Топ-100
Несколько слов:

11

Я намеревался познакомиться с Вангой. Но, учитывая официальный статус Людмилы Живковой, не посвящал ее в свои планы. Обратился к своему старому знакомому — тот нередко бывал у Ванги и пользовался ее расположением — с просьбой отвезти меня в Петричи. Он обещал, и я начал готовиться к поездке. Но каким-то образом это стало известно Людмиле. Она спросила меня:

— Говорят, вы хотите увидеться с ясновидкой?

Я подтвердил и сообщил, что собираюсь ехать в Петричи.

— Не надо ехать, — сказала Людмила.

— Почему? — удивился я.

— Послезавтра, в пятницу, Ванга сама приезжает в Софию. Если хотите, я помогу вам встретиться с нею. Мы с Вангой, — добавила она, — большие друзья.

12

Я подъехал к дому — типовому современному дому — как и договаривались, примерно к пяти. Поднялся на третий этаж. Дверь в квартиру была предусмотрительно распахнута.

Я вошел в комнату и увидел двух женщин в одинаковых черных одеяниях. Одна — с пустыми глазницами вместо глаз и с добродушно-лукавым выражением лица (я догадался, что это Ванга). Вторая — ее сестра (Любка).

Там же находилась Людмила Живкова. Она приехала заранее, чтобы сообщить о неожиданном госте. Но Ванга не дала ей этого сделать. Только Людмила переступила порог, как услышала:

— А где писатель из Москвы? Его ждут.

Ванга встретила меня шумным восклицанием, лестным для меня, но поскольку это имело сугубо личный характер, я его здесь не привожу. И сразу — не успел я усесться — озадачила странным вопросом: бываю ли я в Ленинграде? Я отвечал, что давно уже там не был.

— Ты должен бывать в Ленинграде, — заявила Ванга, — и не менее трех-четырех раз в году.

Голос резкий, отрывистый. Форма обращения — иной она не признает — на «ты». Утверждения, которые она формулирует весьма категорично, перемежаются самыми разнообразными вопросами. Но если в ответе есть несоответствие или неточность, тут же со смехом поправит тебя. Тем самым как бы заранее предупреждает: хитрить со мной или о чем-то умалчивать не надо; это бесполезно.

То, что я писатель, Ванга уже знала, но уточнила, что я пишу.

— Стихотворения.

— А песни?

— Нет.

— Должен писать стихотворения, — энергично воскликнула Ванга, — всю жизнь будешь писать стихотворения.

И пообещала:

— Знаний много, а будет еще больше, и ты будешь передавать их людям.

Спросила, где работаю над своими вещами: в комнате или вне комнаты под открытым небом?

— И так, и так.

— Лучше, чтоб работал вне комнаты, в роще, в саду, близ реки. И должен быть обязательно в легкой обуви.

Объяснила, почему именно в легкой.

— Тяжелая — мешает небу.

Дала ряд рекомендаций (кстати, весьма целесообразных с практической профессиональной точки зрения). Сожалею лишь об одном, что не всегда мне удается им следовать. Например, она говорила:

— Твое лучшее время для работы — до десяти утра. Причем начинать работать ты должен натощак. Вставай из-за письменного стола лишь когда почувствуешь голод. Работа должна продолжаться — с перерывом на завтрак — до двенадцати часов, не более. После этого упорствовать и напрягаться не стоит.

В порядке исключения можно работать и после двенадцати, но только в дневное время; вечером же — ни в коем случае!

(По словам Ванги, вечером сверху не помогают или помогают очень мало, а без такой помощи ничего путного получиться не может.)

А вот рукопись, над которой трудишься, Ванга советовала на ночь оставлять открытой. Зачем? Затем, чтоб вбирала в себя небесные излучения и небесные силы. Назавтра это может обернуться непредвиденной удачей.

Сообщила некоторые сведения обо мне же самом.

— Твой мозг устроен таким образом, — сказала она, — что сразу и непосредственно воспринимает и фиксирует Учение.

Я поинтересовался: какое Учение имеется в виду.

— Учение Белого Братства, — сказала Людмила, но переадресовала мой вопрос Ванге. Та отвечала — это буквальные ее слова, — что речь идет о древнем индийском Учении. Напечатанное в новых книгах, оно завоюет весь мир.

— Ты, — кивок в мою сторону, — в своих трудах утверждаешь это Учение.

