с полным пониманием значения слова и его предписаний. Об этом совершенно отчетливо говорится в том утверждении.

Садхака: В какой Веде, Свами, встречается имя Пратамаджа?

Саи: В Риг Веде. Поймите, что Пратамаджа и другое подобное выражение, Пурваджа, указывают на невозможность обнаружения того, когда Веда была открыта впервые. Она не имеет начала. Именно по этой причине мудрец Валмики восхвалял это Слово (Ваак) как Первое едва заметное таинственное Слово (Агра Ваак). Первой конкретизацией Космической Воли был Космос или Космический Исток (Хираньягарбха); это также - Пратамаджа. Знание Безличного и его проекции как Персональное (Брахма Видья) - это также Пратамаджа, Первоначальное Понимание, согласно Веде. И Брахман, и Хираньягарбха иногда упоминаются как Пратамаджа.

Садхака: Кто из них двух действительно является Пратамой, то есть Первым?

Саи: Брахман самый первый. Он всегда есть и был. Хираньягарбха рождена из него. И Веда также исходит из него. Термин Пратамаджа очень уместен для Вед. Так как риши слушали и произносили Веду, она также получила название Аарша, то есть связанная с риши.

Веда - это источник Дхармы, нравственной жизни, праведного поведения. Те, кто соблюдают нормы, касающиеся обязанностей и табу, так, как изложено в Веде и как интерпретируется в соответствии с правилом мимамсы, заслуживают имя приверженцев Дхармы. Те, кто интерпретируют их в соответствии со своими собственными желаниями - приверженцы а-дхармы. Это - артха.

Садхака: Артха? Что это означает?

Саи: Это означает провозглашение (декларацию) различения! Веды - это выражение высоко одухотворенного видения мудрецов или риши. Ведические мантры - драгоценное сокровище, добытое риши для освобождения человека. Так говорит Риг Веда.

Брахманическая концепция Вед также обозначена словом, последний слог которого "са". По этой причине Веда означает богатство (дхана), мудрость (джнана) и наивысшее могущество (парам айшварья). Богатство, указанное здесь, отлично от мирских приобретений и владений. Это те средства, с помощью которых может быть достигнута высшая цель. Другими словами, богатство, приобретенное через милость матери Веды (Веда маата) - это сама наимогущественнейшая Мудрость. Именно поэтому ведические риши молились таким образом: "Бог! Ты - само воплощение Веды (Веда Сварупа). Наполни меня, но не бременем рогатого скота и детей, а Мудростью, которая является источником Парам Айшварья. Я буду полностью удовлетворен этим богатством (дханой). И поскольку такое богатство способно использоваться для служения Тебе, Ты также будешь доволен, когда я буду иметь его."