И добавила:

— Через два года образуется обстановка, когда тебе будет легче давать свои мысли. Через два года начнется поворот.

И опять о Ленинграде:

— Как только представится возможность — немедленно поезжай в Ленинград. Там тебя ждут не только живые, но и умершие.

Надо сказать, что характер нашего разговора для Ванги — во всяком случае на первых порах — был несколько непривычным. Он развивался не по традиционному сценарию. Я не задавал ей вопросов. Не интересовался ни своей судьбой, ни судьбой своих близких. Не был озабочен проблемами здоровья. Поэтому ей самой пришлось проявлять инициативу, искать что-то на ощупь, спрашивать и получать ответы не всегда ей понятные. Немудрено, что она почувствовала усталость. Прервала беседу. Сказала, что ей необходима передышка. Ушла на кухню, чтоб подкрепиться молоком, побыть в одиночестве. Людмила высказала предположение, что мы застали Вангу как бы врасплох. Она оказалась неподготовленной к восприятию тех новых вибраций, что пришли вместе с нами. Но если это и так, то освоила она их быстро. Через пять-шесть минут Ванга вернулась, отдохнувшая, посвежевшая, и никаких признаков утомления больше не выказывала. А прощаясь, заявила, как всегда твердо и категорично:

— Пусть этот человек приезжает как можно чаще. Я хочу с ним разговаривать.

13

Признаюсь: у меня сложилась гипотеза, которая, как мне казалось, давала ключ к разгадке феномена, именуемого Вангой. Суть ее состояла в следующем. Подсознание каждого человека содержит всеобъемлющую информацию о жизни в целом и мельчайших подробностях именно его жизни. По большей части мы о ней и не подозреваем, поскольку на поверхности сознания эта информация не держится. Но существуют люди, обладающие способностями (Ванга из их числа) «считывать» данную информацию. Разумеется, это чудо, но чудо все же понятное и в какой-то степени объяснимое.

Поэтому я не удивлялся, когда Ванга называла имена моих родственников, эффектно угадывала некоторые эпизоды прошлого, была точна — это всегда поражает воображение — в самых незначительных деталях: говорила, например, что я живу на шестом этаже (что соответствует действительности); описывала болезнь матери — отложение солей в ногах — и рекомендовала весьма нетрадиционные методы лечения, опережая вопрос, который я собирался, но не успел задать.

Момент удивления пришел позже, когда моя стройно-логическая концепция развеялась как дым. Вот как это произошло.

Ванга спрашивает:

— А где живут твои родители? Где они находятся сейчас?

Я отвечаю: живут в Воронеже, там сейчас и находятся.

На несколько мгновений Ванга отключается от разговора и вдруг решительно и убежденно восклицает:

— Не, не. Их сейчас нет в Воронеже, они у тебя, в Москве.

На другой день я не поленился: звоню к себе. И что же: к телефону подходит мать. По каким-то делам они с отцом неожиданно приехали в Москву. Поездка не планировалась, я ничего о ней не знал и потому никакой информации на этот счет ни в моем сознании, ни в моем подсознании не имелось.

14

Вновь я увиделся с Вангой несколько месяцев спустя. Это было в декабре семьдесят девятого. Людмила опять представила меня. Но Ванга честно призналась, что я начисто выветрился из ее памяти. Опять спросила о моей профессии. Где живу? «В Москве». И опять-таки будто восстановив в памяти нечто очень важное — о том же самом, что и в прошлый раз: бываю ли я в Ленинграде?

Пояснила, почему с такой настойчивостью повторяется один и тот же вопрос.

— Там много погибших. Души их молятся и создают очищенное пространство, и в этом очищенном пространстве будут проявляться выдающиеся духи. В духовном отношении, — сказала Ванга, — Ленинград сегодня выше Москвы.

Неожиданный вопрос ко мне:

— Почему переименовали город?

Выслушав объяснение, говорит:

— Заслуженная перемена. Царь Петр радуется этой перемене.

На этот раз ее советы как бы обретают форму приказа. Фразы четкие, резкие, рубленые.

— Никогда и ничего не должен бояться. Ни при каких обстоятельствах не должен поддаваться унынию. Над тобой — покров и покровитель. Никаких суеверий и предрассудков не должно быть на твоем пути. Иди прямо. Вставай рано утром. Пиши. Перед работой и во время работы мой руки и лицо холодной водой. Твой день — вторник. В этот день все удастся тебе, если приложишь усилия, если изгонишь сомнения.

А в заключение долго расспрашивала о жене.

— Как зовут?

— Лариса.

Ванга одобрила это имя. Как известно, в переводе с греческого оно означает «чайка», но Ванга почему-то дала ему совершенно иное толкование.

— Лара, — сказала она, — это имя красивого цветка, который живет в воде. Он точно такой же, как лотос. Она будет много помогать тебе и Учению.

Строго спросила, почему не приехала вместе со мною? Я отвечал, что это довольно сложно.

— Пусть приезжает. Я скажу ей несколько слов, и она все поймет.

Эти слова впоследствии — когда удалось организовать нашу совместную поездку — были сказаны. Суть их состояла в том, что Лариса в далеком прошлом была болгаркой. Была женой одного вождя. А так как воплощение это очень значимо, то она должна периодически посещать Болгарию.

— Твой путь вверх, — говорила Ванга, обращаясь к Ларисе, — лежит через Болгарию. Здесь, как нигде, тебе легко будет воспринимать звуки и слова, идущие с неба.

15

Как правило, мы встречались с Вангой на загородной вилле Людмилы Живковой. Но однажды пути наши сошлись в бывшем царском дворце под Софией. Тени прошлого тотчас же обступили Вангу, и со смехом она стала описывать вставшее перед ее внутренним взором: рука с перстнем, стучащаяся в окно, цыганский хор, танцующие цыганки, высокий смуглый брат царя Кирилл, праздный прожигатель жизни, по словам Людмилы (ему принадлежал этот дворец). Одну из бесед Ванга разрешила записать на магнитофон. Потом чуть ли не целый день мы возились с аппаратом, расшифровывая пленку.

Разумеется, я старался — раз уж сложилась такая благоприятная ситуация — как можно внимательней вникать в тайную механику процесса яснослышания и ясновидения. Нетрудно было, например, заметить, что для Ванги прошлое, настоящее и будущее существуют как бы одномоментно. Но я заметил и другое, что порой она затрудняется провести линию раздела между ними. Как-то зашла речь об институте, в котором я работаю. Это бывший дом Герцена на Тверском бульваре. Ванга говорит: «Вижу рядом с ним монастырь». Но никакого монастыря здесь нет во всей округе. Выходит — Ванга ошиблась. Однако вспоминаю: до революции по соседству с институтом действительно располагался Страстной монастырь. При советской власти его снесли. Значит — во всяком случае такой вывод сделал я — произошла некая аберрация внутреннего зрения, при которой контуры прошлого вписались в панораму настоящего.

Иногда Ванга задавала загадки и приходилось ломать голову, чтоб выяснить, чем вызван тот или иной причудливый поворот ее мыслей. Помню, каким недоразумением ознаменовалась встреча моей жены с Вангой. Вдруг ни с того ни с сего баба Ванга стала говорить нечто, не имеющее, казалось бы, никакого к ней отношения.

— Вижу того, кто находится в Индии. Вижу жену с черными волосами и красным цветком в волосах.

Мы поначалу решили, что она что-то перепутала. Людмила сказала, имея в виду Ларису:

— Она приехала не из Индии; она из Советского Союза.

Но Ванга продолжала свое:

— Пришло очень много духов из Индии. А жена не белая, но красивая, и всегда в волосах у нее цветок.

Не знаю, сколько б длилось наше недоумение, если б я не вспомнил: на плечи Ларисы накинута шаль кустарного производства, которую я привез из долины Кулу — подарок Святослава Николаевича Рериха. Очевидно, «заработало» информационное поле гималайской шали и перед Вангой ожили облики Святослава Николаевича и Девики Рани. А надо сказать, что неизменный компонент прически Девики Рани — красная гвоздика или какой-нибудь другой яркий цветок.

Моя догадка оказалась правильной. Ванга кивнула головой, когда я упомянул имя Святослава Рериха. И заключила:

— Духи говорят, что жена должна носить цветок в волосах не только в Индии, но и когда они приедут к нам или в другую страну. Это для нее очень важно.

Сколько раз мне приходилось убеждаться, что для Ванги не существует ограничений в пространстве и времени. Помню, с какой детальной точностью описывала она мои родные места под Воронежем, где я постоянно бываю и где на фоне столь привычного для меня пейзажа работаю над стихами.

Но, как всегда, вначале вопрос:

— Что такое «Дон»? Я слышу слово: «Дон».

Я отвечаю: Дон — это река.

— Вижу холм. Вижу реку. Вижу тебя на холме. Река быстрая-быстрая.

Я подтверждаю. Движение воды здесь настолько стремительно, что невозможно плыть против течения.

— Река широкая? — спрашивает Ванга. — Сколько метров?

— Метров сто, — рассеянно отвечаю я.

Но Ванга тут же опровергает меня.

— Шире. Говорят, что двести — двести пятьдесят метров.

Я соглашаюсь, потому что это, пожалуй, больше соответствует действительности.

— А что за памятник на холме?

— Военным летчикам.

— А почему около него вижу космонавтов?

— В его открытии принимал участие космонавт Береговой.

С неожиданной силой, обращаясь ко мне:

— Ты здесь должен бывать постоянно. Этот холм особый. Чтобы почувствовать его токи, надо ходить босиком. Тут растут целебные травы. Тут находится целебный источник. Постоянно держи в своей памяти реку, холм, памятник.

После минутной паузы:

— В России много священных мест. Этот холм тоже освящен. Здесь трижды бывал святой Сергей и трижды благословил его. На этом месте он воздвигнул крест. Поэтому ты должен чувствовать себя здесь как в церкви. Ты должен приходить сюда, чтоб получать силу от Святого Сергия.

Пройдет пять лет, и эти слова Ванги (к тому времени полузабытые) воскреснут в моей памяти, и вот почему. На соседнем холме начнутся раскопки. Почти сразу экспедиция наткнется на остатки древнерусской крепости. Возникнет гипотеза, что это и есть тот самый летописный Воронеж, следы которого считались безвозвратно утерянными. Руководитель экспедиции профессор Пряхин поделится со мной планами на будущее. Оказывается, они намечают провести раскопки и того бугра, который долгие годы служил мне своеобразным рабочим кабинетом. По их предположениям, там находится княжеское захоронение. Предварительная рекогносцировка уже проделана. Внизу у подножия бугра они обнаружили небольшой родничок, о существовании которого я не подозревал. Вместе с Пряхиным я спускался к этому родничку и пил из ладоней чистую ледяную воду. А сам думал: не тот ли это целебный источник, о котором мне говорила Ванга?

16

Контакты с незримым миром были для Ванги незыблемой реальностью. Она не делала из них секрета, да и как могла она это сделать, когда все свои сведения — подчас малоизвестные, а то и вовсе неизвестные — она, по собственному признанию, получала оттуда.

Жаловалась:

— Иногда сплю всего лишь один час в сутки. Духи не дают покоя. Тормошат, будят. Говорят: «Вставай. Пора работать».

Ванга давно уже строгая вегетарианка. Но случается, что целыми днями она вообще не испытывает потребности в пище. Ограничивается одной водой, некипяченой, студеной — другую не любит. И вот что удивительно: при этом не чувствует ни малейшей усталости. Испытывает прилив бодрости. Кто знает, не является ли это результатом общения с незримым миром, который при определенных условиях может давать незримую энергетическую подпитку.

По описанию Ванги, духи прозрачны и бесцветны («как вода в стакане»). Но в то же время они светятся («как жар в печи»). Ведут себя как люди. Сидят. Ходят. Смеются. Плачут. В последнее время твердят одно и то же: «Не бойтесь. Мир не идет уже к гибели».

Ванга объяснила, почему любит встречаться со мной:

— С тобой приходят духи. Много-много духов. По большей части я их не знаю. Это те, которые жили еще до Ленина и которые выше Ленина.

Однажды она мне сообщила, что ощущает присутствие Николая Рериха. Я не удержался от соблазна лишний раз проверить ясновидческий дар Ванги. Спросил:

— А какого цвета глаза у Рериха?

Дело в том, что многие — я это знал — почему-то считают, что глаза у него карие или черные. Но Ванга незамедлительно и безошибочно отвечала:

— Синие-синие.

После небольшой паузы добавила:

— Точнее: небесные. Как у Христа…

Ванга рассказывала, каким образом узнает о скорой кончине того или иного человека.

— Я вижу рядом с ним высокого мужчину с удивительно прекрасным лицом. Но от него веет холодом, как от ледяной горы. Когда приходит ко мне человек в сопровождении вот этого спутника — он-то его не видит, но я вижу, — я понимаю, что дни его сочтены. Но говорить ему об этом напрямик не имею права.

17

Что привлекало и подкупало в пророчествах бабы Ванги (на которые она была весьма щедра), так это отсутствие тумана, двусмысленных фраз, дающих повод для разноречивых, а подчас и диаметрально противоположных толкований. На дельфийских оракулов она, по счастью, не походила. Ее предсказания (если не все, то многие) были четкими, ясными и — самое главное — нередко поддавались проверке в ближайшем будущем. Вот один из таких примеров.

В первую же нашу встречу — летом семьдесят девятого — Ванга заговорила со мной об Индире Ганди. «Ты друг Неру и Индиры Ганди», — с присущей ей категоричностью заявила она.

И сразу же сообщила — учтите, это говорилось тогда, когда Индира Ганди находилась в оппозиции, недавно сидела в тюрьме, — что вскоре она опять придет к власти. Тогда еще не планировались досрочные парламентские выборы — это будет позже — и никакая компьютерная установка не могла бы с такой уверенностью прогнозировать ход событий, как это сделала простая и не очень грамотная болгарская крестьянка. Во всяком случае, насколько мне известно, в нашем советском посольстве в Дели шансы Индиры Ганди на победу, когда было объявлено о досрочных выборах, приравнивали к нулю.

Правда, Ванга добавила — и это тоже зафиксировано в моем болгарском дневнике, — что пост главы государства она будет занимать недолго и что ее пребывание у власти прервет смерть. Как вы знаете, так оно и случилось.

Но, разумеется, отнюдь не все предсказания бабы Ванги могли быть восприняты с налета. Порой требовались определенные усилия, чтобы проникнуть в смысл ее слов. Порой он прояснялся лишь тогда, когда исполнялось предсказанное.

«Через два года, — говорила при первой нашей встрече Ванга, — тебе будет легче доносить до людей свои мысли, через два года начнется поворот». Он и начался — только тогда я не сразу осознал это, — когда весной восемьдесят первого года я приступил к работе над книгой «Семь дней в Гималаях». Я шел на сознательный риск, ибо писал подцензурную книгу: ведь на духовно-религиозной теме — а она была ключевой в рукописи — стояло официальное табу. Но вопреки очевидности и вопреки охранительно-запретной логике того времени появилось то, что по идее никак не могло появиться. Повесть «Семь дней в Гималаях» была опубликована, да еще массовым тиражом, в журнале «Москва». Тогда это было своего рода знамение.

Маленький эпизод из того же периода жизни. Когда я работал над рукописью, то с отдельными частями и фрагментами последовательно знакомил свою жену — строгого и взыскательного редактора всех моих вещей. Читаю очередную главу: речь в ней идет о вегетарианстве и главная мысль состоит в том, что не следует отказ от мясной пищи превращать, как это делают некоторые, в самоцель. Внезапно она прерывает меня:

— А помнишь, что тебе говорила Ванга?

А что она говорила? Вспоминаю:

— Ты пишешь о пище? — спросила она у меня.

Удивленный неожиданным вопросом, отвечаю:

— Нет, не пишу и не собираюсь писать.

— Сейчас рано, — внушительно сказала Ванга. — Но через два года будешь об этом писать.

И вот свершилось: я и не заметил, как во исполнение предсказания Ванги я действительно начал об этом писать.

Следует сказать, что глобальные прогнозы бабы Ванги были обнадеживающи. «Войны не будет», — утверждала она тогда, когда ядерное противостояние достигло критической точки, когда мир висел на волоске, который могла оборвать любая случайность, небрежность, не говоря уже о злом умысле. Кстати, когда на своих авторских вечерах мне доводилось, но, естественно, в общих чертах рассказывать о бабе Ванге и я приводил ее пророчество «Войны не будет», зал непроизвольно взрывался аплодисментами.

«Через шесть лет мир начнет решительно меняться». Не забудьте, что это говорилось в разгар брежневской эпохи, в семьдесят девятом году. «Старые вожди уйдут. Придут новые».

И наконец — это с некоторой торжественностью в голосе Ванга повторяла не однажды — «Новый человек под знаком Нового Учения явится из России».

18

Ванга ощущала себя своеобразным резонатором, действующим не по своей воле. То, что шло через ее сознание, было сильнее ее и не всегда было ей понятно. Поэтому случалось, что иногда она обращалась за разъяснением к нам. Помню очередной непредсказуемый вопрос:

— Кто такой Горький?

— Писатель. А в чем дело, Ванга? — спрашиваю я.

— Он здесь. Он тебе помогает. Он стал ясновидцем. Ты пишешь о нем?

— Нет.

Убежденно:

— Ты будешь о нем писать.

В другой раз:

— Слышу: Рама, Рама. Вижу: везде ему поклоняются. Кто такой Рама?

— Индийский бог.

— Передайте Индире Ганди, — вдруг говорит Ванга, — пусть не плачет о своем сыне (тот незадолго перед этим разбился, совершая полет на спортивном самолете). Тот, кого в Индии называют Рамой, приблизил его к себе. Он рядом с ним.

А из-за одного имени у нас вышла путаница. Поначалу оно показалось мне незнакомым.

— Подошел дух, — сообщила мне однажды Ванга. — Он говорит, что его зовут Томас. Кто это?

— Понятия не имею, — отвечал я.

И лишь потом в Москве я сообразил, что «Томас» это ведь Фома. А я как раз тогда увлекался апокрифическим Евангелием от Фомы. Даже взял в качестве эпиграфа к одной своей поэме изречение из этого Евангелия: «Некогда вы составляли единство, но вас стало двое».

Вот почему, когда при нашей следующей встрече снова появился «Томас», я сказал бабе Ванге, что, по всей вероятности, это апостол Фома.

— А! — обрадованно воскликнула она. — Фома неверный.

И восхищенно:

— О, какой это большой Дух!

И тут же — я даже вздрогнул, настолько это было неожиданным — перешла на язык гностического Евангелия.

— Я — Он. Мы — Он. Мы это Он, который снова идет в мир, как и было Им обещано. Все апостолы ныне в движении, все апостолы находятся на земле, ибо время Духа Святого уже наступило. Но самая высокая миссия выпала апостолу Андрею. Он — приуготовитель путей Христовых в краю заповеданном.

19

Ванга была глубоко верующим человеком. Неукоснительно соблюдала все православные обряды. Порицала даже болгарское духовенство за то, что они, в отличие от российского, перешли на новый календарный стиль, нарушая привычную череду церковных праздников. И тем не менее вопреки тому, что исповедовала — это обычно происходило после кратковременного погружения в состояние транса, — она заявляла:

— Все религии упадут. Останется лишь одно: Учение Белого Братства. Как белый цветок, покроет оно Землю, и благодаря этому люди спасутся.

Учение, в связи с которым то и дело возникали имена Рерихов и Блаватской, чрезвычайно занимало воображение Ванги. Она называла его огненной Библией.

— Это Новое Учение, — говорила она, — но построенное на основах старого. Старое здесь можно сравнить с корнями, а новое — как цветок, распустившийся на солнце.

По ее словам, тайная глубинная работа над Учением теперь закончена. Оставаться тайной оно больше уже не может. Как огненный поток, ворвется оно к людям.

— Новое Учение придет из России, — пророчила Ванга. — Будет чистой Россия, будет Белое Братство в России. Отсюда Учение начнет свое шествие по всему миру.

— Твое вдохновение, — кивок в сторону Людмилы, — тоже из России. Очень важны твои Детские Ассамблеи. Ты правильно угадала, что семена Учения через детей распространятся везде и всюду.

Ко мне:

— Мало работаешь для Белого Братства. Двадцать лет — начиная с этого момента — ты должен работать так, чтоб Учение стало известно всей планете. Через двадцать лет — раньше не получится — соберете первую большую жатву.

20

При всем глобальном оптимизме бабы Ванги в ее пророчествах нет-нет да и проскальзывали апокалипсические нотки. Она говорила, что у каждого народа есть своя звезда, которая насыщает его светоносной энергией. Однако бывают и исключения. У некоторых народов, говорила она, нет звезды, а есть планета. Так вот: Новое Учение (по словам Ванги, «белое-белое, как снег») создаст новые условия (по словам Ванги, «все станет белым-белым, как молоко»), в которых эти народы не смогут выжить, во всяком случае, духовно. В непривычной для них атмосфере они как бы задохнутся. Народ, у которого вместо звезды планета или — что то же самое — погасшая звезда, погаснет и сам, утверждала Ванга, как свеча на слишком сильном ветру.